Вечер накануне Ивана Купала
Вечер накануне Ивана Купала | |
---|---|
Вечер накануне Ивана Купала | |
Жанр | повесть |
Автор | Николай Гоголь |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1830 год |
Дата первой публикации |
1830 год в журнале «Отечественные записки» 1831 год в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
Издательство | типография А. И. Плюшара |
«Вечер накануне Ивана Купала. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви» — повесть Николая Васильевича Гоголя написанная им в 1830 году и впервые опубликована в феврале—марте этого же года в литературном журнале «Отечественные записки» под заглавием «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная дьячком Покровской церкви». В 1831 году опубликована в первой части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» объединённых темой малороссийского фольклора и напечатанные в типографии А. И. Плюшара под подзаголовком «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». В основу сюжета повести положен славянский языческий праздник Ивана Купала, русской православной церковью приуроченный к Рождеству Иоанна Предтечи.
Предистория
Повесть Николая Васильевича Гоголя написанная им в 1830 году и впервые опубликована в феврале—марте этого же года в литературном журнале «Отечественные записки» под заглавием «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала. Малороссийская повесть (из народного предания), рассказанная дьячком Покровской церкви». В основу сюжета повести положен славянский языческий праздник Ивана Купала, русской православной церковью приуроченный к Рождеству Иоанна Предтечи. Гоголь в процессе написания повести активно собирал всевозможный украинский фольклор, в письме от 30 апреля 1829 года писатель, обращаясь к матери Марии Ивановне за помощью в собирании этнографических и фольклорных материалов, просил, в частности, сообщить ему «названия платья, носимого ... крестьянскими девками, до последней ленты и обстоятельное описание свадьбы и несколько слов... о Иване Купале и подробнее о разных духах с их названиями и делами»[1]. 3 июня 1830 года Гоголь писал о повести своей матери : «Литературные мои занятия и участие в журналах я давно оставил, хотя одна из статей моих доставила мне место, ныне мною занимаемое». В 1831 году во второй редакции и переработанная писателем повесть опубликована в первой части сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» объединённых темой малороссийского фольклора и напечатанные в типографии А. И. Плюшара под подзаголовком «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком»[1][2][3][4]. В 1873 году повесть вошла в сборник «Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах» типографии А. И. Мамонтова; в 1880 году вошёл в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород» в «Типографии Т. И. Гагена»; в 1893 году вошла в том первый сборника «Сочинения Николая Гоголя в пяти томах» издательства А. Ф. Маркса; в 1899 году вошла в «Полное собрание сочинений в одном томе» «издательства Вольфа». В последующем эта повесть была переведена на английский, немецкий, испанский, французский и украинский языки[5].
Основные персонажи
- Фома Григорьевич — старый дьячок местной церкви, рассказчик истории о Петро и Басаврюке
- Петр-Петрусь — сирота, бедняк, красивый молодой человек
- Грицько, Вакула, Левко — молодые парубки, отважные, смекалистые, добрые
- Яков Корж — жадный богатый казак
- Пидорка — дочь Коржа, красавица
- Ивась — сын Коржа шести лет
- Оксана, Параска, Ганна — юные панночки, чьи родители предъявляют высокие требования к женихам
- Пацюк, Шпонька, Чуб, Хивря — комические персонажи
- Басаврюк — дьявол в человеческом образ[6][2][3]
Сюжет
Рассказ ведёт дьячок Фома Григорьевич. Сюжет разворачивается на малороссийском хуторе где живёт батрак по имени Петро-Петрусь. Петро влюблён в красавицу Пидорку, дочь зажиточного казака Якова Коржа. Однажды накануне праздника Ивана Купала Яков Корж застаёт дочь в обществе Петро и даёт знать батраку, что его дочь никогда не будет вместе с таким бедняком как он. Вскоре на хуторе появляется богатый польский шляхтич, за которого Яков Корж пытается выдать замуж свою дочь. Петро в очаянии идёт в шинок чтоб напиться и там встречает дьявола Басаврюка который принял образ человека и вёл разгульный образ жизни. Басаврюк показывает Петро свои золотые червонцы и обещает ему помочь в любовном деле и в деле обогащения. Ночью Басаврюк и Петро оказываются в Медвежьем овраге, и батрак находит под цветком папоротника клад с богатством. За это на глазах у ведьмы Петро вынужден убить Ивася — младшего брата Пидорки, после чего клад в виде золота оказывается в его руках. После этого Яков Корж меняет своё мнение о Петро и выдаёт свою дочь за него. Вскоре разбогатевший Петро заболевает. Он постоянно находится с найденным кладом. Пидорка приводит к мужу старую знахарку, однако Петро понимает, что это и есть ведьма, которой он отдал когда-то найденный цветок папоротника, и бросает топор в колдунью. Старая ведьма исчезает, и на миг Пидорке предстаёт призрак убитого им младшего брата Пидорки. Вскоре Петро исчезает, а в мешках вместо золота оказываются битые черепки. Пидорка уходит на богомолье в Киев, в лавру. Явился вскоре Басаврюк, но все сторонятся его, ибо поняли, что человеческий облик он принимал, чтоб отрывать клады, а молодцев приманивал, поскольку клады не даются нечистым рукам, а тётка дьячкова деда так далее оставляет прежний свой шинок на Опошнянской дороге, чтоб перебраться в село. За то Басаврюк и вымещает злобу на ней и других добрых людях долгие годы, так что и дьячков отец помнил ещё его проделки...[6][2][3]
Оценка и критика
Писатель Александр Сергеевич Пушкин в письме к поэту Александру Воейкову в конце августа 1831 года признавался:
Сейчас прочел „Вечера на хуторе близ Диканьки“. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия, какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей литературе, что я доселе не образумился. Мне сказывали, что когда издатель зашел в типографию, где печатались „Вечера“, то наборщики стали прыскать и фыркать, зажимая рот рукою. Фактор объяснил их веселость, признавшись ему, что наборщики помирали со смеху, набирая его книгу[1]
В 1933 году литературовед Константин Мочульский в своём труде «Духовный путь Гоголя» писал, что: «повести можно расположить по степеням нарастающей мрачности. В „Пропавшей грамоте“ и „Заколдованном месте“ — чертовщина уморительная и „домашняя“: обе повести являются своего рода демонологическими анекдотами. В „Майской ночи“ и „Ночи перед Рождеством“ борьба добра со злом уже труднее: нужна святая панночка, чтобы победить страшную ведьму, нужен благочестивый кузнец-иконописец, чтобы одолеть черта. И, наконец, в „Вечере накануне Ивана Купала“ и в „Страшной мести“ смех совсем замолкает. Забавное уступает место ужасному. Независимо от народной традиции автор создает чудовищные и зловещие образы Басаврюка и колдуна, отца Катерины. Описание мертвецов, выходящих лунною ночью из могил на берегу Днепра, рассказ о схватке колдуна с всадником, сцена вызова души Катерины — самые сильные страницы в „Вечерах“. Это первые звуки не заученной, а своей художественной речи»[1].
На экране
- 1968 год — «Вечер накануне Ивана Купала» (СССР): режиссёр Юрий Ильенко
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Гоголь : Энциклопедия / Борис Соколов. — Москва : Алгоритм, 2003. — 538 с. — ISBN 5-9265-0001-2
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959
- ↑ Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
- ↑ Николай Гоголь: Вечер накануне Ивана Купала . «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
- ↑ 6,0 6,1 Вечер накануне Ивана Купала : Быль : С 8 ил. — 3-е изд. — Москва : А.С. Панафидина, 1912. — 29 с
Литература
- Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
- Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959.
- Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
- Вечера на хуторе близ Диканьки : [повести] / Н.В. Гоголь. — Москва : АСТ ; Владимир : Астрель, 2012. — 248 с. — ISBN 978-5-17-044129-7
- Вечер накануне Ивана Купала : Быль : С 8 ил. — 3-е изд. — Москва : А.С. Панафидина, 1912. — 29 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |