Невский проспект (повесть)
Невский проспект | |
---|---|
Невский проспект | |
Жанр | повесть |
Автор | Николай Гоголь |
Язык оригинала | русский |
Дата написания | 1833—1834 годы |
Дата первой публикации | 1835 год |
Издательство | «Вдова Плюшар с сыном». |
«Невский проспект» — повесть Николая Васильевича Гоголя написанная им в 1833—1834 годах. Впервые опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески» вышедшей в типографии «Вдова Плюшар с сыном». В 1842 году повесть была включена в сборник «Петербургские повести»
Предистория
Повесть Николая Васильевича Гоголя которую он писал в 1833—1834 годах и в окончательном варианте утверждённая писателем в мае-августе 1834 года. Первые черновики повести относятся к 1831 году. До публикации повести Гоголь показывал её Александру Сергеевичу Пушкину и тот написал в ответ, что «прочёл с удовольствием», и высказывал надежду, что повесть пропустит цензура. Впервые опубликована в 1835 году в сборнике «Арабески» вышедшей в типографии «Вдова Плюшар с сыном». На эту повесть как и на «Петербургские повести» Гоголя повлияли произведения Эрнста Гофмана, так же имеется влияние на Гоголя в этой повести такие произведения как «Мёртвый осёл и гильотинированная женщина» Жюля Жанена[1][2][3]. В 1842 году повесть была включена в сборник «Петербургские повести». В 1873 году вошла в сборник «Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах» типографии Анатолия Мамонтова; в 1893 году вошла в том первый сборника «Сочинения Николая Гоголя в пяти томах» издательства Адольфа Маркса; в 1899 году вошла в «Полное собрание сочинений в одном томе» «издательства Вольфа». В последующем эта повесть была переведена на английский, французский и эстонский языки[4].
Основные персонажи
- Пирогов — поручик, потомственный дворянин принадлежащий к «среднему классу общества»; ухаживал за блондинкой-женой немца Шиллера.
- Пискарёв — художник, мечтатель; был очарован брюнеткой, которая оказалась проституткой.
- Шиллер — немец, жестяных дел мастер в Мещанской улице, муж блондинки за которой приударил поручик Пирогов.
- Гофман — сапожник с Офицерской улицы, друг немца Шиллера.
- Блондинка — жена немца Шиллера.
- Брюнетка — проститутка которой был очарован художник Пискарёв[1][2][5].
Сюжет
Повесть начинается с описания Невского проспекта в разное время суток. Завершается этот фрагмент сценой вечернего гуляния на главной городской улице. Основной сюжет повести рассказывает о двух приятелях-петербуржцах и об их романтических увлечениях и любовных похождениях, которые заканчиваются в одном случае трагически, в другом — гротескно-комически. Персонажи повести романтически настроенный художник Пискарёв и жизнелюбивый поручик Пирогов воплощают в себе два типа петербуржца: экзальтированного романтика и приземлённого обывателя, но оба они являются игрушками столичной жизни, с её непредсказуемостью и иллюзорностью. Они прогуливаются по Невскому проспекту. Пирогову понравилась блондинка, жена немца Шиллера, а его товарищу художнику Пискарёву — брюнетка, поэтому молодые люди расходятся, устремившись за дамами. Пискарев, следуя за брюнеткой, подошел к четырехэтажному дому и поднялся по лестнице. Они вошли в комнату. Осмотревшись по сторонам, Пискарев понял, что попал в публичный дом. Прекрасной незнакомке, пленившей художника, было семнадцать лет. Однако, услышав, как девушка разговаривает «так глупо, так пошло», он сбегает. Позже Пискарёв находясь на балу влюбляется в прекрасную незнакомку но всё это оказывается сном. С того момента Пискарев стал одержим прекрасной незнакомкой, пытаясь снова и снова увидеть ее во сне. Молодой человек начал принимать опиум. Незнакомка снилась ему почти каждый день, во сне он видел ее своей женой. Наконец художник решил на самом деле жениться на девушке и вновь пошёл в публичный дом где встретил «его идеал, его таинственный образ», но девушка отвергла его. Пискарев «бросился вон, потерявши чувства и мысли». Молодой человек заперся в своей комнате и никого не пускал. Когда же дверь выломали, то нашли его мертвым – он покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло. «Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев». Поручик Пирогов преследуя блондинку, вышел вслед за ней на Мещанскую улицу. В комнате сидели пьяные мужчины: жестяных дел мастер Шиллер и его друг сапожник Гофман. Гофман собирался отрезать Шиллеру нос, так как тому не нужен был нос, на который «выходит три фунта табаку в месяц». Внезапное появление Пирогова прервало этот процесс. Возмущенный Шиллер прогнал поручика. С тех пор поручик стал под разными предлогами захаживать к Шиллеру и ухаживать за блондинкой и в кругу офицеров уже хвалился интрижкой с хорошенькой немкой. Однажды он пришёл в их дом когда немца не было дома и он начал целовать блондинку, неожиданно немец вернулся, а с ним его друзья Гофман и Кунц. Все они были пьяны и тут же набросились на Пирогова. После случившегося поручик хотел было сразу пойти жаловаться на немцев к генералу, но зашел в кондитерскую и «вышел уже не в столь гневном положении». К 9 часам поручик совсем успокоился и отправился на вечер, где отличился в мазурке... В финале повести вновь мотив Невского проспекта. Последний абзац проникнут одновременно пафосом и иронией; Невский предстаёт волшебным, заколдованным местом, где всякая видимость обманчива:
О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащем своим, когда иду по нём, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! <…> Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде[5][1][2]
Оценка и критика
Литературный критик Виссарион Белинский в статье «О русской повести и о повестях г. Гоголя» в журнале «Телескоп» не без иронии отметил образ Пирогова: «Пирогов!.. Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация! О, единственный, несравненный Пирогов, тип из типов, первообраз из первообразов! Ты многообъемлющее, чем Шайлок , многозначительнее, чем Фауст!… Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придёт по плечам тысячи человек»[6].
Писатель Осип Сенковский в своей рецензии для журнала «Библиотека для чтения» с похвалой отзывается о «Невском проспекте»: «Очень забавна история одного немецкого носа, спасённого от неминуемой погибели поручиком Пироговым[7].
Писатель Фёдор Достоевский в «Дневнике писателя» за 1873 год обращается к образу поручика Пирогова: «поручик Пирогов «был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось безмерно много». Для Достоевского Пирогов воплощает такую важную для него категорию, как «бесстыдство»»[8].
Литературовед Юрий Тынянов указывал что: «Невский проспект» основан на эффекте полного отождествления костюмов и их частей с частями тел гуляющих: «Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой — греческой прекрасный нос… четвёртая пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку» и т. д. Здесь комизм достигнут перечислением подряд, с одинаковой интонацией, предметов, не вяжущихся друг с другом»[9].
Критик и литературовед Константин Мочульский отмечал что: «В нашей «ужасной жизни» сама красота, эта небесная гостья, находится во власти злых сил; обречённая на гибель, она губит всех, кто к ней приближается; на такую действительность Пискарёв не согласился: сначала он пытался уйти от неё в сны, потом в видения, порождённые опиумом; но бегство не спасло его»[10].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959
- ↑ Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
- ↑ Николай Гоголь: Невский проспект . «Лаборатория Фантастики». Дата обращения: 15 августа 2023.
- ↑ 5,0 5,1 Невский проспект : Повесть Н.В. Гоголя / Рис. Д.Н. Кардовского. — Санкт-Петербург : Кружок любителей рус. изящных изд., 1905. — 73 с.
- ↑ «Телескоп». 1835. Ч. XXVI. № 7–8.
- ↑ «Библиотека для чтения». 1835. Т. IX. Отд. VI.
- ↑ Ф. М. Достоевский. Полное собр. соч., Т. 2. — М., ГИЗ, 1929. — с. 128
- ↑ Тынянов Ю. Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
- ↑ Гоголь. Соловьев. Достоевский : [Сборник] / К. Мочульский; [Сост. и послесл. В. М. Толмачева; Примеч. К. А. Александровой]. — Москва : Республика, 1995. — 606 с. — ISBN 5-250-02483-1
Литература
- Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: [В 14 т.] / АН СССР; Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Гл. ред. Н. Л. Мещеряков; Ред.: В. В. Гиппиус (зам. гл. ред.), В. А. Десницкий, В. Я. Кирпотин, Н. Л. Мещеряков, Н. К. Пиксанов, Б. М. Эйхенбаум. — [М.; Л.]: Изд-во АН СССР, 1937—1952
- Гоголь Н. В. Собрание сочинений: В 6 т. / Под общ. ред. С. И. Машинского [и др.]. — Москва : Гослитиздат, 1959.
- Петербургские повести / Н. В. Гоголь; [Вступит. статья С. Г. Бочарова. — Москва : Правда, 1981. — 206 с
- Невский проспект : Повесть Н.В. Гоголя / Рис. Д.Н. Кардовского. — Санкт-Петербург : Кружок любителей рус. изящных изд., 1905. — 73 с.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |