Государственный строй России
Государственный строй Российской Федерации — определён Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Российская Федерация демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ реализует свою власть непосредственно, а также посредством органов государственной власти и органов местного самоуправления[1].
Президент, который является главой государства, обладает широкими полномочиями. Он определяет, в соответствии с Конституцией и федеральными законами, основные направления внутренней и внешней политики страны. Россия провозглашается правовым государством, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека[2].
Согласно Конституции Россия социальное государство, политика которого имеет своей целью создание условий, которые гарантировали бы достойную жизнь и свободное развитие человека. Органы власти берут на себя, таким образом, ответственность за гарантирование определённого уровня жизни граждан, а также удовлетворение их материальных и духовных потребностей в объёме, который соответствует возможностям государства. Это значит, что социальная сфера одна из самых важных сфер деятельности государства. К социальной сфере относятся, в частности, охрана труда и охрана здоровья людей, установление гарантируемой минимальной заработной платы, поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, выплата государственных пенсий[3].
Также Россия обозначается в Конституции как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В России признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни[3].
Форма правления
Согласно конституции принятой на общенародном голосовании 12 декабря 1993 года, Российская Федерация (Россия) — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Республика — это такая форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам — парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Россия относится к республиканским формам правления, носящим смешанный характер, то есть сочетает черты парламентской и президентской республики. Действительно, главой правительства является его председатель, а не президент, что является аргументом в пользу смешанной республики. С другой стороны, сам председатель правительства назначается президентом и президент обладает полномочиями по роспуску правительства (Государственная Дума может лишь выразить недоверие правительству, но решение об его отставке принимается президентом)[3].
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов — исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления[3].
По конституции страны, принятой в 1993 году, российская власть делится на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную. Президент России является главой государства и Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Он избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на шестилетний срок. По сути, президент обладает широкими полномочиями в сфере внутренней и внешней политики[4].
Федеральное Собрание, включающее Государственную думу и Совет Федерации, составляет законодательную власть в стране. Депутаты Федерального Собрания избираются на выборах. Судебная власть осуществляется судами, которые обеспечивают правосудие и соблюдение законов. Верховный суд Российской Федерации является верховным судебным органом. Таким образом, власть в России распределена между различными институтами с целью обеспечения баланса и контроля между ними[3].
Глава государства
Президент Российской Федерации является главой государства. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охране суверенитета России, её независимости и государственной целостности[5].
Президент обладает широкими полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. Не входя напрямую непосредственно ни в одну из ветвей государственной власти, Президент обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие[2].
Президент назначает выборы в Государственную думу, распускает её в случае и порядке, предусмотренных Конституцией, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, то есть может отклонить закон, что требует повторного его рассмотрения в палатах Федерального собрания. Президент вносит законопроекты в Государственную думу, наделен полномочиями обращаться в Конституционный суд с запросом о соответствии Конституции нормативным актов, подлежащих рассмотрению судом, с запросом о толковании Конституции; может вносить предложения о пересмотре Конституции и внесении в неё поправок[6].
Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых представителей иностранных государств и международных организаций. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, назначает и освобождает от занимаемых должностей высшее командование Вооруженных Сил, формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации — конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации[3].
Изначально (в 1991 году) президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий президента был сокращён до 4 лет. На основании поправок к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий[7].
Исполнительная власть
Правительство Российской Федерации является органом государственной власти и в соответствии с Конституцией, осуществляет исполнительную власть в стране. Правительство является коллегиальным органом и возглавляет единую систему исполнительной власти в стране в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В состав Правительства входят Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной думы[8].
Постоянно действующим органом Правительства является его президиум. В состав президиума Правительства входят: Председатель Правительства, первые заместители Председателя Правительства, заместители Председателя Правительства, ряд федеральных министров. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу[2].
Функции Правительства многообразны. Правительство, в частности, разрабатывает и выносит на рассмотрение Государственной думы федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной думе отчет об исполнении федерального бюджета, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Осуществляет иные полномочия, возложенные на Правительство Конституцией, федеральными законами, указами Президента[9].
В правительстве России насчитывается 29 федеральных служб и агентствОшибка цитирования Отсутствует закрывающий тег </ref>
.
Законодательная власть
В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами)[10].
Федеральное собрание РФ или парламент РФ — является представительным и законодательным органом государственной власти Российской Федерации. На Федеральное собрание возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федераций входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет[10].
Обе палаты, работая во взаимодействии друг с другом, обладают самостоятельностью и несовпадающей компетенцией. Они заседают раздельно и размещаются в разных зданиях в Москве. Совет Федерации призван отражать в своей деятельности позиции и интересы российских регионов. К исключительной компетенции этой палаты относятся такие вопросы, как изменение границ между субъектами Федерации, утверждение президентских указов о введении военного и чрезвычайного положения, использование российских вооруженных сил за пределами страны, назначение выборов Президента. Принимаемые Государственной Думой законы должны либо получить молчаливое одобрение Совета Федерации, либо быть одобрены им путем голосования. Отклонение закона влечет за собой особую согласительную процедуру и его повторное рассмотрение в Государственной Думе[11].
Если Совет Федерации фактически является верхней палатой парламента, то Государственную Думу следует рассматривать как его нижнюю палату. Само название «Государственная Дума» современная Россия унаследовала от законосовещательного представительного органа, действовавшего в стране в 1906—1917 годах. Формируется она посредством общенациональных прямых выборов и представляет население всей страны в целом. Государственная Дума избирается сроком на пять лет по партийным спискам. Быть избранным в неё может каждый российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах[12].
Основная функция Государственной Думы — законотворчество. Прежде чем быть вынесенными на заседания, законопроекты готовятся и прорабатываются в постоянно действующих комитетах, специализирующихся на тех или иных сферах государственной жизни. К исключительному ведению Государственной Думы относятся дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства, решение вопроса о доверии правительству, назначение и освобождение от должности ряда высших государственных чиновников, объявление амнистии, выдвижение обвинений против Президента для его импичмента. Государственная Дума утверждает государственный бюджет[13].
Государственная Дума может быть распущена Президентом в случае троекратного отклонения представленных ей кандидатур Председателя Правительства или повторного выражения в течение трех месяцев вотума недоверия Правительству. Эта президентская прерогатива обставлена, однако, рядом ограничений. Распустив палату, глава государства должен назначить дату выборов так, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска[14].
Судебная власть
Судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Осуществление судебной власти специально установленными государственными органами, занимающими в государственном механизме особое положение, определяемое специфичностью выполняемых ими функций и характером деятельности по охране прав и свобод граждан России. В соответствии с Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, действующих независимо от органов представительной и исполнительной власти[15].
Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. В зависимости от специфики вопроса и его масштаба граждане России обращаются в конкретную судебную инстанцию, которая является элементом судебной системы. Перечень судов, формирующих судебную систему, исчерпывающий и закреплён в законодательстве страны. Все суды — самостоятельные государственные органы. Они подчиняются только действующему закону. Именно правильное функционирование судебной системы — важный фактор поддержания законности в обществе[16].
Единство судебной системы в России обеспечивается неукоснительным соблюдением установленных законом правил и процедур судопроизводства. Важнейшая функция судебных органов — применение к правонарушителям мер государственного воздействия. При принятии решений суды руководствуются действующими нормами международного права и договоров РФ, Конституцией РФ, федеральными законами, а также законами субъектов РФ[16].
Конституционный Суд — высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации. Конституционный Суд состоит из 11 судей включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя. Конституционный Суд решает вопрос о том, должны ли выполняться международные договоры России или решения межгосударственных органов, если они противоречат Конституции РФ[16].
Верховный Суд РФ, согласно Конституции Российской Федерации, — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам, а также разрешению экономических споров. Председателя Верховного Суда РФ, его заместителя, а также судью Верховного Суда назначает Совет Федерации по представлению Президента РФ. Изучая и обобщая судебную практику, Верховный Суд РФ даёт разъяснения по вопросам её применения судам нижних инстанций[16].
Суды общей юрисдикции это суды, которые рассматривают основную часть всех дел. Уголовных, гражданских и дел об административных правонарушениях. Арбитражные суды рассматривают гражданские и административные дела по делам между организациями, фирмами, компаниями. Военные суды Российской Федерации являются федеральными судами общей юрисдикции, входят в судебную систему Российской Федерации, осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации. В 2011 году в России был создан специализированный суд по интеллектуальным правам. К его полномочиям отнесены вопросы, связанные с защитой прав на интеллектуальную собственность[17].
Согласно Конституции РФ, «обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей». Институт присяжных заседателей появился ещё в Российской империи в результате «Великих реформ» в 1864 году. Благодаря этому шагу судебное разбирательство стало более демократичным и независимым, повысилось доверие к судебной системе. Практически каждого жителя России старше двадцати пяти лет могут пригласить в суд в качестве присяжного заседателя. Суд с участием присяжных заседателей проходит только в рамках уголовного судопроизводства. Рассмотрение дела с участием присяжных отличается от другого формата судебного разбирательства. Такой формат предполагает, что стороны обвинения и защиты пытаются убедить не судью, а присяжных, которые слушают их доводы[18].
Местное самоуправление
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций[19].
В настоящее время закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает в Российской Федерации восемь видов муниципальных образований:[20]
- муниципальный район,
- городской округ,
- внутригородская территория (для городов федерального значения),
- городское поселение,
- сельское поселение,
- городской округ с внутригородским делением,
- внутригородской район,
- муниципальный округ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации. В случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. По отношению к нему могут устанавливаться ограничения — в частности, он не может занимать более определённого данным уставом количества сроков подряд[21].
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия[21].
Политические партии
В Российской Федерации действует многопартийная система. Согласно Конституции, Российская Федерация — светское государство. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии. Партии являются одним из важнейших субъектов политических отношений в обществе[22].
Деятельность политических партий в РФ регулируется Федеральным законом «О политических партиях». Для регистрации в Министерстве юстиции РФ политическая партия (среди прочих условий) должна иметь региональные отделения не менее чем в половине из 89 субъектов РФ, в ней должно состоять не менее 500 человек. Политическая партия имеет право свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи. Не допускается создание политических партий по признакам расовой, национальной, религиозной, профессиональной принадлежности. Партия получает право на государственное финансирование своей деятельности, если её федеральный список кандидатов получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей или выдвинутый от партии кандидат на должность Президента РФ получил по результатам выборов не менее 3 % голосов избирателей[23].
Благодаря выборам по партийным спискам политические партии РФ определяют политическое лицо российского парламента. При этом они не выполняют функций формирования правительства и контроля над исполнительной властью, поскольку они сосредоточены в руках Президента РФ[24].
В России существует несколько крупных политических партий, а также множество мелких и малоизвестных. Наиболее влиятельными и известными являются следующие партии:
- «Единая Россия» — правящая партия, является крупнейшей и наиболее влиятельной партией в стране. Поддерживает президента Владимира Путина и его политику.
- «КПРФ» (Коммунистическая Партия Российской Федерации) — партия левого направления; является второй по величине партией в России.
- «ЛДПР» (Либерально-Демократическая Партия России) — партия, основанная Владимиром Жириновским; её положение в политическом спектре России неоднозначно.
- «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» — социал-демократическая партия, является оппозиционной по отношению к правящему режиму.
- «Новые Люди» — либеральная партия, с центристскими или правоцентристскими идеями.
Кроме того, существует ещё около тридцати других российских политических партий. Некоторые из них представляют интересы национальных меньшинств, секторов бизнеса, экологические партии и прочих. В целом, политическая система в России имеет много партий, но большинство из них не имеют широкой поддержки среди населения и влияния на политику страны[24].
Федеративное устройство
По форме государственного устройства Россия является федерацией. В её состав входят 89 государственных образования, которые называются субъектами Федерации. Основные принципы государственного устройства Российской Федерации — государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие субъектов Федерации в отношениях с федеральными органами власти[25].
Федеративное устройство Российской Федерации определяется в её Конституции. Согласно которой, Россия является федерацией, которая состоит из 24 республик, 9 краёв, 1 автономной области, 4 автономных округов, 48 областей и 3 городов федерального значения[26].
- Республики — это субъекты РФ с конституционным статусом республики. В Российской Федерации существует 24 республики, в которых живут национальные меньшинства или народы, имеющие свою традиционную культуру и язык.
- Края и области — это территориальные образования, имеющие статус субъектов Российской Федерации. В РФ существует 9 краев и 48 областей.
- Города федерального значения (федеральные города) — это крупные города, являющиеся самостоятельными субъектами Российской Федерации. В РФ таких городов три: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
- Автономные области — это территория с особым статусом, имеющая определённую степень автономии. В Российской Федерации существует одна автономная область — Еврейская автономная область.
- Автономные округа — это территориальные единицы, имеющие автономный статус. В РФ существует четыре автономных округов: Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий.
Федеративное устройство России предполагает разграничение компетенций между центром (федеральным правительством) и субъектами федерации. Каждый субъект обладает своим собственным законодательством, правительством и органами исполнительной власти, а также представителем в законодательных органах РФ — Совете Федерации и Государственной Думе[27].
Субъекты Федерации имеют свои собственные органы законодательной и исполнительной власти. Они принимают свои собственные Конституции (Уставы). Единственное условие — Конституции и Уставы должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Федеральная Конституция и Федеральные законы имеют приоритет на всей территории страны. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий[28][29].
Исторический ракурс
Государственный строй России имеет долгую и разнообразную историю, которая прошла через множество изменений и трансформаций со времен зарождения Российского государства до настоящего времени[30].
Хронологически первым исторически известным элементом тысячелетнего конституционного строя России было учреждение на Новгородском вече в 862 году общей надплеменной верховной власти, в принципе для всея Руси. Это было конституционным учреждением монархического строя, ибо первый носитель этой Верховной власти не был избран из числа самих учредителей, а был призван извне, так как подлинная монархическая власть должна быть арбитражной и независимой от коррупции и от других внутренних факторов. Предыдущие общественно‐политические структуры на Руси того времени были весьма схожими с аналогичными структурами у всех славян, главенствующую роль в управлении занимали племенные князья, веча, военные и гражданские выборные посадники, тысяцкие, воеводы[31].
Решение об учреждении русской монархии было не только народным решением, но и решением союзным и соборным, то есть выходящим за рамки того или иного рода или племени. Русское государство зародилось в Новгороде, как открытый союз северных славянских племен населявших Русь, с целью его расширения и на все другие племена восточных славян. Русская верховная монархическая власть не была властью одного племени над другими, как практически во всех тогдашних западноевропейских государствах, а общей верховной властью над всеми племенами на всей «Русской Земле»[30].
Хронологически следующим учредительным конституционным элементом Государства Российского было перенесение столицы Руси из Новгорода в Киев. Конституционная суть этого перемещения заключалась не в самом перемещении как таковом (перемещений столиц на Руси затем будет ещё несколько), а в провозглашении двух важных конституционных принципов: У Всея Руси может быть только лишь одна общая легитимная Верховная власть и с установлением второй столицы Руси в Киеве, был провозглашен её первоначальный геополитический хребет: великий водный путь из Варяг в Греки. Следующим важным государственным актом в истории Русского государства было Крещение Руси в 988 году Владимиром Святославичем, другим фундаментальным вкладом в историческую конституцию России было учреждение Владимиром Боярской думы. При великом князе Владимире, после его крещения и после его венчания на византийской царевне Анне, дочери и сестре византийских императоров, на Руси впервые употребляется титул Самодержца, по‐гречески «Автократора»[30].
Правнук Владимира, внук Ярослава Мудрого, киевский великий князь Владимир Мономахполучил от своего деда — византийского императора Константина Мономаха, царскую корону (Шапку Мономаха) его иногда величали царём. Владимир Мономах пытался разрешить новые политические проблемы, вставшие тогда перед Русью. Вся его жизнь была посвящена преодолению разрастающегося междоусобия и отклонению угрозы со стороны степных кочевников на границах Руси. Он созывал общерусские съезды местных властей (первый Съезд в Любече, в 1097 год) и терпеливо объединял силы для борьбы со степью[32].
Вскоре в результате сильно увеличивающегося на Руси числа князей‐рюриковичей, возникла проблема наследования места великого киевского князя. Так возник удельный строй на Руси, который иногда ошибочно приравнивают к феодальному строю Западной Европы. Постоянные перебранки между удельными князьями за место в шкале удельных княжеств, иногда доходившие до вооруженных столкновений, сильно ослабили Киевскую Русь и в конечном итоге способствовали её попаданию в зависимость от нашествия монголо-татар на Русь на юго‐востоке страны. После неоднократного разграбления и разрушения Киева, в 1299 году глава Русской Церкви был вынужден перенести свою кафедру из Киева в Брянск, а потом во Владимир-на-Клязьме. При этом следует отметить, что нашествие татар не прервало политической традиции сохранения самобытности и стремления Руси к единству[33].
Вскоре политический цента Русского государства переместился в Москву. В правление великого князя Ивана III завершается дело собирания Северной Руси. Новгород, Тверь и другие последние удельные княжества присоединяются к Москве, чем и заканчивается преодоление удельного строя, начавшееся до татарского ига. При Иоанне III Московское княжество переходит в наступление против своих западных соседей, Литвы и Ливонского ордена, открыто высказывая притязание на присоединение к Москве всех оторгнутых ими русских земель, и напоминая, что Киев, Смоленск, Витебск и Полоцк издавна были вотчиной предков московского великого князя. Русь выходит из изоляции от остального мира, в которой она практически находилась из‐за монголо-татар столько времени, и при Иоанне III возобновляет связь не только с Западной Европой, но и с Востоком (с Турцией, Хоросаном и Грузией)[30].
Окончательное преодоление удельного строя имело большие последствия. Во‐первых, коренным образом изменилась структура Русского Государства и, главным образом, положение и значение самой верховной власти. Во‐вторых, переменилась и династическая политика, ибо с этого времени только Московский великий князь был владетельным (суверенным) князем, все же остальные князья, даже его родные братья, фактически стали служилыми, подданными князьями. В сношениях с разными немецкими владетелями Иоанн III принимает звание «Царя всея Руси». Сын Василия Ивановича, Иван IV Васильевич Грозный, внук царевны Софии Палеолог, доканчивает этот процесс, начатый своими дедом и отцом, и уже сознательно и формально становится первым русским царем. Иван Грозный, обогатил русскую политическую мысль созданием первого общерусского народного представительства: Земского собора. Раньше существовали по городам Руси веча, но объединение русских земель в одно большое государство требовало новых форм. Учреждение Земского Собора было не только расширением вечевого начала, но и учреждением совершенно нового интегрирующего верховного органа. Со времени окончания опричнины и государственных реформ Ивана IV в целом, царское самодержавия русских государей получило не только свое формальное, но и практическое воплощение. Впоследствии право обладания государственной территорией как исключительное наследственное династическое право российских царей и императоров было закреплено во всех их титулах вместе с перечислением земель, входивших в состав единого и нераздельного став важнейшей правовой основой царского самодержавия, поддерживавшего единство и неделимость российского государства[30].
Не менее существенным фактором, имеющим ещё неоцененное по достоинству юридическое значение в укреплении царского самодержавия, было введение в действие Акта о престолонаследии 1797 года, продолжившего российскую правовую традицию династического престолонаследия на законодательном уровне[34].
Периода российской государственности конца XVII века — начала ХХ века историки характеризуют абсолютной монархией. в это время монархи смотрели на свое княжество и царство как на свою родовую собственность. В начале XX века произошел переход к конституционной монархии. Включение в систему царской власти нового законосовещательного элемента — Государственной думы в дополнении к уже существовавшему Государственному Совету, а также Святейшему правительствующему синоду РПЦ представляло собой развитие идеи трехсоставного соборного присутствия. Новая система власти с участием народного представительства должна была действовать в интересах верховной самодержавной власти, не меняя существовавшей формы правления и не ограничивая царское верховенство[35].
После Октябрьской революции на смену Российской империи пришло новое государство СССР, полностью упразднившее монархию и передавшее власть советам (фактически народу). Согласно положениям Конституции 1977 года СССР провозглашался единым союзным многонациональным социалистическим государством. Союзные республики считались суверенными государствами. Осуществление управления СССР на основе однопартийной системы превратило правящую Коммунистическую партию в политическую структуру, сплачивающую республики Советского Союза в единое государственное целое. В связи с этим привилегии фактического суверенитета при принятии важнейших общегосударственных решений на протяжении всего существования СССР принадлежали в стране высшим организационным структурам партии[36].
После распада СССР в 1993 году Конституцией был определён новый Государственный строй Российской Федерации, который продолжает развиваться и эволюционировать в настоящее время[37].
Примечания
- ↑ Конституция РФ . Государственная Дума. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Политическое и административное устройство Российской Федерации . greece.mid.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Конституция России ∙ Документы ∙ Президент России . Президент России. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года . Российская газета. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Глава 4. Президент Российской Федерации | Конституция Российской Федерации . www.constitution.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ История выборов президента Российской Федерации - ТАСС . TACC. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Глава 6. Правительство Российской Федерации | Конституция Российской Федерации . www.constitution.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ 10,0 10,1 ОРГАНЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Статус и полномочия . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Политическая система . newchina.mid.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 14.03.2020 . Клерк. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Статья 1. Судебная власть \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 16,3 СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ . Президент России. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей в районных судах: вступает в силу ряд законодательных изменений | Новости | Московский городской суд | Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы . www.mos-gorsud.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2003 № 131-ФЗ "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Местное самоуправление в России . tass.ru. Дата обращения: 23 июля 2024.
- ↑ 21,0 21,1 Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ . Президент России. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Конституция Российской Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года . Российская газета. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ . Президент России. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ 24,0 24,1 Россия. Политические партии . Большая российская энциклопедия (25 мая 2022). Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Политико-административное устройство России . basrah.mid.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Россия . Большая российская энциклопедия (28 апреля 2023). Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Прокурор разъясняет - Прокуратура Псковской области . epp.genproc.gov.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Конституция Российской Федерации − Статья 11 . consultant.ru. Дата обращения: 23 июля 2024.
- ↑ Глава 3. Федеративное устройство | Конституция Российской Федерации . www.constitution.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ 30,0 30,1 30,2 30,3 30,4 Тысячелетняя эволюция государственного строя России . www.geopolitika.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Барболина Полина Юрьевна. Новгородское вече: высший институт власти в боярской Республике // Pro Nunc. Современные политические процессы. — 2012. — Вып. 1 (11). — С. 104–110. — ISSN 2222-0747.
- ↑ 910 лет назад на Киевский престол взошёл Владимир Мономах, внук Ярослава I Мудрого . kulturamgo.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ В.О. Ключевский. Курс русской истории. . www.spsl.nsc.ru. Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Кто наследник Российского престола? — Журнал КОЛЛЕКЦИЯ (рус.) ? (22 января 2022). Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ Шайрян Георгий Павлович. ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ: ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ (КОНЕЦ IX - НАЧАЛО ХХ ВВ.) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. — 2018. — Вып. 2. — С. 63–83.
- ↑ Конституция СССР 1977 . Большая российская энциклопедия (17 марта 2023). Дата обращения: 5 апреля 2024.
- ↑ «Исторический переход»: политики и общественные деятели — о принятии Конституции России 1993 года . RT на русском (12 декабря 2023). Дата обращения: 5 апреля 2024.