Боярская дума
Боярская дума — высший совет при главе Русского государства (князе, с 1547 года — царе в X — начале XVIII веках). Деятельность носила законосовещательный характер, участвовала в обсуждении вопросов законодательства, внешней политики, внутреннего государственного устройства и религии.
Терминология
Термин Боярская дума введён в научный оборот российскими историками XVIII–XIX веков. Слова «дума», «совет» (в указанном значении) и производные от них «думать», «советовать», «думец», «советник», а также «думница», «советница» (помещение, где происходило заседание Боярской думы) и другие появились в источниках с XI века при описании учреждений или событий, которые были связаны с их деятельностью, в том числе в более ранний период, начиная с X века[1].
История
Совет князя и старшей дружины в Киевской Руси
В Киевской Руси в X — начале XII веков на совещаниях киевских князей со старшей дружиной, а также с представителями родоплеменной знати обсуждались между княжеские и международные отношения, судебно-административное устройство государства, в том числе принятие Русской Правды (сборник правовых норм Киевской Руси), вопросы о принятии христианства и обеспечении церкви. На важнейших заседаниях присутствовали церковные иерархи. Состав, прерогативы и функции, периодичность и место созыва таких советов определялись феодальным князем, а также традицией в соответствии с обстоятельствами и конкретными целями. Члены советов участвовали в княжеских пирах, придворных церемониях, присутствовали на княжеском суде, при переговорах князей и заключении соглашений между ними. Боярская дума так же была совещанием князей с дружинниками (княжими мужами, думцами) и старцами градскими (земскими боярами, потомками местной родоплеменной знати). Боярская дума не имела постоянного состава, созывалась по мере надобности. С XI века вследствие наделения землёй княжих мужей и их приравнивания к земским боярам Боярская дума состояла только из бояр[1][2].
Боярская дума в середине XIII — XV веков
Раздробление Киевской Руси в XII — начале XIII веков на самостоятельные и удельные княжества во главе с представителями различных ветвей династии Рюриковичей, становление в княжествах бояр в качестве господствовавшего сословия укрепили значение боярских дум. Они пополнялись лицами из боярской элиты, в том числе тысяцкими, в связи с чем деятельность дум стала более регулярной[1][2].
Установление зависимости русских княжеств и земель от Орды и их ослабление повлияли на деятельность Боярской думы. В Северо-Восточной Руси середины XIII — XV веков резкое сокращение численности служилых бояр, погибших в период эпидемий и ордынских набегов, а также ликвидация к концу XIV веков тысяцких в большинстве княжеств привели к усилению роли феодального князя в определении состава, предмета и порядка занятий Боярской думы. Развитие княжеского хозяйства укрепило в Боярской думе позиции должностных лиц, возглавлявших отдельные его отрасли, или пути, таких как: конюшего, стольника, ловчего. Постепенное оформление к концу XIV века аристократической верхушки нетитулованного боярства закрепляло наследственный характер участия её представителей в Боярской думе и в государственном управлении[1][2].
На насильственное присоединение Великим княжеством Литовским в конце XIII — начале XV веков русских территориях, в основном западных, юго-западных и центральных, боярские думы сохранялись только в небольших удельных княжествах, принадлежавших князьям Рюриковичам. В Новгородской республике и Псковской республике в отсутствие наследственной княжеской власти не сформировались и боярские думы; известной аналогией им выступал Совет господсовещательный орган управления, состоявший из представителей бояр и высшего духовенства и бывший своего рода верхней палатой при вече, схожей с древнеримским Сенатом[3][1][2].
Боярская дума в Русском государстве
Свой классический облик Боярская дума получила в середине XV — XVI веков на завершающем этапе образования Русского государства в форме монархии с сословным представительством. Трансформация Боярской думы стала составной частью кардинальных перемен в общественно-государственном устройстве страны и в то же время являлось следствием таких перемен. С конца XV века Боярская дума становится постоянно действующим высшим советом при владыке государства. С XVI века неё входили думные чины — бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати. Думские чины занимали высшие придворные должности (конюшего, дворецких, постельничих, казначеев), участвовали в управлении государством, дипломатических переговорах, разбирали местнические споры. Часть из них входила в Ближнюю думу царя[1][2][4].
Вплоть до начала XVIII века Боярская дума занимала высшую позицию в структурах Царского двора. В середине XVI — последней четверти XVII «думные чины» составляли особую, наиболее престижную и активную курию земских соборов. Боярская дума была ядром совещаний более узкого состава во главе с монархом по острым военно-политическим, экономическим и другим проблемам. 24 июня (4 июля) 1610 года, в Смутное время, после свержения царя Василия IV Шуйского, Семибоярщина, состоявшая из видных представителей Боярской думы, находившихся тогда в Москве, реально, а затем и формально являлась высшим институтом государственно-политической власти в стране. Боярская дума избрала, а Семибоярщина в 27 августа (6 сентября) 1610 году заключила договор о признании русским царём — польского королевича Владислава, но он не принял православие (принятие которого было непременным условием избрания на царство) и не прибыл на венчание на царствование[1][2][5].
В период становления самодержавия значение Боярской думы, которая по способу формирования была институтом представительства титулованной и нетитулованной аристократии, падало, её заседания происходили значительно реже, уменьшился численный состав Боярской думы до сорока восьми человек в 1713 году. Боярская дума просуществовала до начала XVIII века. 22 февраля (5 марта) 1711 года года после создания Петром Великим Правительствующего сената, как высшего органа государственной власти и законодательства, Боярская дума перестала существовать[1][2].
Состав и организация Боярской думы
Назначение в Думу её членов закрепилось с рубежа XV — XVI веков. С последней четверти XV века в неё по назначению входили бояре (высшее сословие, знать), окольничие (возглавляли приказы, полки, выполняли дипломатические миссии), думные дворяне (руководили приказами, назначались воеводами), думные дьяки (составляли и правили проекты решения Боярской думы, ведали делопроизводством Боярской думы и важнейших приказов). Думные чины получали в первую очередь важнейшие назначения воевод. С XVI века они имели наивысшие нормы «поместных дач» (в том числе подмосковных поместий) и регулярного денежного жалованья. Традиционным было право думцев на судебное соборное разбирательство при уголовных и политических обвинениях, зафиксированное царём Василием IV Шуйским в тексте крестной грамоты 1606 года и расширенное им за счёт ряда дополнительных гарантий. В конце XV века численность Боярской думы не превышала до восемнадцати человек (с учётом должностных лиц), в правление великого князя московского Василия III Ивановича при незначительном росте числа членов Боярской думы в ней сложились пропорции чинов, где преобладали бояре. [1].
В середине XVI века Боярская дума резко расширилась и в ней состояло более шестидесяти человек. Казни и репрессии знати в годы опричнины и деятельности особого двора царя Ивана Грозного почти вдвое сократили состав Боярской думы. Вместе с тем в ней резко усилились позиции незнатных думных дворян, которые получили думные чины в особом дворе или в опричной думе, куда входили фавориты царя в чине бояр или думных дворян. В конце XVI века численность Боярской думы почти восстановилась, так же как и её состав. Представители более ста десяти фамилий получили назначения в Боярскую думу, из которых было семь титулованных лиц княжеских домов Рюриковичей, Оболенских и Черниговских, Ростовские, Рязанские, Суздальские, Стародубские, Тверские, Ярославские, выходцы из некоторых линий смоленских Рюриковичей и четыре ветвей литовских Гедиминовичей. Представители около тридцати княжеских фамилий получали только боярский чин, лица из нетитулованной знати начинали карьеру в Боярской думе с чина окольничего[1][5].
Функции Боярской думы
Боярская дума заседала регулярно, обычно во главе с государем. В полном составе заседания Боярской думы происходили заметно реже, чем совещания монарха с более узким кругом приближённых советников — Ближней думой. Повестка заседаний формировалась государем, а также запросами из приказов. Боярская дума не имела канцелярии, отдельного делопроизводства, её решения (а порой и основные точки зрения при обсуждении) записывались дьяками приказов, подавших запрос. На заседаниях Боярской думы её члены совместно с государем принимали «приговоры». Действовали также думские комиссии, состоявшие целиком из числа думцев или возглавлялись членами Боярской думы, думцы так же возглавляли ряд приказов. Думские комиссии руководили общими и уездными военными смотрами, где происходило верстание земельным окладом и денежным окладом служилых дворян, казаков и других; подготавливали с предварительным утверждением устав сторожевой службы, проекты сооружения засечных черт; формировали полки нового строя; принимали решения по строительству крепостей. Думской комиссией являлась и действовавшая в конце XVII — начале XVIII века — Расправная палата[1][5].
Думцы участвовали в Стоглавом соборе (поместный собор Русской церкви и земский собор), на котором, помимо собственно текста Стоглава, были утверждены Судебник 1550 года и уставная земская грамота. Согласно Судебнику, Боярская дума в обязательном порядке соучаствовала в процессах законотворчества и кодификации права. Особые комиссии во главе с думцами готовили текст Соборного уложения 1649 года. Думцы руководили также работами по кодификации права в рамках компетенции руководимых ими центральных ведомств, в результате были составлены «судебные», «уставные» и «указные» книги. Члены Боярской думы постоянно участвовали во всех дворцовых церемониях и приёмах. При длительных поездках монарха (по монастырям, дворцовым имениям, во время военных походов) часть Боярской думы сопровождала его, а назначенная государем комиссия из членов Боярской думы возглавляла текущее управление и была высшей судебной инстанцией. На заседаниях Боярской думы рассматривались ключевые вопросы внешней политики, войны или мира (перемирия), крупномасштабных военных действий, государевых походов. Дипломатические переговоры с иностранными делегациями в Москве, на различных посольских съездах велись комиссиями (с правом заключения предварительных соглашений), состоявшими из членов Боярской думы. Думцы разного статуса возглавляли обычно русские посольства в другие государства. Боярская дума участвовала также в церковных преобразованиях[1][5].
Примечания
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 Боярская дума / Большая Российская энциклопедия // научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 4: Большой Кавказ - Великий канал. — 2006. — 750 с. — ISBN 5-85270-333-8
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 Боярская дума / Большая советская энциклопедия // Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 3: Бари-Браслет. — 1970. — 640 с
- ↑ Вячеслав Тулупов. СОВЕТ ГОСПОД // Русь Новгородская. — 1-е изд. — М.: Эксмо, 2009. — 288 с. — ISBN 978-5-699-36392-6.
- ↑ Думные чины / В. Д. Назаров // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Ключевский В. О. Боярская дума древней Руси. — М.: Синодальная Типография, 1902. — 555 с.
Литература
- Боярская дума / Большая Российская энциклопедия // научно-редакционный совет: председатель — Ю. С. Осипов и др. — Москва : Большая Российская энциклопедия, Т. 4: Большой Кавказ - Великий канал. — 2006. — 750 с. — ISBN 5-85270-333-8
- Боярская дума / Большая советская энциклопедия // Глав. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — Москва : Сов. энциклопедия, Т. 3: Бари-Браслет. — 1970. — 640 с.
- Багалей Д. И. Боярская дума // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1891. — Т. IVa. — С. 521—526.
- Ключевский В. О. Боярская дума древней Руси. — М.: Синодальная Типография, 1902. — 555 с.
- Веселовский С. Б. Две заметки о Боярской думе. — М., 1910. — 12 с.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |