Конституционный суд Российской Федерации
Конституцио́нный Суд Росси́йской Федера́ции — высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя (ч. 1 ст. 125 Конституции РФ)[1]. Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации»[2]. Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон. Решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для органов публичной власти, любых организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Становление конституционного правосудия в России
Датой создания Конституционного Суда России принято считать 30 октября 1991 года. Однако первые идея, связанны с конституционном правосудием, возникают ещё в XVIII веке. Так, в научной литературе выделяют следующие этапы становления и развития Конституционного Суда[3]:
I этап — основополагающая идея отечественного конституционного правосудия впервые была обозначена в 1767 году в наказе Екатерины II, в котором рассматривалась возможность предоставления Сенату права проверять степень соответствия законов уложению страны;
II этап — обусловлен деятельностью Верховного Суда РСФСР с 1924 года по 1933 год именно в сфере осуществления конституционного контроля;
III этап — функции конституционного контроля преимущественно осуществлялись в «квазипарламентских» формах (1936—1987 годы);
IV этап — связан с образованием и деятельностью специализированного органа конституционного контроля — Комитета конституционного надзора СССР.
V этап — организация и деятельность Конституционного Суда России с 1991 года. Конституционный Суд РСФСР был провозглашён в качестве органа, обладающего всеми неотъемлемыми функциями и полномочиями для защиты и охраны Конституции, конституционного строя.
Целями создания Конституционного Суда РСФСР были провозглашены[4]:
- защита и охрана суверенитета народов, населяющих РСФСР;
- поддержание основ конституционного строя РСФСР;
- защита правовых оснований жизнедеятельности граждан страны, признанных Конституцией;
- поддержание непосредственного действия основного закона РСФСР внутри государства.
Численный состав, в количестве 15 судей, избираемых Съездом народных депутатов РСФСР, тайным голосованием, большинством голосов определялся в законе о Конституционном Суде. Согласно закону от 1991 года Конституционный Суд Российской Федерации был провозглашён в качестве органа, обладающего веми неотъемлемыми функциями и полномочиями для защиты и охраны Конституции, конституционного строя[5].
12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РФ. Статья 125 новой Конституции заложила новые правовые основы деятельности Конституционного Суда[1]. 24 июня 1994 года Государственная Дума приняла новый закон о Конституционном Суде — федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»[2].
Место в судебной системе Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации занимает особое место как в судебной системе, так и во всём государстве. Конституционный Суд представляет конституционную юстицию и является единственным органом конституционного контроля. До 2023 года в Российской Федерации действовали конституционные (уставные) суды субъектов[6]. Конституционный Суд осуществляет правосудие посредством конституционного судопроизводства.
Важной характеристикой места Конституционного Суда Российской Федерации в системе судебной власти и в целом в правовой системе страны является возможность выработки им правовых позиций даже при отсутствии позитивного решения по существу запроса или жалобы. Констатация отсутствия неопределённости в вопросе о конституционности оспариваемой нормы также свидетельствует о новой, закреплённой правовой позиции и может служить в качестве ориентира для последующей правоприменительной практики[7].
Правовое регулирование деятельности
К основным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность Конституционного Суда Российской Федерации относятся:
1. Конституция РФ, которая определяет состав и компетенцию, полномочия Конституционного Суда РФ, порядок назначения на должность его судей, перечень субъектов, обладающих правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации[1].
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации», характерной особенностью которого является то, что он одновременно содержит как нормы материального (о статусе, полномочиях, составе Конституционного Суда РФ и т. п.), так и процессуальные (регламентирующие конституционное судопроизводство), а также нормы, регулирующие отношения организационного характера по обеспечению деятельности Конституционного Суда Российской Федерации[2].
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации», закрепляющий полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, его место в судебной системе РФ[8].
4. Акты Президента РФ, регулирующие как правило, организационно-материальные аспекты деятельности Конституционного Суда Российской Федерации. Примером такого акта может выступать Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 года № 360 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей»[9].
5. Акты Правительства РФ, например, Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1995 года № 425, которым утверждено «Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке, и ежемесячном денежном содержании и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находившихся на его иждивении»[10].
6. Регламент Конституционного Суда РФ, устанавливающий порядок определения очерёдности рассмотрения дел в заседаниях, правила процедуры и этикета в заседаниях, особенности делопроизводства Конституционного Суда Российской Федерации, требования к работникам его аппарата и иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда РФ[11].
Компетенция суда
Конституционный Суд Российской Федерации располагает достаточно широкими полномочиями. Компетенция его определена Конституцией и ФКЗ[1][2][12]:
1. По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов РФ или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
- федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
- конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- не вступивших в силу международных договоров.
2. Разрешает споры о компетенции:
- между федеральными органами государственной власти;
- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
- между высшими государственными органами субъектов РФ.
3. Проверяет конституционность законов, проектов законов:
- по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, если исчерпаны все другие государственные средства судебной защиты;
- по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в конкретном деле;
- по запросу Президента РФ — конституционность проектов законов РФ о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов до их подписания Президентом РФ;
- по запросу Президента РФ — конституционность законов субъекта РФ до их обнародования высшим должностным лицом субъекта РФ.
4. Дает толкование Конституции РФ по запросам компетентных субъектов.
5. Разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ;
6. Даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижении обвинения Президента РФ либо Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
7. Обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения.
Состав и порядок формирования
В состав Конституционного Суда Российской Федерации входят 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными органами (Верховным Судом РФ, самим Конституционным Судом РФ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Для назначения на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации кандидат должен отвечать следующим требованиям[2]:
- гражданство РФ;
- возрастной ценз — не менее 40 лет;
- безупречная репутация;
- наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет;
- признанная высокая квалификация в области права;
- постоянное проживание на территории РФ;
- отсутствие гражданства (подданства) иностранного государства.
Порядок приостановления и прекращения полномочий
Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определённым сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ — 70 лет. Полномочия судьи Конституционного Суда Российской Федерации могут быть приостановлены в случае[2]:
- если в отношении судьи возбуждено уголовное дело либо он привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
- судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Основания прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся случаи, когда прекращение полномочий происходит против воли судьи[2][5]:
- нарушения порядка его назначения на должность судьи;
- вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
- совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
- продолжения судьей занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
- неучастия судьи в заседаниях или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
- утраты судьей гражданства Российской Федерации;
- признания судьи безвестно отсутствующим или умершим.
Ко второй группе оснований относятся те, которые порождают право судьи на отставку — почетный уход с должности судьи[2]:
- достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
- личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
- признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- в случае неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.
Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного суда Российской Федерации, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда Российской Федерации, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 15 лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80 % ежемесячного денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда РФ. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии[13].
Структура суда
Конституционный Суд РФ состоит из 11 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 8 судей. При этом сатья 9 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предписывает Президенту РФ вносить в Совет Федерации представление о назначении на вакантное место судьи только в случае, если число судей Конституционного Суда РФ окажется менее восьми. Таким образом, фактически закон в перспективе создает ситуацию, когда в составе Конституционного Суда Российской Федерации будут действовать лишь 8 судей. В первоначальной редакции Закона «О Конституционном Суде» было предусмотрено, что Суд состоит из 19 судей, которые могли действовать в рамках трех судебных составов — двух палат и пленарном заседании. В ноябре 2010 года двухпалатная структура Суда была ликвидирована[13].
Председатель Конституционного Суда РФ[2]:
- руководит подготовкой заседаний, созывает их и председательствует на них;
- вносит на обсуждение вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях Суда;
- представляет Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, выступает с заявлениями от его имени;
- осуществляет общее руководство аппаратом и другие полномочия.
У председателя Конституционного Суда РФ есть заместитель. Заместитель председателя Конституционного Суда Российской Федерации призван исполнять обязанности, возложенные на него председателем. Он также замещает председателя в тех случаях, когда тот отсутствует по тем или ины причинам[14].
Аппарат суда
Деятельность Конституционного Суда РФ обеспечивает его аппарат, включающий секретариат . Секретариат Конституционного Суда РФ включает управления, прежде всего управления по отраслям законодательства, отделы, пресс-службу, архив. Секретариат состоит из юристов-профессионалов (ученых и практиков), специалистов других отраслей знания, а также высококвалифицированного технического персонала. Самостоятельными подразделениями аппарата являются секретариаты Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителей, аппараты судей, управление делами, отдел кадров, иные подразделения. В структуру Конституционного Суда РФ входит научно-аналитический центр, который действует под непосредственным руководством Председателя Суда и занимается подготовкой рекомендаций, научных исследований, обобщением практики в сфере конституционного правосудия[15][16].
Акты суда
По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает итоговое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации принимаются в закрытом совещании и бывают 3 видов[2][17]:
- постановление — это решение Конституционного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. Постановление выносится также по жалобам на нарушение конституционных прав и других свобод граждан;
- заключение — это итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
- определение — это решение Конституционного Суда РФ по всем другим вопросам, принимаемым Конституционным судом РФ.
Литература
Зорькин В.Д. Конституционный Суд России: доктрина и практика / Зорькин В.Д.. — М.,: Норма, 2017. — 591 с. — ISBN 978-5-91768-801-5.
Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России / Лазарев Л.В.. — М.,: Формула права, 2008. — 687 с. — ISBN 978-5-8467-0057-4.
Иванова В.И. Конституционная юстиция в Российской Федерации / Иванова В.И., Клишас А.А.. — М.,: Макс Пресс, 2003. — 222 с. — ISBN 5-317-00824-7.
Витрук Н.В. Конституционное правосудие: судебно-конституционное право и процесс / Витрук Н.В.. — М.,: Норма, 2012. — 591 с. — ISBN 978-5-91768-294-5.
Бондарь Н.С. Конституционная модернизация российской государственности : в свете практики конституционного правосудия / Бондарь Н.С.. — М.,: Юнити-Дана, 2015. — 201 с. — ISBN 978-5-238-02626-8.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) . Консультант Плюс. Дата обращения: 20 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 О Конституционном Суде Российской Федерации : федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 2 ноября 2024.
- ↑ Плиев Н.Р., Хадиков А.К. Основные этапы возникновения и развития института конституционного правосудия Российской Федерации // БГЖ : журнал. — 2017. — № 2. — С. 234—235.
- ↑ О Конституционном суде РСФСР : Закон РСФСР от 12.07.1991 № 1599-I . Официальный интернет-портал правовой информации. Дата обращения: 27 ноября 2024.
- ↑ 5,0 5,1 Тлехатук А.К. Судебно-конституционное право и процесс в Российской Федерации : учебно-методическое пособие / А.К. Тлехатук. — М.,: ЭлИТ, 2022. — С. 16—17. — 138 с. — ISBN 978-5-6047632-9-2.
- ↑ О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы : Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 N 7-ФКЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 27 ноября 2027.
- ↑ В.Д. Зорькин. Конституционный Суд России: доктрина и практика / В.Д. Зорькин. — М.,: Норма, 2017. — С. 324—326. — 592 с. — ISBN 978-5-91768-801-5.
- ↑ О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ . Консультант Плюс. Дата обращения: 27 ноября 2024.
- ↑ Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей : Указ Президента Российской Федерации от 07.02.2000 г. № 306 . Президент России: официальный сайт. Дата обращения: 27 ноября 2024.
- ↑ Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда Российской Федерации, пребывающим в отставке : Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. N 425 . Гарант. Дата обращения: 27 ноября 2024.
- ↑ Регламент Конституционного Суда Российской Федерации : Принят Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании 24 января 2011 года . Конституционный Суд Российской Федерации: официальный сайт. Дата обращения: 27 ноября 2024.
- ↑ В.В. Яценко. Конституционное право / В.В. Яценко. — К.,: РИНЦ, 2020. — С. 205—207. — 210 с. — ISBN 978-5-7681-0450-4.
- ↑ 13,0 13,1 Е.В. Марьина. Судебная система Российской Федерации / Е.В. Марьина. — С.,: Издательство Самарского университета, 2020. — С. 123—125. — 144 с. — ISBN 978-5-7883-1468-6.
- ↑ А.А. Шамардин. Правоохранительные органы (Судоустройство) / А.А. Шамардин. — О.,: ООО ИПК «Университет», 2021. — С. 127—128. — 275 с. — ISBN 978-5-88838-765-8.
- ↑ Ю.И. Глебова. Конституционное право России / Ю.И. Глебова. — О.,: Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. — С. 132. — 228 с. — ISBN 978-5-6042493-7-6.
- ↑ Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации . Конституционный Суд российской Федерации: официальный сайт. Дата обращения: 27 ноября 2024.
- ↑ Ю.А. Лукичева. Правоохранительные органы / Ю.А. Лукичева. — СПб.,: Астерион, 2020. — С. 44. — 336 с. — ISBN 978–5–00045–843–3.