Верховный Суд Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации | |
---|---|
сокращённо — ВС РФ | |
Общая информация | |
Дата создания | 1 января 1923 года[1] |
Предшественники | Верховный Суд СССР |
Руководство | |
Председатель | Подносова, Ирина Леонидовна |
Устройство | |
Штаб-квартира | 121260, Москва, Россия, ул. Поварская, д. 15 |
Число сотрудников | 170 |
Сайт | vsrf.ru |
Верховный Суд Российской Федерации — это высший судебный орган, компетентный рассматривать гражданские дела, дела, связанные с экономическими спорами, а также уголовные, административные и другие категории дел, подсудные судам, созданным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами[2].
Верховный Суд Российской Федерации осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с указанным Федеральным конституционным законом и федеральными законами, в рамках процессуальных форм, предусмотренных федеральным законодательством[3]. Он рассматривает гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные и административные дела в качестве суда надзорной инстанции, а также выполняет функции апелляционной и кассационной инстанций в пределах своей компетенции. Верховный Суд Российской Федерации также рассматривает дела, отнесенные к его подсудности, в качестве суда первой инстанции, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
История
Верховный Суд, как высший судебный орган, был учреждён 1 января 1923 года в результате судебной реформы 1922 года. В соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятом 11 ноября 1922 года, в РСФСР была создана единая трёхзвенная система общих судов, включающая: народный суд, состоящий из постоянного народного судьи или из постоянного народного судьи и двух народных заседателей; губернский суд; Верховный Суд РСФСР. Для рассмотрения дел особой категории были предусмотрены специальные судебные учреждения, такие как военные и транспортные трибуналы[4].
Согласно статье 5 Положения 1922 года, Верховный Суд выполнял несколько ключевых функций: во-первых, осуществлял судебный контроль над всеми судами РСФСР; во-вторых, рассматривал в кассационном порядке дела, решённые губернскими судами; в-третьих, пересматривал в порядке надзора все дела, разрешённые любым судом Республики; в-четвёртых, действовал как суд первой инстанции для дел особой государственной важности, определённых законом. Таким образом, Верховный Суд стал центром регулирования и формирования единой судебной политики на всей территории страны[4].
В структуру Верховного Суда входили следующие подразделения: Президиум, пленарные заседания, кассационные коллегии по уголовным и гражданским делам, судебная коллегия, военная коллегия, военно-транспортная коллегия и дисциплинарная коллегия. В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК могли создаваться отделения Верховного Суда. Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии были образованы две — по уголовным и гражданским делам, состав и порядок формирования которых определялись правилами, установленными Положением 1922 года[4].
7 июля 1923 года ВЦИК принял Постановление, которое внесло изменения в Положение 1922 года, касающиеся компетенции и структуры Верховного Суда. В соответствии со статьёй 59 Положения к ведению Президиума Верховного Суда относилось распределение членов суда между его коллегиями и определение обязанностей каждого из них. Это создало условия для эффективного взаимодействия между Президиумом и Пленумом, что отразилось на реализации полномочий Пленума Верховного Суда. Также была скорректирована компетенция пленарных заседаний. Стоит отметить введение термина «Пленум Верховного Суда», который использовался для обозначения пленарных заседаний данного органа[5].
В 1922 году в статью 64 Положения о судоустройстве была внесена значительная новелла, предусматривающая участие народных заседателей в судебных заседаниях Верховного Суда. Институт народных заседателей стал ключевой формой вовлечения общественности в судебный процесс. При Верховном Суде было предусмотрено наличие 48 народных заседателей, а полномочия по их назначению были делегированы Президиуму ВЦИК. 16 октября 1924 года ВЦИК принял Постановление, расширяющее полномочия Президиума Верховного Суда в области судебного управления. Эти новеллы отражали суть существующей модели контроля, соединяющей элементы управления системой и процессуального надзора за законностью судебных актов[4].
31 января 1924 года на II съезде Советов СССР была утверждена Конституция СССР, которая определила компетенцию, структуру, состав и порядок формирования Верховного Суда СССР. Этот суд подчинялся ЦИК Союза и его Президиуму, а его председатель и большинство членов назначались Президиумом ЦИК. Верховный Суд СССР осуществлял надзор за конституционной законностью, судебный надзор и рассматривал дела исключительной важности в первой инстанции. Указанные функции выполнялись через пленарные заседания, гражданскую и уголовную коллегии, а также военную и военно-транспортную коллегии[4].
Период с 1930 по 1940 годы в деятельности судов РСФСР характеризуется ростом уголовный репрессий, как судебной, так и внесудебной, что было связано с культом личности И. В. Сталина и оправдывалось усилением классовой борьбы и увеличением числа «врагов народа». Суды функционировали в условиях, которые можно охарактеризовать как чрезвычайные. Основными законодательными актами, определяющими организационно-правовые основы деятельности Верховного Суда РСФСР в этот период, стали: Положение о судоустройстве РСФСР от 19 ноября 1926 года, Конституция СССР 1936 года, Конституция РСФСР 1937 года и Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» от 16 августа 1938 года. Однако в указанный период вопросы судопроизводства регулировались не только законодательными актами, но и решениями органов исполнительной власти[4].
В 1934 году, в связи с убийством С. М. Кирова, секретаря ЦК ВКП(б) и Ленинградского обкома партии, Советский Союз принял ряд значительных постановлений. В декабре того же года Центральный исполнительный комитет СССР утвердил постановления «О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик в части рассмотрения и расследования уголовных дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти» и «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов». Согласно этим документам, дела, связанные с терроризмом, подлежали расследованию и рассмотрению в ускоренном порядке, без участия сторон. Кассационные жалобы на приговоры и ходатайства о помиловании не допускались, а приговоры к высшей мере наказания приводились в исполнение немедленно после их вынесения[4].
В этот период также произошли изменения в деятельности Президиума Верховного Суда РСФСРПрезидиум проводил заседания, на которых рассматривалась судебная практика специальной коллегии Верховного Суда и областных судов. Он рассылал свои директивные постановления во все российские суды. Однако политические репрессии затронули и судебные органы, жертвами которых стали многие судьи Верховного Суда РСФСР, включая его председателя Ивана Лазаревича Булата[6].
Ограничение компетенции Верховного Суда РСФСР исключительно судебной деятельностью, а также лишение его права толковать законы, изучать и обобщать материалы судебной практики и давать руководящие указания по вопросам применения законодательства, существенно снизило его влияние на процессы совершенствования и унификации судебной практики нижестоящих судов, что негативно сказалось на качестве правосудия[4]. Осенью 1941 года значительная часть судей и сотрудников аппарата Верховного Суда была эвакуирована в различные города, такие как Саратов, Камышин и Соль-Илецк. Некоторые структуры Верховного Суда продолжали функционировать в Москве. В феврале 1942 года, после разгрома немецких войск под Москвой, Председатель Верховного Суда РСФСР Анатолий Тимофеевич Рубичев, его заместители и судьи вернулись в столицу. С середины 1943 года многие судьи Верховного Суда РСФСР принимали участие в правительственных комиссиях, занимающихся определением ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками временно оккупированным территориям. Собранные материалы впоследствии были представлены на Нюрнбергском международном процессе над бывшими руководителями фашистской Германии.
В соответствии с периодизацией истории Советского государства, 1960—1990 годы рассматриваются как период развитого социалистического общества. Данный вывод основывается на преамбуле Конституции СССР 1977 года. Первые годы этого периода отличались отменой ранее существовавшего, включая репрессивное, законодательства и внедрением нового судоустройственного и судопроизводственного законодательства Союза ССР и РСФСР, что по своей сути представляло собой судебную реформу[7].
Важным событием стало восстановление президиумов в верховных судах союзных и автономных республик, а также краевых и областных судах, что произошло в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 года. Эти президиумы получили функции судебного надзора и руководство судами, которые ранее осуществлялись Министерством юстиции. Таким образом, управление судебной системой в РСФСР перешло непосредственно к Верховному Суду РСФСР. 27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «О судоустройстве в РСФСР». В отличие от первого Положения о судоустройстве РСФСР 1922 года, новый Закон четко определял цели и задачи правосудия. Согласно этому Закону, Верховный Суд РСФСР стал высшим судебным органом республики, на который возлагался надзор за деятельностью всех судебных органов РСФСР. Также ему принадлежало право законодательной инициативы. Избрание судей Верховного Суда РСФСР осуществлялось Верховным Советом РСФСР на срок 5 лет, а количественный состав Суда определялся после завершения выборов судей[4].
8 июля 1981 года был принят новый Закон «О судоустройстве РСФСР», который устанавливал, что Верховный Суд РСФСР обязан не реже одного раза за период своих полномочий представлять отчет о своей деятельности Верховному Совету РСФСР и систематически информировать Президиум Верховного Совета РСФСР[8]. В законе были предусмотрены более широкие полномочия для Пленума Верховного Суда, Президиума Верховного Суда и судебных коллегий. Верховный Суд РСФСР также был наделен функцией контроля за выполнением судами руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР и разрешением вопросов, вытекающих из международных соглашений РСФСР, в пределах своих полномочий.
Распад СССР кардинально изменил статус и функции Верховного Суда РСФСР. 28 декабря 1991 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление № 3045-1, согласно которому Верховный Суд СССР был ликвидирован. Его правопреемником стал Верховный Суд РСФСР, получивший полномочия рассматривать все судебные дела и жалобы, касающиеся юрисдикции России. В результате Верховный Суд РСФСР стал высшей судебной инстанцией страны[4].
12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации, в которой были уточнены функции Верховного Суда (статья 126) и изменен порядок его формирования: теперь судей назначал Совет Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации. В апреле 1995 года был вынесен на обсуждение проект Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», который стал первым основополагающим документом, развивающим конституционные нормы о судебной власти[9]. После длительных обсуждений проект был одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года (постановление № 26) и подписан Президентом 31 декабря 1996 года, вступив в силу с 1 января 1997 года. Принятие этого закона обеспечило необходимое правовое регулирование ключевых вопросов судоустройства, статуса судей и условий для независимого осуществления правосудия в российских судах.
Судебная реформа, начавшаяся в 90-х годах XX века, значительно расширила полномочия Верховного Суда Российской Федерации и повысила его статус, сделав его самостоятельным органом государственной власти согласно Конституции. Это дало возможность Верховному Суду активно участвовать в реформировании судебной системы. Его организующая и созидательная роль проявлялась не только через право законодательной инициативы, но и в внесении предложений в Государственную Думу Федерального Собрания[4].
Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации, установленный с момента принятия Конституции 12 декабря 1993 года, когда он был определен как высшая судебная инстанция в системе федеральных судов общей юрисдикции, претерпел изменения. Важным событием этого периода стало объединение Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации[10]. 5 февраля 2014 года Государственная Дума и Совет Федерации одобрили Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации», а также ряд других законов, регулирующих порядок формирования и статус нового объединенного Верховного Суда. Это объединение было направлено на улучшение судебной системы страны, укрепление ее единства, установление общих правил судопроизводства и обеспечение единообразия судебной практики. Для максимального обеспечения независимости судей Верховный Суд инициировал создание самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции, которые занимаются кассационным производством, а также апелляционных судов общей юрисдикции, рассматривающих апелляционные жалобы на решения, вынесенные судами первой инстанции на областном уровне.
Полномочия
Верховный Суд Российской Федерации выступает в качестве суда первой инстанции для рассмотрения административных дел, связанных с оспариванием нормативных правовых актов различных государственных органов. К таким актам относятся нормативные документы Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, а также государственных внебюджетных фондов, включая Фонд пенсионного и социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и государственных корпораций[2].
Также занимается оспариванием решений Высшей квалификационной коллегии судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, касающихся приостановления или прекращения полномочий судей, а также других решений, обжалование которых предусмотрено федеральным законодательством. Также Суд рассматривает дела, связанные с действиями и бездействием Высшей экзаменационной комиссии, ответственной за прием квалификационного экзамена на должность судьи, в случаях нарушения процедуры проведения экзамена или отказа в допуске к его сдаче[11].
Верховный Суд занимается оспариванием решений о приостановлении деятельности политических партий и общественных объединений, как общероссийских, так и международных, а также ликвидацией централизованных религиозных организаций с местными религиозными организациями на территориях нескольких субъектов Российской Федерации[12]. Он также рассматривает дела о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях нескольких субъектов. К числу дел, подлежащих рассмотрению, относятся оспаривание решений или уклонений от принятия решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением случаев, когда решения нижестоящих избирательных комиссий остаются в силе. Отменяет регистрацию кандидатов на должность Президента Российской Федерации, а также регистрацию федеральных списков кандидатов и исключение региональных групп кандидатов из федерального списка при проведении выборов депутатов Государственной Думы. Рассматриваются также дела о прекращении деятельности инициативных групп по проведению референдума и инициативных агитационных групп. Важной частью работы является расформирование Центральной избирательной комиссии Российской Федерации[3].
Верховный Суд Российской Федерации выполняет функции суда первой инстанции в отношении дел, касающихся разрешения споров между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Российской Федерации, а также между самими органами власти субъектов. Данные дела могут быть переданы на рассмотрение Верховного Суда Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации. Кроме того, Верховный Суд рассматривает дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумные сроки или права на исполнение судебных актов в разумные сроки по делам, которые подсудны федеральным судам общей юрисдикции, исключая районные и гарнизонные военные суды[11].
Также Верховный Суд Российской Федерации занимается разрешением экономических споров между федеральными органами власти и органами власти субъектов, а также между высшими органами власти субъектов. В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации, Верховный Суд осуществляет право законодательной инициативы по вопросам своей компетенции и разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в данной области. Он предоставляет судам разъяснения по вопросам судебной практики, основываясь на анализе и обобщении существующей практики, что способствует единообразному применению законодательства[2].[12]
Суд также имеет право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров. В соответствии с Конституцией, он может запрашивать проверку конституционности законов, которые подлежат применению в рассматриваемых делах. Важной функцией Верховного Суда является вынесение заключений о наличии признаков преступления в действиях Президента Российской Федерации, когда Государственная Дума выдвигает обвинения в государственной измене или совершении тяжкого преступления. Кроме того, суд принимает решения в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации о наличии признаков преступления в действиях Генерального прокурора и Председателя Следственного комитета, что позволяет принимать решение о возбуждении уголовного дела или привлечении их в качестве обвиняемых[2][12].
В пределах своей компетенции Верховный Суд также рассматривает вопросы, касающиеся международных договоров Российской Федерации. Он публикует судебные акты и обеспечивает доступ к информации о своей деятельности в соответствии с федеральными законами. Кроме того, суд осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами и федеральными законами[3].
Состав
Верховный Суд Российской Федерации состоит из 170 судей Верховного Суда Российской Федерации[13].
Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе[14]:
- Пленум Верховного Суда Российской Федерации;
- Президиум Верховного Суда Российской Федерации;
- Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
- Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
- Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;
- Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации — в качестве судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Изменения в состав Верховного Суда Российской Федерации вносятся путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.
Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации[15].
Пленум
Пленум Верховного Суда Российской Федерации функционирует в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя Председателя, а также заместителей Председателя, которые являются председателями судебных коллегий Верховного Суда, согласно части 2 статьи 3 соответствующего Федерального конституционного закона. В состав Пленума также входят судьи Верховного Суда[16].
В заседаниях Пленума по приглашению Председателя могут участвовать такие лица, как Председатель Конституционного Суда, Генеральный прокурор, Министр юстиции, их заместители, судьи Конституционного Суда и других судов, а также другие заинтересованные лица. Пленум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики, предоставляя судам разъяснения по вопросам, связанным с судебной практикой. Это позволяет достичь согласованности в правоприменении. Пленум решает вопросы, касающиеся осуществления права законодательной инициативы Верховного Суда в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации. Он также имеет право направлять запросы в Конституционный Суд в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции[11].
Пленум избирает секретаря из числа судей Верховного Суда по представлению Председателя на трехлетний срок, с возможностью повторного избрания одного и того же судьи. Он утверждает составы различных судебных коллегий Верховного Суда, включая коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих, а также осуществляет переводы судей между коллегиями. Также Пленум избирает судей Апелляционной и Дисциплинарной коллегий по представлению Председателя Верховного Суда. В дополнение к этому, он утверждает состав судебной коллегии, которая рассматривает заключения о наличии признаков преступления в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и Председателя Следственного комитета Российской Федерации, что является важным этапом для принятия решений о возбуждении уголовных дел или привлечении указанных лиц в качестве обвиняемых[16].
Пленум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет ряд важных функций в судебной системе страны. Он утверждает по представлению председателя соответствующего суда состав президиума различных судов, включая кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, военные суды, а также верховные суды республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, автономных областей и округов, окружных (флотских) военных судов, арбитражных судов округов и апелляционных арбитражных судов, а также Суда по интеллектуальным правам. Пленум заслушивает отчеты о деятельности Президиума Верховного Суда и отчеты заместителей Председателя Верховного Суда, которые являются председателями судебных коллегий и дисциплинарной коллегии. Также Пленум утверждает состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде и его положение по представлению Председателя Верховного Суда[3].
Ежегодно, по предложению Председателя Верховного Суда, Пленум представляет на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей составы коллегий судей Верховного Суда, которые принимают решения по вопросам привлечения к административной ответственности судей различных уровней, а также по другим вопросам, предусмотренным законом о статусе судей в Российской Федерации. Кроме того, Пленум утверждает Регламент Верховного Суда и выполняет другие полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Для принятия решений Пленум правомочен при наличии не менее двух третей от числа действующих судей Верховного Суда. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума и подписываются Председателем и секретарем Пленума[16].
Президиум
В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судьи Верховного Суда Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации выполняет ряд ключевых функций в соответствии с процессуальным законодательством страны, направленных на обеспечение единства судебной практики и соблюдение законности. В частности, он осуществляет надзор за вступившими в силу судебными актами, а также возобновляет производство по делам на основании новых или вновь открывшихся обстоятельств. Кроме того, Президиум имеет право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности применяемого закона, что предусмотрено частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации. Он также координирует деятельность судебных коллегий и составов Верховного Суда, а также аппарата суда[17].
Важной задачей Президиума является утверждение порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах и имуществе судей, их супругов и несовершеннолетних детей, что осуществляется в соответствии с Законом «О статусе судей в Российской Федерации». Президиум также утверждает положение об аппарате Верховного Суда, его структуру и штатное расписание[18]. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда, Президиум возлагает исполнение его обязанностей на одного из заместителей. Он рассматривает отдельные вопросы судебной практики и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами[19].
Апелляционная коллегия
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации функционирует в составе председателя, заместителя председателя и десяти членов, которые являются судьями Верховного Суда. Члены коллегии избираются Пленумом Верховного Суда по представлению Председателя на срок пять лет, в соответствии с установленным Регламентом[20].
Апелляционная коллегия выполняет ряд ключевых функций. Она рассматривает дела в качестве суда второй инстанции в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, когда решения по данным делам были вынесены судебными коллегиями Верховного Суда в качестве суда первой инстанции. Кроме того, коллегия имеет право рассматривать дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. В рамках своих полномочий она может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, который подлежит применению в конкретном деле, основываясь на части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации. Также Апелляционная коллегия осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами[20].
Судебные коллегии
Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации выполняют несколько ключевых функций. Они рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, а также дела, связанные с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами, которые подлежат их подсудности. В рамках своих полномочий коллегии осуществляют рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации[21]. Кроме того, они могут обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности применяемого закона на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации. Также судебные коллегии занимаются обобщением судебной практики[22].
Дисциплинарная коллегия
Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации осуществляет рассмотрение дел, касающихся жалоб на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, связанных с досрочным прекращением полномочий судей в результате совершения дисциплинарных проступков. Также рассматриваются жалобы на решения о наложении дисциплинарных взысканий на судей и на результаты квалификационной аттестации судей[23].
Коллегия формируется из заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, который является её председателем, и шести членов, представляющих судей Верховного Суда. Члены коллегии избираются Пленумом Верховного Суда на срок три года по представлению Председателя Верховного Суда, при этом выбор осуществляется тайным голосованием с использованием бюллетеней и в соответствии с конкурсным подходом. Организация работы Дисциплинарной коллегии осуществляется её председателем, который проводит судебные заседания, информирует Пленум и Президиум Верховного Суда о деятельности коллегии и выполняет другие полномочия в соответствии с федеральными законами. Порядок организации деятельности Дисциплинарной коллегии определяется положением, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации[23].
Порядок формирования
Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации[11].
- первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
- заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
- заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
- заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации;
- заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации — председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
- председатель Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и заместитель председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
- судьи Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- судьи Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;
- судьи Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;
- судьи Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации;
- судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Председатель Верховного Суда
Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на свою должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, при условии наличия положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на эту должность неоднократно. На Председателя Верховного Суда не распространяются ограничения по предельному возрасту, установленные федеральными конституционными законами и федеральными законами для судей[3].
В рамках своих полномочий Председатель Верховного Суда Российской Федерации, помимо выполнения функций судьи Верховного Суда и осуществления процессуальных полномочий, предусмотренных законодательством, выполняет ряд ключевых задач. К числу этих задач относится обеспечение решения вопросов, относящихся к компетенции организации деятельности Верховного Суда, а также систем судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Председатель организует работу по изучению и обобщению судебной практики, а также анализу судебной статистики. Кроме того, он созывает Пленум Верховного Суда и председательствует на его заседаниях, представляет на утверждение кандидатуру секретаря Пленума и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде. Также Председатель осуществляет планирование работы Пленума, формирует повестку дня его заседаний и созывает Президиум Верховного Суда, председательствуя на его заседаниях[24].
Председатель Верховного Суда Российской Федерации осуществляет распределение обязанностей между заместителями и судьями данного суда. Он представляет Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения в Совет Федерации Федерального Собрания на должности судей Верховного Суда, включая первую заместительскую позицию, а также заместителей Председателя и председателей судебных коллегий. Председатель предлагает кандидатуры судей Верховного Суда для назначения в Президиум Верховного Суда. Он формирует составы судебных коллегий и назначает их председателей, а также представляет кандидатуры для назначения судей федеральных судов, включая председателей и заместителей председателей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик и других судов различных уровней[11].
Председатель также вносит представления в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации о квалификационной аттестации судей Верховного Суда, а также о приостановлении или прекращении их полномочий. Аналогичные представления касаются председателей и заместителей председателей кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции, военных судов и арбитражных судов. Он подготавливает представления о награждении государственными наградами судей Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Эти представления направляются Президенту Российской Федерации на основании решений Высшей квалификационной коллегии судей. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет проверку информации о поведении судей Верховного Суда, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которая не соответствует требованиям Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и кодекса судейской этики, что может подрывать авторитет судебной власти. Суд также представляет Верховный Суд в отношениях с государственными органами, международными и межправительственными организациями[24].
В рамках взаимодействия с Правительством Российской Федерации Верховный Суд участвует в разработке проекта федерального бюджета, касающегося финансирования судов. Он имеет полномочия назначать и освобождать от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде с согласия Совета судей Российской Федерации, а также назначать и освобождать заместителей Генерального директора по представлению самого Генерального директора. Верховный Суд утверждает членов коллегии Судебного департамента, за исключением тех, кто занимает должности по служебной необходимости. Суд вносит представления Президенту Российской Федерации о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Генеральному директору Судебного департамента и о награждении его государственными наградами[3].
Верховный Суд осуществляет общее руководство деятельностью своего аппарата, назначая и освобождая работников аппарата от должностей. Он также вносит представления Президенту о присвоении классных чинов работникам аппарата и награждении их государственными наградами. Суд устанавливает правила внутреннего распорядка и контролирует их соблюдение, а также издает приказы и распоряжения в пределах своей компетенции.
Вячеслав Михайлович Лебедев занимал пост председателя Верховного суда Российской Федерации (до 1992 года — РСФСР) на протяжении более 35 лет[25]. Он был назначен на эту должность 26 июля 1989 года и впоследствии переназначался в 1999, 2007 и 2012 годах. 21 мая 2014 года Совет Федерации назначил Лебедева на новый шестилетний срок в качестве председателя Верховного суда РФ, который был образован в результате объединения Верховного и Высшего Арбитражного судов Российской Федерации. 25 сентября 2019 года Совет Федерации досрочно переназначил Вячеслава Лебедева, продлив его полномочия, которые должны были истечь в мае 2020 года, на шестой срок. 24 февраля 2024 года стало известно о его смерти на 81-м году жизни. С 17 апреля 2024 года председателем Верховного суда Российской Федерации является Подносова Ирина Леонидовна[26].
Заместители Председателя Верховного Суда
Первый заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а также заместители Председателя Верховного Суда, которые являются председателями коллегий этого суда, назначаются на свои должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на срок шесть лет[27]. Назначение происходит по представлению Президента Российской Федерации, основывающемуся на предложении Председателя Верховного Суда и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Одно и то же лицо имеет возможность многократного назначения на должность заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Заместители Председателя, помимо выполнения функций судьи Верховного Суда, также осуществляют полномочия, предусмотренные процессуальным законодательством Российской Федерации. Заместитель Председателя Верховного Суда, который является председателем судебной коллегии, руководит деятельностью этой коллегии. Кроме того, по поручению Председателя Верховного Суда заместители выполняют отдельные функции, связанные с организацией работы Верховного Суда. В случае отсутствия Председателя его права и обязанности исполняет один из заместителей[3].
Судьи Верховного Суда
Судьи Верховного Суда Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел, подсудных данному суду, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Они работают в судебных коллегиях Верховного Суда, а также могут быть избраны в состав Апелляционной или Дисциплинарной коллегий, где также рассматривают соответствующие дела и выполняют другие процессуальные полномочия[28]. Судьи обобщают судебную практику и изучают применение законодательства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Они вносят предложения по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Пленума Верховного Суда, участвуют в подготовке и обсуждении проектов постановлений, а по поручению Председателя Верховного Суда представляют их на заседаниях Пленума. В процессе осуществления правосудия они заседают в мантиях.
Примечания
- ↑ Как Верховный суд РСФСР (см. подробнее Архивная копия от 11 сентября 2016 на Wayback Machine). 25 декабря 1991 года, с переименованием республики, орган переименован в Верховный суд Российской Федерации, современный правовой статус установлен Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года и вступившей в силу 25 декабря 1993 года, а также последующими поправками к ней
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Федеральный конституционный закон РФ от 5 февраля 2014 г. N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" . Российская газета. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 4,00 4,01 4,02 4,03 4,04 4,05 4,06 4,07 4,08 4,09 4,10 Николай Александрович Петухов, Екатерина Владимировна Рябцева. Основные этапы истории Верховного Суда Российской Федерации // Теоретико-исторические правовые науки : Научная статья. — 2022. — doi:10.37399/2686-9241.2022.3.8-27.
- ↑ Верховный трибунал при ВЦИК: 1918–1922 гг. – Верховный Суд РСФСР: 1923–1990 гг. . Верховный Суд Российской Федерации.
- ↑ Довоенный период развития советской судебной системы (А. Смыкалин, "Российская юстиция", N 6, июнь 2002 г.) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Конституция СССР в редакции от 7 октября 1977 г. . constitution.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Статья 53. Порядок избрания и подотчетность Верховного Суда РСФСР. Закон РСФСР от 08.07.1981 "О судоустройстве РСФСР" | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Постановление Совета судей РФ от 20.10.1995 "О Федеральном конституционном законе "О судебной системе Российской Федерации" | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ "Новый закон объединил Верховный и Высший арбитражный суды..." (интервью с И.Ю. Гусевым, старшим юристом юридической фирмы VEGAS LEX) ("Упрощенка", N 3, март 2014 г.) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 г. № 3-ФКЗ . Президент России. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 12,0 12,1 12,2 Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ О Верховном Суде Российской Федерации (постатейный). — Москва: Юстицинформ, 2014. — С. 15—17. — 192 с. — ISBN 978-5-7205-1245-3.
- ↑ Статья 3. Состав Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Глава 2. Состав и организация деятельности Верховного Суда Российской Федерации (ст.ст. 3 - 14). Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Статья 4. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 Статья 5. Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Статья 6. Президиум Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Президиум Верховного Суда Российской Федерации . Верховный Суд Российской Федерации.
- ↑ Статья 7. Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 20,0 20,1 Статья 8. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Статья 10. Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Статья 9. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 23,0 23,1 Статья 11. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ 24,0 24,1 Статья 12. Председатель Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Лебедев, Вячеслав Михайлович . ТАСС. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Встреча с Председателем Верховного Суда Ириной Подносовой . Президент России (23 апреля 2024). Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Статья 13. Заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
- ↑ Статья 14. Судьи Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 17 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |