Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации
Суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — это мировые судьи, согласно федеральному конституционному закону от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ, которые осуществляют свои полномочия на территории судебного участка в составе судебного района, входящего в единую систему судов общей юрисдикции и занимающие положение первого (низового) звена этой системы[1].
Мировые судьи в Российской Федерации представляют собой судей общей юрисдикции, действующих в рамках единой судебной системы страны. Их полномочия и порядок деятельности регулируются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными конституционными законами и другими нормативными актами. Мировые судьи осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, и их решения, а также законные распоряжения и требования обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами на всей территории страны[2].
На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии независимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения и социальной защиты, установленные Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и иными федеральными законами[3].
Компетенции
Мировой судья осуществляет рассмотрение дел в первой инстанции по следующим категориям. Он занимается уголовными делами, связанными с преступлениями, за которые предусмотрено максимальное наказание не более трех лет лишения свободы, в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Также его компетенция включает дела о выдаче судебного приказа, расторжении брака при отсутствии спора о детях, а также дела о разделе совместно нажитого имущества супругов, если цена иска не превышает пятидесяти тысяч рублей[4].
Кроме того, мировые судьи рассматривают имущественные споры, за исключением дел о наследовании и споров, связанных с интеллектуальной собственностью, при цене иска до пятидесяти тысяч рублей. В сферу их деятельности также входят имущественные споры, возникающие в контексте защиты прав потребителей, если сумма иска не превышает ста тысяч рублей. Мировые судьи занимаются делами об административных правонарушениях, отнесенными к их компетенции Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации[4]. Помимо указанных категорий дел, федеральные законы могут определять и другие дела, которые подлежат подсудности мирового судьи. Также он имеет право рассматривать дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им ранее и вступивших в силу. Все дела, отнесенные к его компетенции, рассматриваются мировым судьей единолично[5].
История
До XVIII века в Российской империи не существовало понятия мировых судов в современном понимании. Первые судебные учреждения, напоминающие современные аналоги, начали формироваться при Петре I, однако значительное развитие судебной системы произошло в эпоху правления императрицы Екатерины II. Она внедрила уникальную для своего времени систему судебного делопроизводства, которая просуществовала более ста лет[6].
Первые полноценные аналоги мировых судов появились в результате судебной реформы 1864 года. Одним из ключевых нормативных актов, разработанных в рамках этой реформы, стал «Судебный устав», который впервые ввел мировые суды в систему органов власти Российской империи. Судьей мирового суда мог стать лишь мужчина, подданный Российской империи, не младше двадцати пяти лет и обладающий специализированным образованием. Эти суды значительно разгружали судебную систему страны, так как рассматривали незначительные дела, зачастую заканчивавшиеся примирением сторон[6].
После Октябрьской революции 1917 года система судопроизводства в России претерпела значительные изменения. В результате реализации Декрета Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР от 24 ноября 1917 года «О суде» был упразднён институт мировых судей, и вместо них в судебной системе страны были созданы местные суды[7]. Местные судьи, имеющие право рассматривать гражданские дела с ценой иска до 3000 рублей, а также уголовные дела, предусматривающие наказание не более двух лет лишения свободы, избирались на основе прямых демократических выборов. При этом прежние мировые судьи сохраняли право баллотироваться на эти должности.
В дальнейшем, с изданием декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) от 30 ноября 1918 года «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» и постановления ВЦИК от 10 июля 1923 года «О введении в действие Гражданского Процессуального Кодекса РСФСР», были учреждены Народные суды, которым была передана компетенция по рассмотрению всех уголовных дел, а также споров о имущественных и личных правах и интересах. Кроме того, Народные суды рассматривали дела в порядке бесспорного производства, связанные с установлением фактов или событий для каких-либо учреждений республики или физических лиц. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР установил единую судебную систему, состоящую из Народного Суда, Губернского Суда и Верховного Суда, что стало основой для современной системы судов общей юрисдикции[6].
Институт мировых судей был восстановлен в Российской Федерации после 1996 года в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». В статье 28 данного закона был закреплён статус мирового судьи как суда первой инстанции, уполномоченного рассматривать гражданские, административные и уголовные дела в пределах своей компетенции[1].
Судебные участки
Деятельность мировых судей осуществляется в рамках судебного района, охватывающего определенные судебные участки. Общее количество мировых судей и число судебных участков в субъектах Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, который может быть инициирован как соответствующим субъектом, согласованным с Верховным Судом Российской Федерации, так и самим Верховным Судом, согласующим свои инициативы с субъектами[8].
Создание и упразднение судебных участков и должностей мировых судей осуществляется через законы субъектов Российской Федерации. При этом судебные участки формируются с расчетом на численность населения: на один участок должно приходиться от 15 до 23 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с населением менее 15 тысяч человек устанавливается только один судебный участок[8].
Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если дела, относящиеся к их компетенции, не были переданы в юрисдикцию другого судьи или суда. Для обеспечения равномерной нагрузки на мировых судей председатель районного суда имеет право, в случае превышения нагрузки на одного из судей, посредством мотивированного распоряжения передать часть уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях и исковых заявлений к мировому судье другого судебного участка в том же судебном районе[8].
Порядок назначения и срок полномочий
Мировые судьи назначаются или избираются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо посредством выборов, проводимых населением соответствующего судебного участка в соответствии с законом данного субъекта. Не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока полномочий действующего мирового судьи, а также до достижения им предельного возраста для занятия данной должности, или в случае досрочного прекращения полномочий, об открытии вакансии мирового судьи объявляется в средствах массовой информации. В таком объявлении указываются время и место приема заявлений от претендентов на должность, а также время и место рассмотрения этих заявлений. Срок полномочий вновь назначенного или избранного мирового судьи начинается не ранее следующего дня после прекращения полномочий действующего судьи[9].
Мировой судья впервые назначается или избирается на должность сроком на три года. По истечении этого срока лицо, занимающее данную должность, имеет право вновь выдвинуть свою кандидатуру для назначения или избрания. В случае повторного назначения или избрания мировой судья получает должность без ограничения срока полномочий. Максимальный возраст, при котором возможно пребывание в должности мирового судьи, составляет 70 лет[10].
Полномочия мирового судьи могут быть временно приостановлены решением квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». В случае прекращения или приостановления полномочий мирового судьи, а также в ситуациях временного отсутствия судьи, таких как болезнь, отпуск или другие уважительные причины, исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого судебного участка того же района по постановлению председателя соответствующего районного суда. Если в данном судебном районе невозможно назначить другого мирового судью (например, если существует только одна должность мирового судьи или отсутствуют другие мировые судьи), обязанности могут быть переданы по постановлению председателя вышестоящего суда или его заместителя мировому судье из ближайшего судебного района[11].
Исполнение обязанностей мирового судьи также может быть поручено судье, находящемуся в отставке, в порядке, предусмотренном статьей 7.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», с учетом специфики, изложенной в данной статье. Мировой судья, находящийся в отставке, может быть привлечен к исполнению своих обязанностей независимо от того, на каком судебном участке он работал до выхода на пенсию, в то время как судья федерального суда в отставке может быть привлечен к исполнению обязанностей независимо от уровня суда и региона, где он ранее осуществлял правосудие[11].
Аппарат и организационное обеспечение деятельности
Аппарат мирового судьи обеспечивает его функционирование, при этом структура и штатное расписание аппарата определяются в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Работники данного аппарата являются государственными служащими, представляющими соответствующий субъект. Руководство деятельностью аппарата осуществляется мировым судьей, который отвечает за конкретный судебный участок. Перемещение сотрудников аппарата на другие должности, а также применение к ним мер поощрения и взыскания, включая утверждение графика отпусков, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с согласия мирового судьи данного судебного участка[12].
Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляется органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством данного субъекта. Под организационным обеспечением понимаются мероприятия, направленные на создание условий для полноценного и независимого осуществления правосудия, включая кадровое, финансовое, материально-техническое и информационное обеспечение. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение мировых судей, а также другие выплаты, финансируемые из фонда оплаты труда и социальных выплат, предусмотренных федеральными законами, являются расходным обязательством Российской Федерации. Эти выплаты обеспечиваются через органы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Кроме того, нуждающимся в улучшении жилищных условий мировым судьям предоставляются жилые помещения[13].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ . Kremlin.ru.
- ↑ Статья 1. Мировые судьи в Российской Федерации. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ Статья 2. Гарантии статуса мировых судей. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) . base.garant.ru. Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ 4,0 4,1 Статья 3. Компетенция мирового судьи. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ А. А. Ушаков. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный) .
- ↑ 6,0 6,1 6,2 История создания мировых судов в России . Судебные и нормативные акты РФ.
- ↑ Декрет Совет Народных Комиссаров (О суде) . constitution.garant.ru. Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 Статья 4. Судебные участки. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ Статья 6. Порядок назначения (избрания) на должность мировых судей. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ Статья 7. Срок полномочий мирового судьи. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ 11,0 11,1 Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ Статья 9. Аппарат мирового судьи. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 7 ноября 2024.
- ↑ Статья 10. Организационное обеспечение деятельности мировых судей. Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 7 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |