Судебная система Российской Федерации

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Эмблема Верховного Суда РФ

Судебная система Российской Федерации - представляет собой совокупность судов, осуществляющих правосудие на территории Российской Федерации. Ее организация и функционирование определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ[1].

Основные положения

Судебная власть в Российской Федерации реализуется исключительно судами, представляющими собой судей и привлеченных в установленном законом порядке присяжных и арбитражных заседателей. Другие органы и лица не имеют права осуществлять правосудие[2]. Судебная власть обладает самостоятельностью и функционирует независимо от законодательной и исполнительной властей. Осуществление судебной власти происходит через различные виды судопроизводства, включая конституционное, гражданское, административное и уголовное.

Судебная система Российской Федерации устанавливается следующими актами:

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  • Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»
  • Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»
  • Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»

Единство судебной системы

1. Установление судебной системы Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации и соответствующим Федеральным конституционным законом[3].2. Все федеральные суды и мировые судьи обязаны соблюдать правила судопроизводства, определенные федеральными законами.

3. Применение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации является обязательным для всех судов. Это также включает в себя соблюдение конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации[1].

4. Обязательность исполнения судебных постановлений, вступивших в законную силу, признается на всей территории Российской Федерации.

5. Законодательное закрепление единства статуса судей является важным аспектом функционирования судебной системы.

6. Финансирование федеральных судов и мировых судей осуществляется за счет федерального бюджета.

Судебная система

Судебная система состоит из федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации[4].

К федеральным относится Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации, а также кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов[1].

К судам субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи[5].

Верховный суд

Здание Верховного суда РФ
Структура Верховного Суда РФ

Верховный Суд Российской Федерации — это высший судебный орган, который рассматривает гражданские дела, дела, связанные с экономическими спорами, а также уголовные, административные и другие категории дел, подсудные судам, созданным в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами[6].

Верховный Суд Российской Федерации осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, созданных в соответствии с Федеральным конституционным законом и федеральными законами. Суд действует в рамках процессуальных форм, установленных федеральным законодательством. В качестве суда надзорной инстанции Верховный Суд рассматривает гражданские дела, дела по экономическим спорам, уголовные и административные дела. Кроме того, он выполняет функции апелляционной и кассационной инстанций в пределах своей компетенции. Верховный Суд также рассматривает дела, отнесенные к его подсудности, как суд первой инстанции, а также осуществляет рассмотрение дел по новым ли вновь открывшимся обстоятельствам[6].

Структура Верховного Суда РФ:

  • Пленум Верховного суда Российской Федерации
  • Президиум Верховного суда Российской Федерации
  • Апелляционная коллегия
  • Судебная коллегия по административным делам
  • Судебная коллегия по уголовным делам
  • Судебная коллегия по гражданским делам
  • Судебная коллегия по экономическим спорам
  • Судебная коллегия по делам военнослужащих
  • Дисциплинарная коллегия

Суды общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации включает в себя федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации[7]. К федеральным судам общей юрисдикции относятся кассационные и апелляционные суды, а также Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, а также суды автономной области и автономных округов[8]. Также в эту категорию входят районные, городские и межрайонные суды, объединяемые под общим термином «районные суды». Военные суды имеют свои полномочия, порядок образования и деятельности, который определяется федеральным конституционным законом. Кроме того, существуют специализированные суды, для которых также устанавливаются соответствующие полномочия и порядок деятельности. В рамках субъектов Российской Федерации к судам общей юрисдикции относятся мировые судьи[7].

Для автоматизации деятельности судов общей юрисдикции всех уровней используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (ГАС «Правосудие»)[9].

Кассационные суды общей юрисдикции

Карта кассационных судов России и территорий в сфере их ответственности

Кассационный суд общей юрисдикции, в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью, осуществляет рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции. Он принимает к рассмотрению жалобы и представления на судебные акты, вступившие в законную силу, а также дела, связанные с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами[10]. Суд также выполняет иные полномочия, определенные федеральными законами.

В соответствии с порядком, установленным федеральным законом, кассационный суд общей юрисдикции имеет право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, который подлежит применению в конкретном деле, что предусмотрено частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации[11].

В Российской Федерации действуют девять кассационных судов общей юрисдикции в пределах территорий соответствующих судебных кассационных округов[12].

Апелляционные суды общей юрисдикции

Карта апелляционных судов России и территорий в сфере их ответственности.

Апелляционные суды общей юрисдикции, в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью, выполняет функции суда апелляционной инстанции[13]. Он рассматривает жалобы и представления на судебные акты, вынесенные Верховным судом республики, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, а также судами автономных областей и округов. Дела, рассматриваемые апелляционным судом, должны быть приняты в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу. Суд также занимается рассмотрением дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с порядком, установленным федеральным законом, апелляционный суд общей юрисдикции имеет право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, который подлежит применению в конкретном деле, согласно части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации[14].

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

Верховный суд республики, краевой и областной суды, суды городов федерального значения, а также суды автономных областей и округов являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими на территории соответствующих субъектов Российской Федерации[15]. Эти судебные инстанции занимают непосредственное вышестоящее положение по отношению к районным судам, функционирующим в пределах указанных субъектов.

Согласно установленной федеральными законами подсудности, указанные суды рассматривают дела в качестве судов первой и апелляционной инстанций, а также по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, они осуществляют иные полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации[15].

Районный суд

Районный суд создается в соответствии с федеральным законом в пределах судебного района, который охватывает территорию одного района, города или другой административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации[16]. Данный суд осуществляет рассмотрение всех уголовных, гражданских и административных дел в качестве суда первой инстанции, за исключением тех дел, которые федеральные законы отнесли к подсудности других судов.

В определенных случаях, предусмотренных федеральным законом, районный суд также рассматривает дела об административных правонарушениях. Кроме того, суд имеет право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, который подлежит применению в конкретном деле, на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации[15]. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы и представления на решения мировых судей, действующих в пределах соответствующего судебного района. Также в соответствии с федеральным законом, суд рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Мировые судьи

Участок Мирового судьи

Мировые судьи в Российской Федерации представляют собой судей общей юрисдикции, которые функционируют в рамках субъектов Российской Федерации и являются частью единой судебной системы страны[7]. Их полномочия, порядок деятельности и правила создания должностей регламентируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», а также другими федеральными конституционными законами и федеральными законами. Порядок назначения (избрания) и осуществления деятельности мировых судей определяется также законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановления, вступившие в силу, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения мировых судей обязательны для исполнения всеми федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, местными органами самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами, а также другими физическими и юридическими лицами на всей территории Российской Федерации[7].

Мировые судьи рассматривают следующие дела:

1. Рассмотрение уголовных дел: Мировые судьи рассматривают уголовные дела, связанные с преступлениями небольшой тяжести, а также дела об административных правонарушениях[17].

2. Гражданские дела: К компетенции мировых судей относятся гражданские дела, включая споры о взыскании долгов, раздел имущества, алиментные обязательства и другие дела, сумма иска по которым не превышает установленный законом лимит (на данный момент — 100 000 рублей).

3. Семейные споры: Мировые судьи рассматривают дела о расторжении брака, установлении отцовства, определении места жительства детей и других семейных вопросах.

4. Административные дела: Мировые судьи также рассматривают дела об административных правонарушениях, включая мелкие правонарушения, такие как нарушения правил дорожного движения.

Военные суды

Флаг Военных судов России

Военные суды Российской Федерации представляют собой федеральные суды общей юрисдикции, интегрированные в судебную систему страны. Они осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в других войсках и воинских формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды наделены полномочиями, установленными федеральными конституционными законами и федеральными законами[18].

Создание окружных (флотских) и гарнизонных военных судов осуществляется на основе территориального принципа, в зависимости от мест дислокации воинских частей и учреждений. Эти суды располагаются в местах, доступных для граждан. Учреждение и упразднение военных судов осуществляется посредством федерального закона. При этом, ни один из судов не может быть упразднен, если вопросы, относящиеся к его юрисдикции, не переданы другому суду. Численность судей военных судов определяется Верховным Судом Российской Федерации в рамках общего числа судей федеральных судов общей юрисдикции, установленного законом о федеральном бюджете[18].

Организация и деятельность военных судов в условиях мобилизации и военного времени регулируются соответствующими федеральными конституционными законами. Военные суды рассматривают гражданские и административные дела, касающиеся защиты прав военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от действий органов военного управления и должностных лиц. Также к их компетенции относятся уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также дела об административных правонарушениях. Граждане, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, имеют право обжаловать в военном суде действия органов военного управления, нарушающие их права и законные интересы. В случае, если уголовное дело касается группы лиц и хотя бы один из соучастников подлежит рассмотрению в военном суде, дело рассматривается в отношении всех участников[19].

Военные суды также занимаются рассмотрением материалов о грубых дисциплинарных проступках военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, за которые может быть назначен дисциплинарный арест[20]. Кроме того, военные суды, находящиеся за пределами Российской Федерации, рассматривают все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие юрисдикции федеральных судов общей юрисдикции, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Арбитражные суды

Арбитражные суды Российской Федерации представляют собой федеральные судебные органы, которые являются частью судебной системы Российской Федерации.

Система арбитражных судов включает в себя следующие элементы[21]:

Арбитражные суды Российской Федерации выполняют функции правосудия, разрешая экономические споры и рассматривая другие дела, определенные Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и соответствующими федеральными законами. Основные задачи арбитражных судов заключаются в следующем: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в области предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предотвращению правонарушений в данной сфере[22].

Арбитражные суды округов

Арбитражный суд Московского округа

Арбитражные суды округов в Российской Федерации являются судебными органами, которые осуществляют проверку законности вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами. В соответствии с федеральными законами, они также рассматривают судебные акты, принятые судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено действующим Федеральным конституционным законом. В стране функционирует десять арбитражных судов округов[23].

Основные функции арбитражного суда округа включают проверку законности судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а также, в случаях, установленных федеральными законами, судебных актов, вынесенных судами кассационной инстанции. Кроме того, арбитражные суды занимаются пересмотром по вновь открывшимся обстоятельствам ранее принятых ими и вступивших в законную силу судебных актов[24].

Также они имеют право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности применяемых или подлежащих применению законов в рамках рассматриваемых дел. Важной частью их деятельности является изучение и обобщение судебной практики, подготовка предложений по совершенствованию законодательства и иных нормативных правовых актов, а также анализ судебной статистики. Кроме того, арбитражные суды рассматривают заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, а также за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок[24].

Арбитражные апелляционные суды

Карта арбитражных апелляционных судов России.

Арбитражные апелляционные суды выполняют функцию проверки законности и обоснованности судебных актов, принятых арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции[25]. В Российской Федерации функционирует 21 арбитражный апелляционный суд. Эти суды осуществляют повторное рассмотрение дел, которые еще не вступили в законную силу, и проверяют соответствие принятых решений требованиям закона. Кроме того, арбитражные апелляционные суды имеют право пересматривать судебные акты, которые вступили в законную силу, на основании вновь открывшихся обстоятельств.

Суды также могут обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, примененных или подлежащих применению в рассматриваемых делах. Важной частью их деятельности является изучение и обобщение судебной практики, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательства и других нормативных правовых актов. Кроме того, арбитражные апелляционные суды анализируют судебную статистику, что способствует улучшению правоприменительной практики.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

В Российской Федерации функционируют арбитражные суды, которые действуют в республиках, краях, областях, городах федерального значения, а также в автономной области и автономных округах. На территории нескольких субъектов может быть создан один арбитражный суд, в то время как в рамках одного субъекта возможно существование нескольких арбитражных судов[26].

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации выполняет функции первой инстанции для всех дел, которые подлежат рассмотрению арбитражными судами в стране, за исключением тех дел, которые отнесены к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов. Кроме того, данный суд имеет право пересматривать свои судебные акты по вновь открывшимся обстоятельствам, если они уже вступили в законную силу[27].

Арбитражный суд также может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, который применялся или должен применяться в рассматриваемом деле.

Суд по интеллектуальным правам

Суд по интеллектуальным правам представляет собой специализированный арбитражный суд, который в рамках своей компетенции выступает в качестве первой и кассационной инстанции для рассмотрения дел, связанных с защитой интеллектуальных прав. В качестве суда первой инстанции он занимается рассмотрением дел, касающихся оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в области патентных прав, прав на селекционные достижения, прав на топологии интегральных микросхем, а также прав на секреты производства (ноу-хау) и средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг. Суд также рассматривает дела, связанные с использованием результатов интеллектуальной деятельности в рамках единой технологии[28].

Кроме того, суд занимается оспариванием актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, а также ненормативных правовых актов, решений и действий (или бездействия) органов, уполномоченных Правительством Российской Федерации на рассмотрение заявок на выдачу патентов на секретные изобретения. В его компетенцию входит также оспаривание решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации[29].

Суд по интеллектуальным правам имеет полномочия устанавливать патентообладателя, признавать недействительными патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы или селекционные достижения, а также решения о предоставлении правовой охраны товарным знакам и наименованиям мест происхождения товаров[29]. Он рассматривает дела о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его неиспользования. В качестве кассационной инстанции суд рассматривает дела, ранее рассмотренные им в первой инстанции, а также дела о защите интеллектуальных прав, которые были рассмотрены арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами.

Конституционный Суд

Конституционный Суд РФ

Конституционный Суд Российской Федерации представляет собой высший судебный орган, отвечающий за осуществление конституционного контроля в стране. Он функционирует независимо и самостоятельно, проводя процедуры конституционного судопроизводства. Основной задачей Суда является защита основ конституционного строя, а также основных прав и свобод человека и гражданина[30]. Кроме того, Суд обеспечивает верховенство и прямое действие Конституции Российской Федерации на всей территории страны.

Основные полномочия Конституционного Суда РФ:

1. Контроль за конституционностью законов и иных нормативных актов: Суд проверяет соответствие федеральных законов, законов субъектов Федерации и иных нормативных актов Конституции РФ[31].

2. Разрешение споров о компетенции: Конституционный суд рассматривает споры между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации, а также между ними и органами местного самоуправления.

3. Толкование Конституции: Суд вправе давать официальное толкование положений Конституции, что способствует единообразному применению ее норм.

4. Защита прав и свобод человека и гражданина: Конституционный суд рассматривает дела по жалобам граждан на нарушение их прав и свобод, гарантированных Конституцией.

5. Проверка конституционности международных договоров: Суд может проверять, соответствуют ли международные договоры Конституции РФ.

6. Рассмотрение дел по запросам органов власти: Конституционный суд может рассматривать запросы президента, Совета Федерации, Государственной Думы и других органов власти по вопросам конституционного значения.

Упразднённые суды

Высший Арбитражный суд Российской Федерации

Эмблема Высшего арбитражного Суда Российской Федерации

Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ) являлся высшим судебным органом в системе арбитражных судов России и функционировал до 6 августа 2014 года. Суд осуществлял надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов и предоставлял разъяснения по вопросам судебной практики[32]. Несмотря на прекращение своей деятельности и передачу полномочий Верховному суду Российской Федерации (ВС РФ), некоторые постановления ВАС продолжают оставаться актуальными[33].

В рамках своей компетенции Высший арбитражный суд рассматривал ряд дел, включая:

  • экономические споры между Российской Федерацией и её субъектами, а также споры между отдельными субъектами федерации;
  • надзорные проверки законных судебных актов арбитражных судов по протестам;
  • пересмотр судебных актов, принятых ВАС и вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам;
  • инициирование проверок конституционности законов и других актов с направлением соответствующих запросов в Конституционный суд;
  • изучение и обобщение судебной практики;
  • разъяснение судебной практики;
  • разработку предложений по совершенствованию законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Упразднение ВАС РФ и передача его полномочий Верховному Суду РФ были направлены на унификацию судебной практики. Юристы и судьи до реформы 2014 года отмечали различия в толковании норм Гражданского кодекса между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, что создавало несоответствия в практике для юридических лиц и граждан[34].

Ранее ВАС РФ и ВС РФ могли одновременно принимать различные решения по схожим вопросам. Для достижения единого подхода и обобщения судебной практики было решено передать все полномочия Высшего арбитражного суда судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда. Кроме того, одновременная деятельность ВАС и ВС создавала дополнительную нагрузку на бюджет, поскольку функции обоих судов периодически пересекались[34].

Дисциплинарное судебное присутствие

Дисциплинарное судебное присутствие представляло собой судебный орган, который занимался рассмотрением дел, связанных с жалобами на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей, уволенных за дисциплинарные проступки. Также данный орган принимал обращения по поводу отказов в досрочном прекращении полномочий судей по аналогичным основаниям[35].

В соответствии с главами 23 и 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом особенностей, установленных Федеральным конституционным законом и Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия, данный орган обладал рядом полномочий. Он рассматривал жалобы граждан, чьи судейские полномочия были досрочно прекращены решениями квалификационных коллегий за совершение дисциплинарных проступков, а также обращения Председателя Верховного Суда или Председателя Высшего Арбитражного Суда о прекращении полномочий судей в случаях отказа в удовлетворении представлений этих председателей[35].

По итогам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие принимало мотивированные решения, которые могли заключаться в удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии, удовлетворении обращения и прекращении полномочий судьи, либо в отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

Данный орган был упразднен 6 августа 2014 года, и его полномочия были переданы дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации[36].

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации обладают рядом полномочий, направленных на обеспечение соблюдения конституционных норм и защиту прав граждан. Они осуществляют контроль за конституционностью правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации, а также за их договорами с Российской Федерацией. Судебные инстанции также предоставляют официальное толкование конституции или устава, что способствует единообразному применению норм права[37].

Кроме того, конституционные суды разрешают споры о компетенции между органами государственной власти на уровне республик, краев и областей, а также между этими органами и местным самоуправлением. Важной функцией судов является защита конституционных прав и свобод граждан, что осуществляется через рассмотрение их жалоб и запросов, связанных с конституционностью законов субъектов Российской Федерации, применяемых в конкретных делах. Также суды защищают конституцию и устав от нарушений, совершенных высшими должностными лицами, а в некоторых случаях — и другими должностными лицами.

С 1 января 2023 года Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации были упразднены[38].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ. Президент России. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  2. Статья 1. Судебная власть \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  3. Статья 118. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  4. Конституция Российской Федерации, глава 7. Конституционный суд РФ.
  5. Федеральный Конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ — Редакция от 31.07.2023 — Контур.Норматив. normativ.kontur.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  6. 6,0 6,1 Статья 2. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Статья 1. Система судов общей юрисдикции. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  8. А. А. Ушаков. Комментарий к Федеральному конституционному закону от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (постатейный). — 2021. — 430 с.
  9. Суды держат дистанцию. Коммерсантъ (16 марта 2023). Дата обращения: 24 ноября 2024.
  10. Статья 5. Федеральный конституционный закон от 29.07.2018 N 1-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции" | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  11. Статья 23.2. Компетенция кассационного суда общей юрисдикции \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  12. Статья 23.1. Порядок образования и состав кассационного суда общей юрисдикции \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  13. Статья 23.10. Компетенция апелляционного суда общей юрисдикции. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  14. Статья 23.10. Компетенция апелляционного суда общей юрисдикции \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  15. 15,0 15,1 15,2 Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 г. № 1-ФКЗ. Президент России. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  16. Статья 32. Создание районного суда. Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  17. Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ. Президент России. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  18. 18,0 18,1 Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. № 1-ФКЗ. Президент России. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  19. Статья 1. Военные суды Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  20. Статья 7. Подсудность дел военным судам \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  21. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 г. № 1-ФКЗ. Президент России. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  22. Федеральный Конституционный закон от 28.04.95 N 1-ФКЗ — Редакция от 31.07.2023 — Контур.Норматив. normativ.kontur.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  23. Федеральный Конституционный закон от 28.04.95 N 1-ФКЗ — Редакция от 31.07.2023 — Контур.Норматив. normativ.kontur.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  24. 24,0 24,1 Статья 26. Полномочия арбитражного суда округа \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  25. Статья 33.1. Арбитражные апелляционные суды \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  26. Статья 34. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  27. Статья 36. Полномочия арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  28. Статья 43.2. Суд по интеллектуальным правам \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  29. 29,0 29,1 Статья 43.4. Полномочия Суда по интеллектуальным правам \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  30. Статья 125 \ КонсультантПлюс. www.consultant.ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  31. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ. Президент России. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  32. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  33. Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ) | Что изменилось в арбитражном процессе?. Контур.Фокус (19 ноября 2024). Дата обращения: 24 ноября 2024.
  34. 34,0 34,1 И.В. Упоров. [https://cyberleninka.ru/article/n/status-vysshego-arbitrazhnogo-suda-v-pervonachalnoy-redaktsii-konstitutsii-1993-goda-i-prichiny-ego-uprazdneniya/viewer СТАТУС ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА В ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ РЕДАКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА И ПРИЧИНЫ ЕГО УПРАЗДНЕНИЯ] // Economy and Business. — 2021. — С. 141—144. — doi:10.24412/2411-0450-2021-2-2-141-146.
  35. 35,0 35,1 Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 г. № 4-ФКЗ. Президент России. Дата обращения: 24 ноября 2024.
  36. ФКЗ "О Дисциплинарном судебном присутствии": быстро приняли, быстро отменили. РАПСИ (28 марта 2019). Дата обращения: 24 ноября 2024.
  37. Мариам Ибрагимова. Полномочия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Власть. — 2008. — Январь.
  38. Региональные конституционные суды упразднят до 2023 года. ПРАВО.Ru. Дата обращения: 24 ноября 2024.