Конституционный (уставный) суд субъекта

Материал из «Знание.Вики»
Состав Конституционного суда Республики Татарстан, 2015 год

Конституцио́нный (уста́вный) суд субъеќта Росси́йской Федера́ции — судебный орган конституционного контроля, существовавший в субъектах Российской Федерации до 1 января 2023 года. Функционирование конституционных (уставных) судов предусмотрено было Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года[1]. В соответствии с законом субъект был вправе создать конституционный (уставный) суд для рассмотрения вопросов соответствия правовых актов субъекта, актов органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта, толкования конституции (устава) субъекта. По состоянию на март 2020 года конституционные (уставные) суды действовали в пятнадцати субъектах РФ[2]. Правовой статус этого судебного органа устанавливался упомянутым ФКЗ «О судебной системе», а также конституциями (уставами) субъектов и законами субъектов Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды были упразднены в связи с поправками в законодательство о судебной системе в декабре 2020 года[1].

История судов

Здание Уставного суда Свердловской области. Екатеринбург, февраль 2017 года

Закон СССР от 23 декабря 1989 года «О конституционном надзоре в СССР» определил, что функции конституционного надзора в Советском Союзе выполняют Комитет конституционного надзора СССР и соответствующие органы конституционного контроля союзных и автономных республик (на тот момент в составе РСФСР действовали автономные республики). В 1992 году были образованы и приступили к работе конституционные суды в Дагестане, Якутии, Кабардино-Балкарии и Мордовии[3].

В научной литературе выделяют несколько этапов становления и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов[3]:

  1. зарождение идеи учреждения специализированных органов конституционного надзора (контроля) в российских регионах;
  2. создание первых республиканских конституционных судов (1991—1993 годы);
  3. образование специализированных органов конституционного контроля в республиках и областях после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года (1994—1996 годы);
  4. возникновение конституционных (уставных) судов на основе ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» предусматривал формирование конституционных (уставных) судов субъектов РФ, которые не входят в федеральную судебную систему[4]. Вследствие этого, многие конституционные акты регионов включали положения о создании подобных судов. Тем не менее, в большинстве субъектов они так и не были созданы[5]. За первые 13 лет существования системы было учреждено 15 конституционных (уставных) судов субъектов РФ, затем процесс замедлился, а с 2014 года с упразднением Уставного суда Челябинской области был дан старт ликвидации конституционных судов[6].

Место в судебной системе государства

Задание Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционные (уставные) суды субъектов являлись органами конституционной юстиции, но не образовывали с Конституционным Судом Российской Федерации единую систему (не подчинялись ему). Они создавались по инициативе субъекта, являлись судом субъекта, самостоятельным и независимым. Порядок формирования устанавливался законодательством соответствующего субъекта, суды финансировались из регионального бюджета. Они обладали двойственной правовой природой: являлись судами субъекта и входили в систему разделения властей в субъекте и одновременно были частью единой судебной системы[7]. Эта особённость подчеркивалась и в правовых позициях Конституционного Суда РФ[8]:

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации является — в силу принципа разделения властей на уровне субъекта Российской Федерации — самостоятельным конституционным (уставным) органом судебной власти, который, с одной стороны, подчиняется вытекающим из Конституции Российской Федерации общим принципам, определяющим организацию и осуществление правосудия, а с другой — находится в сфере регулирующего воздействия самого субъекта Российской Федерации, в том числе учреждается в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и финансируется из его бюджета

Правовое регулирование деятельности

Правовое регулирование деятельности конституционных (уставных) судов в субъекте осуществлялось ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», конституциями (уставами) субъектов, а также законами субъектов Российской Федерации. К 2016 году возможность создания конституционных (уставных) судов была закреплена в конституциях и уставах 50 субъектов Российской Федерации. Однако законы, регулирующие их работу, приняли лишь 24 региона[5]. Так, например, были приняты и действовали:

Компетенция судов

В компетенцию конституционных (уставных) судов субъектов, как правило входили следующие категории дел[16]:

  • проверка соответствия нормативных правовых актов субъектов конституциям (уставам) субъектов;
  • официальное толкование конституции (устава) субъекта РФ;
  • разрешение споров о компетенции между органами государственной власти субъекта, либо между органами публичной власти субъекта. В
  • оценка вопроса, выносимого на региональный референдум на предмет соответствия конституции (устава) субъекта;
  • предварительный конституционный контроль проектов актов, вносящих изменения в конституцию (устав) субъекта РФ.

Отметим, что компетенция конституционного (уставного) суда субъекта определялась субъектом самостоятельно и не обязательно включала все перечисленные выше полномочия. В определении Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года № 103-О указано, что перечень вопросов, предусмотренный частью 1 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», для разрешения которых создаются конституционные (уставные) суды, не является исчерпывающим. Таким образом, возможно наделение этих судов дополнительными полномочиями, если они не затрагивают компетенцию Конституционного Суда РФ и других федеральных судов, а также соответствуют компетенции субъекта РФ. До появления этого определения в практике судов общей юрисдикции доминировало мнение, согласно которому конституционные (уставные) суды обладают только той компетенцией, которая прямо указана в федеральном законодательстве[17].

Порядок формирования

Порядок формирования конституционных (уставных) судов субъектов определялся законодательством соответствующего субъекта. Большинство из субъектов, в которых действовали конституционные (уставные) суды, установили в качестве способа формирования назначение. Так, в Республике Башкортостан судьи назначались на должность Государственным Собранием — Курултаем по представлению Главы республики сроком на 12 лет, в Северной Осетии — Алании назначались Парламентом республики по представлению Главы республики сроком на 5 лет, в Чечне — аналогично, но срок полномочий не был органичен, однако был установлен предельный возраст пребывания в должности — 70 лет[2].

Акты судов

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ принимают решения в виде постановлений и заключений, причём последние имеют рекомендательный характер. Решения этих судов можно рассматривать как фактические источники права, поскольку они могут служить юридической основой для отмены или внесения изменений в нормативные акты и влияют на структуру права. Кроме того, решения органов конституционной юстиции можно считать фактическими источниками права благодаря деятельности конституционных судов по интерпретации правовых норм конституций (уставов) субъектов[18].

Литература

Иванова Е.Л. Законодательное регулирование организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. — Иркутск: Иркутский ин-т законодательства и правовой информ. им. М. М. Сперанского, 2010. — 347 с. — ISBN 978-5-91156-056-0.

Портнова Е.В. Правозащитная деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации [Текст] : монография. — М.: Юрлитинформ, 2018. — 328 с. — ISBN 978-5-4396-1633-6.

Худолей К.М. Толкование конституций и уставов субъектов РФ конституционными (уставными) судами : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук : специальность 12.00.02. — Тюмень: Тюменский го. университет, 2007. — 27 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы : Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 N 7-ФКЗ. Консультант Плюс. Дата обращения: 4 октября 2024.
  2. 2,0 2,1 Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Гарант: информационно-правовая система. Дата обращения: 4 октября 2024. Архивировано 4 октября 2024 года.
  3. 3,0 3,1 Пастернак С.Н. Конституционная юстиция в субъектах РФ: становление и перспективы развития // Контентус : журнал. — 2020. — № 5. — ISSN 2658-6932.
  4. О судебной системе Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ. Консультант Плюс. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  5. 5,0 5,1 Евдокимов В. Б. Тухватуллин Т. А. О необходимости создания конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации // Право. Журнал Высшей школы экономики : журнал. — 2015. — № 2. — ISSN 2072-8166.
  6. Евлоев И.М. Ликвидация конституционных (уставных) судов субъектов РФ: закономерность или ошибка? // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — № 10. — С. 141—150.
  7. Портнова Е.В. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ как органы судебного конституционного контроля // Актуальные проблемы российского права : журнал. — 2018. — № 2. — С. 88—94. — ISSN 2782-1862.
  8. О приостановлении действия и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Бурятия в связи с принятием Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов : Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.03.2015 № 421-О по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия. Официальный портал правовой информации. Дата обращения: 4 октября 2024.
  9. Об Уставном Суде Калининградской области : Уставный закон Калининградской области от 02 октября 2000 года N 247 (утратил силу). Кодекс. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  10. Об Уставном суде Санкт-Петербурга: закон Санкт-Петербурга от 05 июня 2000 № 241 21 (утратил силу). Кодекс. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  11. Об Уставном Суде Свердловской области : закон Свердловской области от 6 мая 1997 года N 29-ОЗ (утратил силу). Кодекс. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  12. О Конституционном Суде Чеченской Республики : Конституционный закон Чеченской Республики от 24 мая 2006 года N 2-ркз (утратил силу). Кодекс. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  13. О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве: конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года N З N 363-II (утратил силу). Кодекс. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  14. О Конституционном Суде Республики Башкортостан : закон Республики Башкортостан от 27 октября 1992 года N ВС-13/7 (утратил силу). Кодекс. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  15. О Конституционном Суде Республики Дагестан: закон Республики Дагестан от 02 февраля 2010 года N 8 (утратил силу). Кодекс. Дата обращения: 2 ноября 2024.
  16. Худолей К. М. Нужен ли конституционный (уставный) суд в субъекте РФ? // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2016. — № 4 (34). — ISSN 1995-4190.
  17. Худолей К. М. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2014. — № 2 (24). — ISSN 1995-4190.
  18. Желдыбина Т. А. О юридической силе актов конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. — 2025. — № 4 (23). — ISSN 0234-5439.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!