Суверенитет Российской Федерации
Суверенитет Российской Федерации — основополагающее свойство Российской Федерации, как государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на своей территории и за её пределами, в рамках международного общения.
Согласно Конституции России, суверенитет Российской Федерации распространяется на всю её территорию, суверенитет проявляется в верховенстве государственной власти, её единстве и независимости, также суверенитет подразумевает обеспечение целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации[1].
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы[2].
Декларация о государственном суверенитете России была принята 12 июня 1990 года народными депутатами. Президент РФ Борис Ельцин в своем обращении по центральному телевидению предложил называть День принятия Декларации о государственном суверенитете Днем России. Однако официально новое название праздник получил лишь 1 февраля 2002 года, со вступлением в силу нового Трудового кодекса РФ[3].
Суверенитет Российской Федерации включает экономические, политические и правовые аспекты. Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определённой собственностью, культурным достоянием. Политическая основа суверенитета заключается в существовании стабильного, сложившегося государства, наличии достаточно развитой политической организации власти. Правовой суверенитет обеспечивает исключительное, монопольное право России на законодательство внутри станы, единообразия законов на всей территории государства[4].
Президент Российской Федерации В. В. Путин определил суверенитет России следующим тезисом[5]:
Суверенитет России — гарантия свободы каждого, а власть будет служить только народу. Суверенитет — это гарантия свободы каждого, и в нашей традиции человек не может чувствовать себя по-настоящему свободным, если не свободен его народ, Отечество, Россия, Родина. Ответственная, сильная власть в нашем государстве будет служить только народу России, и его поддержка по ключевым вопросам внутренней и внешней повестки — залог успешного, безопасного развития нашей страны как одного из центров формирующегося сейчас более справедливого многополярного мира.
Характеристика государственного суверенитета России
К основам конституционного строя относятся принципы внутренней организации самого государственно-правового механизма. К ним в первую очередь относятся государственный суверенитет и разделение ветвей власти. Суть принципа государственного суверенитета, закрепленного в статье 4 Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении её на всю территорию Россию. Этот принцип означает обязательность исполнения законодательных актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации, иными словами устанавливается Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации[6].
Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти[1].
Важнейший принцип внутреннего построения демократической государственной власти — разделение властей. В российском государстве этот принцип признан в 1990 году в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Смысл разделения властей состоит в относительной самостоятельности и независимости различных структур государственного механизма — законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных органов[7].
Цели такой системы построения власти:
- создать гарантии от её произвола и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов;
- обеспечить высокий профессионализм и эффективность в выполнении различных и весьма специфических функций власти;
- наиболее широко представить во власти интересы различных слоев и групп населения.
В системе разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и противовесов. В статье 10 Конституции РФ установлено: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»[8].
В Российской Федерации государственная власть представлена, с одной стороны, федеральной властью, полномочия которой закреплены статьями 71, 72 Конституции РФ, а также властью субъектов федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, действующих согласно статьям 72, 73 в пределах своей компетенции, с другой стороны — президентской, законодательной, исполнительной и судебной. При этом следует понимать, что суверенной является исключительно Россия, как государство, а составляющие её территориальные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий[8].
Согласно конституции РФ основными направлениями осуществления государственного суверенитета являются[9]:
- защита экономической системы;
- обеспечение территориальной целостности;
- обеспечение нормального функционирования системы налогов и финансов;
- обеспечение нормального функционирования аппарата управления.
Осуществление государственного суверенитета происходит посредством деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на всей территории государства. В Российской Федерации государственную власть на основе разделения властей осуществляют Президент России, Федеральное собрание, Правительство России, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти[9].
Формы защиты государственного суверенитета России
Президент России, будучи главой государства, наделяется Основным Законом страны полномочиями «по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности» (статья 80 Конституции РФ). Вступая в должность, в своей торжественной присяге Президент РФ клянется «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства». Именно Президент РФ, согласно Конституции РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики России, делая это в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. В сфере оборонной политики государства. Президент России является верховным главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации, формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации[10].
Правовая основа государственного суверенитета обеспечивается Федеративным Собранием Российской Федерации, состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. В законодательной области в целях обеспечения верховенства государственного закона на всей территории России, Федеральное Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной инициативы и правом принятия законов. Согласно Конституции РФ Федеральные законы принимаются Государственной думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации[11].
В целях обеспечения экономического суверенитета, в форме защиты единой экономической системы России, как суверенного государства Федеральное Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом[9].
В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Согласно конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы о вопросах статуса и защиты государственной границы, войны и мира. Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России Федеральное Собрание РФ осуществляет деятельность по обеспечению нормального функционирования системы налогов и финансов, нормального функционирования аппарата управления. В этой связи, Конституцией РФ к компетенции Федерального Собрания отнесено принятие федеральных законов о вопросах федеральных налогов и сборов[12].
Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и управления. Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации. Территориальная целостность и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитета государства[13].
Резюмируя, можно отметить, что если Президент России как глава государства в целях защиты государственного суверенитета осуществляет руководство внутренней и внешней политикой, Правительство Российской Федерации организует реализацию внутренней и внешней политики государства, организует исполнение федеральных законов на всей территории России. Обеспечивая защиту единой экономической системы страны. Таким образом, главную роль в защите государственного суверенитета Российской Федерации выполняет Президент России. Будучи главой государства, Основным Законом страны он наделяется полномочиями по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности[10].
Политический суверенитет
Политический суверенитет означает реальную обеспеченность политической власти в Российской Федерации, господствующей в границах страны, материальными и идеологическими ресурсами, что позволяет самостоятельно формировать свою волю и выражать её в правовых нормах, независимо от иных центров принятия решений находящихся за пределами границы страны[14].
Политический суверенитет определяется как способность страны самостоятельно определять и осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику без внешнего вмешательства или давления. Политический суверенитет позволяет России имеет право принимать решения в соответствии с интересами своего народа и стратегическими целями без внешнего контроля[14].
Вместе с тем суверенитет России выражается в независимости принимаемых внутри страны решений от других стран и от международных организаций. Россия имеет право участвовать в международных отношениях, но при этом сохранять свою независимость и самостоятельность в принятии решений. Политический суверенитет России является важным аспектом национальной безопасности и суверенитета государства. В рамках своего суверенитета Россия принимает решения о внутренней политике, охране границ, обороне, внешней политике, экономическом развитии и других сферах деятельности. Россия также самостоятельно определяет свои стратегические цели и приоритеты и стремится защитить свои интересы на международной арене[14].
Однако суверенитет России, в той или иной степени, может ограничиваться некоторыми международными договорами, соглашениями и нормами международного права. Такие ограничения могут быть приняты в целях обеспечения мира, безопасности и сотрудничества между государствами. В целом, политический суверенитет России является основополагающим принципом её внутренней и внешней политики и играет важную роль в формировании национальной идентичности и самосознания страны[14].
Экономический суверенитет
Экономический суверенитет России является одним из ключевых аспектов суверенитета государства в целом и означает способность страны самостоятельно принимать решения в сфере экономики и осуществлять контроль над собственными экономическими ресурсами, без внешних вмешательств или давлений. Реализация экономического суверенитета Российской Федерации основывается на следующих конституционных принципах[15]:
- право денежной эмиссии;
- принцип единства экономического пространства;
- принцип свободного перемещения товаров и услуг;
- принцип единой валюты на территории Российской Федерации;
- принцип единой системы налогов и сборов.
Экономический суверенитет государства означает возможность российского государства определять свою компетенцию в экономической сфере, однако он не является абсолютным, и в некоторой степени связан с нормами международного права. Однако при этом к правам Российской Федерации в области экономического суверенитета относятся[15]:
- право регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами;
- право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике;
- право национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность («в этом случае государство, принимающее такие меры, должно выплачивать соответствующую компенсацию с учётом его соответствующих законов и постановлений и всех обязательств, которые это государство считает уместными»);
- право участвовать в международной торговле и в других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах;
- право объединяться в организации производителей первичного сырья для развития своей национальной экономики и достижения стабильного финансирования своего развития и для достижения своих целей содействовать обеспечению неуклонного развития мировой экономики.
Формы реализации экономического суверенитета Российской Федерации в условиях финансовой глобализации, когда осуществляется трансграничное движение финансовых потоков и транзакций, а финансовый капитал приобретает доминирующую роль в развитии глобальной экономики, направлены на достижение суверенной конкурентоспособной позиции национальной экономики, посредством поддержания финансовой самостоятельности, основанной на банковской суверенности, суверенности платежной системы, инвестиционной независимости и валютном суверенитете Российской Федерации[15].
Правовой суверенитет
Правовой суверенитет это исключительно важное, неотъемлемое и обязательное методологическое условие для осуществления самостоятельной правовой политики в интересах общества и государства, национальных интересов на основе принципов права на всей территории Российской Федерации. Правовой суверенитет России обозначает высший авторитет государства в рамках его территории и в пределах его юрисдикции. Согласно международному праву, российское государство имеет право управлять своими внутренними делами, принимать законы, обеспечивать безопасность и суверенитет страны[16].
Правовой суверенитет России также включает в себя способность устанавливать правила и законы, регулирующие экономическую, политическую и социальную жизнь страны. Этот принцип подразумевает независимость государства от внешнего вмешательства в свои внутренние дела. Важно отметить, что правовой суверенитет России означает также обязательство соблюдения международных норм и договоров, которые гарантируют права и свободы человека, а также принципы равенства и справедливости. При этом любые действия государства должны быть согласованы с его собственным законодательством и международными обязательствами, чтобы не нарушать права и интересы других стран[17].
Концепция правового суверенитета важна для обеспечения стабильности и развития страны, поскольку она позволяет государству самостоятельно определять свою внутреннюю политику, законы и порядки. Российский правовой суверенитет также означает, что государство может защищать свои интересы и суверенные права на международной арене, участвуя в различных международных организациях и договариваясь с другими государствами[18].
Исторический ракурс
История суверенитета России отражает сложный и интересный путь развития государства, включающий в себя различные этапы и изменения в понимании и применении этого понятия. Первые упоминания о суверенитете в отношении российского государства можно найти ещё в средние века. В этот период российские князья и цари стремились утвердить свою власть на территории страны и добиваться независимости от внешних влияний, осуществляя политику централизации и укрепления государственной власти[19].
Одним из ключевых этапов в развитии суверенитета России стала петровская эпоха, когда власть сосредоточилась в руках сильного монарха. В этот период происходило активное укрепление государственной власти и централизации управления. Перешедшие на смену Петру императоры и императрицы проводили реформы, направленные на укрепление государственности и суверенитета Российской империи. Важным этапом в истории суверенитета России стал период Советского Союза, когда вопрос суверенитета стал особенно актуальным из-за смены политической системы страны и масштабов многонационального государства. Распад СССР и образование новых независимых государств привели к изменениям в геополитической карте региона. Россия получила независимость и суверенитет как субъект международного права[20].
В современной России понятие суверенитета остается ключевым элементом государственного устройства. Государственный суверенитет гарантируется Конституцией Российской Федерации, которая определяет основы конституционного строя и принципы внутреннего устройства государства. С учётом исторических перипетий и изменений, правовой суверенитет России продолжает развиваться и укрепляться в соответствии с вызовами современного мира и потребностями страны[21].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Статья 4 Конституции Российской Федерации . www.consultant.ru. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ Конституция России ∙ Документы ∙ Президент России . Президент России. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ История празднования Дня России . tass.ru. Дата обращения: 4 июля 2024.
- ↑ Вихров Алексей Алексеевич, Сальников Михаил Викторович, Адамян Гайк Аветикович, Биктасов О.в. Понятие и сущность суверенитета // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2005. — Вып. 3. — С. 14–25. — ISSN 2071-8284.
- ↑ Новости, Р. И. А. Путин назвал суверенитет страны гарантией свободы каждого россиянина . РИА Новости (20220921T1817). Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ ГЛАВА 1. Основы конституционного строя . www.consultant.ru. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. . constitution.garant.ru. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ 8,0 8,1 ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ . Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ 9,0 9,1 9,2 2.2 Способы осуществления государственного суверенитета рф . StudFiles. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ 10,0 10,1 Глава 4. Президент Российской Федерации | Конституция Российской Федерации . www.constitution.ru. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ Глава 5. Федеральное Собрание | Конституция Российской Федерации . www.constitution.ru. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ 4. Основные направления, способы осуществления государственного суверенитета Российской Федерации. Формы защиты государственного суверенитета. . StudFiles. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ Охрана суверенитета . kremlin.ru. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ 14,0 14,1 14,2 14,3 Политические основы государственного суверенитета . cyberleninka.ru. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ 15,0 15,1 15,2 Догадайло Екатерина Юрьевна. Экономический суверенитет Российской Федерации: анализ основных правовых форм реализации на современном этапе // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. — 2018. — Вып. 1. — С. 177–184. — ISSN 2072-8980.
- ↑ Правовой суверенитет как гарантия национальной безопасности . vedomosti.ru. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ Конституция РФ . duma.gov.ru. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ Суверенитет без ограничений . council.gov.ru (10 июня 2020). Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ Государственный суверенитет России. Мединский . youtube.com. Дата обращения: 4 апреля 2024.
- ↑ Хадиков Ацамаз Казбекович, Багаев Рустам Владимирович. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Аграрное и земельное право. — 2023. — Вып. 10 (226). — С. 62–64. — ISSN 1815-1329.
- ↑ Основы конституционного строя Российской Федерации . rosuchebnik.ru. Дата обращения: 4 апреля 2024.