Федеративное государство

Материал из «Знание.Вики»

Федеративное государство — это одна из форм государственного устройства, в рамках которого государственно-территориальные единицы имеют статус государственных образований, имеющих законодательно закрепленную политическую самостоятельность.

Федеративное государство

Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования — субъекты федерации, обладающие определённым государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти.

Составляющими федеративного государства являются государственные образования (земли, штаты, области, провинции, края, республики).

Определённые решения принимаются высшими органами власти, в сфере совместного ведения — с участием субъектов федерации. Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях. Имеет органы государственной власти, которые распространяются на все субъекты федерации.

В зависимости от роли и значения национального (лингвистического) фактора:

  1. федерации, которые организованы на территориальной основе, они составляют большинство (США, Германия, Австрия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла);
  2. федерации, которые основаны на национальной основе (Бельгия, Пакистан, Нигерия, частично Индия);
  3. федерации, которые организованы на смешанной национально-территориальной основе (Россия, Швейцария, Канада).
В зависимости от видов правовых актов
  1. конституционные федерации учреждаются «сверху» в результате принятия конституции (Бразилия, США, Канада),
  2. договорные федерации формируются «снизу» на базе соглашения или договора между субъектами федеративных взаимоотношений (Швейцария, ОАЭ)

Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства — участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.

Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

По объёму прав субъектов
  1. жесткие, то есть высокая степень централизации (Германия, США)
  2. мягкие (Россия).
По тенденциям развития
  1. центробежные, то есть тенденция к распаду (Швейцария, США);
  2. центростремительные, то есть тенденция к сближению (Россия).
По правовому статусу субъектов
  1. симметричные, то есть федерации, где субъекты равноправны (в РФ, согласно конституции 1993 г).
  2. асимметричны, то есть федерации, где субъекты не равноправны (Индия). Асимметрия может быть связана с наличием в составе федерации несубъектов, а федеральных округов, федеральных территорий, владений.

Признаки федерации

Понять, что такое федеративное государство можно, глядя на его признаки.

  1. Такие страны отличаются двухуровневой системой законодательных и исполнительных органов госвласти — одни представляют интересы центра, полномочия других распространяются только на территорию субъектов.
  2. Регионам предоставляется право издавать нормативные акты, которые не должны вступать в противоречие с Конституцией и федеральными законами.
  3. Они могут обладать своим институтом гражданства, а также символикой (флаг, герб). Компетенции субъектов четко определяются Основным законом.

Среди других признаков:

  1. Двухпалатный парламент (принцип бикамерализма) — Нижняя палата представляет общефедеральные интересы, а верхняя нацелена на решение проблем регионов.
  2. Государственная собственность включает два сегмента — федеральную и региональную.
  3. Двойная налоговая и кредитно-денежная система.
  4. Верховенство федерального законодательства.
  5. Внешнеполитические функции возложены на федеральные органы госвласти, представляющие страну на международной арене.

Виды федераций

Существует несколько классификаций федераций.

По принципу построения федерации бывают:

  1. территориальными или административными — все субъекты федерации были основаны на экономических, географических, исторических и других критериях (например, США);
  2. национальными (национально-лингвистические критерии — Индия);
  3. смешанными — у части субъектов организация построена на территориальном признаке, у части — на национальном (Российская Федерация).

По основанию, на котором была образована федерация, выделяют:

  1. конституционная федерация — унитарное государство децентрализуется, и федеративная форма определяется конституцией (Индия);
  2. договорная или союзная федерация — образуется в результате объединения независимые друг от друга территории объединяются, федеративная форма определяется договором (США);
  3. смешанная федерация — централизация и децентрализация проходит в одно и то же время, благодаря чему установлены и Конституция, и договор (Российская Федерация).

Объём полномочий федеративных государств также различается: у симметричных федераций все субъекты имеют равный объём полномочий (США); у асимметричных федераций разные территории государства имеют разный статус и разный объём полномочий (Индия).

В централизованных федеративных государствах большинство важных вопросов решается на уровне государства, а субъекты не имеют большой сферы самостоятельности (Российская Федерация), в отличие от субъектов децентрализованных федеративных государств (США). Основная масса централизованных — конституционно-правовые. В децентрализованных федерациях федеральные органы решают вопросы, которые субъекты федерации не могут эффективно разрешить.

Причины возникновения федераций

Этноконфессиональные факторы: федерация формируется на основе полиэтнических государств, когда субъекты совпадают с этническими территориями. Такие факторы оказали непосильное влияние на формирование федерализации таких стран, как Пакистан, Судан, Индия, Нигерия, Ирак. Федерализация не проходит в тех государствах, где:

  1. действуют жесткие авторитарные и военные режимы;
  2. слабо артикулированные интересы этнических общин;
  3. нет территорий компактного проживания этнических групп.

Исторические факторы: формирование федерации образовывается на основании создания новых государств, которые создаются в процессе постколониального объединения или пост феодальной интеграции. Федеративное устройство происходит в случае, когда у территории есть наличие интересов общества к интеграциям.

Природно-географические факторы: связаны с федерализацией государств, регионы которых разделены горными барьерами или морскими перегородками. В таких условиях географического выделения развивается ярко выраженная региональная идентичность.

Также по способу образования, федерации делятся на:

  1. Договорные, которые возникают в результате объединения независимых государств в одно. В договоре может быть прописана сецессия государств из состава федерации.
  2. Конституционные, которые возникают на базе унитарного государства. В таких конституциях прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода.

В зависимости от правового статуса субъекта федерации:

  1. Симметричные, когда состоят только из субъектов федерации и статусы этих субъектов равны. Например, Объединенные Арабские Эмираты, Австрия.
  2. Асимметричные, когда субъекты равноправны, но есть территории, управляемые властями (Канада, Соединенные Штаты Америки) или же когда федерация состоит только из субъектов, но их статусы не равны (Российская Федерация, Индия).

Современные федерации и их субъекты

Современные федерации создаются по самым различным признакам. Субъекты федерации обладают представительством и участвуют в работе высших органов государственной власти, приоритет отдается парламенту. В двухпалатном парламенте во многих странах в верхнюю палату избирается равное количество депутатов от каждого субъекта федерации.

В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации, то есть по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Конституции федеративных государств имеют несколько принципов для разграничения предметов ведения. Согласно принципу «дуалистического федерализма», впервые использованному в США, устанавливается сфера исключительной компетенции федерации.

К исключительному ведению субъектов федерации относится: местные работы и предприятия, содержание и управление местными тюрьмами и исправительными учреждениями, местные налоги, регистрация регулирования деятельности и ликвидация местных предприятий, учреждение и замещение должностей, местное управление и другое.

Принципы федерального устройства РФ

В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:

  1. государственная целостность;
  2. единство системы государственной власти;
  3. разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  4. равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
  5. равноправие и самоопределение народов в РФ (ч. 3 ст. 5 Конституции).

Государственная целостность РФ

Территориальная организация государственной власти в нашей стране — одна из острейших проблем государственного строительства. Она состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между деятельностью федеральной власти по обеспечению единства государства и стремлением субъектов Федерации к большей самостоятельности.

При этом следует учесть, что РФ по количеству субъектов занимает первое место в мире. А большое число субъектов создает определённые сложности в управлении и при определённых внутренних и внешних обстоятельствах может привести к неуправляемости. Всякие перекосы здесь весьма опасны. Безмерное, неоправданное усиление централизации и концентрации федеральной власти, неправомерность и не взвешенность её действий в данной сфере — путь к унитаризму. Результатом же чрезмерной самостоятельности, суверенизации субъектов Федерации могут стать сепаратизм, ослабление, разрушение государственности, распад Федерации.

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти

Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все без исключения субъекты Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Никто из субъектов Федерации в этих взаимоотношениях не может иметь каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами Федерации. Равноправие субъектов РФ проявляется и в одинаковом для всех субъектов РФ разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.

Но равноправие субъектов РФ вовсе не означает, что нет никаких различий между ними. Они есть и легко просматриваются в самом тексте Конституции РФ. Так, республики, в отличие от других субъектов Федерации, признаются государствами и имеют свою конституцию, а другие субъекты — устав (ч. 1 и 2 ст. 66 Конституции). Другое различие — право республик устанавливать свой государственный язык наряду с русским (ч. 1 и 2 ст. 68 Конституции).

Особенности правового статуса имеют автономная область и автономные округа: согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и Исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. В отношении других субъектов Федерации такой нормы в Конституции нет.

Литература

  1. Хакимов Р. С. Многообразие форм федеративных государств // Известия АлтГУ. 2009. № 4.
  2. Борискова И. В. Некоторые проблемы формы современного российского государства // Территория науки. 2014. № 4.
  3. Червонюк В. И. Федеративное государство // Иванец Г. И., Калинский И. В., Червонюк В. И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В. И. Червонюка. — М.: Юридическая литература, 2002. — 432 с.
  4. Бредихин А. Л. Федеративная система Российской Федерации. Учебное пособие/ А. Л. Бредихин — Москва: Литрес: Самиздат, 2019. — 120 с.
  5. П. Мижуев, «Важнейшие федерации Старого и Нового Света», СПб., 1907.