Софья Палеолог

Эта статья входит в число готовых статей
Материал из «Знание.Вики»
Софья Палеолог
греч. Ζωή Παλαιολογίνα
Софья Палеолог. Изображение на основе пластической реконструкции С. А. Никитина, 1994 год
Софья Палеолог.
Изображение на основе пластической реконструкции С. А. Никитина, 1994 год
12 ноября 1472 — 7 апреля 1503
Предшественник Мария Борисовна
Преемник Сабурова, Соломония Юрьевна

Рождение около 1448
Род Byzantine Palaiologos Eagle.svg Палеологи
Отец Фома Палеолог, деспот Морейский
Мать Екатерина Чентурионе Ахейская
Супруг Иван III
Дети Василий и ещё 11 детей
Отношение к религии православие

Со́фья Фоми́нична Палеоло́г, также известная как Зоя Палеологиня[1] (греч. Ζωή Σοφία Παλαιολογίνα; около 1448 года — 7 апреля 1503 года) — греческая царевна из династии Палеологов, приходилась племянницей императору Восточно-Римской империи Константину XI Палеологу, погибшему в 1453 году при захвате Константинополя султаном Мехмедом II. Морея, которой правил отец Зои Фома Палеолог, была оккупирована в 1460 году, семья жила на острове Керкира. Через 5 лет, осиротев, Зоя переехала в Рим. Виссарион Никейский, друг отца, устроил брак Зои с Великим князем Московским Иваном III, пообещав папе римскому Сиксту IV, что царевна обратит русские земли к католичеству. В 1472 году Зоя торжественно отправилась из Рима в Москву[2].

Великая княгиня Московская Зоя, которую на Руси называли Софьей, проявила себя как ревностная православная христианка, не оправдав ожиданий папского престола. Её называли Царевной Царьгородской. Она была деятельной, принимала иностранных послов, занималась церковным строительством и убеждала супруга сбросить ещё сохранявшуюся зависимость от ордынских ханов. Софья родила супругу 9 детей, не считая умерших во младенчестве. Дворцовые интриги, заговоры осложняли управление государством и неоспоримость передачи власти. Вторая жена Ивана III Великого, Софья содействовала воцарению своего сына Василия III, она приходится бабушкой Ивану IV Грозному[3].

Происхождение и личные качества Софьи Палеолог оказали, по мнению большинства историков, существенное влияние на укрепление российского государства и православия. Концепция перехода истинной православной веры и власти от павшего Константинополя к Москве «Москва — Третий Рим» нашла выражение в принятии имперского герба с двуглавым орлом. Значение деятельности Софьи Палеолог, одной из самых известных цариц в русской истории, вызывает дискуссии и является предметом исследования учёных[1].

Биография

Происхождение

Портрет Фомы Палеолога (фрагмент фрески Пинтуриккио из библиотеки Пикколомини) и печать Димитрия Палеолога с двуглавым орлом 1449—1460 годов

Фома Палеолог, отец Зои, приходился братом византийскому императору Константину XI. До вторжения турок Фома Палеолог занимал высокое положение в обществе. Вместе с братом Димитрием Палеологом он являлся деспотом Мореи, подчинённого Константинополю административного образования на полуострове Пелопоннес. Мать Зои Екатерина была дочерью Захария II Центуриона, генуэзца по происхождению, князя Ахейского. Ахейское княжество в 1205 году основали французские крестоносцы, захватившие исторические земли греков в результате Четвёртого крестового похода. Греческие землевладельцы находились в подчинении у латинян, а крестьяне стали феодально зависимыми (вилланами). С 1278 года княжество было под властью Анжуйской династии, назначавшей своих наместников. Отец Захария II, Захарий I был поставлен править неаполитанским королём Карлом III Анжуйским. Унаследовав титул от отца, Захарий правил до 1430 года. В 1430 году Константин Палеолог, правитель Морейского деспотата, расположенного в восточной части полуострова, на землях древней Спарты, начал наступление на Ахейское княжество . Захарий укрылся в своей крепости Мессения и заключил мирный договор, по которому брат Константина Фома Палеолог женился на дочери Захария Екатерине. Это обеспечивало мирный переход западной Мореи грекам. Захарий умер в 1432 году, территория Ахейского княжества вошла в состав деспотата, в котором Фома управлял западной частью полуострова, а восточной после Константина, ставшего императором, управлял его брат Димитрий[4].

У Зои были братья и сёстры. Старшая сестра Елена Палеолог в 1446 году стала супругой сербского деспота Лазаря Бранковича. В 1459 году Сербию захватили османы и Елена скрылась на греческом острове Лефкас, где постриглась в монахини и умерла в 1473 году. Известно также о двух младших братьях Зои: Андрей Палеолог (1453—1502) и Мануил Палеолог (1455—1512).

Беженка в Риме

Кардинал Виссарион Никейский, опекун Зои Палеолог. Неизвестный художник. 1473—1475 годы. Лувр

Определяющим в судьбе Зои стало падение Константинополя. Император Константин погиб в 1453 году во время осады города османами. В 1460 году Морея тоже была захвачена султаном Мехмедом II. Фома Палеолог без каких-либо средств, спасая жену и детей, перевёз их на остров Керкиру (Корфу). Сам он поехал в Рим, чтобы при помощи папы римского Пия II найти союзников и вернуть свои владения. Влиятельным посредником в делам Фомы Палеолога был кардинал Виссарион Никейский, грек из числа духовенства, согласившегося на флорентийскую унию. Папа Пий II любезно принял Фому Палеолога, назначил ему содержание и объявил законным наследником византийского престола[5].

Фома Палеолог скончался 12 мая 1465 года, его супруга Екатерина умерла в том же году. Опекуном детей Фомы стал Виссарион Никейский. Сохранилось письмо Виссариона, важное для понимания обстоятельств пребывания царевны Зои в Риме. Виссарион пишет наставнику детей Фомы Палеолога об их занятиях и воспитании. Сообщается, что папа римский выделяет на эти цели 3600 экю в год, из которых 200 экю в месяц следовало расходовать на одежду, лошадей и прислугу, а 100 экю — на расходы по содержанию двора наследников Византии. В числе придворных упоминаются лекарь, два профессора — греческого языка и латыни, переводчик и 1-2 латинских священников. Виссарион пишет детям Фомы Палеолога[1]:

Знатность не имеет цены без добродетелей, тем более, что вы сироты, изгнанники, нищие, не забывайте этого и будьте всегда скромны, любезны, и приветливы, занимайтесь серьезно учением, чтобы занять впоследствии положение, вам приличествующее...У вас будет всё, если вы станете подражать латинам; в противном случае вы не получите ничего.Виссарион Никейский. Из письма Зое, Андрею и Мануилу Палеологам

Говоря о религии, Виссарион ссылается волю их отца, который, по его словам, просил воспитать детей в лоне западной церкви, а потому они должны жить и одеваться, как латины, посещать латинскую церковь и вести себя смиренно и покорно перед папой. Очевидно, Зоя и её братья подчинились. В официальных источниках её называли возлюбленной дочерью римской церкви и питомицей апостольского престола[6].

Наследником короны Палеологов стал сын Фомы Андрей, который пытался продать её европейским монархам, но так и умер в бедности. Мануил, младший сын Фомы Палеолога, при султане Баязиде II вернулся в Константинополь, женился и служил в турецком флоте[7].

В 1466 году кипрскому королю Якова II де Лузиньяна, искавшему невесту, предложили кандидатуру Зои Палеолог, но тот отказался, поскольку блеск её имени и слава предков были плохим оплотом против оттоманских кораблей, крейсировавших в водах Средиземного моря. В 1467 году папа римский через Виссариона Никейского предложил византийским наследникам выдать сестру за богатого князя Параччиоло, они согласились. Зоя была обручена, но брак не состоялся, вероятно, по причине смерти жениха[8].

Сватовство Ивана III

Князь Иван III в 1467 году овдовел — его жена Мария Борисовна, урождённая княжна Тверская, скончалась в возрасте 25 лет. Князь подозревал в отравлении боярыню Полуэктову, поскольку тело княгини опухло после смерти[9]. У четы был единственный сын и наследник Иван Молодой. Брак Зои с Иваном III был задуман в 1469 году папой римским Павлом II для усиления влияния католической церкви на Русь. Кардинал Виссарион, устраивая судьбу своей подопечной, вероятно, убедил папу, что московский князь мог стать достаточно сильным союзником против турок и пробудил надежды на присоединение Руси к папскому престолу[1].

Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог. Художник Виктор Муйжель

Лицевой летописный свод сообщает, что 11 февраля 1469 года прибыл в Москву от кардинала Виссариона к великому князю некий грек Юрий с письмом, в котором великому князю предлагалась невеста. Зоя в этом письме названа Софьей, дочерью морейского деспота Фомы, и православной христианкой[10].

Есть в Риме у деспота Аморейского Фомы Ветхословца от царства Константинограда дочь именем Софья, православная христианка; если захочет взять её в жены, то я пришлю её в твое государство. А присылали к ней сватов король Французский и князь великий Медядинский, но она не хочет в латинство.Лицевой летописный свод [11]

Иван III посоветовался с матерью Марией Ярославной, митрополитом Филиппом и боярами. Иван III, вероятно, руководствовался статусом невесты и согласился жениться на греческой царевне . В 1469 году Иван Фрязин (Джанбатиста делла Вольпе)[12] был отправлен к римскому двору сватать для великого князя Софию. Папа Павел II принял посла с почётом и попросил, чтобы великий князь прислал за невестой бояр. Софийская летопись свидетельствует, что Иван Фрязин увёз с собой портрет Зои (Софьи). Светские портреты не были распространены в Москве, поэтому летописец отметил: «…а царевну на иконе написану принесе»[7].

Он же пришел к папе, увидел царевну и, о том, с чем послан папе и кардиналу Виссариону изложил. Царевна же, узнав, что великий князь и вся земля его в православной вере христианской, восхатела за него. Папа же, почтив посла великого князя Ивана Фрязина, отпустил его к великому князю с тем, чтобы отдать за него царевну, но да пришлёт он за ней бояр своих.Лицевой летописный свод [13]

Изображение царевны, очевидно, произвело благоприятное впечатление на жениха. Фрязин снова поехал в Рим 16 января 1472 года и прибыл 23 мая. Папа римский созвал совет, обсуждавший вопрос о предстоящем браке, приёме послов, а также о вере русских. 25 мая московские послы вручили княжескую грамоту Ивана III Сиксту IV, выразили от имени великого князя уважение и поднесли в подарок шубу и 70 соболей. Папа принял дары и одобрил намерение князя вступить в брак с принцессой Зоей, дочерью апостольского престола. 1 июня было совершено обручение Зои с уполномоченным от великого князя, в роли которого выступил Иван Фрязин. Празднование прошло с роскошью. Знатные патрицианки Рима, Флоренции и Сиены, представители кардиналов, королева Боснии Катарина и знатные соотечественники царевны сопровождали её к алтарю[1].

Путь в Москву

Лицевой летописный свод. Миниатюра «Приезд Софьи Палеолог в Москву»

Папа римский Сикст IV дал Зое в приданое подарки и 6000 дукатов, а по пути её следования разослал письма, в которых во имя уважения к апостольскому престолу, просил принять Зою с расположением. Виссарион писал сиенцам: «Мы усердно просим вас ознаменовать её прибытие каким-нибудь празднеством и позаботиться о достойном приёме». 24 июня 1472 года, получив напутствие от папы римского в садах Ватикана, Зоя отправилась в путь. Её сопровождала свита из греков, итальянцев и русских, в числе которой были Иван Фрязин, его племянник архитектор Антон Фрязин, Юрий Траханиот, Дмитрий Траханиот, князь Константин, Димитрий — посол братьев Зои, русский монах греческого происхождения Кассиан Грек, а также папский легат епископ Антон Бонумбре, перед которым стояла задача действовать в направлении подчинения русской церкви. Большой обоз Зои, а теперь Софьи Палеолог выехал из Рима. Невесту сопровождал кардинал Виссарион Никейский. По легенде в состав приданого Софьи входили книги, которые заложили основу собрания библиотеки Ивана Грозного[14].

Фёдор Бронников. «Встреча царевны Софьи Палеолог псковскими посадниками и боярами в устье Эмбаха на Чудском озере»

Путь пролегал на север из Италии через Германию. В столицу Ганзейского союза, портовый город Любек процессия прибыла 1 сентября. Польшу, через которую проходил сухопутный маршрут, пришлось объезжать, поскольку в это время у неё были напряжённые отношения с Иваном III. Путь по Варяжскому морю занял 11 дней, корабль причалил в Колывани. Оттуда Софья и её свита проследовали через Юрьев, Псков и Великий Новгород. 12 ноября 1472 года Софья въехала в Москву[14].

Во время путешествия Софьи по русским землям стало понятно, что намерения Ватикана сделать царевну католическим миссионером неосуществимы. Софья недвусмысленно продемонстрировала приверженность вере предков, которую ей приходилось скрывать в Риме. Во Пскове царевна подошла под благословение к священникам, прослушала молебен в соборе и приложилась к иконам. Папский легат Антонио Бонумбре не желал выразить почтения иконам, но Софья настояла на этом. Попытка легата въехать в Москву, неся перед кортежем царевны католический латинский крест также не удалась[1].

Венчание Ивана и Софьи состоялось 12 (22) ноября 1472 года в Успенском соборе в Москве. Официальная летопись утверждает, что таинство венчания совершил митрополит Филипп, а Независимый летописный свод сообщает, что «женился великий князь на той царевне и венчался с ней в деревянной церкви святой Богородицы, что у гроба святого Петра. А венчал его протопоп коломенский Иосия, а здешним протопопам и духовнику своему князь не велел, потому что они были вдовцами»[15].

Приданое царевны

Подарки, отправленные с царевной из Рима в Москву, в исторических документах не перечислены. Однако в музеях Московского Кремля хранятся экспонаты, которые историки связывают с именем Софьи Палеолог. Прежде всего, это несколько мощевиков в драгоценной оправе, происходящих из Благовещенского собора. По надписям можно сделать вывод, что находящиеся в них мощи она привезла из Рима. Оправы мощевиков, вероятно, были изготовлены в Москве. Иконы византийской традиции могли также принадлежать Софье. «Корсунский» крест со вставками из горного хрусталя, с резьбой и серебряными обкладками имеет характерную католическую форму. По преданию, именно его привезла с собой на Русь Софья Палеолог. Летописец сообщает, что царевну сопровождал папский легат с «крыжом» (католическим крестом). Папа римский хотел использовать свадьбу царевны для усиления влияния Рима, и Софья должна была въехать в Кремль с торжественно предносимым крестом. Но князь Иван III выслал навстречу невесте боярина Фёдора Давыдовича[15], и тот велел убрать «крыж» в обоз[16].

Жизнь в браке

Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год

Софья Палеолог поселилась в Москве и выезжала из столицы только в случае опасности либо на богомолье. Великий князь выстроил для неё в Москве хоромы, но они сгорели в 1493 году. Пожар уничтожил и казну Софьи Фоминичны. Семейная жизнь Ивана и Софьи сложилась счастливо, у них было много детей.

Василий Татищев передаёт свидетельство, что именно благодаря Софье Иван III решился сбросить двухвековое ордынское иго. На совете обсуждали, что хан Ахмат требует дани. Бояре говорили, что надо умилостивить нечестивого дарами, иначе придётся проливать кровь. Тогда Софья горько заплакала и стала упрекать князя, убеждая покончить с выплатой дани[1].

«Царьгородская царевна», бежавшая из погибающего Константинополя, понимала все возможные последствия обострения отношений с ордой, но, очевидно, была уверена в способности русских войск постоять за честь и веру, надеялась на Божью помощь и гордилась своей новой родиной. В 1480 году, накануне нашествия Ахмата, ради безопасности великий князь отправил жену и детей, двор и княжескую казну в Дмитров, а затем на Белоозеро. Ей было сказано уходить на север к морю, если Ахмат перейдёт Оку и захватит Москву. Предосторожности были не лишними и характерными для того времени, хотя в Москве оставались и бояре, и мать Ивана, и его духовный отец Вассиан, архиепископ ростовский. Исследователи дают различные трактовки послания Вассиана, в котором тот вдохновляет великого князя на битву басурманами, приводя в пример князей-полководцев Игоря, Святослава, Владимира Святославича и Владимира Мономаха. Говоря о Дмитрии Донском Вассиан пишет, что он не испугался, и не сказал в сердце своем: «У меня жена, и дети, и богатства многое; ежели и захватят мою землю, то поселюсь где-нибудь в другом месте». Какие мысли были у великого князя при Стоянии на Угре не известно, но после нескольких мелких стычек войско Ахмата ушло. София и дети вскоре вернулись из Белоозера[15].

София помогала супругу на дипломатическом поприще, принимая иностранных послов. Венецианский посол Контарини сообщал. что он в 1476 году представлялся великой княгине Софье, которая приняла его вежливо и ласково и убедительно просила поклониться от неё светлейшей республике. Брат Софьи Андрей также посещал Москву[1].

«Видение прп. Сергия Радонежского великой московской княгине Софьи Палеолог». Литография. Мастерская Троице-Сергиевой лавры. 1866

Летописец сообщает о чуде, связанным с рождением Софьей сына, в будущем — Василия III. У Ивана и Софьи родились три дочери, а сына, к их прискорбию, не было. С молитвой о рождении сына великая княгиня Софья пошла пешком от Москвы то Троице-Сергиевой Лавры. От села Клементьево к обители вела долина, и когда проходили по ней, великой княгине было видение: преподобный Сергий Радонежский, которого она узнала по иконописным изображением, шёл ей навстречу с маленьким мальчиком на руках, которого он «внезапно вверг в недра великой княгине, и затем невидим стал». Княгиня от неожиданного видения потеряла сознание, а, придя в себя, «стала искать в пазухе своей вверженого ей туда отрока, и не ощутила его», поняла, что это было видение. Спустя положенное время, родился у княжеской четы сын Василий Гавриил[17].

Наследники престола

Придворные интриги, характерные для окружения монархов, привели к формированию двух противоборствующих боярских групп. Одна из них поддерживала законного наследника престола — Ивана Ивановича Молодого, а вторая — великую княгиню Софью. В 1476 году дипломат из Венеции Амброждо Контарини писал, что Иван Молодой «в немилости у отца, так как нехорошо ведёт себя с деспиной (дочерью деспота Фомы Софьей)», при этом с 1477 года старший сын упоминается как соправитель Ивана III. Тем временем семья великого князя прирастала новыми наследниками. Софья родила Ивану III десять детей, две дочери умерли во младенчестве[1].

Изображение Софьи Палеолог на плащанице от 1498 года (фрагмент)

Иван Иванович Молодой в 1483 году женился на дочери молдавского господаря Стефана Великого. Молодая супруга Елена Волошанка 10 октября 1483 года родила сына Дмитрия. В 1485 году, после осады Твери и бегства тверского князя Михаила Борисовича, брата первой жены Ивана III, её сын Иван Молодой стал тверским князем. В надписи на Буслаевской псалтири Иван III и Иван Иванович названы «самодержцами Русской земли». То есть права Ивана Молодого на престол были закреплены и неоспоримы[3].

В числе сторонников Софьи Палеолог были её родственники, но ей не удавалось добиться для них государственных должностей. Брат Софьи Андрей погостил у сестры и уехал. Племянница великой княгини Мария стала женой князя Василия Верейского, сына удельного Верейско-Белозёрского князя. Мария с мужем уехали в Литву, негативно повлияло на положении Софьи. Причиной называют «саженье» — украшение с жемчугом и каменьями, ранее принадлежавшее Марии Борисовне. Софья подарила племяннице это ожерелье на свадьбу с Василием Верейским. Но позднее Иван III захотел одарить Елену Волошанку и обнаружил исчезновение драгоценности. Начался розыск и Василий Верейский с женой бежал за рубеж. Впоследствии Верейско-Белозёрское княжество перешло к Ивану III по завещанию отца Василия Верейского удельного князя Михаила. Только в 1493 году великая княгиня добилась возвращения милости князю Василию[10].

В 1490 году Иван Молодой заболел «камчюгою в ногах» (подагрой). Софья пригласила лекаря из Венеции — «мистро Леона», и он опрометчиво обещал Ивану III вылечить наследника престола. Однако лечение не увенчалось успехом и 7 марта 1490 года Иван Молодой скончался. Врача казнили, а по столице стали распространяться слухи об том, что наследник был отравлен. Данная гипотеза об отравлении Ивана Молодого не подтверждена документально[1].

4 февраля 1498 года в церкви Пречистой Богородицы, по благословению митрополита Симона, состоялось возведение на престол княжича Дмитрия Внука, на которую Софью и её старшего сына не позвали[18]. Немилость государя была связана с обвинениями в адрес Софьи и Василия. В декабре 1497 года великому князю сообщили, что Софье «лихие бабы» принесли зелье. Иван III велен жене не показываться ему на его глаза, сына Василия взяли под стражу, а женщин, торгующих ядами, и нескольких бояр казнить[1]. Позднее обстоятельства изменились: в январе 1499 года приближённые Елены Волошанки и Дмитрия Внука князья Ряполовский и Патрикеевы были уличены в измене и наказаны — Семён Ряполовский был казнён, прочие отправлены в монастырь[18]. Историки полагают, что эти бояре состояли в заговоре и ложном обвинении Софии и Василия, поскольку после этого события великий князь вернул своё расположение жене и сыну. В марте 1499 года отец назначил Василия великим князем Новгородским и Псковским. 14 апреля 1502 года Василий Иванович был посажен на великое княжение всея Руси[1].

Дочери великокняжеской четы вышли замуж: Елена Ивановна за литовского князя короля Польши Александра Ягеллончика. Феодосия Ивановна была любимицей отца, он не захотел отправить её в дальние страны, хотя её сватали за Альбрехта, маркграфа Баденского, племянника германского императора. Иван III в 1497 году велел изготовить для Феодосии золотой медальон с изображением Николая Чудотворца. Надпись гласила, что великий государь вылил сей единый талер для княжны своей Феодосии. В 1500 году Феодосия вышла замуж за князя Василия Даниловича Холмского. Пышная свадьба проводилась во дворце с соблюдением всех обрядов, предвещающих счастье четы новобрачных, но в 1501 году Феодосия умерла при родах, родив сына Даниила и дочь Марию. Евдокию уже после смерти родителей, в 1506 году выдали замуж за татарского царевича Худай-Кула, в крещении Петра Ибрагимовича.

Ересь против православия

Лицевой летописный свод о кончине великой княгини Софьи. В ту же весну апреля в 7 день в пятницу, на 9 часу дня, скончалась благоверная и вели кая княгиня Софья, великого князя Ивана Васильевича, и положили её в церкви Вознесения

Иван III «положил опалу на внука своего великого князя Дмитрея и на матерь его на великую княгиню Елену, и от того дни не велел их поминати в ектеньях и литиах, ни нарицати великым князем, и посади их за приставы». Елена Волошанка была обвинена в ереси жидовствующих[19]. Еретики отрицали Святую Троицу, таинство причастия, иконы, монашество и духовную иерархию, то есть фактически отрицали православную церковь. Таким образом была предотвращена попытка московско-новгородского реформационного движения отторгнуть русское государство от православия. Зачинателем движения называли еврея Схарию, который приехал из-за границы в 1470-х годах и завёз ложное учение в Новгород[20]. Главным деятелем движения «жидовствующих» являлся дипломат Фёдор Курицын, которого обвинили в насаждении заграничной ереси в столице. Думный дьяк, писатель-беллетрист Курицын не только продвигал еретические идеи, но и действовал против Софьи Палеолог, ревностной сторонницы Православной Церкви. К 1504 году церковные соборы окончательно осудили ересь жидовствующих, некоторые еретики, включая брата Курицына, были казнены, а сам Фёдор Курицын, предположительно, скрылся[21]. .

Дальнейшая судьба законного наследника и его матери, проигравших династическую борьбу из-за неприемлемых способов её ведения, была незавидной. Елена Стефановна умерла в заточении 18 января 1505 года, а в 1509 году «в нужи, в тюрме» умер Дмитрий Внук. Автор во многом мифологических «Записок о московитских делах» германский посол барон Герберштейн писал, что «одни полагают, что он погиб от голода и холода, другие — что он задохнулся от дыма». Герберштейн также утверждал, что старшего сына Софьи звали Гавриилом, но после воцарения присвоил себе имя Василий (правитель), однако, согласно летописного свода, княжич при рождении был назван двойным именем Василий Гавриил[22]. Елена Волошанка и её сын Дмитрий на несколько лет пережили Софью Палеолог, с которой боролись долгие годы.

Смерть великой княгини Софьи

«Софья» — надпись, процарапанная на крышке гроба, в котором похоронена великая княгиня Софья Палеолог


София скончалась 7 апреля 1503 года, за два года до смерти мужа, который умер 27 октября 1505 года. Возможно, её здоровье подорвали потрясения последних лет: опала, недоверие супруга, ранняя смерть дочери. Спустя короткое время после этих событий Софья Фоминична умерла в возрасте около 55 лет. Она была погребена в Москве, в Вознесенском монастыре на территории Московского Кремля. Великая княгиня была похоронена в массивном белокаменном саркофаге, который поместили в усыпальницу Вознесенского собора в Кремле рядом с могилой первой жены Ивана III Марии Борисовны. На крышке саркофага острым инструментом процарапано слово «Софья»[18].

Исследование останков великой княгини Софьи Палеолог Московском бюро судебно-медицинской экспертизы в 1994 году показало, что рост её составлял около 160 сантиметров. Смерть Софьи Палеолог наступила в возрасте 55-60 лет. В ходе исследования костных останков удалось установить, что великая княгиня была женщиной полной[23].

Перенесение останков великих княгинь и цариц перед разрушением Вознесенского монастыря

Вознесенский монастырь был разрушен в 1929 году. Гробницы с останками Софьи Палеолог и других женщин царской семьи были перенесены в подземную палату южной пристройки Архангельского собора. Впоследствии учёные установили при помощи анализа ДНК, что в гробнице с надписью находятся останки Софьи Палеолог, а в двух других безымянных саркофагах похоронены младшая дочь Софьи великая княжна Евдокия Ивановна и внучка Софьи, дочь Евдокии княжна Анастасия Петровна[24].

Персона

Отзывы современников

Вторая жена Ивана III не полюбилась придворным великого князя. Но и первую супругу он потерял, предположительно, из-за придворных интриг. Иностранную царевну, по словам германского дипломата Герберштейна, считали умной, но гордой, хитрой и коварной. При этом вначале она не знала русского языка, а в дальнейшем, по выражению историка Владислава Назарова, в первые 20 лет брака была постоянно беременна. Неприязненное отношение к ней книжников выражалась и в наименованиях «грекиня» и «римлянка»[25].

Пристрастное отношение к великой княгине присутствует и в летописях. Так, по случаю возвращения Софьи с детьми с Белоозера, куда Иван Великий отослал их на время непредсказуемого противостояния с ханом Ахматом, летописец пишет: «великая княгиня Софья… бегала от татар на Белоозеро, а не гонял никто же; и по которым странам ходила, тем пуще татар — от боярских холопов, от кровопийцов христианских. Воздай же им, Господи, по делом их и по лукавству начинания их»[1]. Независимый летописный свод осуждает не только Софью, но и Ивана, одобряя при этом его мать Марию Ярославну: «…а свою великую княгиню Римлянку, и с ней казну отправил на Белоозеро. А мать его великая княгиня не захотела бежать и пожелала сидеть в осаде…»[15].

Пелена из Троице-Сергиевой лавры, вышитая Софьей Палеолог, с подписью Царевна Царьгородская

Думный человек Василия III Берсень Беклемишев говорил о Софьи в беседе с Максимом Греком так: «Как пришла сюда мать великого князя Софья с вашими греками, так наша земля и замешалась и пришли к нам нестроения великия, как и у вас в Царьграде при царях ваших». Максим Грек в свою очередь не соглашался: «Господине, великая княгиня Софья с обеих сторон была роду великого: по отце — царского рода, а по матери — великого герцога италийской стороны». Беклемишев упорствовал: «Какова бы она ни была; да к нашему нестроению пришла». Заключалось это нестроение в том, что, по словам Беклемишева, с того времени «старые обычаи князь великий переменил», «ныне Государь наш запершися сам третей у постели всякие дела делает»[1].

Князь Андрей Курбский, который не был современником Софии, всё же считал, что «В предобрый русских князей род всеял дьявол злые нравы, наипаче же женами их злыми и чародейцами, якоже и в израильстех царех паче же которых поимовали от иноплеменников». Спустя несколько десятков лет после событий он, очевидно по народной молве, подозревает Софью Палеолог в отравлении Ивана Молодого, в смерти Елены Волошанки (она умерла через 2 года после смерти Софьи), в заключении Дмитрия, князя Андрея Углицкого и других. Курбский презрительно называет её греческой «чародейцей»[1].

После благополучного решения вопроса о престолонаследии в пользу сына Василия София в 1498 году подарила Троице-Сергиевскому монастырю шёлковую пелену, вышитую ею собственноручно. На пелене вышито и её имя: Софья называет себя не великой княгиней московской, а «царевной царегородской». Судя по всему, она высоко оценивала своё звание по рождению, если упоминает о нём после 26 лет замужества[1].

О смерти великой княгини Лицевой летописный свод сообщает формально, но тем же годом пишет сочувственно, что 28 июля «Великий князь Иван Васильевич Всея Руси начал болеть, ибо кого Бог любит — того наказует»[18].

Портрет Палеологини

Самый ранний портрет царевны Зои, дошедший до наших дней — словесный. В 1472 году патрицианка Клариче Орсини и придворный поэт её мужа Луиджи Пульчи были в числе почётных гостей заочного бракосочетания, проходившего в Ватикане. Острый на язык Луиджи Пульчи, желая позабавить находившегося во Флоренции Лоренцо Великолепного, отправил ему шуточный отчёт о церемонии и внешности царевны Зои. Поэт описал девушку в гротескной форме — как толстую раскрашенную куклу[1].

Софья Палеолог

Отмерено добро и зло
Весами куполов неровных,
О византийское чело,
Полуулыбка губ бескровных!

Не доводом и не мечом
Царьград был выкован и слеплен.
Наивный варвар был прельщён
Его коварным благолепьем.

Не раз искусный богомаз,
Творя на кипарисных досках,
Его от разрушенья спас
Изображеньем ликов плоских.

И где пределы торжеству,
Когда — добытую жар-птицу —
Везли заморскую царицу
В первопрестольную Москву.

Как шлемы были купола.
Они раскачивались в звоне.
Она на сердце берегла
Как белых ласточек ладони.

И был уже неоспорим
Закон меча в делах условных…
Полуулыбкой губ бескровных
Она встречала Третий Рим.

Пульчи описал Зою так: гора жира, жирная масляница, «два турецких литавра на груди, отвратительный подбородок, лицо — вспухшее, пара свиных щек, шея, ушедшая в эти литавры, два глаза, стоящие четырёх». При этом сама Клариче Орсини сочла её красивой. Болонские летописцы писали, что Зоя была невысокого роста, обладала очень красивыми глазами и удивительной белизной кожи. По виду они давали ей 24 года, что соответствует предположениям историков о годе рождения царевны. Каноны красоты в Италии и на Руси тогда заметно различались. Излишняя по итальянским меркам полнота невесты не считалась недостатком для жён русских князей[1].

В декабре 1994 года Московское бюро судебно-медицинской экспертизы начало исследование останков княгини. Они хорошо сохранились: учёным довелось изучать почти полный скелет за исключением отдельных мелких костей. Криминалист Сергей Никитин восстановил облик великой княгини Софии по методу Герасимова. Он сообщил, что «после сопоставления черепа, позвоночника, крестца, костей таза и нижних конечностей, с учётом примерной толщины отсутствующих мягких тканей и межкостных хрящей, удалось выяснить, что Софья была невысокого роста, около 160 сантиметров, полная, с волевыми чертами лица и имела нисколько не портившие её усики. По степени зарастания швов черепа и изношенности зубов биологический возраст Великой княгини был определён в 50—60 лет, что соответствует историческим данным. Вначале её скульптурный портрет вылепили из специального мягкого пластилина, а затем изготовили гипсовую отливку и тонировали её под каррарский мрамор»[23].

Ярко выраженные черты средиземноморского антропологического типа во внешности Ивана Грозного и его сходство с бабушкой по отцовской линии окончательно опровергли домыслы, что его мать Елена Глинская родила его от любовника. Учёные сравнили черепа бабушки и внука. Было проведено исследование черепа Софьи Палеолог и копии черепа Ивана Грозного методом теневого фотоналожения. Результаты выявили множество совпадений. Контуры черепов, скуловые кости, орбиты и скуловые дуги имеют сходную форму. Различие наблюдается только в форме подбородочного бугра: у Софьи он более выступающий и менее массивный[23].

Историческое значение

Строительство Москвы

В год приезда Софьи в Москву стало ясно, что собор, который начали строить в Кремле, не надёжен — после случившегося в 1474 году небольшого землетрясения он частично обрушился. Из Италии были приглашены художники и зодчие. Аристотель Фиораванти построил Успенский собор и Благовещенский собор. Жилище великого князя украсили Грановитая палата, кремлёвские башни, Теремной дворец. За много лет был возведён величественный и лёгкий Архангельский собор. Строительство завершилось уже после смерти Софьи Палеолог. Из северной Италии, а позднее из других стран, на Русь приезжали мастера, которые помогли русским зодчим освоить новейшие приёмы защиты городов. Было также налажено изготовление оружия, печать денег, производство ювелирных изделий. Вероятно, рассказы жены и приехавшей с ней свиты о Константинополе и Риме, о крепостях и их захвате османами, натолкнули Ивана Великого на мысль перенять передовые методы в военном деле и других видах науки и техники, чтобы укрепить обороноспособность Московского княжества, страдавшего от набегов орды и притязаний Литвы, и, в свою очередь, осуществлявшего «собирание русских земель» у Новгорода или Твери. В 1470—1490-х годах Иван Великий отправил в Италию 5 посольств, задачей которых был поиск мастеров разных ремёсел. -денежников, архитекторов, ювелиров, врачей и разных других людей умелых. В 1479 году архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство в Кремле Успенского собора. Фиораванти также сопровождал Ивана Великого в военных походах на Новгород для сооружения понтонных мостов через Волхов. Иван Великий повелел разработать план новой мощной крепости — старые, построенные при Дмитрии Донском, уже обветшали. Храмы Кремля также стояли со времён Ивана Калиты. Столица виделась Ивану и Софье величественной, с пышным дворцом, хорошо укрепленная и украшенная. Кремль превратился в строительную площадку. Сносились стены и башни белокаменного Кремля, а вместо них сооружались новые из кирпича. В 1485 году была построена первая, Тайницкая проездная башня. В течение 10 лет была построена новая крепость, соответствующая последнему слову техники. Летописи сохранили имена итальянских фортификаторов, руководивших строительством башен Антона Фрязина, Пьетро Антонио Солари, Алевиза Нового, Марка Фрязина, Джан Антонио, Бона Фрязина. Итальянские архитекторы построили также Казённый двор, дворец для великого князя. До наших дней сохранилась Грановитая палата и Архангельский собор, завершённый в 1508 году. Церковь Чуда архистратига Михаила в Чудовом монастыре простояла до XX века, храм Рождества Иоанна Предтечи на Бору — до XIX века. Великокняжеская резиденция и крепость были достроены только во втором десятилетии XVI века. Вдоль кремлёвской стены по Красной площади проложили оборонительный ров шириной 34 метра и глубиной 12 метров. Его называли Алевизовым рвом, по имени архитектора Алевиза Нового[28].

Москва — Третий Рим

Концепция Москва Третий Рим возникла, когда Русь осталась единственной православной страной. Русская православная церковь уже в 1448 году получила автокефалию. Теория о преемственности веры и власти от павшего в 1453 году Константинополя получила название «Москва — третий Рим» по выражению старца Филофея из Спасо-Елеазарова монастыря, который обращался с посланиями к великому князю Василию III и дьяку Мисюрю Мунехину. Но существенную роль в осознании этой преемственности сыграл тот факт, что в 1472 году русский князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. В 1497 году он уже использовал герб с имперским двуглавым орлом, провозгласив Россию защитницей православия[29].

Оплот самодержавия или греческая «чародейка»

Историографы по-разному оценивали значение деятельности Софьи Палеолог для России, а также степень её влияния на мужа. Михаил Щербатов придавал Софье большое значение: по его мнению Иван III на совете о выборе невесты высказал мысль, что благодаря браку с царегородской царевной он сможет получить право на константинопольский престол, войти в сношения с папским двором и с другими европейскими державами. Николай Карамзин, соглашаясь со Щербатовым, отмечал, что София содействовала «великолепию нашего двора сообщением ему пышных обрядов византийских», был принят имперский герб, и София «не переставала возбуждать супруга к свержению ига»[1].

Сергей Соловьёв считал, что царевна Софья способствовала укреплению власти Ивана Великого, благодаря её внушениям изменилось отношение Ивана III к князьям и боярам. Николай Костомаров повторяет Соловьёва и Карамзина. Софья Палеолог «могла только укреплять своего супруга в помыслах самодержавия, а не зарождала их в нём». Костомаров видел влияние Софии в том, что Иван III начал иногда титуловаться царём[1].

Константин Бестужев-Рюмин писал, что брак Софьи с Иваном III повлиял на форму Московского государства и на внешнюю обстановку власти государей: в Москве появилось царское величие, византийский герб, венчание на царство, придворный этикет и придворные чины. Иван Забелин также подчёркивал, что брак с Софьей сказался в домашнем быту московского государя. Кроме того он отмечал итальянское влияние, проникшее в Москву с Софьей[1].

Владимир Иконников считал, что женитьба Ивана III на Софье имела важное значение для развития политических понятий на Руси. По мнению Павла Пирлинга, Софья считала себя наследницей византийского престола, а потому брак дал Ивану III «реальные права на наследство, которого в равной степени добивались государь и народ»; эти права впоследствии особенно рельефно выразились в знаменитой теории: «Москва — третий Рим». Фёдор Успенский тоже находил, что брак Иоанна III с Софией служил обоснованием теории константинопольского наследства, следствием его был «акт передачи Ивану III титула и прав на Византию со стороны действительного наследника престола Андрея Палеолога»[1].

Иначе оценивал роль Софии Николай Полевой: за Софией наследства не было, Иван III сам наладил связи с Западом. Дмитрий Иловайский также считал, что «влияние Софьи не следует преувеличивать»[1].

Историк из Харькова Владимир Савва полностью опровергал мнения российских историографов. Он утверждал, что после брака с Софьей Иван III не считал себя наследником Византии; при борьбе с татарами не Софья или кто-либо другой внушил Ивану III мысль о свержении ига, поскольку это была старая заветная мысль московских князей; сомнительно, чтобы София принесла с собой политические идеи об отношении государя к своим подданным. Указывая на то, что пышность московского двора вырастала постепенно, Савва отрицал, что с приездом Софьи в Москве появились придворные обряды, чины, этикет, тем более что Софья не была свидетельницей блеска и величия византийской империи[1].

Несмотря на то, что Софья была ребёнком, когда пал Константинополь, она ввела по случаю женитьбы своего сына Василия III византийский обычай — смотр невест[18].

Дети Ивана III и Софьи Палеолог

  1. Анна (1474), умерла во младенчестве
  2. Елена (1475), умерла во младенчестве
  3. Елена Ивановна (19 мая 1476—1513) — супруга великого князя Литовского и короля Польши Александра Ягеллона
  4. ♂ Великий князь московский Василий III (25 марта 1479 — 3 декабря 1533)
  5. Юрий Иванович (23 марта 1480 — 8 марта 1536) — князь дмитровский
  6. Дмитрий Жилка (6 октября 1481 — 14 февраля 1521) — князь углицкий
  7. Евдокия (ок. 1482/февраль 1483—1513) — с 25 января 1506 года супруга татарского царевича Худай-Кула (Кудайкула), в крещении Петра Ибрагимовича
  8. Феодосия (29 мая 1485 — 12 февраля 1501) — c 1500 года, супруга князя и московского воеводы Василия Даниловича Холмского
  9. Симеон Иванович (21 марта 1487 — 26 июня 1518) — князь калужский
  10. Андрей Старицкий (5 августа 1490 — 11 декабря 1537) — князь старицкий[30]

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 1,15 1,16 1,17 1,18 1,19 1,20 1,21 1,22 1,23 Половцов А. А. Русский биографический словарь. Том 19. София Фоминична (Зоя Палеолог), великая княгиня Московская. Азбука веры (2024). Дата обращения: 9 сентября 2024.
  2. Помпеев Ю. А. Династийная семья // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры : журнал. — 2013. — № 1 (14). — С. 128.
  3. 3,0 3,1 Софья (Зоя) Палеолог. Хронос. Всемирная история в интернете (2024). Дата обращения: 9 сентября 2024.
  4. Карпов С. П. Ахейское княжество. Большая российская энциклопедия (14 марта 2024). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  5. Палеологи после падения Византии. Дата обращения: 8 сентября 2024. Архивировано 21 октября 2011 года.
  6. Россия — наследница Византии?. Дата обращения: 9 сентября 2024. Архивировано 16 июля 2023 года.
  7. 7,0 7,1 Тихонова В. Невеста с двуглавым орлом. Царьград (21 ноября 2018). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  8. Рансимен С. Падение Константинополя в 1453 году. — М.: Наука, 1983. — С. 286.
  9. Мария Тверская: почему тело жены Ивана III увеличилось до невероятных размеров. Кириллица (11 декабря 2022). Дата обращения: 9 сентября 2024.
  10. 10,0 10,1 Лицевой летописный свод. Учебник истории. Т. 3. — Общество любителей древней письменности, 2023. — С. 108.
  11. Лицевой летописный свод. Учебник истории. Т. 3. — Общество любителей древней письменности, 2023. — С. 108.
  12. Ровенский Г. История Фрязино. Время Фрязинов (1472—1532.). Фрязино.Инфо. Сайт города Фрязино (2024). Дата обращения: 9 сентября 2024.
  13. Лицевой летописный свод. Учебник истории. Т. 3. — Общество любителей древней письменности, 2023. — С. 108.
  14. 14,0 14,1 «Фрязы и греки с царевною Софьей из Рима». Дата обращения: 10 сентября 2024. Архивировано 15 мая 2013 года.
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 Независимый летописный свод 80-х годов XV века 203. ИРЛИ РАН (2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  16. Иван III: выставка в Кремле. Нескучный сад. Журнал православной жизни (20 марта 2013). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  17. Лицевой летописный свод. Учебник истории. Т. 3. — Общество любителей древней письменности, 2023. — С. 189—190.
  18. 18,0 18,1 18,2 18,3 18,4 Лицевой летописный свод. Учебник истории. Общество любителей древней письменности (2023). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  19. Как Софья Палеолог уничтожила законного наследника московского трона. Кириллица (22 июня 2018). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  20. Шипов Я. Моя церковь. Ересь жидовствующих. Азбука веры (2024). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  21. Ересь жидовствующих на Руси: кому это было выгодно. Кириллица (17 августа 2018). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  22. Бутаков Я. Почему сына Ивана Великого Гавриила историки прозвали Василием III. Кириллица (18 июня 2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  23. 23,0 23,1 23,2 Никитин С., Панова Т. Портрет Софии Палеолог. Наука и жизнь. Дата обращения: 9 сентября 2024. Архивировано 4 октября 2013 года.
  24. Ученые установили личности погребённых в безымянных саркофагах Вознесенского собора Московского Кремля. Минобрнауки РФ (16 февраля 2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  25. Жена Ивана Великого. Историк.рф (2022). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  26. Самойлов, Давид. Софья Палеолог. Давид Самойлов. Сайт (1941). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  27. Уникальная реставрация одежды и первая реконструкция облика ребёнка Древней Руси // ММК Архивная копия от 13 ноября 2013 на Wayback Machine.
  28. Новоженина Е. Московский Кремль. РИА Новости (19 июля 2015). Дата обращения: 10 сентября 2005.
  29. Третий Рим. Древо. Открытая православная энциклопедия (2024). Дата обращения: 10 сентября 2024.
  30. Матасова Т. А. Софья (Зоя/Зинаида, София) (Фоминична) Палеолог, великая княгиня Московская с 12.11.1472 г. по 17.04.1503 г.. Двор русских княгинь XI–XVI вв.. Санкт-Петербургский государственный университет (2024). Дата обращения: 10 сентября 2024.