Миссионерство

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»

Миссионе́рство (от лат. «missio», перевод греч. ἀποστολή — посылание) — это процесс распространения религиозного учения среди людей, не исповедующих данную веру. В современной миссиологии, то есть в изучении миссионерской деятельности с точки зрения вероучения, акцент делается на осознании и осуществлении религиозными общинами своей роли и задач в жизни государства и общества.

Термин «миссионерство» в контексте распространения христианства впервые был введён в XVI веке Лойолой. Эта деятельность типична для мировых религий, таких как христианство, буддизм и ислам. Организация, стратегия и теология миссионерства наиболее развиты именно в христианстве[1].

История

Появление

В древности, церковь не имела официальной структуры для проповеди. Тем не менее, примеры такой деятельности, осуществляемой апостолами (учениками Иисуса Христа), упоминаются в Евангелии. Согласно священным преданиям, в день Пятидесятницы Дух Святой спустился на апостолов, что позволило им распространять весть о воскресшем Христе на всех языках. Благодаря трудам ранних миссионеров и их учеников христианская вера за столетия охватила всю территорию Средиземноморья[2].

Жан Жорж Вибер. «Рассказ миссионера» (1883). Музей Метрополитен

Святое слово было принесено многим племенам и народам благодаря купцам, изгнанным и пленённым приверженцам новой веры. После того как христианство стало официальной религией в Риме, императоры начали направлять своих посланников для проповеди Евангелия в другие страны. В период расцвета Византийской империи, влиятельность священников способствовала распространению веры. Однако только в VII веке военные поражения и экономический кризис привели к уменьшению государственной поддержки проповеди, что усилило деятельность отдельных проповедников. Один из них — святитель Стефан Сурожский — распространял благую весть среди хазар и других народов[2].

Огромную роль в распространении слова Христа сыграли святые Кирилл и Мефодий, которые в IX веке разработали славянскую азбуку и письменность. Сто лет спустя Киевская Русь стала христианской, и вскоре появились богослужебные книги на кириллице. В западную Европу христианство пришло с определённой задержкой. В V веке святой Патрик прибыл в Ирландию, где его ученики, такие как святые Колумб, Айдан и другие, распространяли Евангелие среди других народов. К VII веку ирландские и итальянские миссионеры привели к христианству британцев. А в VIII веке англосаксонские и франкские миссионеры, такие как Виллиброрд и Бонифаций, начали проповедовать среди скандинавских, саксонских и других германских племён[2].

Средневековье

Крещение 79-летнего китайского дунганина христианскими миссионерами близ города Чжэнчжоу

Карл Великий продолжил процесс «государственной христианизации», начатый Византийской империей. Франкский король, затем император, всегда оказывал миссионерам поддержку, включая военную. Карл придавал огромное значение распространению христианства на всей территории своей империи, охватывавшей Западную Европу. Он активно помогал проповедникам и стимулировал своих подданных к образованию, грамотности и активному участию в общественной жизни. Однако распространение христианства в мире было временно остановлено вторжением мусульман. Арабы завоевали Ближний Восток, Среднюю Азию и Северную Африку, где практически уничтожили христианское население, которое там составляло значительную часть. Затем они захватили часть Испании. Хотя их наступление на севере было остановлено, в течение многих столетий значительная часть Европы страдала от нападений арабов и турок[2].

Крестовые походы в период с 1095 по 1291 годы имели целью не только освободить Святой Гроб, но также проводить миссию возрождения христианства на землях Палестины. Однако когда крестоносцы были изгнаны с завоёванных территорий, это освободило ресурсы христианских миссионеров для осуществления их основной цели — проповедовать Евангелие не знавшим Христа народам. Однако не только мусульмане противостояли распространению христианства.

Викинги стали настоящим бичом для монастырей, центров и баз проповеднической деятельности. Историки отмечают, что эти морские разбойники были кошмаром для народов, живущих на побережье Европы. После их нападений в Ирландии и Британии от монастырей и храмов оставались только развалины. Эти набеги были настолько частыми, что они угрожали всей системе христианской миссионерской деятельности. В период наибольшей активности викингов работа проповедников практически прекращалась[2].

Современный этап

В Новое время организации, распространяющие Христианское учение, стали более активными в условиях усиливающихся колониальных амбиций западных стран и нарастающей империалистической борьбы за контроль над миром. В начале XIX века проповеднические организации появились в США, а к концу века европейские миссии начали активно работать на континенте Африки. Эти миссии получали материальную поддержку от колониальных властей, так как они, помимо основной проповеднической работы, выполняли широкий спектр социальных функций, включая образование и медицинское обслуживание, и таким образом осуществляли политику правительств-колонизаторов[2].

Вторая мировая война и последующее распадение колониальной системы способствовали началу национально-освободительных движений. Многие колонии стали независимыми. В таких условиях целесообразной стала радикальная реструктуризация всей системы миссионерской работы. В начале 1970-х годов в Африке на службе находилось почти 50 000 членов христианских орденов. Большинство проповедников, как монашествующих, так и светских, не были африканского происхождения. Однако уже к началу 1980-х годов Церковь пересмотрела свои подходы, делая упор на местное население. Были созданы духовные учебные заведения для африканцев. Принимая священный сан, они становились частью церковной иерархии, в основном состоящей из местных жителей[2].

Литургические тексты были переведены на языки местных племён, в богослужение внесены элементы местных обычаев, включая музыку и танцы. Были предприняты шаги по борьбе с расизмом в миссионерской деятельности, и миссии выступали как категорические противники этого явления. Например, в начале 1970-х годов орден «Белых отцов», протестуя против действий португальских властей в Мозамбике, отозвал из этой страны всех своих членов[2].

Миссионерство в Русской церкви

В каждой епархии существует миссионерский отдел, который регулярно проводит собрания миссионеров и другие мероприятия, а также издаёт периодические публикации. Общее координацию усилий осуществляет Синодальный миссионерский отдел при Патриархате. Многие православные учебные заведения также имеют миссионерскую направленность. Почти в каждой семинарии сегодня есть специальное миссионерское отделение или курс. Следующие учреждения являются наиболее известными:

  • Белгородская православная духовная семинария с акцентом на миссионерскую работу[3].
  • Миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
  • Миссионерский институт при Ново-Тихвинском женском монастыре в городе Екатеринбурге.
  • Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе Русской Православной Церкви[3][4].

Миссионерство в других религиях

С начала III века до н. э. в буддизме учение часто пропагандировалось странствующими монахами. Ислам характеризуется развитым миссионерством, где миссионерская деятельность понимается как исламский призыв (дава), начатый пророком Мухаммедом с целью распространения ислама и распространения знаний о нём среди иноверцев и мусульман. Мусульманское миссионерство проводится через

Миссиология

Хотя распространение христианства через миссионерскую деятельность началось в раннем Новом времени, теология миссий сформировалась только в XX веке. Миссионерство использует различные методы для проповеди Христа:

  • керигму (проповедь);
  • кинонию (общение);
  • мартирию (мученичество как свидетельство);
  • диаконию (социальное служение);
  • литургию[1].

В современной миссионерской работе широко используется термин «инкультурация», впервые введённый иезуитами в 19601970-х годах, а затем принятый и в протестантских кругах, обозначающий взаимодействие веры и культуры, творческие и динамичные отношения между христианским благовестием и культурами народов, где оно провозглашается.

В XIX веке появилось понимание необходимости сотрудничества между различными христианскими конфессиями в миссионерской деятельности, что нашло своё отражение в работе библейских обществ, молодёжных движениях и других инициативах. Понятие экуменизма, возникшее в начале XX века, рассматривалось как сотрудничество во всемирной христианской миссии и стало широко использоваться после Всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге (1910 год). В 1921 году был основан Международный миссионерский совет, который вошёл в состав Всемирного совета церквей в 1961 году. Современная стратегия миссии предполагает отказ от прозелитизма[1][6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Миссионерство. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 11 июня 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 Принципы миссионерской деятельности религиозных объединений. proreligiu.club (25 июня 2023). Дата обращения: 7 июля 2024.
  3. 3,0 3,1 Миссия. drevo-info.ru. Дата обращения: 11 июня 2024.
  4. Миссионерство. www.pravenc.ru. Дата обращения: 7 июля 2024.
  5. Миссионер – кто это простыми словами?. omolitvah.ru. Дата обращения: 7 июля 2024.
  6. Миссионер. drevo-info.ru. Дата обращения: 7 июля 2024.