Априори и апостериори
Априо́ри и апостерио́ри (лат. a priori — из предшествующего, до опыта; лат. a posteriori — из последующего) — термины философии Канта, теории познания и философии науки, обозначающие знание, предшествующее опыту и независимое от него, и знание, получаемое из опыта. Априори — независимое от опыта и предшествующее ему знание, которое обладает универсальностью и необходимостью; знание, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному или опытному, или эмпирическому знанию. От Платона до Иммануила Канта априори обозначало необходимые основания разума, затем стало логико-языковым конструктом, а в XXI веке рассматривается в контексте истории и методологии науки. Априоризмом называется учение, признающее, что априорное знание не требует подтверждения через наблюдение или эксперимент и полагается более достоверным, чем апостериорное, ввиду своей независимости от изменчивого опыта[1][2][3][4][5].
Априори, априоризм и апостериори
История априори: от Платона до Канта
Идея априорного знания восходит к античности. Платон в диалоге «Менон» утверждал, что истинное знание — это «припоминание» врождённых идей души. Противопоставление априорного и опытного знания встречается уже у Аристотеля, который различал познание вещей «от причин», предпосылок (априори) и познание причины из её действия (апостериори). В Средние века схоласты, например, Фома Аквинский связывали априори с познанием первопричин[3][4].
В русле новоевропейского рационализма априори как всеобщие и необходимые истины разума противопоставляются апостериорным, «случайным истинам опыта», «истинам факта». Основу безусловной всеобщности и необходимости теоретических истин, то есть положений математики и естествознания, рационалистский априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности для сознания человека. При этом рационалисты считали заранее заложенным в интеллекте, врождённым, хотя бы в форме задатков, само содержание истины и знания. У Рене Декарта априори тесно связано с учением о врождённых идеях и определяется их несомненностью и самодостоверностью[1][2][5].
У Готфрида Лейбница априори получает логическую интерпретацию, то есть априори или аналитичность утверждения устанавливается логическим анализом составляющих «истин разума». Готфрид Лейбниц вкладывал иной смысл в значение термина «априори», предположив, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда познание восходит к «вечным истинам». Поэтому априорное познание у Лейбница тождественно постижению беспредпосылочного и самоочевидного для разума знания. Благодаря последователю Готфрида Лейбница — Христиану Вольфу подобное понимание априори вошло в немецкую философию[1][3].
Классическому рационализму противостоял эмпиризм, отрицавший наличие неких врождённых идей и априорность знания. В эмпиризме первичным полагался опыт, и все знания считались выводимыми из него. Девизом эмпиризма может считаться фраза Джона Локка: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»[6].
Кантовское априори
Иммануил Кант оторвал априори от врождённых идей и связал его только с познанием, формой организации знания. В полемике рационалистов и эмпиристов у Иммануила Канта особая позиция: он пытается преодолеть антагонизм этих философских направлений. В «Критике чистого разума» кёнигсбергский мыслитель разработал учение об априорных формах познания — условиях, которые делают возможным любой опыт и обеспечивают универсальность и необходимость знания[1]. «Чистыми априорными» знаниями являются научные знания, которые начинаются со слов «все» («Все тела протяжённы»)[3]. Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит неистинный и случайный характер. Основанное на прошлом опыте, апостериорное знание не исключает возможности приобретения в будущем нового знания, но оно не будет согласоваться со старым опытом. Для того, чтобы такое знание приобрело всеобщий и необходимый характер, оно должно быть подведено под априорные формы познания[4][7].
Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы.Иммануил Кант, Критика чистого разума
Пространство и время, по Иммануилу Канту, есть априорные формы чувственности, а категории рассудка (количество, качество, модальность, отношение) упорядочивают хаос ощущений. Априорная форма наполняется апостериорным содержанием, придавая знанию универсальный характер. Особый статус Иммануил Кант придавал априорным синтетическим суждениям — утверждениям, которые расширяют знание, но не зависят от опыта, например, научные законы. Моральное поведение, по мнению Иммануила Канта, возможно и существует только благодаря категорическому императиву как форме априорного знания[8].
Априори у Иммануила Канта перестало быть врождённым знанием и превратилось в форму организации опыта. Источником априорного знания для человека (эмпирического индивида) в философии Иммануила Канта является трансцендентальный субъект, как нечто надприродное и надындивидуальное[3][6]. Под трансцендентальным субъектом впоследствии исследователи понимали и Бога, и природный организм человечка, и всеобщую культуру человечества, которую Иммануил Кант мистифицировал[9][10]. Кантовский априоризм сыграл существенную роль в преодолении эмпиризма, указав на необходимую предпосылочность любого знания и на взаимосвязь условий опыта и его результатов[1][2][5].
Априори после Канта
XIX и XX века принесли новые интерпретации и критику кантовского априори, которая начинается с Георга Гегеля. Философия Канта есть «расширение локкианства», то есть Иммануил Кант, по мнению Георга Гегеля, не снимает противоположность эмпиризма и априоризма. Георг Гегель в пику кёнигсбергскому мыслителю трактует категории не как нечто доопытное (априорное), а утверждает, что категории являются объективными формами человеческой субъективной деятельности. И в сознании, и в объективной действительности категория есть одна и та же форма. Преодолеть противоположность этих двух вещей можно, только выйдя за их пределы и найдя основание в общей для них субстанции, из которой должны быть выведены (дедуцированы) эти вещи. Поэтому понять абстрактную чувственность и априорность логической формы, по Гегелю, можно только в контексте чувственно-предметной деятельности, которая выявляет и обособляет оба этих момента объективной действительности[11][12][13].
Если у Георга Гегеля деятельным субъектом выступает абсолютная идея, дух, то в рамках марксизма субъектом деятельности выступает человечество. Поэтому априори в данном случае выводится из общечеловеческой практики и культуры (трансцендентального субъекта), из которых индивид (эмпирический индивид) усваивает способы действия, общения и мышления. Это связано с тем, что люди прежде чем организовывать свой чувственный опыт, уже организовывали свою жизнь в пространстве и времени, непосредственно в своей практике. Развивающееся человеческое общество в марксизме выступает трансцендентальным субъектом, являющимся для единичного индивида источником всех знаний и категорий, которые также развиваются вместе с обществом и человеком[14][15][16].
Если Георг Гегель и Карл Маркс понимали априори как нечто надындивидуальное и надприродное, то в дальнейшем развитии философии произошла натурализация кантовских априорных форм. В рамках позитивизма (Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер) априорность как свойство организма индивида связывалось с биологической адаптацией. Причём представление об априори как неких врождённых структурах может быть обнаружено в аналитической психологии Карла Густава Юнга (архетипы), рассуждениях Конрада Лоренца и когнитивистских исследованиях[16][17]. Против подобного искажения взглядов Иммануила Канта выступили неокантианцы (Герман Коген, Пауль Наторп и другие), утверждавшие, что априори есть логические структуры, лежащие в основе науки[14][15][16].
В неокантианстве понятие априорного распространяется на сферу культуру, причём общее как ценность начинается противопоставляться общему как понятию. На основании этой дихотомии утверждается противоположность объяснения и понимания, где первое свойственно номотетическому подходу и естественным наукам, а второе — идиографическому подходу и гуманитарным наукам. Основатель феноменологии — Эдмунд Гуссерль, отрицая кантовское деление на разум и рассудок, распространял область апроиори на всё сознание, которое доступно интуиции. Представители аналитической философии (Бертран Рассел, Альфред Айер) сводили априори к аналитическим истинам, то есть тавтологиям языка («холостяк не женат»), отвергая кантовские синтетические априорные суждения. Мишель Фуко ввёл концепт «историческое априори», как правил мышления, которые определяют познание в конкретную эпоху[18][19].
На основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась так называемая функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения — это основоположения, исходные постулаты науки, причём их выбор включает момент условности, конвенциональности. Априорность здесь утрачивает своё первоначальное гносеологическое значение независимости от опыта, становясь выражением особой роли исходных теоретических принципов в системе научного знания[5]. В философии науки (Томас Кун, Имре Лакатос) априорность трактуется как методологическая и гносеологическая зависимость опытного познания от исходных теоретических принципов. Причём этот «концептуальный каркас» (парадигмы, исследовательские программы) формируются в широком контексте познавательной и практической деятельности[1][2].
Литература
Первоисточники
- Гуссерль Э. Феноменология: Статья в Британской энциклопедии // Логос. — 1991. — № 1. — С. 12—21.
- Кант И. Сочинения: в 6-ти томах. Том 3. Критика чистого разума / Под общей редакцией В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — Москва: Мысль, 1964. — 799 с.
- Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Кант И. Сочинения: в 6-ти томах. Том 4. Часть I / Под общей редакцией В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — Москва: Мысль, 1965. — С. 67—209. — 544 с. — (Сочинения в 6 томах).
- Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения: в 6-ти томах. Том 5 / Под общей редакцией В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. — Москва: Мысль, 1966. — С. 161—529. — 564 с.
- Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4-х томах. Том 1 / Редактор и составитель, автор вступительной статьи и примечаний В. В. Соколов. — Москва: Мысль, 1982. — С. 413—429. — 636 с.
- Лоренц К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии // Человек. — 1997. — № 5. — С. 19—37.
- Фуко М. Историческое априори и архив // Археология знания / Общая редакция Бр. Левченко. — Киев: Ника-Центр, 1996. — С. 127—134. — 208 с. — ISBN 966-521-002-5.
Исследования
- Гайденко П. П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. — Москва; Санкт-Петербург: ПЕР СЭ; Университетская книга, 2000. — 456 с. — ISBN 5-204-00155-7, 5-9292-0008-4.
- Гайденко П. П. Проблема времени у Канта: время как априорная форма чувственности и вневременность вещей в себе // Вопросы философии. — 2003. — № 9. — С. 134—150.
- Круглов А. Н. О происхождении априорных представлений у И. Канта // Знание и традиция в истории мировой философии. — Москва: РОССПЭН, 2001. — С. 257—263. — 543 с. — ISBN 5-8243-0233-2.
- Eisler R. Wörterbuch der philosophischen Begriffe. — Berlin: E. S. Mittler, 1904. — 941 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Швырёв В. С. Априоризм // Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина. — Москва: Мысль, 2001.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Порус В. Н. Апостериори и априори // Новая философская энциклопедия / Под редакцией В. С. Стёпина. — Москва: Мысль, 2001.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Румянцева Т. Г. Априори // Всемирная энциклопедия: философия / Главный научный редактор и составитель А. А. Грицанов. — Москва: АСТ, 2001. — С. 66—67. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 Ванчукевив А. В. Апостериори // Всемирная энциклопедия: философия / Главный научный редактор и составитель А. А. Грицанов. — Москва: АСТ, 2001. — С. 1232. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 Апостериори и априори // Философский энциклопедический словарь / Главные редакторы Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и другие. — Москва: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- ↑ 6,0 6,1 Мареева Е.В., Мареев С.Н. Проблема мышления: созерцательный и деятельностный подход. — М.: Академический проект, 2013. — 280 с. — ISBN 978-5-8291-1455-8.
- ↑ Величковский Б. М., Лекторский В. А. Мышление. БРЭ. Дата обращения: 24 июля 2025.
- ↑ Румянцева Т. Г. Априорные синтетические суждения // Всемирная энциклопедия: философия / Главный научный редактор и составитель А. А. Грицанов. — Москва: АСТ, 2001. — С. 67. — 1312 с. — ISBN 5-17-007278-3.
- ↑ Мареева Е. В. Проблема души: от Канта к неокантианцам // Философия Канта в критике современного разума: сборник статей / Ответственный редактор Г. В. Лобастов. — Москва: Русская панорама, 2010. — С. 303—324. — 430 с. — ISBN 978-5-93165-276-4.
- ↑ Баркова Э. В. Эвристический смысл онтологии трансцендентального субъекта // Философия Канта в критике современного разума: сборник статей / Ответственный редактор Г. В. Лобастов. — Москва: Русская панорама, 2010. — С. 325—337. — 430 с. — ISBN 978-5-93165-276-4.
- ↑ Мареев С. Н. О практических чувствах: Гегель против Канта // Философия Гегеля: новые переводы, исследования, комментарии / Под общей редакцией Е.В. Мареевой. — Москва: Издательство СГУ, 2014. — С. 54—66. — 514 с. — ISBN 978-5-8323-0950-7.
- ↑ Лобастое Г. В. Априорные формы познания. Критика Канта // Диалектика разумной формы и феноменология безумия. — Москва: «Русская панорама», 2012. — С. 167—185. — 560 с. — ISBN 978-5-93165-314-2.
- ↑ Лобастов Г. В. Бытие и мышление: к началам диалектической логики // Эвальд Васильевич Ильенков / Под редакцией В. И. Толстых. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. — С. 84—119. — 431 с. — ISBN 978-5-8243-1058-0.
- ↑ 14,0 14,1 Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.—. — Москва: Политиздат, 1988. — 574 с. — ISBN 5-250-00085-1.
- ↑ 15,0 15,1 Мареев С. Н. Классическая философия и "философия науки". — Москва: Издательство Современного гуманитарного университет, 2009. — 320 с. — ISBN 978-5-8323-0574-5.
- ↑ 16,0 16,1 16,2 Мареев С. Н. Мыслить... Избранные статьи последних лет. — Москва: Издательство СГУ, 2011. — 587 с. — ISBN 978-5-8323-0746-6.
- ↑ Лоренц К. Кантовская доктрина априори в свете современной биологии // Человек. — 1997. — С. 19—37.
- ↑ Априори и апостериори. Гуманитарный портал. Дата обращения: 25 июля 2025.
- ↑ Фуко М. Историческое априори и архив // Археология знания / Общая редакция Бр. Левченко. — Киев: Ника-Центр, 1996. — С. 127—134. — 208 с. — ISBN 966-521-002-5.