Эмпиризм
Эмпири́зм (греч. ἐμπειρία — дословно означает «опыт») — направление в философии, согласно которому источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт. Знания, которые невозможно преобрести с помощью чувств, рассматриваются в эмпиризме как сложный продукт опыта, например в таких науках, как логика и математика. Философскую метафизику эмпиризм и вовсе отрицает как бессмыслицу[1]. Как исследовательский метод, эмпиризм основывается на описании фактов без последующих теоретических обобщений и заключений[2].
История появления
Как философское направление, эмпиризм появился в Европе в XVII веке. Философы Нового времени поднимали вопрос о методах получения истинного знания. Мнения учёных разделились: возникли два противоположных течения философии — рационализм и эмпиризм[3].
В основе эмпиризма лежит идея о том, что человеческий разум изначально является пустым листом (tabula rasa) и постепенно заполняется идеями и знаниями. Это заполнение происходит благодаря наблюдению за миром через чувственный опыт. Для эмпиристов основным источником информации о мире и нашем месте в нём являются органы чувств. Они отвергали идею о существовании врождённых идей и принципов. Так же ими отрицалась универсальность этих идей независимо от полученного чувственного опыта. В философии эмпиризм стал одним из ключевых направлений. Его идеи до сих пор актуальны, ими пользуются в дискуссиях, посвящённых изучению природы знания и методам его получения[4].
Основоположником эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Именно ему приписывают авторство известного афоризма[5]:
Знания — сила.
Философы-эмпирики XVII века[4][3]:
В противовес им был лагерь философов-рационалистов. В него входили такие учёные, как[3]:
Эмпиризм и рационализм — разница подходов
Философы, придерживающиеся эмпирического направления утверждали, что человеческий разум способен лишь комбинировать информацию, получаемую органами чувств. Мышление, по их мнению, не способно привнести в чувственный опыт ничего нового[3].
Фрэнсис Бэкон в своей работе «Великое возрождение наук» (во второй части, под названием «Новый Органон») изложил свой метод получения истинного знания. Он основывается на индукции — движении от отдельных фактов к общему положению. В этом труде Фрэнсис Бэкон в понятие эмпирического познания включает как первичные сведения, полученные путём непосредственного контакта с изучаемым предметом, так и информацию, обработанную разумом. Позже такую обработку назвали эмпирическим уровнем знания. Она является результатом исследований и экспериментов, производимых над изучаемым объектом. Свои опыты Бэкон делил на две категории[3]:
- плодоносные — их результаты были видны сразу (либо проявлялись в течении короткого времени);
- светоносные — ощутимых результатов не приносили, но проливали свет на строение природных закономерностей.
Другой философ-эмпирик, Джон Локк, описал свою теорию в работе «Опыты о человеческом разумении». В ней он говорил о невозможности нахождения в памяти человека врождённого знания. Главным аргументом, доказывающим это высказывание у Джона Локка, является вопрос: почему, если врождённое знание существует, оно не доступно всем, всегда и сразу[3]?
Рационализм, впротивовес эмпиризму, признаёт единственным источником истинного знания только разум. Чувственные знания определяются реалистами как слишком субъективные, не дающие полной информации. Всемирно известный афоризм, в котором заключено кредо всех философов-рационалистов, принадлежит Рене Декарту[3]:
Cogito ergo sum.— Я мыслю, следовательно я существую.
Бенедикт Спиноза — последователь реализма Декарта, утверждал, что понятия «Бог» и «Природа» взаимозаменяемы. Они обозначают единую субстанцию (материю), которая является причиной самой себя. У неё нет конечных целей. Человеческое невежество является причиной предрассудков, в том числе религиозных, когда естественным вещам приписываются человеческие качества[3].
Формы эмпиризма
Имманентный эмпиризм
Имманентный эмпиризм пытается объяснить на сколько правильно делать выводы об окружающем мире опираясь на единичные ощущения и представления, либо на их комбинации. Эти попытки предпринимались многими приверженцами этого метода, но приводили или к скептицизму (Пиррон, Протагор, Монтень), либо к признанию существования трансцендентного (Милль, Юм)[6].
Дэвид Юм ставил под сомнение существование реальности вне сознания. Такие психические переживания, как идеи он считал более слабыми и бледными по сравнению с впечатлениями — яркими и сильными психическими переживаниями. Границу между ними он признавал условной и текучей. И, неожиданно для себя, приходил к умозаключению, что впечатления — это объекты, которые существуют помимо сознания, действующие на нас в качестве раздражителя[6].
Джон Стюарт Милль также ограничивал способ познания мира одними лишь психическими переживаниями. Основным механизмом познания он называл ассоцаиции между единичными психическими элементами. Но и он допускал существование некоего бытия вне сознания. Он дал ему определение: «постоянные возможности ощущения» (permanent possibilities of sensation), сохраняющие помимо нашего сознания, своё реальное существование[6].
Трансцендентный эмпиризм
Эта форма эмпиризма придерживается материалистической точки зрения. Мир человеческого опыта (содержание сознания и способы получения познания) представляется как продукт взаимодействия между организмом и окружющей его материальной средой[6].
С точки зрения трансцендентного эмпиризма реальность провозглашается как мир опыта. То есть истинная реальность представляется как всевозможные комбинации частичек материи, которые двигаются в пространстве и при этом вступают во взаимодействие. Это всё и есть мир опыта[6].
Положения, принятые в эмпиризме
Положения, принятые в эмпиризме возникли не одномоментно. Их создавали разные философы. Появление этих положений было обусловлено необходимостью психологически пояснить возникновение и существование в сознании человека структуры логических, гносеологических и математических законов, которые являются всеобщими и необходимыми[6].
- Наличие известных впечатлений, которые воздействуют на индивида, единообразно повторяясь, говорит о необходимости и всеобщности известных связей в опыте[6][5].
- Повторение известных впечатлений одного за другим образует в нашем уме ассоциацию представлений. Как следствие, появление в сознании одного из этих представлений влечёт за собой появление другого[6][5].
- Подобные ассоциации, повторяясь множество раз, становятся привычными и неразрывными. Попытка разорвать связь между ними становится невозможной (Милль)[6][5].
- Предрасположения к неразрывным ассоциациям имеют унаследованный характер, так как накапливаются благодаря опыту миллионов поколений. Человек может рождаться с предрасположениями к известным неразрывным ассоциациям (Спенсер)[6][5].
- Кроме биологических условий на каждого индивида влияют социальные условия. Общественная среда, в которой рождается человек, воздействует на его умственное развитие облегчая и ускоряя познавательные процессы. В этом смысле опыт является продуктом коллективного, общественного мышления (Риль)[6][5].
Примечания
- ↑ [=42 Эмпиризм]. Грамота. Дата обращения: 24 ноября 2025.
- ↑ Лекторский В. А. Эмпиризм. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» (21 марта 2024). Дата обращения: 7 ноября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 Иванова В. Д., Рыкова И. С., Бадретдинова С. А. Противостояние эмпиризма и рационализма в философии Нового времени // E-Scio. — 2019. — № 5. — С. 679—684.
- ↑ 4,0 4,1 Гурбанов Ы., Реджепов Б., Сапармырадов Г. Эмпиризм как основное направление философии XVII века // Вестник науки. — 2024. — Т. 1, № 6. — С. 1314—1317.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Эпиризм в философии — что это. Эмпиричные формы. Журнал Амром (29 января 2021). Дата обращения: 12 ноября 2025.
- ↑ 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 Эмпиризм // Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона.