Золотное шитьё
Золо́тное шитьё — старинная техника украшения тканей нитями из драгоценных металлов, появившаяся в античности на Востоке и в Византии. На протяжении веков оно использовалось для создания роскошных королевских и церковных одежд, а также декоративных элементов. В XXI веке золотное шитьё в тренде в мире моды и дизайна, придаёт изделиям особый блеск[1].
Искусство золотного шитья имеет богатую историю. Данная техника является трудоёмкой и требует особого терпения. Мастера, которые в совершенстве владеют техниками золотного шитья, высоко ценятся во всём мире, их изделия отличаются высокой стоимостью[2].
Название этой вышивки — «золотная» — связано с использованием настоящих золотых нитей, которые впоследствии были заменены позолоченными. Для золотого шитья подбирали прочные ткани, способные выдержать большое количество проколов. Для вышивки использовали бархат, кожу, сукно, иногда шёлк[3].
История
Вышивка золотом
Искусство вышивки золотыми и серебряными нитями имеет богатую историю и распространено среди разных культур. В V веке византийские и персидские ремесленники применяли золотую вышивку для декорирования одежды и предметов домашнего обихода. Впоследствии эта техника перешла в западноевропейские страны, где её активно использовали для украшения церковных одежд[3].
Первоначально вышивка такого рода именовалась «золотой», поскольку для работы применялись нити из чистого золота. Позднее их стали заменять нитями с позолотой. Для золотого шитья выбирали плотные ткани, выдерживающие большое количество проколов. В качестве основы использовали бархат, кожу, сукно и иногда шёлк[3].
Искусство русских золотошвей
В XI веке золотое шитьё появилось на Руси. Мастерские, занимавшиеся этим ремеслом, находились при монастырях, царских резиденциях и княжеских домах. Особую известность приобрели мастерицы из Торжка[3].
Традиции торжокского золотного шитья насчитывают много веков. В XII— XIII веках при раскопках на территории Кремля были найдены кожаные фрагменты, украшенные золотыми нитями, которые могли служить своеобразными денежными знаками. Расцвет искусства золотного шитья пришёлся на XVIII—XIX века, когда торжокские мастерицы получили широкое признание за пределами Тверской губернии. Их работы украшали головные уборы, обувь, верхнюю одежду, церковные облачения, праздничные костюмы и даже наряды монархов. В торжокском золотом шитье часто применялись растительные орнаменты, дополненные изображениями животных и птиц, а также декоративные элементы[3].
С развитием текстильной промышленности золотное шитьё стало менее востребованным. Люди стали отдавать предпочтение готовой одежде. Однако золотыми нитями продолжали украшать некоторые элементы военной формы[3].
Золотое или золотное шитьё: в чём отличие
Искусство золотого шитья зародилось во II веке до нашей эры в Малой Азии. На Русь подобные вещи доставлялись из Византии, а уже в XII веке начали возникать и местные мастерские, занимающиеся этим ремеслом[4].
Первоначально техника называлась золотым шитьём, так как для вышивки применялись нити, содержащие настоящее золото. Со временем к этому металлу стали использовать серебро и латунь с золотым напылением, ремесло получило наименование — «золотное шитьё»[4].
Швы в золотном шитье
Сегодня в Торжке функционирует фабрика, где с использованием ручных и машинных техник создаются изысканные изделия, способные преобразить интерьер и подчеркнуть индивидуальность любого образа.
В Торжке золотошвеи успешно сохраняют исторические швы и восстанавливают утраченные. Их современный арсенал включает более ста видов швов, применяемых в различных узорах[5].
- «вприкреп»;
- «в раскол»;
- «бабий» шов;
- шов «гусем»;
- волнистый шов;
- шов корзиночка;
- шов по шнуру;
- шов «рядки»;
- «городок»;
- «денежка»;
- «ягодка»;
- «разводная клетка»;
- «черенок с ягодкой»;
- «клопец» и «пёрышки».
Канитель
Фраза «тянуть канитель» тесно связана с золотой вышивкой. Канителью называют тонкую металлическую нить, изготовленную из золота или серебра, которую использовали для вышивания. Изготовление канители начиналось с нагрева металла до состояния белого раскала. Золотых дел мастер применял специальные щипцы, чтобы вытянуть из него тонкую нить. В результате получалось два вида нити: круглой формы, которую называли «волочёнка», и плоской — «бить». В дальнейшем стали использовать «пряденую» нить, в которой металлическая нить наматывали на обычную шёлковую или льняную[3].
Техника вышивания канителью существенно отличается от других техник: золотую нить не пропускают сквозь ткань, а фиксируют к ней при помощи шва «вприкреп», поверх основы, с использованием дополнительной нити. Важно, чтобы эта вспомогательная нить была незаметна. Разнообразие швов позволяет создавать сложные узоры[3].
Припудривание (припорох)
Для переноса эскиза на ткань рукодельницы использовали разные способы. Один из самых популярных — «припудривание» или «припорох». Изображение с кальки переносили, протыкая его иглой или тонким шилом на расстоянии примерно 2-3 мм друг от друга. С обратной стороны лист с рисунком обрабатывали наждачной бумагой, чтобы убрать неровности. Так создавался трафарет-сколок. Сколок прикладывали к лицевой стороне ткани и тщательно фиксировали. Для тёмных тканей применяли смесь из мела и керосина (она должна быть густой, как сметана), а для светлых — синьки и керосина[3]. После этого трафарет протирали круговыми движениями тампоном из ткани, смоченным в этой смеси. Перед тем, как натянуть ткань в пяльцы, рекомендуется закрепить подкладку из любого материала, а затем пришить к ней основу[3].
Особенности золотного шитья
Процесс вышивки организован поэтапно. Сначала мастер набрасывает полноразмерный рисунок будущего изделия. Технолог составляет техническую карту, где указано, какие типы стежков используются на каждом этапе и во сколько раз должна быть сложена нить. Набросок аккуратно фиксируется булавками на кальку, а после пропитки специальным составом, для создания отпечатка, переносится на ткань. Для пропитки используют керосин — с добавлением синьки или зубного порошка. Причина выбора керосина заключается в его способности быстро впитываться через проколы, не оставляя следов на ткани. Недостаток — запах, но к нему привыкают[6].
Теперь мастер приступает к вышивке. Он использует два инструмента — иглу и шило. Вращается деревянная катушка, на ткани постепенно появляется узор. Одна рука удерживает ткань булавками, другая, с иглой, находится под пяльцами и нанизывает рабочую нить на отверстие. Драгоценная нить протягивается поверх вышивки, оставаясь только на лицевой стороне. Многократное повторение движений иглой и шилом позволяет золотистой или серебристой нити занять своё место. Этот метод известен как «вышивка вприкреп» — традиционный способ экономии драгоценных металлов и значительного облегчения готового изделия[6].
Существует приём для создания объёмных элементов: вышивка глухим односторонним швом, состоящим из плотных параллельных стежков, с использованием подкладки, или, как говорили раньше, «по карте». Снизу используется обычная нить, сверху — металлизированная. Раньше в качестве подкладки применяли кору берёзы, теперь — картонный трафарет или натуральную кожу, если изделие планируется стирать[6].
Золотошвейные мастерские
Долгое время золотошвейные мастерские существовали исключительно при монастырях. Там изготавливали погребальные полотна, иконы, одежду для духовенства, используя декоративные и лицевые техники вышивания[2].
Золотое шитьё активно использовалось для декорирования нарядов состоятельных людей. Наличие на вышитых предметах имён владельцев мастерских указывает на то, что при дворах князей, бояр и богатых купцов уже функционировали специализированные мастерские — «светлицы». В них работали тщательно отобранные и высококвалифицированные вышивальщицы[7].
Начиная с конца XV века, ведущую роль играли московские великокняжеские «светлицы», которые к концу XVI века стали известны как «царицыны светличные палаты». Там расшивали головные уборы, воротники и манжеты, дамские сумочки и футляры для оружия. Эти предметы очень ценились, передавались по наследству и являлись частью приданого невесты[2].
В результате постепенного укрупнения небольших мастерских появились золотошвейные артели. Торжокская золотошвейная фабрика, действующая и по сей день, стала одним из таких центров[3].
Древнейший вид рукоделия в России
Золотное шитьё — старинное ремесло с богатой историей, уходящей корнями в традиции различных народов России. С XVII по XIX век золотошвейное дело процветало во многих регионах: на Севере выделялись работы мастериц из Сольвычегодска, а также деревень Олонецкой и Вологодской губерний; в центральной и южной части страны — изделия вышивальщиц из Торжка, городов и сёл Нижегородской, Костромской, Калужской, Тамбовской, Воронежской, Белгородской и других областей[8].
Крымские татары, караимы и крымчаки с древних времён украшали одежду и вещи, используя золотые и серебряные нити. В Поволжье татарские мастера передавали из поколения в поколение искусство декорирования одежды, предметов быта и религиозного значения золотыми и серебряными нитями. Изящная золотная вышивка применялась для украшения культовых предметов, головных уборов для женщин и мужчин, наголенников, свадебных полотенец и подзоров. В настоящее время эта техника по-прежнему востребована в праздничной одежде народов Кавказа[8].
У калмыков, проживавших в Астраханской и Ставропольской губерниях, Тверской области и Области Войска Донского, вышивка золотыми и серебряными нитями была одним из главных способов украшения мужской и женской одежды, особенно богато декорировались женские головные уборы. В Сибири золотное шитьё было распространено лишь среди якутов, которые вышивали золотой или серебряной нитью суконные навершия праздничных женских головных уборов, выполненных из меха росомахи.
Известно золотное шитьё во многих российских городах. Центры обучения этому мастерству появились в Пскове, Новгороде, Рязани, Казани. Каждая из этих школ имеет свои уникальные черты. Особую репутацию за изящество и мастерство заслуживают нижегородские платки, украшенные золотой вышивкой. Для их изготовления применяются деликатные и воздушные материалы: миткаль, шёлк, батист и кисея. Всемирное признание получила новоторжская школа золотного шитья в городе Торжке[9].
Образ золотошвеек в творчестве
Образ золотошвеек, вышивальщиц, чьи руки творят чудеса из золотых нитей, занимает особое место в истории искусства и культуры. Художники изображали вышивальщиц за работой, передавая атмосферу мастерской, блеск золотых нитей, сосредоточенность мастериц[10].
В стихотворных произведениях авторы раскрывали высочайшее мастерство и терпение, женскую силу, способность создавать красоту и сохранять традиции. В своём стихотворение «Торжокские золотошвеи» Андрей Дмитриевич Дементьев рассказывает о вышивальщице[11]:
Смотрела крепостная мастерицаНа вышитую родину свою...
То ль серебро,
То ль золото искрится,
То ли струятся слёзы по шитью.
И лишь ночами вспоминала грустно,Как бьётся лебедь в лапах у орла.
Откуда же пришло твоё искусство?Чьим колдовством помечена игла?
А было так:Проснувшись на печи,
Крестьянка вдруг почувствовала
Когда сквозь потемневшее оконце
Пробились к ней весенние лучи.
Как нити золотые,
Всю избу
Они прошили радостным узором.
Она смотрела воскрешённым взором
И утро принимала за судьбу.
Всё в ней дрожало,Волновалось,
Млело.
И белый свет —
Как россыпи огней.
Она к оконцу оглушённо села...
И вот тогда
Пришло искусство к ней.
Пришло от солнца,От надежд, —
Оттуда,
Где ничего нет ближе красоты.
Она в иголку вдела это чудо,
Ниспосланное небом с высоты.
И не было прекраснее товараНа ярмарках заморских, чем её.
Она надежду людям вышивала,
И горе,
И отчаянье своё.
Что видела —На шёлк переносила.
И много лет ещё пройдёт,
Пока
Свободной птицей
Спустится Россия
На синие
Счастливые шелка.
Галерея
Примечания
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |
Ссылки
- ↑ Основы золотного шитья: какие материалы и инструменты вам понадобятся. Школа вышивки Натальи Сорокиной (16 октября 2024). Дата обращения: 15 августа 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Золотное шитьё: история и секреты «драгоценного» рукоделия. Центр обучения вышивке (19 января 2023). Дата обращения: 15 августа 2025.
- ↑ 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 «Золотное шитьё»: история и техники шитья. Золотошвеи – магазин золотошвейного производства (21 июня 2023). Дата обращения: 15 августа 2025.
- ↑ 4,0 4,1 Торжокские золотошвеи: музей, фабрика и где купить их изделия. За городом. АО «Россельхозбанк» (18 сентября 2024). Дата обращения: 15 августа 2025.
- ↑ Швы в золотом шитье. Авторский проект HNH.RU (17 марта 2011). Дата обращения: 15 августа 2025.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Не лыком шиты — золотом. Газета «Культура» (22 июня 2019). Дата обращения: 15 августа 2025.
- ↑ Это интересно: золотное шитьё. Центр подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова). Дата обращения: 15 августа 2025.
- ↑ 8,0 8,1 Первак В.Э., Мадлевская Е.Л. Золотошвейное искусство России. Российский Этнографический музей (2022-08-2). Дата обращения: 16 августа 2025.
- ↑ Как называется техника вышивки золотом?. Народный музей (7 декабря 2023). Дата обращения: 15 августа 2025.
- ↑ Картина «Золотошвейка», Василий Андреевич Тропинин — описание. Музеи мира. Дата обращения: 15 августа 2025.
- ↑ «Торжокские золотошвеи». Стихотворение Андрея Дементьева. Русская поэзия. Дата обращения: 15 августа 2025.