Мастер вышивки

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Специальность в системе СПО
Мастер-исполнитель художественной вышивки (по видам)
Вышивальщицы — участницы Всероссийского конкурса «Русь мастеровая» за работойВышивальщицы — участницы Всероссийского конкурса «Русь мастеровая» за работой
Общие сведения
Группа специальностей Технологии лёгкой промышленности
Профессионалитет с 2022 года
Код специальности 29.01.09
Тип учебного заведения колледж
Профиль обучения технологический
Получаемая профессия мастер-исполнитель художественной вышивки (по видам)
Уровень учебной программы базовый
Квалификация выпускника квалифицированный рабочий, служащий
Срок обучения
На базе 9 класса 10 месяцев
На базе 11 класса 2 года 10 месяцев
Нормативная часть
Государство Флаг России Россия
Отрасль права образование
Нормативный акт Приказ Минпросвещения РФ от 4 марта 2024 года N 143
Сайт Стандарт СПО
Cornely L Chainstitch Machine — вышивальная машина создаёт вышивку цепным стежком и методом шениль/мох.

Ма́стер вы́шивки — высококвалифицированный специалист в сфере декоративно-прикладного искусства и лёгкой промышленности, создающий художественные произведения на текстильных и других материалах с применением разнообразных ручных и машинных техник. Профессия требует синтеза художественного вкуса, пространственного мышления и глубоких технических знаний — от свойств материалов и нитей до владения сложными швами и современным оборудованием[1].

Квалификация мастера предполагает свободное владение широким спектром техник — от традиционных (гладь, крест, золотное шитьё, ришелье) до инновационных компьютерных технологий. Специалист должен обладать знаниями в области композиции, колористики, истории орнамента и технологии текстиля[1][2].

Профессия сохраняет свою актуальность благодаря уникальному сочетанию многовековых традиций с современными производственными процессами. От мастера требуются развитая мелкая моторика, точный глазомер, способность к длительной концентрации, художественная интуиция, понимание современных эстетических тенденций. Эти качества позволяют преобразовать обычную ткань в художественное произведение, где каждый стежок передаёт формы, цвета и фактуры[1][2].

История профессии

История рукоделия, в частности вышивки, начинается с глубокой древности. Ранние образцы сильно отличались от современных шедевров, первобытные люди использовали подручные материалы, напоминающие современные инструменты: острые камни и кости служили иглами, жилы, волосы и шерсть — нитями, а кожа животных — основой. Эти примитивные изделия были функциональны, ведь других материалов в природе не было, а навыки их изготовления ещё не были освоены[2].

Со временем человечество освоило прядение, ткачество и металлообработку, что позволило вышивке обрести привычный нам вид. Одними из самых ранних и хорошо сохранившихся свидетельств вышивки по ткани являются находки в Китае, которые датируются IVV веками до нашей эры.[3].

Австрийская вышивальщица

На протяжении веков мастерство вышивки передавалось из поколения в поколение. Женщины вкладывали в свои работы магический смысл, создавая узоры из символов, имеющих особое значение. У каждого народа формировались уникальные традиции вышивки, где каждый знак на ткани служил оберегом или способом привлечения удачи[3].

Истоки профессии в древних цивилизациях

Профессия вышивальщицы имеет глубокие исторические корни, уходящие в эпоху древних цивилизаций. В Древнем Египте мастера достигли значительного технического совершенства, о чём свидетельствуют сохранившиеся образцы вышивки на льняных тканях, выполненные тамбурным швом. Египетская вышивка отличалась сложной символикой, включая религиозные символы, такие как скарабей и глаз Гора, а также растительные мотивы[4][5].

В античный период искусство вышивки продолжало развиваться. В Древней Греции Гомер в «Илиаде» описывал вышитые покрывала с мифологическими сценами, техника вышивки шерстью по льну достигла значительного разнообразия. В Древнем Риме широкое распространение получила вышивка золотыми и серебряными нитями, которая была известна как аурифригий (лат. auriphrygium). Название происходит от латинского aurum (золото) и Phrygia (Фригия) — региона в Малой Азии, славившегося искусством изготовления и украшения тканей. Такие изделия активно использовалась для обозначения социального статуса: пурпурные одежды с золотой вышивкой были привилегией императоров и сенаторов[4][5].

Эволюция профессионального статуса

В эпоху Средневековья профессия вышивальщицы приобрела организованные формы через создание цехов и гильдий, которые регламентировали качество работ. Монастырские центры стали очагами развития лицевого шитья и создания богатых церковных облачений. В «Энциклопедии, или толковом словаре наук, искусств и ремёсел» Дени Дидро систематизировал достижения искусства вышивки, передаваемые от мастера к мастеру. Вышивальщики-профессионалы приравнивались к художникам «высокого искусства», это ремесло выполняли преимущественно мужчины[4][5].

С наступлением Нового времени Промышленная революция принесла кардинальные изменения: изобретение вышивальной машины в 1828 году положило начало механизации ремесла. В XVI веке появились сборники с орнаментами вышивок, что позволило девушкам заниматься вышивкой в домашних условиях. В XVIII веке вышивание стало модным занятием, узоры для декора платьев можно было заказать в модных лавках[5].

На протяжении многих лет русские женщины передавали из рук в руки секреты своего ремесла, скрытый смысл узоров и умение применять их в различных предметах обихода. Осваивать искусство вышивки девочки начинали с пяти— шести лет, едва научившись держать иголку. Сундук для приданого девушка создавала собственноручно, воспроизводя традиционные узоры, символизирующие благополучие её будущей семьи, аккуратно помещая туда вышитые и тканые вещи, которые переезжали вместе с ней в новый дом[6].

С распространением христианства и возведением монастырей в России, под влиянием византийской моды, при храмах и монастырях стали открываться вышивальные цеха, где девочки получали обучение у монахинь, владевших обширными познаниями в этом деле. Искусство шитья и вышивки за последнее столетие превратилось в популярное хобби для миллионов женщин по всему миру[3].

Современное состояние профессии

В современном мире сформировались признанные мировые центры в области вышивки. Во Франции славится лионская вышивка, занимающая важное место в мире. Индия сохраняет богатые традиции таких техник, как зардози и чиканкари. Китай является лидером массового машинного производства. Россия вносит свой вклад через сохранение и развитие уникальных традиций, таких как владимирский верхошов и золотное шитьё[5][7].

Особое развитие в истории вышивального искусства получили специализированные техники, такие как люневильская вышивка, выполняемая с помощью специального крючка, белая гладь, получившая самостоятельное развитие в английской и русской традициях. Широкое распространение приобрели ажурные техники, среди которых выделяются ришелье, венецианское шитьё, золотное шитьё[5].

Вышивальщицы (Гиссар, Таджикистан)

В Европе середины XVII века была распространена ажурно-прорезная техника вышивки — ришелье, имевшая национальные вариации в разных странах. В Италии процветала техника «Ретичелла», считающаяся одним из самых старинных итальянских кружев[5].

Современные мастера художественной вышивки сохраняют преемственность традиционных технологий в условиях цифровой трансформации отрасли. Профессиональная деятельность предполагает синтез исторически сложившихся технических приёмов с компьютерными методами проектирования. Данный симбиоз расширяет художественно-выразительные возможности декоративно-прикладного искусства. Интеграция цифровых технологий способствует эволюции профессиональной сферы, сохраняя традиционные методики как смыслообразующее ядро[2][5].

Мастер вышивки — это квалифицированный специалист, он владеет классической ручной вышивкой и знает передовые технологии машинной вышивки. Рабочий по этой специальности должен обладать всесторонними знаниями и умениями, выбирать подходящие материалы и инструменты, владеть разнообразными техниками вышивания. Выполнять работы художественной вышивки, используя в качестве декоративного оформления швейных изделий различный ассортимент и назначения[2].

В профессиональной деятельности вышивальщицы сочетаются технологическая компетентность и художественно-творческие способности. Специалист в данной области сочетает функции ремесленника, владеющего техническими приёмами, и художника-проектировщика. В отличие от механического воспроизведения орнаментальных структур, современный мастер вышивки осуществляет художественное проектирование актуальных объектов текстильного дизайна. Профессиональные компетенции включают создание изделий утилитарно-декоративного назначения для сферы костюма и предметной среды[1].

Обязанности мастера вышивания

Работа вышивальщицы, будь то ручная или машинная вышивка, предполагает широкий спектр действий. Создание рисунка начинается с целого ряда подготовительных мер, оказывающих значительное влияние на итоговый вид изделия. Мастера выполняют различные задачи[1][2].

Задачи Обязанности
Разработка эскизов Создание проектов вышивки на основе индивидуальных запросов заказчиков или собственных творческих замыслов. Использование традиционных методов рисования и современных графических редакторов. Подбор цветовых решений для будущих работ.
Подготовка материалов Закупка и подбор тканей, ниток, декоративных элементов и других необходимых материалов с учётом стилевых особенностей, сложности сюжета и пожеланий клиента.
Подготовка основы Перенос изображения на ткань различными способами: методом копирования, через шаблоны или с использованием специальных смываемых маркеров.
Выполнение вышивки Непосредственное создание узоров на ткани ручными методами или с применением специализированного вышивального оборудования.
Отделка изделий Придание готовому изделию завершённого вида, после чего оно передаётся заказчику или поступает в продажу.
Реставрация Устранение дефектов вышивки, замена изношенных нитей, удаление загрязнений с сохранением первоначального вида изделия.
Обслуживание оборудования Настройка и поддержание работоспособности вышивальных машин, разработка управляющих программ, обеспечение высокого качества выполнения работ.
Консультирование Обсуждение с заказчиками дизайнерских решений, материалов и техник вышивки, помощь в выборе оптимальных вариантов реализации проекта.

Описание рабочей профессии

В современной системе профессионального образования и трудовых отношений существует чёткое разграничение: с одной стороны, действует система рабочих разрядов согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих, утверждённому в 2002 году, с другой стороны, с 2024 года введена новая образовательная квалификация на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Система рабочих разрядов по ЕТКС 2002 года включает градацию с 1 по 6 разряд, предназначена для регулирования трудовых отношений на производстве. Она служит основой для тарификации работ, установления заработной платы и определения уровня профессиональной подготовки работников непосредственно в процессе трудовой деятельности[1][8].

Образовательная квалификация по ФГОС СПО 2024 года присваивается после успешного освоения образовательной программы и подтверждается дипломом государственного образца. Квалификация «Мастер-исполнитель художественной вышивки (по видам)» свидетельствует о достижении определённого уровня профессиональных компетенций и даёт право на ведение профессиональной деятельности. Рабочие разряды по ЕТКС отражают уровень мастерства в практической деятельности и присваиваются по результатам работы на производстве. Образовательная квалификация по ФГОС подтверждает освоение образовательной программы и формирует базу для последующего профессионального роста, включая присвоение рабочих разрядов в процессе трудовой деятельности[1][8].

Квалификационная характеристика по профессии

На основании Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 4 марта 2024 года № 143 установлена новая квалификация для системы среднего профессионального образования — мастер-исполнитель художественной вышивки (по видам) . В обязанности мастера-исполнителя входит разработка эскизов и технической документации, подготовка необходимых материалов, непосредственное выполнение вышивки, финальная отделка изделий и контроль их качества. Выпускник должен владеть как традиционными, так и современными техниками вышивки, уметь работать с ручным и компьютерным оборудованием, знать свойства различных материалов и обладать навыками создания художественных композиций. Программа подготовки предусматривает специализацию по видам вышивки: ручной, машинной и компьютерной. После успешного освоения программы и прохождения аттестации выпускники получают квалификацию, позволяющую работать на предприятиях текстильной и лёгкой промышленности, в ателье, дизайн-студиях или вести самостоятельную творческую деятельность[8].

В рамках освоения программы формируются компетенции для работы в качестве вышивальщика художественных изделий со специализацией на ручной вышивке, включая владение техниками лицевого и золотного шитья, владимирских швов. Подготовка включает квалификацию мастера машинной вышивки с умением работать на автоматизированных вышивальных комплексах и создавать программы для компьютерной вышивки. Также формируется квалификация художника-исполнителя вышивки для создания авторских работ в направлениях церковной вышивки и театрального костюма[8].

Базовые требования включают знание основ композиции и цветоведения, владение техниками счётных швов, навыки работы с различными материалами. Повышенные требования предусматривают умение создавать авторские эскизы, знание исторических техник вышивки, навыки реставрации вышитых изделий[8].

Уровень квалификации Характеристика выполняемых работ Требования к владению техниками вышивки
Начальный уровень

(выпускник)

Выполнение работ по готовым эскизам Владение 2—3 видами техник вышивки
Продвинутый уровень

(1—2 года практики)

Разработка авторских эскизов и проектов Владение 5—7 видами техник вышивки
Высший уровень

(мастер)

Реставрация сложных исторических изделий, ведение наставнической деятельности Владение всеми видами традиционных техник

Программа предусматривает формирование смежных квалификаций: консультанта по текстилю, реставратора текстильных изделий, преподавателя курсов рукоделия. Особенностью квалификации является соответствие требованиям профессионального стандарта, включение модуля цифровых технологий, изучение традиционных ремесленных техник и компонента предпринимательской подготовки. Квалификация подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании и может быть дополнена свидетельством о профессии рабочего/должности служащего[8].

Профессиональные стандарты

Приведённые тарифно-квалификационные характеристики профессии «Вышивальщица» утверждены Постановлением Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 июля 2002 года № 47 и содержатся в соответствующих разделах Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). Данные характеристики используются для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов в соответствии со статьей 143 Трудового кодекса Российской Федерации[1].

Разряд Характеристика работ Требуемые знания
1-й Выполнение вспомогательных операций: заправка пялец, закрепление нитей, формирование бахромы и кисточек. Основы работы с материалами, правила расчёта нитей, ассортимент игл и бисера.
2-й Вышивание линейных мережек, строчек и аппликаций на тканях средней сложности. Владеет техникой вырезки изделий специальными ножницами. Методы формирования прямолинейных мережек, регулировка оборудования, правила обработки материалов.
3-й Вышивание узоров средней сложности с использованием техник: гладь, крест, ришелье, художественная насыпь. Выполнение фигурных мережек и ажурных мотивов. Технология сложных швов, принципы компоновки орнаментов.
4-й Работа со сложными геометризированными композициями, требующими точности исполнения. Применение комбинированных техник с использованием металлизированных нитей и декоративных элементов. Особенности работы с многослойными композициями, устройство специализированного оборудования.
5-й Владение техниками художественной вышивки («гипюр», «венецианское шитьё»). Работа с портретными композициями и программно-управляемым оборудованием. Исторические техники вышивки, принципы оцифровки узоров.
6-й Выполнение уникальных художественных работ с элементами народного костюма, требующих предварительного эскизирования и сложных расчётов. Теория орнаментики, методы проектирования художественных композиций.

Представленная градация демонстрирует последовательное усложнение технологических и творческих задач, отражая трансформацию профессии от ремесленной операции к художественно-проектной деятельности. Вышивальщицы высших разрядов выступают в роли технологов, контролируют качество, участвуют в разработке дизайнов и владеют уникальными техниками: вышивка люневильским крючком, арабская вышивка, художественная гладь с переходом цвета. Для достижения высоких разрядов необходимо техническое совершенство, художественное видение, знание композиции и колористики[1][2].

Классификация техник вышивки

Квалификация вышивальщицы определяется степенью владения различными техниками, которые условно разделяются на две основные категории[5][2]:

Категория техник Характеристики Основные виды/направления
Ручные (художественные) техники Исторически сложившиеся традиционные методы вышивания. Требуют высокой концентрации и развитого глазомера. Отличаются художественной ценностью и возможностью создания уникальных изделий.
  • Счётные техники (крест, гладь)
  • Свободные техники (художественная гладь, ришелье)
  • Ажурные техники (мережки, строчевая вышивка)
Машинные (промышленные) техники Основаны на использовании специализированного оборудования. Обеспечивают высокую производительность и точность повторения узоров. Требуют знания программирования вышивальных машин.
  • Компьютерная вышивка
  • Аппликация машинным способом
  • Комбинированные методы обработки

Соответствие квалификационным разрядам в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником[1]:

Профессиональное мастерство современной вышивальщицы предполагает гармоничное сочетание навыков ручной работы и умения работать с высокотехнологичным оборудованием. Это позволяет выпускать продукцию массового производства. Одновременно появляется возможность создавать эксклюзивные художественные произведения. Это делает профессию востребованной в разных сегментах рынка[2].

Ручная и машинная вышивка

Промышленная вышивальная машина Brother System.

Вышивка может быть выполнена вручную или с использованием специальной вышивальной машины. Ручная вышивка — это классический метод, который предполагает наличие определённых навыков и усидчивости. Она особенно высоко ценится за неповторимость. Машинная вышивка осуществляется при помощи специализированного оборудования, позволяющего оперативно и аккуратно создавать уникальные орнаменты[2][9].

Определиться с выбором между ручной и машинной вышивкой следует, учитывая различные аспекты: назначение вышивки, детали рисунка, финансовые возможности и доступное время. Мастерицы изучают оба способа и комбинируют их в процессе работы над одним изделием[1][9].

Профессиональная деятельность вышивальщицы предполагает владение широким спектром техник, от традиционных ручных до современных машинных методов. В таблице представлены основные техники вышивки, обязательные для освоения в соответствии с квалификационными требованиями различных разрядов[1].

Техника Описание Особенности
Гладь Техника заполнения элементов узора плотно прилегающими друг к другу параллельными стежками.
  • Бывает одноцветной и многоцветной
  • Разновидности: художественная (с тенями), прямая, косая
  • Создаёт гладкую блестящую поверхность
Крест Формирование узора из перекрещивающихся диагональных стежков.
  • Основные виды: простой, двойной, удлинённый
  • Считается одной из самых простых техник для освоения
  • Широко используется в счётных вышивках
Ришелье Ажурная техника с вышитыми гладью контурами и прорезями в ткани.
  • Контуры обшиваются петельным швом или валиком
  • Прорези оформляются бридами (перемычками)
  • Требует высокой точности и аккуратности
Мережка Техника ажура, создаваемая путём выдёргивания нитей ткани.
  • Образовавшиеся столбики нитей оформляются различными швами
  • Бывает простая, кисточка, жучок и другие виды
  • Часто используется в сочетании с другими техниками
Аппликация Накладная вышивка, при которой на основную ткань нашиваются элементы из других материалов.
  • Используются контрастные по цвету и фактуре ткани, кожа, фетр
  • Края элементов обрабатываются различными швами
  • Позволяет создавать сложные многоцветные композиции
Бисер и стеклярус Вышивка бусинами, пришиваемыми к ткани.
  • Техники: арочная, монастырская, стебельчатым швом
  • Требует специальных игл и прочных нитей
  • Создаёт объёмные сверкающие поверхности

Освоение мастерства вышивки

Стать вышивальщицей можно, получив образование в колледже по направлениям «Художественная вышивка» или «Декоративно-прикладное искусство». Такое обучение длится 2— 4 года, даёт фундаментальные знания технических приёмов и художественных принципов вышивки[2].

Спрос на вышивальщиц остаётся стабильным в различных отраслях, от лёгкой промышленности до сферы услуг. Возможности трудоустройства варьируются от крупных фабрик и ателье до частной практики. Ключевыми факторами успеха являются высокая квалификация, владение современными техниками и умение адаптироваться к новым трендам. Среди потенциальных работодателей[2]:

  • текстильные и швейные предприятия;
  • дома моды;
  • производители корпоративной одежды и интерьерного текстиля;
  • мастерские по реставрации;
  • театральные и кинопроизводственные компании;
  • студии народного творчества;
  • производители сувенирной продукции.

Набор инструментов для вышивальщицы

Для вышивания необходим базовый набор: иглы, пяльцы, ножницы, нитки. Иглы должны быть различной длины и толщины, подбираются с учётом типа ткани и техники вышивания. Пяльцы создают ровную и натянутую поверхность ткани, облегчают процесс вышивания. Выбор качественных ниток улучшает качество вышивки. Нитки могут быть изготовлены из хлопка, шёлка, синтетических волокон[1][9].

Для комфортной работы важно правильно организовать рабочее место. Стол следует расположить так, чтобы освещение исходило слева или спереди. Инструменты и приспособления удобнее держать справа, материалы — слева. При вышивке следите за осанкой: корпус должен быть слегка наклонён вперёд, грудь не стеснена, а расстояние от глаз до вышивки составлять 25— 30 см. Стул должен обеспечивать опору для спины[2].

Необходимые качества

Профессиональная деятельность в области художественной вышивки требует сочетания креативного мышления, исследовательского подхода и способности к монотонной работе. Данная специальность ориентирована на специалистов, ценящих ручной труд и стремящихся к созданию уникальных изделий. Ключевыми профессионально важными качествами являются: терпеливость, внимательность к деталям и развитая мелкая моторика. Для успешной работы в профессии необходим комплекс личностных качеств[1][2]:

  • Богатое воображение и креативность: способность придумывать оригинальные узоры и сочетания — основа уникальных дизайнов.
  • Аккуратность и сосредоточенность: тонкая работа с деталями требует высокой точности в каждом стежке.
  • Навыки рукоделия: опыт или интерес к работе с иглой и нитками станет отличным стартом.
  • Терпение и выносливость: вышивка — это процесс, требующий времени и усидчивости.
  • Чувство стиля и понимание текстиля: знание модных тенденций и материалов поможет создавать актуальные и привлекательные работы.
  • Гибкость в работе с материалами: готовность экспериментировать с различными основами, от тканей до кожи, расширит возможности.
  • Художественный вкус: умение гармонично сочетать цвета, формы и фактуры — залог красивых и выразительных вышивок.

Образ вышивальщицы в творчестве

Художники воспевали вышивальщиц в своих картинах. Они изображали мастериц как хранительниц традиций, чьи руки создавали узоры, наполненные смыслом и символами. В этих полотнах рукодельницы становилась воплощением терпения[3].

Роль вышивальщиц в современном обществе

В современной профессиональной среде вышивальщицы выполняют двойную функцию сохранения традиционных техник и внедрения инновационных подходов в декоративно-прикладном искусстве. Создаваемые специалистами работы демонстрируют художественную ценность ручной вышивки как элемента материальной культуры. Каждый элемент вышитого произведения отражает специфику региональных традиций и исторически сложившихся технологических приёмов. Актуальной задачей остаётся сохранение преемственности профессионального знания через систему наставничества и профессионального образования[1][5].

Технологическая эволюция профессии характеризуется интеграцией компьютерных технологий в творческий процесс. Современное оборудование с числовым программным управлением позволяет транслировать сложные художественные концепции в точные технические задания. Перспективным направлением развития отрасли является совершенствование CAD-систем для проектирования вышивальных композиций, что расширяет возможности воспроизведения сложных орнаментальных и изобразительных структур[2][5].

Литература

  1. Жислен Й. Техника Хардангер. Моя энциклопедия вышивки. — М.: Контент, 2015. — 64 с.
  2. Камнева С. Ю., Швецова О. В. История художественной вышивки: Курс лекций «История художественной вышивки». Специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», вид «художественная вышивка». — Москва: Высшая школа народных искусств (академия), 2017. — 76 с. — ISBN 978-5-906704-05-4.
  3. Косоурова Т.Н. Вышивка Западной Европы XVI – начала XX века в Эрмитаже. Интерьер и костюм. — СПб.: АО «Славия», 2006. — 200 с.
  4. Косоурова Т.Н. Искусство вышивальщика. Западноевропейская вышивка XVI – начала XX века для украшения костюма и интерьера из собрания Государственного Эрмитажа. — СПб.: АО «Славия», 2010. — 131 с.
  5. Курс женских рукоделий. . — М.: Акционерное общество «Толика» («Российский писатель»), 1992. — 533 с.
  6. Фаллева В.Л., Кокуина Е.И. Пособие по вышивке. — М.: Искусство, 1954. — 61 с.
  7. Черноморец А.Д. Секреты старинного шитья. Энциклопедия вышивки. — М.: Белый город, 2014. — 303 с.

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Постановление Минтруда РФ от 03.07.2002 N 47 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Выпуск 46, Раздел «Швейное производство». Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Дата обращения: 8 ноября 2025.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 Как стать вышивальщицей. Научный центр профессионального образования. Дата обращения: 12 августа 2025.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Стежок за стежком: Образы женщин рукодельниц на полотнах старых и современных мастеров живописи. Культурология.РФ. Дата обращения: 11 августа 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 Курс женских рукоделий. — Москва: Акционерное общество «Толика» («Российский писатель»), 1992. — С. 533.
  5. 5,00 5,01 5,02 5,03 5,04 5,05 5,06 5,07 5,08 5,09 5,10 Камнева С. Ю. Художественные направления и технологические особенности техник художественной вышивки XVI - XIX веков за рубежом // Традиционное прикладное искусство и образование : журнал. — 2019. — № 2 (28). — С. 85—98.
  6. Вышивание. Русские ремёсла (27 августа 2016). Дата обращения: 11 августа 2025.
  7. Косоурова Т. Н. Вышивка Западной Европы XVI — начала XX века в Эрмитаже. Интерьер и костюм. Каталог выставки. — Санкт-Петербург: АО «Славия», 2006. — ISBN 5-9501-097-2.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.03.2024 № 143 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 29.01.09 Мастер-исполнитель художественной вышивки (по видам)». Министерства просвещения Российской Федерации. Дата обращения: 8 ноября 2025.
  9. 9,0 9,1 9,2 Фаллева В.Л., Кокуина Е.И. Пособие по вышивке. — Москва: Искусство, 1954. — 61 с.

Ссылки