Наставничество

Материал из «Знание.Вики»
Наставник Андреас Эндерманн

Наста́вничество — профессиональная деятельность, благодаря которой более опытный специалист помогает менее опытному в усвоении профессиональной деятельности или иной деятельности. Главная цель наставника заключается в восполнении образовательного или профессионального дефицита наставляемого[1].

Наставничество в истории педагогики

Понятие «наставничество» в широком  смысле трактуется  как  социальный институт, появившийся на заре развития человеческой цивилизации  и предназначенный для передачи социокультурного опыта от старшего поколения младшему. Наставничество как феномен появилось на заре развития человечества, в первобытно-общинном строе. Как правило, наставниками выступали старейшины племени. Они передавали свои знания и опыт подрастающему поколению[2]. Только умудренный жизнью наставник мог помочь юноше пройти ритуал посвящения (вступления во взрослую жизнь)[3]. В эпоху Античности проблему наставничества изучали выдающиеся мыслители и педагоги Сократ, Платон, Аристотель, Сенека[4].

Чешский педагог Ян Амос Коменский в своих трудах указывал на необходимость наставничества более опытного педагога для молодого учителя. В России феномен наставничества в учительской профессии изучался Николаем Корфом, Львом Модзалевским, Дмитрием Тихомировым, Константином Ушинским и другими. Константин Дмитриевич Ушинский считал наставником воспитателя и учителя. По мнению Константина Ушинского, наставник — это учитель для детей, знающий свой учебный предмет, обладающий педагогическим опытом и тактом, умеющий вовлекать учеников в учебный процесс с помощью занимательного материала, адекватно применить к обучающимся поощрение и наказание, наблюдающий за ними и изучающий их[2].

Проблеме педагогического наставничества посвящены труды Татьяны Ивановны Бочкарёвой, Олега Ермоловича Лебедева, Светланы Николаевны Силиной, Василия Александровича Сухомлинского, Виктора Максимовича Шепеля и другие. Владимир Михайлович Лизинский, Л. В. Маслова, Ювеналий Николаевич Кулюткин в своих исследованиях раскрывают особенности поддержки профессионального становления начинающих учителей. Наставничество как одно из условий реализации непрерывного  педагогического образования изучалось в трудах Владимир Ильич Загвязинского, Илья Фёдорович Исаева, Нины Васильевны Кузьминой, Виталия Александровича Сластёнина и другие[2].

Понятие «наставничество»

Понятие «наставничество» определяется по-разному. Ольга Владимировна Ройблат, Надежда Николаевна Суртаева понимают под наставничеством педагогический процесс, явление, дидактический инструментарий, метод, технологию, педагогическую систему, систему отношений[5]. Светлана Ивановна Поздеева считает наставничеством практику вхождения в профессию, которая предполагает совместные действия наставника и наставляемого, сотрудничество между ними[6]. Ирина Викторовна Круглова педагогическое наставничество трактует как длительный, поэтапный, целенаправленный процесс развития и становления личности молодого учителя, его профессионального и общечеловеческого кругозора, духовности, способствующий его профессиональной адаптации, усилению  мотивации к выбранной специальности и профессиональному становлению[7]. Евгений Николаевич Фомин наставничество трактует как личностно ориентированный педагогический процесс, призванный помочь начинающему работнику овладеть профессией, определить для себя ее значимость в своей жизни[8].

Типы наставничества

  • Открытое наставничествонаставник и наставляемый открыто взаимодействуют друг с другом с целью обмена опытом и знаниями[5].
  • Скрытое наставничество — воздействие наставника на наставляемого происходит незаметно для последнего[5].
  • Индивидуальное наставничество —педагогическое сопровождение, обмен профессиональными знаниями и опытом с одним наставляемым. Прямое наставничество подразумевает взаимодействие наставника с наставляемым не только в рабочее, но и в свободное время, в неформальной обстановке[5].
  • Опосредованное наставничество реализуется посредством профессиональных советов, рекомендаций при минимальном контакте наставника с наставляемым. Коллективное наставничество означает воздействие на весь коллектив с целью успешного решения им новых профессиональных задач[5].

Методы наставничества

Методы наставничества отличаются большим разнообразием. К ним относятся: методы организации деятельности сопровождаемого (или группы сопровождаемых), предполагающие приобретение ими нового личного опыта; метод беседы (рефлексивного обсуждения), предусматривающий оценивание и осмысление полученного нового опыта; нетворкинг, означающий организацию взаимодействия с социальными партнерами наставляемых , например, с работодателями; метод личного примера, означающий обмен успешным личным и профессиональным опытом наставника, метод консультирования, предполагающие ответы наставника по интересующим вопросам наставляемого[1].

Наставничество в высших учебных заведениях

Преподаватель высшего учебного заведения наряду с реализацией основной трудовой функции может осуществлять наставническую деятельность в образовательной, профессиональной, личностной, досуговой, креативной, коммуникативной и научно-исследовательской сферах. Цель наставничества в организации высшего образования определяется его видом. По способу взаимодействия видами наставничества в высшем образовании являются: индивидуальное, коллективное, групповое, сетевое; по формализации: формальное, неформальное; по периоду взаимодействия: краткосрочное, долгосрочное, ситуационное; по способу реализации: онлайн, контактное; по направлению взаимодействия: вертикальное, горизонтальное, реверсивное, взаимное; по видам деятельности в высшем образовании: адаптационное, воспитательное, учебное, профессиональное, патриотическое, научное, проектное. К принципам наставничества в вузе относятся: добровольность участия, конфиденциальность, сотрудничество, взаимное уважительное отношение между наставником и наставляемым, комфортность взаимодействия, ответственность за результаты[9].

Наставничество в профессии

Наставничество опытного специалиста (мастера, стажиста) на этапе профессиональной адаптации молодого специалиста преследует цели закрепления его в профессии, помощи и поддержки в решении профессиональных задач на рабочем месте, развития интереса к профессии. Наставник, которым может быть опытный специалист или руководитель, по отношению к наставляемому может применять административные, экономические и социально-психологические методы[10].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда : журнал. — 2019. — № 3.
  2. 2,0 2,1 2,2 Светоносова Л. Г., Корчагина-Мокеева А. Г., Беркулов Д. Ж. Требования к педагогу-наставнику в трудах К. Д. Ушинского и современных авторов: сравнительный анализ // Вестник ПСТГУ : Серия IV: Педагогика. Психология. — 2023. — Т. Вып. 71. — С. 79-88.
  3. Грущецкая И.Н., Захарова Ж.А., Коровкина Т.Е. Сущность и проблемы наставнической деятельности при организации эффективного дистанционного обучения // / Актуальные технологии преподавания в высшей школе. сб. докладов науч.-методич. конф. 20 мая 2020 г.. — 2020. — С. 108–112.
  4. Гришина Т. А. [https://elibrary.ru/item.asp?id=46552209 Новые черты традиционной практики наставничества: актуальность и механизм внедрения] // Научный альманах. — 2021. — С. 13-22.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Суртаева Н. Н., Ройтблат О. В.,Косицына Ж. Б. (дата обращения: 21.05.2024). Наставничество: история и современность // МНКО. — 2023. — № 4 (101).
  6. Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Ped.Rev. — 2017. — № 2 (16).
  7. Круглова И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Педагогическое образование и наука : журнал. — 2007. — № 1. — С. 25-27.
  8. Фомин Е. Н. [https://elibrary.ru/paypyb Диверсификация института наставничества как потенциал успешной адаптации молодого специалиста] // Среднее профессиональное образование. — 2012. — Июль. — С. 6-8.
  9. Гиндес Е. Г., Троян И. А., Кравченко Л .А. Наставничество в высшем образовании: концепция, модель и перспективы развития // Высшее образование в России. — 2023. — № 8-9.
  10. Алиева С. В., Мардахаев Р. А. Роль наставничества в профессиональном становлении молодого специалиста // Вестник экспертного совета. — 2021. — № 3 (26).
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!