Наставничество
Наста́вничество — профессиональная деятельность, благодаря которой более опытный специалист помогает менее опытному в усвоении профессиональной деятельности или иной деятельности. Главная цель наставника заключается в восполнении образовательного или профессионального дефицита наставляемого[1].
Понятие «наставничество»
Понятие «наставничество» определяется по-разному. Ольга Владимировна Ройблат, Надежда Николаевна Суртаева понимают под наставничеством педагогический процесс, явление, дидактический инструментарий, метод, технологию, педагогическую систему, систему отношений[2]. Светлана Ивановна Поздеева считает наставничеством практику вхождения в профессию, которая предполагает совместные действия наставника и наставляемого, сотрудничество между ними[3]. Ирина Викторовна Круглова педагогическое наставничество трактует как длительный, поэтапный, целенаправленный процесс развития и становления личности молодого учителя, его профессионального и общечеловеческого кругозора, духовности, способствующий его профессиональной адаптации, усилению мотивации к выбранной специальности и профессиональному становлению[4]. Евгений Николаевич Фомин наставничество трактует как личностно ориентированный педагогический процесс, призванный помочь начинающему работнику овладеть профессией, определить для себя её значимость в своей жизни[5].
Типы наставничества
- Открытое наставничество — наставник и наставляемый открыто взаимодействуют друг с другом с целью обмена опытом и знаниями.
- Скрытое наставничество — воздействие наставника на наставляемого происходит незаметно для последнего[2].
- Индивидуальное наставничество — педагогическое сопровождение, обмен профессиональными знаниями и опытом с одним наставляемым.
- Прямое наставничество подразумевает взаимодействие наставника с наставляемым не только в рабочее, но и в свободное время, в неформальной обстановке.
- Опосредованное наставничество реализуется посредством профессиональных советов, рекомендаций при минимальном контакте наставника с наставляемым.
- Коллективное наставничество означает воздействие на весь коллектив с целью успешного решения им новых профессиональных задач[2].
Методы наставничества
Методы наставничества отличаются большим разнообразием. К ним относятся:
- методы организации деятельности сопровождаемого (или группы сопровождаемых), предполагающие приобретение ими нового личного опыта;
- метод беседы (рефлексивного обсуждения), предусматривающий оценивание и осмысление полученного нового опыта;
- нетворкинг, означающий организацию взаимодействия с социальными партнерами наставляемых, например, с работодателями;
- метод личного примера, означающий обмен успешным личным и профессиональным опытом наставника, метод консультирования, предполагающие ответы наставника по интересующим вопросам наставляемого[1].
Наставничество в истории педагогики
Понятие «наставничество» в широком смысле трактуется как социальный институт, появившийся на заре развития человеческой цивилизации и предназначенный для передачи социокультурного опыта от старшего поколения младшему. Наставничество как феномен появилось на заре развития человечества, в первобытно-общинном строе. Как правило, наставниками выступали старейшины племени. Они передавали свои знания и опыт подрастающему поколению[6]. Только умудрённый жизнью наставник мог помочь юноше пройти ритуал посвящения (вступления во взрослую жизнь)[7]. В эпоху Античности проблему наставничества изучали выдающиеся мыслители и педагоги Сократ, Платон, Аристотель, Сенека[8].
Чешский педагог Ян Амос Коменский в своих трудах указывал на необходимость наставничества более опытного педагога для молодого учителя. В России феномен наставничества в учительской профессии изучался Николаем Корфом, Львом Модзалевским, Дмитрием Тихомировым, Константином Ушинским и другими. Константин Дмитриевич Ушинский считал наставником воспитателя и учителя. По его мнению, наставник — это учитель для детей, знающий свой учебный предмет, обладающий педагогическим опытом и тактом, умеющий вовлекать учеников в учебный процесс с помощью занимательного материала, адекватно применить к обучающимся поощрение и наказание, наблюдающий за ними и изучающий их[6].
Проблеме педагогического наставничества посвящены труды Татьяны Ивановны Бочкарёвой, Олега Ермоловича Лебедева, Светланы Николаевны Силиной, Василия Александровича Сухомлинского, Виктора Максимовича Шепеля и другие. Владимир Михайлович Лизинский, Л. В. Маслова, Ювеналий Николаевич Кулюткин в своих исследованиях раскрывают особенности поддержки профессионального становления начинающих учителей. Наставничество, как одно из условий реализации непрерывного педагогического образования, изучалось в трудах Владимира Ильича Загвязинского, Ильи Фёдоровича Исаева, Нины Васильевны Кузьминой, Виталия Александровича Сластёнина и других[6].
Наставничество в России
В России развитие институтов наставничества поддерживается на государственном уровне. В 2013 году Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании Государственного Совета Российской Федерации подчеркнул необходимость эффективной системы мотивации для наставников, в 2018 году им был подписан Указ об учреждении знака отличия «За наставничество». форма обеспечения профессиональной адаптации, становления, самоопределения, самореализации и поступательного профессионального развития тренеров и иных специалистов организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, а также содействия им в преодолении проблемных ситуаций и кризисных явлений[9].
3 мая 2024 года на координационном совете Министерства просвещения Российской Федерации по наставничеству была представлена концепция развития наставничества в РФ до 2030 года. 26 июля в Калуге на первом всероссийском съезде[10] наставников состоялось открытие нового всероссийского конкурса президентской платформы «Россия — страна возможностей» — «Наставничество». Конкурс проводится по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина, организаторами конкурса выступают Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтруд России и Федеральное агентство по делам молодёжи[11].
Наставничество в образовании
Учитель, преподаватель высшего и среднего профессионального учебного заведения наряду с реализацией основной трудовой функции могут осуществлять наставническую деятельность в образовательной, профессиональной, личностной, досуговой, креативной, коммуникативной и научно-исследовательской сферах. Цель наставничества в образовательных организациях определяется его видом.
- По способу взаимодействия видами наставничества в высшем образовании являются: индивидуальное, коллективное, групповое, сетевое;
- по формализации: формальное, неформальное;
- по периоду взаимодействия: краткосрочное, долгосрочное, ситуационное;
- по способу реализации: онлайн, контактное;
- по направлению взаимодействия: вертикальное, горизонтальное, реверсивное, взаимное;
- по видам деятельности в высшем образовании: адаптационное, воспитательное, учебное, профессиональное, патриотическое, научное, проектное.
К принципам наставничества в образовании относятся: добровольность участия, конфиденциальность, сотрудничество, взаимное уважительное отношение между наставником и наставляемым, комфортность взаимодействия, ответственность за результаты[12].
Наставничество в профессии
Наставничество опытного специалиста (мастера, стажиста) на этапе профессиональной адаптации молодого специалиста преследует цели закрепления его в профессии, помощи и поддержки в решении профессиональных задач на рабочем месте, развития интереса к профессии. Наставник, которым может быть опытный специалист или руководитель, по отношению к наставляемому может применять административные, экономические и социально-психологические методы[13].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда : журнал. — 2019. — № 3.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Суртаева Н. Н., Ройтблат О. В.,Косицына Ж. Б. (дата обращения: 21.05.2024). Наставничество: история и современность // МНКО. — 2023. — № 4 (101).
- ↑ Поздеева С. И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества // Ped.Rev. — 2017. — № 2 (16).
- ↑ Круглова И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Педагогическое образование и наука : журнал. — 2007. — № 1. — С. 25—27.
- ↑ Фомин Е. Н. [https://elibrary.ru/paypyb Диверсификация института наставничества как потенциал успешной адаптации молодого специалиста] // Среднее профессиональное образование. — 2012. — Июль. — С. 6—8.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Светоносова Л. Г., Корчагина-Мокеева А. Г., Беркулов Д. Ж. Требования к педагогу-наставнику в трудах К. Д. Ушинского и современных авторов: сравнительный анализ // Вестник ПСТГУ : Серия IV: Педагогика. Психология. — 2023. — Т. Вып. 71. — С. 79—88.
- ↑ Грущецкая И.Н., Захарова Ж.А., Коровкина Т.Е. Сущность и проблемы наставнической деятельности при организации эффективного дистанционного обучения // / Актуальные технологии преподавания в высшей школе. сб. докладов науч.-методич. конф. 20 мая 2020 г.. — 2020. — С. 108–112.
- ↑ Гришина Т. А. [https://elibrary.ru/item.asp?id=46552209 Новые черты традиционной практики наставничества: актуальность и механизм внедрения] // Научный альманах. — 2021. — С. 13—22.
- ↑ Абрамов Э.Н. Опыт разработки целевой модели наставничества в сфере физической культуры и спорта // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма : Конференция. — 2022.
- ↑ Бугаев А. В Калуге стартовал первый Всероссийский съезд наставников . Минпросвещения России (26 июля 2024). Дата обращения: 22 августа 2024.
- ↑ Стартовал новый конкурс президентской платформы «Россия – страна возможностей – «Наставничество» . Наставничество. Конкурс. 2024 (26 июля 2024). Дата обращения: 22 августа 2024.
- ↑ Гиндес Е. Г., Троян И. А., Кравченко Л .А. Наставничество в высшем образовании: концепция, модель и перспективы развития // Высшее образование в России. — 2023. — № 8—9.
- ↑ Алиева С. В., Мардахаев Р. А. Роль наставничества в профессиональном становлении молодого специалиста // Вестник экспертного совета. — 2021. — № 3 (26).
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |