Качество продукции

Материал из «Знание.Вики»

Ка́чество проду́кции имеет несколько определений. В частности, согласно стандарту Р ИСО 9000-2015, под качеством понимается степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям[1].

Понятие качества

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации производства, маркетинга и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000[2].

Уровни качества

Составляющие качества

Этапы эволюции в области управления качеством

Первый этап (1905 год)

Качество продукта, как соответствие стандартам - система Тейлора. Система предполагала создание технических и производственных норм специалистами и инженерами, а рабочие были обязаны их выполнять. Устанавливала требования к качеству изделий в виде полей допусков и вводила определённые шаблоны, настроенные на верхнюю и нижнюю границы допусков — проходные и непроходные калибры. Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием. Были введены первые профессионалы в области качества — инспекторы (в России — технические контролеры). Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях, выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном). Отмеченные выше особенности системы Тейлора делали её системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия (детали).

Второй этап (1924 год)

Качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов — Деминг, Джуран. Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Появилась специальность — инженер по качеству, который должен анализировать качество и причины дефектов изделий, строить контрольные карты и т. п. Акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем определения причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими. Мотивация труда усложнилась в связи с необходимостью точности настроенности процесса, анализ тех или иных контрольных карт, карт регулирования и контроля. К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы и статистический приемочный контроль.

Третий этап (1951 год)

Качество продукции, процессов, деятельности, как соответствие рыночным требованиям — концепция тотального (всеобщего) контроля качества — TQC (Total Quality Control, Фейгенбаум). Прогнозированное устранение потенциальных несоответствий в продукции на стадии конструкторской разработки, проверка качества поставляемой продукции, комплектующих и материалов, управление производством, развитие службы сервисного обслуживания, надзор за соблюдением соответствия заданным требованиям к качеству.Фейгенбаум призвал обратить внимание на вопросы изучения причин несоответствий и первым указал на значение системы учёта затрат на качество.

В Японии идеи TQC получили дальнейшее развитие в работах профессора К. Исикавы, который рассматривал качество как задачу менеджмента; требовал участия всех сотрудников в мероприятиях по его улучшению и ввел термин «отношения потребитель — поставщик». В отличие от американских концепций, он говорил об «управлении качеством в масштабе компании» («Company Wide Quality Control»).

Филип Б. Кросби (Германия) является одним из известнейших приверженцев всеобщей концепции качества. В начале 1960-х годов он подробно изложил свою программу «Бездефектность».

В этот период было рождено много отечественных систем. Среди них: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Ярославская научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»; Рыбинская научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ).

Четвёртый этап (1980 год)

Качество как удовлетворение потребностей и требований потребителей и персонала. Переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). Появляется серия новых международных стандартов на системы качества — ИСО 9000 (1987 г.), оказавших существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. В TQМ включается управление целями, требованиями и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции.

Основные составляющие TQМ:

  • TQC — всеобщий контроль качества;
  • QPolicy — политика качества;
  • QPlanning — планирование качества;
  • QI — улучшение качества;
  • QA — обеспечение качества.

Пятый этап (1990 год)

Качество как удовлетворение потребностей и требований общества, потребителей, владельцев и персонала. Усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.

Примечания

  1. ОАО «ВНИИС». НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Стандартинформ. Дата обращения: 13 апреля 2023.
  2. С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, А. В. Бандурин, C. Ю. Ягудин, Э. М. Воронина, А. В. Квитко, В. И. Кузнецов, В. С. Мхитарян, Е. С. Шустерман. Управление качеством. Интернет-проект "Корпоративный менеджмент" (10.05.2021). Дата обращения: 24 апреля 2023.
  3. Бондарева А.В. Понятие качество в разных формулировках. MyUnivercity (14.10.2012). Дата обращения: 24 апреля 2023.