Качество продукции
Ка́чество проду́кции имеет несколько определений. В частности, согласно стандарту Р ИСО 9000-2015, под качеством понимается степень соответствия совокупности присущих характеристик объекта требованиям[1].
Понятие качества
В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработки стратегии, организации производства, маркетинга и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Этот стандарт ввел такие понятия, как «обеспечение качества», «управление качеством», «спираль качества». Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000[2].
Уровни качества
- Первый уровень качества — производство такой продукции или оказание таких услуг, чьи измеряемые характеристики удовлетворяют конкретным техническим требованиям, имеющим численное значение;
- Второй уровень качества продукции или услуг не зависит от каких-либо измеряемых характеристик и определяется тем, насколько удовлетворены ожидания потребителя в отношении применения или использования этой продукции или услуги[3].
Составляющие качества
- Определение потребностей рынка
- Качество проектирования продукта
- Качество процесса производства
- Соответствие качества конечной продукции проекту
- Качество послепродажного обслуживания
Этапы эволюции в области управления качеством
Первый этап (1905 год)
Качество продукта, как соответствие стандартам - система Тейлора. Система предполагала создание технических и производственных норм специалистами и инженерами, а рабочие были обязаны их выполнять. Устанавливала требования к качеству изделий в виде полей допусков и вводила определённые шаблоны, настроенные на верхнюю и нижнюю границы допусков — проходные и непроходные калибры. Система мотивации предусматривала штрафы за дефекты и брак, а также увольнение. Система обучения сводилась к профессиональному обучению и обучению работать с измерительным и контрольным оборудованием. Были введены первые профессионалы в области качества — инспекторы (в России — технические контролеры). Взаимоотношения с поставщиками и потребителями строились на основе требований, установленных в технических условиях, выполнение которых проверялось при приемочном контроле (входном и выходном). Отмеченные выше особенности системы Тейлора делали её системой управления качеством каждого отдельно взятого изделия (детали).
Второй этап (1924 год)
Качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов — Деминг, Джуран. Системы качества усложнились, так как в них были включены службы, использующие статистические методы. Появилась специальность — инженер по качеству, который должен анализировать качество и причины дефектов изделий, строить контрольные карты и т. п. Акцент с инспекции и выявления дефектов был перенесен на их предупреждение путем определения причин дефектов и их устранения на основе изучения процессов и управления ими. Мотивация труда усложнилась в связи с необходимостью точности настроенности процесса, анализ тех или иных контрольных карт, карт регулирования и контроля. К профессиональному обучению добавилось обучение статистическим методам анализа, регулирования и контроля. Стали более сложными и отношения поставщик — потребитель. В них большую роль начали играть стандартные таблицы и статистический приемочный контроль.
Третий этап (1951 год)
Качество продукции, процессов, деятельности, как соответствие рыночным требованиям — концепция тотального (всеобщего) контроля качества — TQC (Total Quality Control, Фейгенбаум). Прогнозированное устранение потенциальных несоответствий в продукции на стадии конструкторской разработки, проверка качества поставляемой продукции, комплектующих и материалов, управление производством, развитие службы сервисного обслуживания, надзор за соблюдением соответствия заданным требованиям к качеству.Фейгенбаум призвал обратить внимание на вопросы изучения причин несоответствий и первым указал на значение системы учёта затрат на качество.
В Японии идеи TQC получили дальнейшее развитие в работах профессора К. Исикавы, который рассматривал качество как задачу менеджмента; требовал участия всех сотрудников в мероприятиях по его улучшению и ввел термин «отношения потребитель — поставщик». В отличие от американских концепций, он говорил об «управлении качеством в масштабе компании» («Company Wide Quality Control»).
Филип Б. Кросби (Германия) является одним из известнейших приверженцев всеобщей концепции качества. В начале 1960-х годов он подробно изложил свою программу «Бездефектность».
В этот период было рождено много отечественных систем. Среди них: Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП); Ярославская научная организация работ по увеличению моторесурса (НОРМ), созданная в Ярославском объединении «Автодизель»; Рыбинская научная организация труда, производства и управления (НОТПУ), разработанная на Рыбинском моторостроительном заводе; Горьковская система «качество, надежность, ресурс с первых изделий» (КАНАРСПИ).
Четвёртый этап (1980 год)
Качество как удовлетворение потребностей и требований потребителей и персонала. Переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). Появляется серия новых международных стандартов на системы качества — ИСО 9000 (1987 г.), оказавших существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. В TQМ включается управление целями, требованиями и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции.
Основные составляющие TQМ:
- TQC — всеобщий контроль качества;
- QPolicy — политика качества;
- QPlanning — планирование качества;
- QI — улучшение качества;
- QA — обеспечение качества.
Пятый этап (1990 год)
Качество как удовлетворение потребностей и требований общества, потребителей, владельцев и персонала. Усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Существенно возросло влияние гуманистической составляющей качества, усиливается внимание руководителей предприятий к удовлетворению потребностей своего персонала.
Примечания
- ↑ ОАО «ВНИИС». НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» . Стандартинформ. Дата обращения: 13 апреля 2023.
- ↑ С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, А. В. Бандурин, C. Ю. Ягудин, Э. М. Воронина, А. В. Квитко, В. И. Кузнецов, В. С. Мхитарян, Е. С. Шустерман. Управление качеством . Интернет-проект "Корпоративный менеджмент" (10.05.2021). Дата обращения: 24 апреля 2023.
- ↑ Бондарева А.В. Понятие качество в разных формулировках . MyUnivercity (14.10.2012). Дата обращения: 24 апреля 2023.
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |