Периодизация истории
Периодизация истории — исследовательская деятельность (научная рефлексия)[1], заключающаяся в условном делении какого-либо исторического процесса на последовательные хронологические периоды (эры,века, эпохи, стадии и другие), соответственно их отличительным особенностям, определяемым в зависимости от избранного критерия.[2] В научном- практическом плане периодизацию истории можно охарактеризовать, с одной стороны, как выявление и исследование возможных исторических периодизаций[3], а с другой, как применяемый историками при анализе исторических процессов специфический метод классификации[4]. Проблемы периодизации истории являются одним из ключевых вопросов историософии и философии истории.
Основные подходы к периодизации истории
Историческая наука за годы становления и развития предлагала множество подходов и концепций, предлагающих различные варианты периодизации.
Первые намеки на периодизацию мы можем найти в древнейших письменных источниках,
Как не странно, но первыми в Европе делить историю на периоды стали не «первые историки» Геродот и Фукидид, а «первые поэты» — Герсиод и Гомер. Так, Герсиод в своей генеалогической поэме «Телегония» условно делит первых существ, титанов и богов на несколько поколений в зависимости от их происхождения[5]. Некоторые исследователи приписывают Гесиоду деление поколений- рас на золотую, серебрянную, бронзовую и железную[6].
Китайские традиции периодизации заложил Сыма Цянь в своих Исторических заметках
Хронологическая, династическая и политическая исторические периодизации
Периодизация истории тесно связано с летоисчислением. В некотором смысле, самой используемой периодизацией истории является летоисчисление нашей эры с Рождества Христова. Другим вариантом подобной (хронологической) периодизации является древнеримская система летоисчисления — от основания Рима в 753 года до Нашей Эры (далее также в сокращении Н.Э.), либо Византийская, Иудейская и Древне-Вавилонская традиция летоисчисления от основания мира. Также мы знакомы с цикличным летоисчислением в Китае, начинающим отсчет первого шестидесятилетнего цикла с 2578 года до н.э. и пространственно-временные календари народов Америки с началом отсчета в конце 4 тысячелетия до нашей эры. Исламское летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину.
Другой древнейший подход к периодизации истории — исторические периодизации делящие исторический процесс на эпохи правления политических деятелей или династий. Многие первые периодизации основывались на принципе династического правления. Так, древние египтяне исчисляли периоды своей истории в зависимости от правящей династии. Династический принцип применяется в современное время в Японии и при периодизации истории древнего Китая. В нашей стране также принято делить дореволюционную историю на эпоху Рюриковичей и Романовых.
Традиционная историческая периодизация в рамках традиционного и цивилизационного подходов
Наиболее распространенные в исторической науке исследовательские подходы формационнный и цивилизационный также предлагают свои исторические периодизации, основанные на соответствующих философских идеях и концепциях. В целом эти два наиболее известных подхода имеют глубокие исторические корни.
Историческая периодизация в рамках формационного подхода.
В рамках формационного подхода к изучению истории принято делить исторические процессы в зависимости от развития производственных сил и прежде всего материального производства. Согласно маркистко-ленинской философии мере развития производственных сил государства, общества и нации проходят через одинаковые общественно-экономические формации. Последователи этого подхода Каждая из таких формаций основана на наиболее эффективных и распространённых производственных силах и производственных отношениях, именуемых базисом, и надстройке, которая объединяет в себе совокупность политических, правовых, моральных, художественных, религиозных и философских институтов. Базис определяет надстройку. В рамках формационного принято выделять следующие периоды развития.
Историческая периодизация в рамках цивилизационного подхода
Помимо значительного количества определений периодизации истории и совпадающего с ним понятий периодизации исторического процесса существует ряд сходных и сконструированных понятий, таких как «деление» «исторического времени»[7]. Зачастую с периодизацией истории путают результаты периодизации истории в различных предметных областях: археологическая периодизация, хронологическая периодизация, историко- культурная периодизация и другие. В целом научно-терминологический аппарат исторических наук нуждается в гармонизации и стандартизации в контексте перманентно возникающих терминов в различных областях знаний, к примеру — антропосоциогенез и его периодизация.
Проблемы периодизации истории исследуются археологией, социологией, экономикой, культурологией, философией и даже информатикой[8]. Каждая из этих наук выдвигает свои концепции и подходы к классификации исторического процесса. Вместе с тем, новейшие исторические изыскания выдвигают идею всеобщей «конвергенции социальных наук на базе истории» и создание концепта «пространство- время»[9].
Исторические процессы на различных континентах, цивилизациях, расах и народах, этносов и странах протекают по-разному. Однако, многие исторические периодизации носят европоцентричный характер, что сказывается на их неприменимости к историческим процессам, проходящим на других территориях[10] Так, сложно выделить об эпоху возрождения нигде в мире, кроме Европы. Однако эпоха великих географических открытий, частично совпадающая с эпохой возрождения диаметрально различно сказалась на развитии различных цивилизаций, рас и народов. Эпоха просвещения приобретает глобальный, мировой характер, но очень по-разному и в разное время проходила в различных странах[11]. Различные подходы к периодизации истории в арабских странах и странах Азии и Востока.
В отечественном образовании приняты различные концепции периодизации истории применительно к всемирной истории и отечественной истории[12].
Хронология событий и фактов при периодизации истории помимо общих проблем датировки и времени дополняется проблемой датировки рубежей эр, эпох, веков и иных периодов. Другой хронологической проблемой является продолжительность (размерность) эр, веков, эпох и иных периодов, а также их соотношение[13].
Развитие концепций периодизации истории
Архаичная древнегреческая периодизация истории — золотой, серебрянный, бронзовый и железный века. Как не странно, но первыми делить историю на периоды стали не «первые историки» Геродот и Фукидид, а древнегреческие поэты — Герсиод и Гомер. Так, Герсиод в своей генеалогической поэме «Телегония» условно делит первых существ, титанов и богов на несколько поколений в зависимости от их происхождения[5]. Некоторые исследователи приписывают Гесиоду деление поколений- рас на золотую, серебрянную, бронзовую и железную[6].
Первое упоминание цикличный смены политического устройства, основанное на описанных Платоном политиях, мы можем найти в шестой книге Практической истории Полибия[14], но в древнеримской историографии возобладал подход четырёх царств (империй) и Римской империи — пятой, самой устойчивой и непобедимой[14]. Отзвуки этой концепции мы можем в современной концепции Третьего Рима. Позднее циклическую концепцию периодизации развивал Ибн Халдун и Никколо ди Бернардо Макиавелли[14].
Примечания
- ↑ Г.А.Антипов, О. А. Донских. ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОГО ПРОЦЕССА С ПОЗИЦИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕФЛЕКСИИ . Проблемы рефлексии. Новосибирск: "Наука", 1987. с.176-228.
- ↑ Советская историческая энциклопедия / Е.М.Жуков. — Москва: Государственное научное издание "Советская энциклопедия", 1961. — С. том 11 станица 40.
- ↑ Репина Л.П. История исторического знания. Хронология и приодизация .
- ↑ Владимиров А.А. Основные парадигмы человеческой истории (2017).
- ↑ 5,0 5,1 Гесиод. Телегония . История древнего рима.
- ↑ 6,0 6,1 Халапсис А.В. Исторический процесс и небесный менеджмент: месседж Гесиода .
- ↑ Е.А.Шелина. ПРОБЛЕМА «ДЕЛЕНИЯ» «ИСТОРИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ» В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ ФРАНЦИИ (Аналитический обзор) .
- ↑ АликберовА.К. К вопросу о периодизации истории в парадигме информационного подхода (2018).
- ↑ Трехуровневая система исторического времени Ф.Бореля .
- ↑ Столярова Н.В. Проблемные вопросы периодизации отечественной истории (2013).
- ↑ Нагато Хироси. Просветительство в начале эпохи Мейдзи . История японского материализма (1990).
- ↑ Ядро содержания и синхронизация курсов отечественной и всеобщей истории .
- ↑ Мишечкин Генадий Валерьевич. Периодизация истории: Новые подходы и старые проблемы .
- ↑ 14,0 14,1 14,2 Семёнов Юрий Иванович. Первые шаги к унитарно-стадиальному пониманию истории . Философия истории.
Это статья-заготовка. Вы можете помочь проекту, дополнив эту статью, как и любую другую в Знание.Вики. Нажмите и узнайте подробности. |