Сад камней
Япо́нский са́д камне́й («карэсансу́й», «сухо́й сад») — особый тип японского сада, сочетающий поверхность из гравия или песка с камнями. Получил развитие в монастырях дзэн-буддизма как объект для созерцания и медитации. В садах зародился особый вид искусства, находящийся на границе архитектуры и живописи по способу организации пространства[1].
Дзэнская традиция философского созерцания природы и растворения в ней человека, сочетаясь с исконной традицией, заложила основы архитектурного принципа, в котором сад являлся главной частью комплекса, а дворцовые павильоны или монастырские строения становятся дополнениями к пейзажу. Сады выполняли важную функцию в духовной практике, создавая особую среду для созерцания и внутреннего сосредоточения[2].
История создания
Японские сады как особый феномен художественной культуры сформировались в эпоху Средневековья, являясь органичной частью духовного мира японской цивилизации, где доминирующую роль играли религиозно-философские концепции. Эволюция садового искусства Японии коренится в древних анимистических верованиях, характеризующихся сакрализацией природных феноменов[2]. Древняя традиция белого прямоугольного двора у храмов восходит к доисторической эпохе, к древнейшим местам поклонения — «сики», представлявшим собой ровные площадки, засыпанные галькой и иногда огороженные верёвками. «Сики» — это недоступное для непосвящённых место обитания или прогулок божества. Божество присутствует всюду в природе, одухотворяет её, но излюбленное местопребывание его — камни и скалы причудливой формы[1].
Поклонение камням в доисторическую эпоху превращается в средневековой Японии в сложный мистико — эстетический комплекс, породивший уникальный вид искусства — «сад камней». В дальнейшем данные воззрения кристаллизовались в целостную религиозную систему — синто («Путь богов»), центральной парадигмой которой выступает концепция неразрывного единства человека и природного мира[1][2].
Особенности создания сада
В классических трактатах по садовому искусству выделялись две основные типологические категории садовых пространств: цукияма (холмистый пейзажный сад) и хира-нива (плоскостной сад). Каждая из данных категорий подразделялась на три уровня формального воплощения: Син — полная, развёрнутая форма; Гё — промежуточная, сокращённая форма; Со — минималистичная, символическая форма. Процесс семиотической трансформации садового пространства осуществлялся посредством перехода от репрезентативной изобразительности к концептуальной символизации. В формате «син» сад был ориентирован на фигуративное воспроизведение природных ландшафтов. В формах «гё» и «со» происходило воссоздание философской концепции природы как универсальной космологической модели. При проектировании садового пространства мастер учитывал геоморфологические характеристики участка, площадь территории, экологические параметры[2].
Ключевые композиционные элементы выбирались на основании доминирующего принципа: камни и скальные композиции, водные элементы, древесные насаждения, моховые покровы. Важнейшим принципом организации садового пространства выступала даосская дуалистическая концепция инь-ян, определявшая гармоничное взаимодействие следующих контрастных элементов[2]:
- гидрологических компонентов (ян — активное начало) — естественные водные объекты, символические репрезентации (песчаные или галечные поверхности с волнообразными узорами);
- каменные композиции (инь — пассивное начало) — тщательно селекционированные по морфологическим параметрам, хроматическим характеристикам, текстуральным особенностям[2].
Техника сутэ-иси («расстановка камней») представляла собой ключевую методологию садового дизайна, требующую от мастера пластического анализа (выявления индивидуальных визуальных свойств каждого минерала, определения потенциала пространственных взаимодействий), композиционного моделирования (формирования доминантной каменной группы, создания подчинённых акцентных элементов, установления точных пропорциональных соотношений), пространственной организации (трехмерного структурирования ландшафта, создания визуальных перспектив, реализации философско-эстетических концепции). Феномен «сухих садов» (карэ-сансуй) представляет собой вершину садового искусства дзэн-буддийских монастырей. Эти уникальные пространства выполняли двойственную функцию: религиозно-философскую (визуализация доктринальных принципов Дзэн, материализация концепции «моно-но аварэ» (печального очарования вещей), эстетико-символическую (трансформация природных форм в художественные образы, создание медитативной среды для созерцания)[2].
Сад Дайсэн-ин как канонический пример демонстрирует динамическую модель мироздания, символическое воспроизведение природных стихий: вертикальные каменные композиции — горные массивы, волнистые гравийные узоры — водные потоки, В саду присутствуют философские аллегории — «каменный корабль» — путешествие к просветлению, «каскад водопада» — течение человеческой жизни. Ключевые элементы сада Рёандзи следующие[2].
- Пространственная организация (прямоугольная площадка, покрытая мелким белым гравием, образует нейтральный фон, символизирующий чистоту и пустоту), гравий выравнен специальными граблями таким образом, что на его поверхности образуются параллельные бороздки, создающие эффект движения (волн, облаков, водной ряби).
- Каменные композиции: в саду расположены 15 камней, сгруппированных в пять островов, каждый из которых окружен мхом. Композиция построена по принципу асимметрии (ваби-саби). При этом камни расставлены так, что с любой точки обзора видно лишь 14 из них, что символизирует неполноту человеческого восприятия.
- Символика и интерпретации. Визуальный язык сада допускает множественные толкования: морские волны, омывающие скалистые острова; горные пики, выступающие над облаками[2].
Описание конкретных садов камней
Дворцовые сады периода Хэйан
Несмотря на отсутствие сохранившихся архитектурных и садовых комплексов периода Хэйан (794—1185 годов), их облик может быть реконструирован на основе архитектурных реставраций императорского дворцового ансамбля. Наиболее значимыми элементами выступали:
- Церемониальный зал Сисиндэн («Дворец Пурпурных покоев»), перед которым располагался вымощенный белой галькой парадный двор.
- Императорская резиденция Сэйрёдэн («Дворец Чистой прохлады») с собственным дворцовым садом.
Сисиндэн — это парадный павильон, его естественное продолжение — пустой и торжественный церемониальный двор, усыпанный гравием (галькой), аккуратно выровненный граблями. Белая плоскость «сики» является простой и яркой формой пластического выражения. Мягкое сияние белого геометрически точного прямоугольника контрастно выделяет его из многоцветной природной среды, полной разнообразных форм. Белый цвет — это символ чистоты и символ «пустоты», одной из важных категорий философии дзен[1].
Сад при Сэйрёдэн отличался гидрологическими элементами. Данная дворцовая архитектура служила эталоном для аристократических усадеб, масштаб которых варьировался согласно сословной иерархии. Период Хэйан ознаменовался институционализацией садового искусства как самостоятельной эстетической практики. Древнейший письменный источник по садовому искусству — трактат «Сэндзай Хисё» («Тайная книга создания садов», XI век) — содержит нормативные принципы садового устройства, технические рекомендации, философско-эстетические основания[2].
Монастырские сады периода Муромати
Одним из наиболее известных дзэнских «сухих садов» является сад монастыря Рёандзи в Киото (конец XV — начало XVI век). Вытянутый прямоугольник сада (около 9x23 м) примыкает к дому настоятеля монастыря, снабжённому верандой для созерцания. На белой поверхности гравия «брошены» пять групп камней, окружённых островками зелёного мха. Созерцание сада (не прогулка по нему) должно вызывать эмоции, похожие на эмоции от картины-свитка. Белизна гравия и тяжёлая масса камня — это тот же диалог инь — ян, что и в пейзаже шань — шуй. Гравий может «прочитываться» как поверхность океана, а камни, окружённые мхом, — это скалистые острова (острова бытия, мира вещей, возникающие из океана пустоты)[1]. Камни располагались с большим искусством. Не было одинаковых, но всегда был камень-хозяин, который господствовал над остальными, меньшие камни — гости, дополняющие и завершающие его композицию, камни «убегающие» и «приближающиеся» помогали создать глубину и пространственность[3].
Сакральная символика в ландшафтном дизайне
Конец XII века стало переломным периодом в истории Японии, характеризующимся не только масштабными социальными преобразованиями и утверждением власти военного сословия, но и глубокими трансформациями в культурной сфере. В этот период особое влияние приобрела буддийская школа Дзэн, оказавшая существенное воздействие на развитие садово-паркового искусства. Философско-религиозная доктрина Дзэн предлагала особую методологию познания, основанную не на рациональном осмыслении, а на интуитивном прозрении — так называемом «внутреннем знании», присущем человеческой природе. Под влиянием этих идей сформировалось новое мировосприятие, в котором созерцание природных явлений рассматривалось как путь к постижению высших истин. Дзэн-буддизм придавал особое значение художественным практикам как способу образного постижения действительности. Метафорический и символический язык искусства позволял раскрыть глубинные аспекты индивидуального опыта и служил средством постижения абсолютной истины. В этом контексте садовое искусство занимало особое место среди других художественных форм, что объясняет повышенное внимание, которое уделяли ему последователи Дзэн. Садоводами были и дзэнские монахи, деятельность которых была основана на учении о достижении истины путём познания природы — огромной, изменчивой, бесконечной[2][3].
В саду осуществляется абстрактное воплощение буддийской концепции «пустоты». Независимо от трактовки, сад создает ощущение глубокого покоя, равновесия и отстраненности от суетного мира. Главная функция сада — не эстетическое впечатление, а инструмент медитации. Минимализм и лаконичность композиции направляют внимание созерцателя не на внешние формы, а на внутреннее состояние, помогая достичь психологической сосредоточенности, осознания иллюзорности материального мира, гармонии между внешним и внутренним пространством. Символика сада следующая: белый гравий — символ чистого сознания, каменные группы — этапы духовного пути[2].
Изображения
Литература
- Судзуки Д. Т. Основы дзэн-буддизма / пер. с англ.. — М.: Наука, 2002. — 320 с.
- Судзуки Д. Т. Дзэн и японская культура / пер. с англ.. — СПб.: Наука, 2003. — 480 с.
- Боронина И. А. Классические японские сады. — М.: Наталис, 2010.
- Накамура К. Японские сады: традиции и современность / пер. с яп.. — М.: Прогресс-Традиция, 2015. — 296 с.
- Накамура К. Философия камня в японском саду. — 2018. — № 3. — С. 45—62.
- Николаева Н. С. Японские сады. — М.: Изобразительное искусство, 1995. — 256 с.
- Соколова-Делюсина Т. Л. Хэйанская Япония: придворная культура. — СПб.: Гиперион, 2015.
- Танака С. Архитектура императорских дворцов периода Хэйан. — Киото, 2005.
- Горегляд В. Н. Японская литература VIII—XVI вв.. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. — 360 с.
- Мещеряков А. Н. Книга японских символов. — М.: Наталис, 2007. — 400 с.
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Очерки истории искусства / Под редакцией Поспелова Г. Г.. — М.: Сов. художник, 1987. — С. 144—149. — 464 с.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 Николаева Н. Японский сад камней // Искусство : журнал. — 2009. — № 24. — С. дата обращения - 26 октября 2025.
- ↑ 3,0 3,1 Каптерева Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока: Очерки. — М.: Детская литература, 1989. — С. 220—222. — 239 с. — ISBN 5-08-000815-6.