Пирамида Маслоу
Пирамида потребностей Маслоу — иерархия потребностей Маслоу, представляет собой концептуальную модель, разработанную американским психологом Абрахамом Маслоу в 1943 году. Модель описывает иерархию человеческих потребностей и объясняет особенности поведения, а именно, как человек удовлетворяет различные свои потребности. Процесс начинается с базовых физиологических потребностей и движется к более высоким потребностям, связанным с самореализацией и развитием[1]. Оригинальная концепция изложена в труде «Теория человеческой мотивации»[2] в 1943 году[3][4], а более подробное разъяснение представлено в работе «Мотивация и личность»[5] в 1954 году[6].
Иерархия потребностей
В основе Пирамиды потребностей лежит представление о том, что человеческие потребности можно организовать в виде иерархии, начиная от фундаментальных физиологических потребностей и простираясь до более высоких уровней стремления. Каждый уровень представляет собой важное звено в иерархии. Удовлетворение потребностей на одном уровне является предпосылкой для движения к следующему[1].
Абрахам Маслоу выделил пять основных потребностей в своей иерархии. Эти потребности включали физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в любви, потребности в уважении и признании, а также потребности в самоактуализации[4].
С течением времени Маслоу расширил свою теорию, внеся изменения в список потребностей. Так, он переформулировал потребность в любви как потребность в принадлежности, чтобы уточнить важность социальных связей и взаимодействий для человека. Кроме того, Маслоу добавил две новые потребности: потребность в познании и потребность в эстетике[6].
Потребность в познании отражает стремление человека к расширению знаний, исследованию мира и поиску ответов на философские вопросы о природе жизни и смысле существования[3]. Потребность в эстетике связана с желанием воспринимать и создавать прекрасное, наслаждаться искусством, музыкой, природой и другими проявлениями красоты[7].
Уровни потребностей
Физиологические потребности
Низший уровень пирамиды включает базовые биологические потребности человека, такие как пища, вода, сон, тепло и другие необходимые условия для поддержания жизни организма[8]. Здоровый организм в первую очередь стремится к самосохранению и обеспечению основных потребностей, необходимых для выживания[1]. Если эти базовые потребности не удовлетворены, то мотивация человека будет направлена исключительно на их получение[6]. Согласно Маслоу, когда физиологические потребности обеспечиваются регулярно, человек может переключить свою мотивацию на более высокие уровни[8]. Он начинает уделять внимание потребностям в безопасности, взаимоотношениям, уважению и, наконец, самореализации. Когда человек располагает достаточными ресурсами для обеспечения своих базовых потребностей, он может сосредоточиться на улучшении своей жизни и развитии своего потенциала[4].
Потребность в безопасности
Потребность в безопасности является вторым уровнем в иерархии человеческих потребностей[8]. Потребность охватывает не только физическую безопасность, но и обеспечение стабильности и спокойствия в жизни. Стремление к упорядоченной жизни, предсказуемому окружению, отсутствию тревог и проблем связано с потребностью в безопасности. Человек, обеспечивая себе стабильное существование, может сосредотачиваться на развитии и достижении своих целей[1].
Однако, согласно Маслоу, если человек всегда ощущает угрозу и живёт в постоянном ожидании опасности, даже при том, что его физиологические потребности удовлетворены, его внимание и энергия будут направлены на избавление от ощущения тревоги, он не сможет полноценно стремиться к более высоким уровням самореализации и развития[9], так как будет увлечён лишь устранением угрозы и неопределённости[10][4].
Социальные потребности (потребность в принадлежности и любви)
Потребность в социальной принадлежности и любви является третьим уровнем в иерархии человеческих потребностей. Ппотребность выражается в стремлении человека к взаимодействию и установлению связей с другими людьми. Потребность вызвана чувством одиночества и желанием поделиться с близкими людьми своими надеждами, переживаниями и успехами[6]. Важной составляющей становится не просто физическое присутствие других людей, а их понимание, поддержка и способность быть услышанным. Человек стремится быть воспринятым как партнёр, друг, коллега, чьи мысли и чувства имеют значение[8].
Здесь ключевую роль играет взаимодействие и взаимопонимание между людьми. Удовлетворение этой потребности позволяет почувствовать себя частью социальной среды, что, в свою очередь, способствует укреплению эмоционального состояния и самооценки человека[11].
Потребность в уважении (потребность в самооценке и уважении к другим)
Потребность в уважении и признании — это четвёртый уровень в иерархии потребностей Маслоу. Каждый человек имеет естественную потребность быть оцененным и признанным в своих достоинствах. В своей теории Маслоу разделял эту потребность на две группы[12].
Первая группа подразумевает важность в достижении личных заслуг: внутренние стремления и желания, связанные с тем, чтобы преодолевать трудности, достигать целей и ощущать себя успешным. Получение признания в этой группе приносит чувство независимости, уверенности в себе и ощущение чувства свободы. Оценка и признание в этом контексте становятся важным источником мотивации для саморазвития[4].
Вторая группа потребности включает в себя желание получить признание со стороны окружающих, престиж и хорошую репутацию. Однако Маслоу подчеркивал важность личного признания на основе объективных достижений, а не только общественного, который может быть подвержен льстивости и поверхностности[13].
Познавательные потребности
Потребность в познании представляет собой одну из составляющих иерархии потребностей Маслоу. Человек естественно стремится к изучению и пониманию всего, что является таинственным, неизведанным и необъяснимым. Маслоу подчеркивал, что если известное не вызывает вопросов, то может не представлять интереса и даже вызывать скуку[8].
Потребность побуждает человека искать новые знания, навыки и умения. Стремление к получению новых знаний и умений позволяет обогащать личный опыт и расширять кругозор, побуждает к изучению различных областей знаний, исследованию мира и поиску ответов на философские вопросы о смысле жизни и природе бытия[8].
Эстетические потребности
Эстетические потребности — шестой уровень в иерархии потребностей, согласно теории Абрахама Маслоу. Потребность связана со стремлением человека к восприятию прекрасного, к поиску гармонии и удовольствия через взаимодействие с искусством, музыкой, театром, картинами и красотой природы[6]. По мнению Маслоу, удовлетворение эстетических потребностей способно вызывать у человека интенсивные эмоциональные переживания, что позволяет раскрывать глубинные аспекты восприятия и переживания мира, поднимая дух и способствуя эмоциональному обогащению[7].
Проявления эстетических потребностей могут быть разнообразны: оценка произведений искусства, восхищение природой, наслаждение музыкой или любыми формами творчества[14]. Удовлетворение этой потребности позволяет человеку переноситься за пределы повседневной рутины и переживать глубокие эмоции, которые обогащают его внутренний мир[15].
Эстетические потребности имеют связь с самореализацией и поиском смысла жизни, что делает их важным аспектом в процессе духовного и личностного развития человека[16].
Потребность в самоактуализации
Самоактуализация, как выделяет теория Абрахама Маслоу, представляет собой стремление человека к реализации своих потенциальных возможностей, что является сильнейшим мотивом для личностного роста[17]. В этой концепции, самоактуализация не ограничивается эгоистической потребностью, а скорее является гуманистическим желанием внести значительный вклад в общество, создавая ценные «продукты», такие как песни, картины, поэмы, машины, программы и другие[18][4].
Самоактуализация — не просто проявление или выражение творчества, но и обязательство перед самим собой[17]. Человек стремится раскрыть свой максимальный потенциал и стать тем, кем он способен быть[6]. Данный уровень подразумевает осознание собственных ценностей, уникальности и потребности в личностном росте[19]. В процессе самоактуализации человек стремится к гармонии между внутренними устремлениями и внешней деятельностью[18].
Современники А. Маслоу
Раздел «Современники А. Маслоу» представляет собой обзор влияния выдающихся психологов на формирование и развитие идей Абрахама Маслоу в рамках гуманистической психологии.
Поступив в университет, А. Маслоу начинает увлекаться идеей Дж. Б.Уотсона о бихевиоризме как мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. Во время учебы Маслоу работает над изучением поведения обезьян под руководством известного психолога Гарри Харлоу. Будучи студентом университета в штате Висконсин (США), А. Маслоу серьезно изучает работы таких социальных антропологов, как Бронислав Бориновски, Маргарет Мид, Рут Бенедикт и Ральф Линтон[18][20].
Большое влияние на становление гуманистических идей А. Маслоу оказала совместная работа с известным теоретиком в области обучения Э. Л. Торндайком в Колумбийском университете (в частности, выведенный им «закон эффекта», то есть зависимость упрочения реакции индивида от последующего удовлетворения или неудовлетворения), а также работа в Бруклинском колледже, где он проработал 14 лет[20]. В Бруклинском колледже он он изучает идеи известных психологов. В то время работали видные ученые Европы первой половины XX века, которые вынуждены были спасаться от Гитлера, такие как: Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт, Макс Вертгеймер[20]. Именно к опыту этих ученых, их исследованиям, А. Маслоу обращался с целью познать поведение человека[20]. Труды этих ученых помогли А. Маслоу сформировать интеллектуальную основу дальнейших гуманистических взглядов. В этот же период он занимался также психоанализом[18].
Психоанализ, гештальтпсихология и работы нейропсихолога Курта Гольдштейна оказали влияние на разработку собственных концепций в рамках гуманистической психологии[20]. В обосновании гуманистической психологии он объединил идеи Гольдштейна и гештальтпсихологии с психодинамическими концепциями Зигмунда Фрейда, при этом придерживаясь научного подхода, полученного от своих преподавателей в университете Висконсина[18].
Психоаналитическая теория З. Фрейда также повлияла на жизнь и мышление А. Маслоу. В 1950-е годы, когда клиническая психология была еще относительно молодой дисциплиной, Маслоу считал психоанализ наилучшей системой для изучения психопатологии и эффективной формой психотерапии. Тем не менее, он считал, что психоаналитическая система ограничена в своей способности охватить всю область человеческого мышления и поведения[21]. Маслоу утверждал, что психоанализ часто представляет человека в негативном свете, подчёркивая его слабости и недостатки, и даже то, что приносит радость и ценность в жизни, может быть при анализе преобразовано в патологическое . В результате он стремился к созданию более всеобъемлющей психологической концепции, которая учитывала бы положительные аспекты человеческой природы и способности к росту и саморазвитию[18].
В ходе наблюдений, А. Маслоу заметил, что некоторые из его мыслей сходны с идеями Фрейда относительно психических процессов, находящихся между восприятием и действием[18]. Особенно это касается:
- Сознания, которое воспринимает впечатления как из внешнего мира, так и из внутреннего[22].
- Бессознательного, где сохраняются образы и воспоминания[23].
- Подсознательного, играющего роль внутреннего цензора и находящегося в начале цепи действия или поведения. Подсознательное состояние занимается вытеснением или подавлением неприемлемых мотивов, согласно концепции Сверх-Я[23].
Гуманистическая психология, созданная Маслоу, видела человека как уникальное существо, отличное от животных[1]. Он выделял то, что делает человека особенным: идеалы, ценности, любовь, юмор, мужество и другие человеческие характеристики. Он критиковал бихевиоризм, который, по его мнению, «дегуманизировал» человека, рассматривая его как машину, анализируя лишь цепочки рефлексов[18].
Абрахам Маслоу был также заинтересован в идеях Карла Густава Юнга, который посвятил свою работу изучению динамических неосознаваемых побуждений, влияющих на поведение и опыт человека. В отличие от Фрейда, Юнг утверждал, что мотивации индивидуумов обусловлены внутренними силами и образами, протяженность которых находится в исторической глубине эволюции[18].
Термин «самоактуализация», используемый Маслоу, на самом деле был введён К. Г. Юнгом, хотя это редко отмечается гуманистическими психологами. В концепции Юнга, самоактуализация представляла собой конечную цель развития личности, достижение единства на основе наиболее полной дифференциации и интеграции разных аспектов личности[19]. Таким образом, мы видим взаимосвязь между взглядами А. Маслоу и К. Г. Юнга, в частности, в их понимании самоактуализации и развития личности[18][20].
Среди тех, кто внёс в психоанализ социально-психологические идеи и оказал влияние на А. Маслоу, следует отметить Альфреда Адлера, Эриха Фромма, Карен Хорни и других учёных[20]. Особенно значимой для Маслоу была концепция самореализации, вытекающая из идеи уникальности человека и его потенциальных возможностей[18][19].
А. Маслоу привлекали идеи Фромма, в которых было выражено стремление человека к осмысленной и совершенной жизни, а не только проявление врожденного потенциала. Он разделял с Фроммом понимание того, что совершенствование личности возможно через сознательное взаимодействие с собой, а не только через проявление врождённых сильных качеств[18].
А. Маслоу усвоил множество аспектов своей гуманистической психологии из идей Альфреда Адлера, чья концепция утверждала, что человек является саморазвивающимся и самосогласующимся организмом[20]. Особенно привлекательным для Маслоу было учение Адлера о целостности человека и его органичности. Адлер придал огромное значение непрерывному движению к росту и развитию в жизни[18]. Адлер рассматривал человека как единство, которое двигается в направлении своих личностных целей. Данная идея находила отклик у Маслоу, который разделял мнение Адлера о том, что человек не стремится к покою и уменьшению напряжения. Вместо этого оба психолога подчеркивали важность роста и саморазвития[18][20].
Аспект важности роста и саморазвития находит свое отражение в концепциях самоактуализации А. Маслоу и актуализирующейся тенденции Карла Роджерса[24]. Оба психолога описывают близкие явления: стремление человека стать тем, кем он может быть (Маслоу) и стремление человека к полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей (Роджерс)[20]. Таким образом, понятие самоактуализации часто используется как синоним для выражения идеи актуализации своих потенциальных способностей[18][20].
А. Маслоу также внимательно изучал работы Гордона Олпорта, который оказал значительное влияние на развитие гуманистической психологии в США[25]. Олпорт разработал системный подход к изучению личности, который был направлен на противостояние психоанализу и бихевиоризму[20]. Он рассматривал личность как открытую психофизическую систему, основу которой составляет человеческое «Я». «Я» стремится к реализации своего потенциала и самоактуализации[26][27]. Олпорт считал, что социальные мотивы играют более важную роль в проявлениях личности, чем биологические, и что они могут стать независимыми от биологических основ и функционировать автономно[18].
Преимущества и недостатки
Как и в случае с большинством теорий, важно рассматривать пирамиду Маслоу с пониманием ограничений и контекста, в котором она была разработана.
Преимущества
- Понятность и интуитивность: Пирамида Маслоу описывает человеческие потребности и их иерархию в простой и легко понимаемой форме, что делает её доступной для широкой аудитории[18].
- Комплексный взгляд: Теория учитывает разнообразные аспекты человеческой жизни — от физиологических потребностей до потребности в самореализации, позволяя лучше понять мотивацию и поведение людей[28].
- Практическое применение: Пирамида Маслоу может быть использована в различных областях, включая психотерапию, образование, управление и маркетинг, для лучшего понимания и удовлетворения потребностей людей[1].
Недостатки
- Не всегда универсальна: Критики указывают на то, что иерархия потребностей может варьироваться в зависимости от культуры, общества и индивидуальных особенностей. Таким образом, она может быть менее универсальной, чем представляется[4].
- Отсутствие эмпирических данных: Оригинальная пирамида Маслоу была представлена без обширных эмпирических исследований, что вызывает вопросы о научной обоснованности и подтверждении концепций[10].
- Слишком упрощённая модель: Пирамида не учитывает сложные взаимодействия между потребностями и часто представляет их как ступенчатую последовательность, что не всегда отражает реальность[29].
Критическая оценка
Критическая оценка теории Маслоу включает следующие аспекты[10].
- Недостаток эмпирической поддержки. Теория Маслоу в значительной степени основана на его субъективных наблюдениях и суждениях, часто лишена конкретных эмпирических данных или строгих исследований, подтверждающих её основные предположения[10].
- Непонятность понятий. В некоторых случаях термины и понятия, используемые Маслоу, могут быть нечёткими или недостаточно чётко определенными, что может вызывать недоразумения и затруднять проверку его гипотез[10].
- Противоречия и несогласованность. В некоторых своих работах Маслоу высказывает разные и даже противоречивые идеи относительно последствий удовлетворения базовых потребностей, что вызывает вопросы относительно единства и последовательности его теории[10][4].
- Ограниченная применимость. Некоторые аспекты теории Маслоу могут быть ограничены в применимости на разные культурные и социальные контексты, что не всегда учитывается в его работах[10].
- Упрощение мотивации. Теория Маслоу упрощает сложный и многогранный процесс мотивации, сводя его к линейной иерархии потребностей, что не всегда отражает реальное поведение и мотивацию людей[10].
- Игнорирование индивидуальности. Теория Маслоу не всегда учитывает индивидуальные различия и вариабельность мотивационных факторов у разных людей[10].
- Неучёт социокультурных факторов. Маслоу ограничивает влияние общественных и культурных факторов на мотивацию и поведение, что может привести к недооценке влияния окружающей среды[10][4].
- Ограниченный опыт исследования. Маслоу не всегда обладал достаточным опытом в практической психотерапии или систематических исследованиях, что может подрывать авторитет его выводов[10].
- Субъективность. Многие идеи Маслоу основаны на его собственных убеждениях, которые могут не обладать объективностью или общей применимостью[10].
Альтернативные теории
Определённые идеи Маслоу стали основой многочисленных альтернативных теорий и продолжают активно развиваться в трудах других известных учёных психологов — его последователей.
Теория Альдерфера
Теория Альдерфера разбивает потребности на три группы: потребности в существовании (Existence), связях (Relatedness) и росте (Growth). Одной из ключевых особенностей этой теории является отсутствие иерархии, которая характерна для подхода Маслоу. Группы потребностей взаимодействуют и влияют друг на друга без строгой последовательности. Таким образом, индивид может испытывать и стремиться удовлетворить потребности из разных групп одновременно, не обязательно начиная с низшего уровня[30].
Теория МакКелланда
Теория МакКелланда, также известная как теория мотивации достижения, выделяет три основные группы потребностей: потребность во власти, потребность в успехе и потребность в причастности. Теория не уделяет внимание низшим потребностям, так как, по мнению исследователя, они считаются удовлетворёнными на разных уровнях. Вместо этого она фокусируется на более высокоуровневых мотивациях, связанных с желанием достижения, личной власти и вовлечённости в социальные процессы[30].
Теория Герцберга
Теория Герцберга, также известная как «теория двух факторов», концентрируется на исследовании удовлетворённости от работы. В теории рассматриваются только факторы, влияющие на уровень удовлетворённости сотрудника. Факторы подразделяются на две категории — мотивационные и удерживающие. Мотивационные факторы связаны с внутренней мотивацией сотрудника, например, возможность профессионального роста, достижения и признания. Удерживающие факторы, с другой стороны, связаны с условиями труда и окружающей средой, которые влияют на уровень комфорта и удовлетворенности сотрудника, такие как зарплата, условия работы и взаимодействие с коллегами[30][31].
Теория Портера — Лоулера
Теория Портера-Лоулера представляет собой комплексную модель, объединяющую мотивацию и личность. В этой теории выделяются пять ключевых аспектов: приложенные усилия, оценка процесса, результат, награда и степень удовлетворения. Эти элементы взаимодействуют, определяя, каким образом мотивация и личностные черты влияют на поведение человека и его оценку успешности. Таким образом, теория Портера-Лоулера стремится понять, как эти компоненты взаимодействуют друг с другом и как влияют на индивидуальные мотивы и удовлетворенность[30].
Мотивационная теория подкрепления
Мотивационная теория подкрепления основана на анализе следствий, которые сопровождают каждое действие или поведение. Последствия могут быть положительными или отрицательными. Если действие сопровождается положительными результатами, это создает мотивацию для повторения подобного действия в будущем. В своей сущности, данная теория утверждает, что индивиды стремятся к действиям, которые приносят им удовлетворение, и избегают действий, приводящих к негативным последствиям. Процесс подкрепления играет ключевую роль в формировании и поддержании желаемых поведенческих паттернов[30].
Классификация потребностей по П. Симонову
По классификации П. Симонова, потребности группируются в три категории[30].
- Витальные потребности: основные физиологические потребности, связанные с выживанием и поддержанием жизнедеятельности организма. Сюда входят потребности в пище, воде, воздухе, тепле, сне и другие, которые напрямую влияют на физическое состояние человека.
- Социальные потребности: потребности связаны с общением и взаимодействием с другими людьми. Они включают потребности в социальной принадлежности, любви, дружбе, взаимопонимании, уважении и признании в обществе.
- Идеальные потребности: потребность в саморазвитии, самореализации и стремлении к достижению личных целей и идеалов. Сюда входят потребности в самовыражении, творчестве, личной свободе и разнообразных достижениях[32].
Психотехнический подход Г. Мюнстерберга
Психотехнический подход Г. Мюнстерберга[33] представляет собой исследования в области психологии труда и создание условий для работы, способствующих эффективному рабочему процессу[34][35].
Г. Мюнстерберг, немецкий психолог и пионер прикладной психологии, сфокусировал свои исследования на том, как психологические аспекты влияют на трудовую деятельность и как можно оптимизировать рабочие условия, чтобы они стимулировали продуктивность и улучшали общую работоспособность. В рамках данного подхода он исследовал следующие факторы: эффективность коммуникации, подбор персонала, проектирование рабочих мест и улучшение организации труда[35].
Психотехнический подход Мюнстерберга показал важность адаптации технологии и организации рабочих процессов к психологическим особенностям работников, что подчеркнуло влияние психологических факторов на производительность и качество работы, и в результате способствовало развитию более эффективных стратегий управления и организации труда[30].
Примеры
Пирамида Маслоу нашла свое применение в следующих направлениях: маркетинг, менеджмент, карьерный рост, предпринимательство, наука, образование, здравоохранение, социальная работа, психотерапия, спорт и фитнес, социальная психология, дизайн и архитектура[36][37].
Маркетинг
Понимание мотивации, лежащих в основе покупательского поведения, является важным аспектом для успешного маркетинга. Изучение структуры пирамиды Маслоу позволяет анализировать, какие потребности удовлетворяются различными товарами и услугами, а также каким образом найти подход к клиенту. Это способствует формированию более точного психологического портрета потребителя, определению соответствующих маркетинговых стратегий и инструментов воздействия на целевую аудиторию[37]. Например, продавая статусные товары, можно подчеркнуть их роль в показе социального статуса, в то время как предлагая товары для здоровья, можно акцентировать внимание на физическом благополучии[38][39].
Менеджмент
В контексте менеджмента, пирамида Маслоу может служить инструментом для понимания потребностей сотрудников. Руководители, адаптируя свои подходы в соответствии с уровнями потребностей, могут повысить мотивацию и эффективность сотрудников. Например, предоставляя возможности для профессионального роста и признания, они могут удовлетворить потребности в самореализации[39].
Карьерный рост
Для личного и профессионального развития, осознание пирамиды Маслоу может помочь индивидуумам лучше определить свои цели и стратегии достижения успеха. Сначала удовлетворение базовых потребностей обеспечивает стабильность, затем возможности для социальных связей и признания могут способствовать профессиональному росту и карьере[29].
Предпринимательство
Для предпринимателей понимание потребностей клиентов и партнёров может определить успешность бизнес-стратегий. Адаптация продуктов и услуг к удовлетворению конкретных потребностей может повысить конкурентоспособность и привлечь целевую аудиторию[39].
Наука
В сфере научных исследований, пирамида Маслоу используется для анализа мотивации и поведения людей в различных ситуациях. Теория служит основой для изучения человеческой мотивации в различных областях, таких как психология, социология и экономика[37].
Пирамида Маслоу в XXI веке
Теория остается достаточно актуальной по-прежнему, несмотря даже на количество спорных моментов и наличие новой информации. В обществе постоянно прослеживается тренд на осознанность, желание улучшить качество жизни, которое, естественно, основывается на внутреннем самоощущении в улучшении условий жизни. Понимание потребностей способствует современному человеку оценить ситуацию, разобраться в себе, вносить качественные корректировки в свой образ жизни должным образом, идти в нужном направлении и вести за собой других людей[28][40].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Анаева З.К., Хайдаева С.И. Пирамида потребностей Абрахама Маслоу - путь от животного к сверхчеловеку // "Экономика и социум" : журнал. — 2016.
- ↑ Maslow A. H. A Theory of Human Motivation. — 1943. — 21 с.
- ↑ 3,0 3,1 Ремезова И.И. Современная философская антропология // Современная философская антропология : журнал. — 2005.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Гарин Евгений Викторович. Иерархия потребностей человека // Векторы благополучия: экономика и социум : журнал. — 2014.
- ↑ Маслоу А. Мотивация и личность / 3-е изд. / Пер. с англ.. — СПб.: Питер, 2019. — 400 с. с. — ISBN 978-5-496-00494-7.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 Сургуладзе Вахтанг Шотович. Идеология в иерархии потребностей человека // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer : журнал. — 2015. — Октябрь. — С. 52—63.
- ↑ 7,0 7,1 Коломиец Г.Г. Эстетика и категория «Эстетическое» // Вестник Оренбургского государственного университета : журнал. — 2005.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 "Потребности человека: биологические, социальные, духовные. Интересы человека." . Обществознание. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Научное редактирование: КУДИНОВ С.С.: Самореализация личности в современном мире . Сборник трудов конференции. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН) (24 января 2018).
- ↑ 10,00 10,01 10,02 10,03 10,04 10,05 10,06 10,07 10,08 10,09 10,10 10,11 Тимофеев Михаил Иванович, Мысаченко Виктор Иванович, Жеребцов Владимир Иванович. Критическая оценка теории А. Маслоу о мотивации и личности // Вестник Национального института бизнеса : журнал. — 2017. — С. 174—180.
- ↑ Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития [Текст : учебник]. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013. — 316 с. — ISBN ISBN 978-5-7186-0550-1.
- ↑ Игебаева Ф.А., Гайфуллина А.Р. Классификация потребностей А. Маслоу // "Экономика и социум" : журнал. — Издательский центр "ИУСЭР", 2015. — № 6 (19).
- ↑ Пирамида потребностей Маслоу . Социально-методический центр поддержки СО НКО Московской области. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Ромах О.В., Слепцова А.О. Творчество как условие формирования и самореализации талантливой личности // Аналитика культурологии : журнал. — 2011.
- ↑ Вадковская Н.Н. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки : журнал. — 2007.
- ↑ Солдатова И. Н. Целостные характеристики эстетического смысла жизни как интегративной категории воспитания прекрасного // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена : журнал. — 2019.
- ↑ 17,0 17,1 Забелина Анна Вячеславовна. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. — 2013.
- ↑ 18,00 18,01 18,02 18,03 18,04 18,05 18,06 18,07 18,08 18,09 18,10 18,11 18,12 18,13 18,14 18,15 18,16 Фассахова Гузель Рафкатовна, Гатауллина Роза Вилюровна, Чумарова Любовь Григорьевна. Абрахам Маслоу и его гуманистические идеи // Проблемы современного педагогического образования : журнал. — 2018. — С. 369—372.
- ↑ 19,0 19,1 19,2 Сафронова Ольга Владимировна. Проблема самоактуализации личности в психолого-педагогической литературе // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета : журнал. — 2011.
- ↑ 20,00 20,01 20,02 20,03 20,04 20,05 20,06 20,07 20,08 20,09 20,10 20,11 Мухтарова А.Х. Проблема самоактуализации личности в исследованиях зарубежных ученых // Инновационная наука : журнал. — 2017.
- ↑ Васильева Н.Л. Психоанализ как метод научного исследования психической динамики // ЖУРНАЛ Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения : журнал. — 2006.
- ↑ Иойлева Галина Валентиновна. Соотношение перцептивного и операционного сознания // ЖУРНАЛ Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина : журнал. — 2013.
- ↑ 23,0 23,1 «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» . Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Библиотека ВШЭ. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Д.А. Леонтьев. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ . Психологос (01 января 2010 г.). Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Абрахам Маслоу и психология самоактуализации . Каталог книжной полки. psychology.ru. Дата обращения: 25 августа 2023.
- ↑ Горелова Татьяна Анатольевна. Пределы парадигмы индивидуальности // Знание. Понимание. Умение : журнал. — 2017.
- ↑ Расторгуева Елена Николаевна. К определению самоактуализации // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта : журнал. — 2013.
- ↑ 28,0 28,1 Захаров Г.В., Коростелев О.В., Коренко Ю.М., Лапшина Н.В., Офицерова Н.А. Теории мотивации и их значение в практике управления человеческими ресурсами // Инновации и инвестиции : журнал. — 2022.
- ↑ 29,0 29,1 Завирский С.В., Гвоздева Н.В., Александров А.А. Устоит ли пирамида Маслоу? Практика применения «Иерархии потребностей» в свете современных подходов к управлению персоналом // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России» : журнал. — 2019. — С. 134—137.
- ↑ 30,0 30,1 30,2 30,3 30,4 30,5 30,6 Семенова Д.В. Современные теории мотивации и их значение в практике управления человеческими ресурсами // ЖУРНАЛ Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011.
- ↑ Котляров И.Д. Математическая формализация теорий мотивации Абрахама Маслоу и Фредерика Герцберга // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление : журнал. — 2008.
- ↑ Галяутдинов Руслан Рамилевич. Содержательные теории мотивации: Краткий обзор Источник: Галяутдинов Р.Р. Содержательные теории мотивации: краткий обзор // Сайт преподавателя экономики. [2014. URL: https://galyautdinov.ru/post/soderzhatelnye-teorii-motivacii (дата обращения: 19.03.2023).] . Сайт преподавателя экономики. Дата обращения: 12 марта 2023.
- ↑ Мюнстерберг, Г. Основы психотехники. Ч. 1 : Общая. — М.: Русский книжник, 1924. — 136 с.
- ↑ Мазилов Владимир Александрович, Стоюхина Наталия Юрьевна, Махалин Андрей Игоревич. «Большой психолог и методолог психологии»: к 100-летию со дня смерти Гуго Мюнстерберга // Ярославский педагогический вестник : журнал. — 2017.
- ↑ 35,0 35,1 Мазилов Владимир Александрович, Стоюхина Наталья Юрьевна. Парадигма воздействия в работах Гуго Мюнстерберга и первых психотехников // Ярославский педагогический вестник : журнал. — 2014.
- ↑ Олейникова Е.А. Применение теории А. Маслоу при оптимизации процесса обучения иностранному языку // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. — 2018.
- ↑ 37,0 37,1 37,2 Букейханов Нурым Раимжанович, Гвоздкова Светлана Ильинична, Никишечкин Анатолий Петрович. Иерархия потребностей А. Маслоу и потребность в управлении // Российские регионы: взгляд в будущее : журнал. — 2017.
- ↑ Букейханов Нурым Раимжанович, Закшевская Наталия Николаевна, Никишечкин Анатолий Петрович, Чмырь Инна Михайловна. Пирамида А. Маслоу в маркетинге безопасности // Социология : журнал. — 2013. — С. 139—140.
- ↑ 39,0 39,1 39,2 Еремина В.А. Мотивация и стимулирование в современной организации // Теория и практика современной науки. — 2016. — С. 103—104.
- ↑ Садыкова А.Я. Феномен самоакутализации А. Маслоу в современном мире // Символ науки : журнал. — 2020.
Литература
- Игебаева Ф. А. Социология: учебное пособие для студентов вузов. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 235 с.
- Макклелланд Д. Мотивация человека [Текст] / Д. Макклелланд. — СанктПетербург: Питер Пресс, 2007. — 449с.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019. — 400 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. А. Попогребского, Г. А. Балла. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011. — 496 с. — ISBN: 978-5-91671-116-5.
- Маслоу А. Психология бытия/ Пер. с. англ. А. П. Хомик. — М.: Академический проект, 2022. — 275 с. — ISBN: 978-5-8291-3929-2.
- Райгородский Д. Д. Практическая психодиагностика [Текст] / Д. Д. Райгородский. — Самара : БАХРАХ-М, 2008. — 672 с.
- Столяренко, Л. Д. Основы психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко. — Ростов — на-Дону : Феникс, 2010. — 576с.
- Хьелл П., Зиглер Д. Теории личности. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 607 с.
- Maslow A. H. A Theory of Human Motivation// Psychological Review. — Vol 50. — No 4. July 1943. — Рр. 370—396.
Ссылки
- Содержательные теории мотивации: краткий обзор
- A Theory of Human Motivation A. H. Maslow (1943)
- Motivation and personality by Maslow, Abraham H.