Мид, Маргарет

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Маргарет Мид
Маргарет МидМаргарет Мид
Дата рождения 16 декабря 1901(1901-12-16)
Место рождения Филадельфия США
Дата смерти 15 ноября 1978(1978-11-15) (76 лет)
Место смерти Нью-Йорк США

Ма́ргарет Мид (Mead) (родилась 16 декабря 1901, в Филадельфии, США15 ноября 1978, в Нью-Йорке, США) — американский антрополог. Родилась в семье профессора Университета Пенсильвании. Степень получила в Колумбийском университете, где училась под руководством Франца Боаса вместе с Рутью Бенедикт. С 1926 года1969 год работала в Музее естественной истории в Нью-Йорке, занимая должность куратора по этнологии Тихого океана. В рамках экспедиций Маргарет Мид посетила Самоа в 1925 году, остров Манус в 19281929 годах и Новую Гвинею в 19311933 годах. В 1944 году она основала Институт межкультурных исследований. С 1954 года Маргарет Мид работала как адъюнкт-профессор (доцент) в Колумбийском университете. Она также учредила отделы городской антропологии в Нью-Йоркском университете (1965 году) и антропологии в университете Фордем в Нью-Йорке (1968 году)[1].

Биография

Маргарет Мид родилась 16 декабря 1901 года в Филадельфии. Она была первым ребёнком в семье квакеров из пятерых детей. Её отец, Эдуард Мид Шервуд — профессор в Уортоновской школе финансов и торговли. Он основал вечернюю школу Университета штата Пенсильвания. Её мать, Эмили Мид Фогг — социолог и защитница прав женщин[2].

По окончании средней школы в 1919 году, Маргарет поступила в университет Де По, однако через год перешла в Барнард-колледж,где начала специализироваться в области психологии. Мид окончила Барнард-колледж в 1923 году. Её научные взгляды были под значительным влиянием — Рут Бенедикт и Францем Боасом. В 1924 году получила степень магистра психологии в Колумбийском университете. В 1925 году она отправилась на полевые исследования в Полинезию, на остров Самоа, где собрала обширный материал о процессе социализации детей и подростков в самоанском обществе. В своей магистерской диссертации она использовала исследования, проведённые в Полинезии. После возвращения из Полинезии в 1926 году, она приступила к работе куратором в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке[2].

В 1929 году она получила докторскую степень по антропологии (Ph.D.) также в Колумбийском университете. На протяжении более 50 лет она выполняла обязанности куратора в Американском музее естественной истории. После 1954 года она преподавала как адъюнкт-профессор антропологии в университете Колумбия. В поздние годы своей жизни она стала наставником для многих молодых антропологов и социологов[3].

Личная жизнь

Маргарет Мид была в браке трижды. Её первый муж, семинарист Лютер Крессман (1923 год1928 год). Затем она вышла замуж за новозеландского антрополога Рео Форчуна. Её третий брак (1936 год1950 год) был с британским антропологом Грегори Бейтсоном, от которого у неё родилась дочь Мэри Кэтрин Бейтсон, также ставшая антропологом. В конце своей жизни Мид работала с антропологом Родом Метрауксом. Переписка между ними свидетельствовала об их романтических отношениях. Маргарет Мид скончалась 15 ноября 1978 года и была похоронена в Троицкой епископальной церкви в Букингеме, штат Пенсильвания[3].

Достижения в области антропологии

Маргарет Мид была известным антропологом, чей вклад и исследования значительно повлияли на развитие антропологии. Её труды и достижения в этой области были важными[4].

Мид представила и поддерживала концепцию культурного релятивизма, которая гласит, что каждая культура обладает собственными ценностями, нормами и обычаями, которые следует осмысливать и оценивать в рамках данной культуры. Эта концепция способствовала изменениям в подходе к изучению и пониманию различных культур, способствуя развитию культурологии[4].

Мид провела обширные терренные исследования в Меланезии, где она изучала местные культуры и традиции. Её работа включала наблюдения, участие в ритуалах и интервью с местными жителями. Эти исследования помогли ей глубоко понять местные культуры и внести значительный вклад в антропологическую литературу[4].

Мид представила концепцию «терренной работы», которая стала ключевым методологическим принципом для антропологических исследований. Она подчёркивала значение активного участия и наблюдения в культуре, которую исследователь изучает, чтобы достичь более глубокого и точного понимания её уникальных особенностей и динамики[4].

Работы в области психологии

Помимо своих крупных достижений в антропологии и культурологии, Маргарет Мид внесла значительный вклад в психологию. Её труды в этой области сосредоточены на исследовании связи между культурой и психологическими процессами, а также на изучении влияния культурных факторов на формирование личности и поведения. Одним из самых известных произведений Маргарет Мид в области психологии является её книга «Психология женщины», изданная в 1949 году. В этом труде Мид исследует воздействие культурных норм и стереотипов на формирование женской личности и роли в обществе. Она анализирует разнообразные аспекты женской психологии, включая материнство, сексуальность, роль в семье и обществе, и рассматривает их в контексте культурных ожиданий и стандартов[4].

Ещё одним важным трудом Маргарет Мид в области психологии является её исследование «Культурные образы и детская психология», опубликованное в 1950 году. В этой работе Мид исследует влияние культурных образов и символов на развитие детской психологии. Она изучает, как культурные представления и стереотипы формируются и передаются через различные культурные институты, такие как семья, школа и средства массовой информации, и как они влияют на формирование личности и поведения детей[4].

Работы Маргарет Мид в области психологии играют важную роль в понимании взаимосвязи между культурой и психологическими процессами. Они помогают осознать, что наши мысли, чувства и поведение не определяются только нашей индивидуальной природой, но также сильно зависят от культурных факторов, окружающих нас. Эти работы позволяют глубже понять, как культура формирует нашу психологию и как мы можем анализировать и изменять эти процессы для создания более справедливого и равноправного общества[4].

Активность в общественной сфере

Маргарет Мид не только была выдающимся учёным, но и активным общественным деятелем, использующим свои знания в области культурологии и антропологии для поддержки различных социальных и политических движений. Одной из наиболее известных инициатив Маргарет Мид было её вовлечение в феминистическое движение во второй волне, направленное на достижение равенства женщин в обществе. Она проводила исследования о роли женщин в разных культурах и анализировала влияние гендерного неравенства на их жизнь. Её работа способствовала привлечению внимания к проблемам женщин и вносила изменения в общественное мнение. Помимо этого, Маргарет Мид активно выступала против расизма и колониализма, исследуя влияние культурных предубеждений и стереотипов на межрасовые отношения и насилие, связанное с колониализмом. Её постоянная позиция за равенство и уважение различных культур способствовала обращению внимания к проблемам расизма и колониализма[4].

Более того, Маргарет Мид была активисткой в области прав человека, выступая против нарушений прав и поддерживая идею уважения и защиты прав каждого человека, независимо от пола, расы или культуры. Её работа и амбиции в этой сфере вдохновили многих и способствовали изменениям в обществе[4].

Вклад в науку

Маргарет Мид разработала идеи о социокультурном измерении личности и оказала значительное влияние на интеграцию понятий культуры в сферы образования, медицины и государственной политики. Она выступала в качестве пропагандиста антропологии в современной американской и западной культуре.

Её полевые исследования в основном фокусировались на народах Океании. Она провела экспедиции:

В ходе исследований она изучала поведение подростков и сексуальные нормы в среде примитивных племён. Мид пришла к выводу, что в традиционном примитивном обществе отсутствуют конфликты поколений и проблемы социализации подростков. Её теории вызвали вопросы у антропологов конца XX века относительно точности наблюдений и обоснованности выводов. Её исследования на Бали заслуживают особого внимания благодаря разработке новых методов полевых исследований. Она широко использовала фотографии и киносъёмку для фиксации и анализа важных деталей поведения, которые могли ускользнуть от традиционных этнографов. Например, с Бали она привезла более 38 тысяч фотографий. Позднее её интерес к психиатрии привёл к изучению культурного контекста шизофрении. Будучи студенткой и коллегой Рут Бенедикт, она сосредоточилась на вопросах воспитания детей, индивидуальности и культуры. Мид акцентировала внимание на важности понимания точек зрения женщин и детей для антропологов. Она также активно сотрудничала с Всемирной федерацией психического здоровья. Была одной из основателей Ассоциации парапсихологии, выступавшей за развитие парапсихологии и психических исследований. Маргарет Мид была писателем и энергичным оратором, пользовавшимся широкой популярностью в обществе. Она сыграла важную роль в популяризации антропологических идей о культуре в Соединённых Штатах. Всегда активно участвовала в дискуссиях по широкому кругу вопросов, включая права женщин и проблему распространения ядерного оружия[3].

Основные труды

Маргарет Мид написала 23 книг, среди которых выделяются её ключевые труды: первая и наиболее известная — «Совершеннолетие в Самоа»(1928 год);

  • «Взросление в Новой Гвинее» (1930 год);
  • «Пол и темперамент в трёх примитивных обществах» (1935 год);
  • «Мужчина и женщина» (1949 год);
  • «Преемственность в культурной эволюции» (1964 год);
  • «Семья»(1965 год);
  • «Культуры и приверженности»(1970 год)[3].

Примечания

  1. Мид Маргарет Большая российская энциклопедия 2004-2017. old.bigenc.ru. Дата обращения: 23 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 Маргарет Мид. www.peoples.ru. Дата обращения: 23 марта 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Марков С. Маргарет Мид – Американский антрополог и психолог. geniusrevive.com (17 марта 2017). Дата обращения: 23 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Маргарет Мид: исследовательница культуры, психология и общественное влияние. nauchniestati.ru. Научные статьи.ру (20 сентября 2023). Дата обращения: 23 марта 2024.