Культурная антропология
| Наука | |
| Культурная антропология | |
|---|---|
| | |
| Тема | Науки о культуре |
| Предмет изучения | поведение человека и результаты его деятельности |
| Период зарождения | XIX век |
| Значительные учёные | Эдвард Бёрнетт Тайлор и многие другие |
Культу́рная антрополо́гия (англ. cultural anthropology) — научное направление деятельности по изучению поведения человека и результатов его деятельности: развитие культуры, анализ её направлений в рамках исторического развития, общего генезиса. В США используется понятие «культурная антропология», в Великобритании — «социальная антропология»[1].
Актуальным направлением в рамках культурной антропологии является анализ отдельных фактов современной культурыс целью выявления особенностей жизни человека. Взгляд экспертов концентрируется на особенно выразительных и специфических культурных явлениях, характерных именно для современной постиндустриальной культуры: кино, шоу-бизнес, мода, реклама, техносфера, виртуальная реальность и тому подобные[2][3].
История и статус
Знание о проблемах других людей и о чуждых вариантах образа жизни должно быть достаточно общепринятым для того, чтобы положительная терпимость стала возможной— Клайд Клакхон, Зеркало для человека. Введение в антропологию[4]
Как самостоятельная дисциплина, культурная антропология сформировалась в конце XIX — начале XX века в основном в США, что совпало со значительнымит событиями в западной цивилизации. Этот термин приобрёл особенно большое значение благодаря исследованиям известных немецких философов: Эдварда Тайлора, Генриха Риккерта, Вильгельма Дильтея, Георга Зиммеля, Эрнста Кассирера, Освальда Шпенглера и других. В их работах термин «науки о культуре» дополнил или даже заменил классический термин «науки о духе» и стал ключевым понятием по отношению к науке, в которой осуществляется конкретный анализ творческой деятельности человека[5].
Культура в современной философии определяется разными исследователями по-разному, однако во всех случаях культура понимается в качестве важнейшего проявления человеческой деятельности, как универсальный результат жизнедеятельности человека, причём как результат, в котором наиболее адекватно «отпечатывается» сущность человека. Именно поэтому совершенно естественным является использование анализа культуры, её истории и её форм в качестве основы для исследования человеческого бытия[1].
Особое значение для антропологических исследований анализ культуры имеет в тех случаях, когда закрыт непосредственный доступ к тем структурам, в которых функционирует человек. Это относится либо к исчезнувшим структурам, то есть к общественным системам, существовавшим в прошлом, либо к примитивным («закрытым») сообществам. Они, как правило, недоступны для непосредственного вхождения в них человека цивилизованного общества. Первый тип исследований до сих пор в основном осуществляется историками, которые, не ограничиваясь фиксацией событийной стороны тех или иных эпох, пытаются обозначить общие составляющие культурного развития эпохи и через них показать специфику бытия человека. Одними из первых примеров такого рода исследований являются исторические труды Льва Платоновича Карсавина[6].
В 20-30-е годы ХХ века по этому пути пошли многие западные историки, культурологи и отчасти философы. Среди самых известных трудов, созданных в этом направлении: Йохан Хёйзинга «Осень средневековья», Макс Дворжак «История итальянского искусства в эпоху Возрождения», Михаил Бахтин «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья»и другие. Во второй половине ХХ века особенно большую известность приобрели выполненные в этом духе работы Мишеля Фуко («История безумия в классическую эпоху», «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук»и другие). На втором направлении работали в основном этнографы и этнофилософы, которые через анализ культурных стереотипов и форм примитивных сообществ пытались найти основу как для более глубокого понимания бытия самих этих сообществ и человека в них, так и для вскрытия общих закономерностей и принципов бытия человека в сообществах любого типа. Исследование примитивных культур оказалось полезным в том смысле, что в них удалось обнаружить фундаментальные принципы жизни человека, которые в развитых, цивилизованных культурах оказываются заслонёнными и затемнёнными более яркими, но вторичными явлениями и структурами. К классическим трудам в этой области относятся работы Клода Леви-Стросса, Карла Юнга, Люсьена Леви-Брюля, Бронислава Малиновского и других[7][8][9][10][11].
Наконец, последним и самым современным направлением в рамках культурной антропологии является использование анализа отдельных феноменов новейшей культуры с целью выявления особенностей бытия современного человека. В силу сложности нынешней культуры взгляд исследователей концентрируется на особенно выразительных и специфичных культурных феноменах, характерных именно для текущей постиндустриальной культуры: кино, мода, реклама, шоу-бизнес, техносфера, виртуальная реальность и тому подобные[1].
Теоретические подходы
Культурная антропология занимается не описанием уникальных культурных явлений, а выявлением универсальных, родовых свойств человека и регулярно повторяющихся социальных процессов. Основные проблемы, которые исследует антропология[2]:
- Культурный материализм
- Феминистская антропология
- Функционализм
- Символическая и интерпретативная антропология
- Политическая экономия в антропологии[12]
- Практическая теория
- Структурализм
- Постструктурализм
- Акторно–сетевая теория
- Теория культуры
- Теория систем в антропологии
Основные представители
В культурной антропологии представлены исследователи разных направлений: культурного материализма, постструктурализма, функционализма, структурализма и других. Ниже приведены имена ряда учёных, связанных с этими направлениями[1][5]:
Эдвард Бёрнетт Тайлор, Лео Фробениус, Франц Боас, Рут Бенедикт, Маргарет Мид, Бронислав Малиновский, Йохан Хёйзинга, Лев Платонович Карсавин, Альфред Радклиф-Браун, Клайд Кей Мейбен Клакхон, Карл Густав Юнг, Марсель Мосс, Мервилл Херсковиц, Люсьен Леви-Брюль, Клод Леви-Стросс, Клиффорд Гирц, Генрих Риккерт, Вильгельм Дильтей, Георг Зиммель, Михаил Бахтин, Эрнст Кассирер, Освальд Шпенглер[13].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — Москва: Издательство МГИК, 1994. — 214 с. — ISBN 5-85652-018-1.
- ↑ 2,0 2,1 Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология / Орлова Э.А. — Москва: Академический Проект, 2004. — 480 с. — ISBN 5-8291-0432-6.
- ↑ Евлампиев И.И. Проект РХГА Структура антропологического знания. Культурная антропология. Русская Христианская гуманитарная академия (12 августа 2024). Дата обращения: 22 сентября 2025.
- ↑ Клайд К. М. К. Зеркало для человека. Введение в антропологию / Перевод Панченко А.А. — Санкт-Петербург: Издательство Евразия, 1998. — 351 с. — ISBN 5-8071-0009-3.
- ↑ 5,0 5,1 Васильев М.И. Введение в культурную антропологию / М.И. Васильев. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. — 156 с. — ISBN 5-89896-192-5, ББК 63.
- ↑ Карсавин Л.П. Основы средневековой религиозности в XII—XIII веках, преимущественно в Италии / Печатается по определению Историко-Филологического Факультета Императорского Петроградского Университета. — Петроград: Типография «Научное Дело», 1915. — 360 с.
- ↑ Хёйзинга Й. Осень средневековья / Составитель и переводчик Сильвестров Д.В. — Москва: Издательская группа «Прогресс»—«Культура», 1995. — 416 с. — ISBN 5-01-004467-6.
- ↑ Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения / Перевод с немецкого, комментарии Бабанова И. — Санкт Петербург: Группа Компаний «РИПОЛ классик / Пальмира», 2022. — 304 с. — ISBN 978-5-386-12877-7.
- ↑ Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса / Оформление художника Е. Ганнушкина. — Москва: Издательство «Художественная литература», 1990. — 548 с. — ISBN 5-280-00710-2.
- ↑ Фуко М. История безумия в классическую эпоху / С. Я. Левит, составление серии, 1997 © И. К. Стаф, перевод, 1997 © 3. А. Сокулер, вступительная статья. — Санкт-Петербург: Книга издана при содействии Фонда 'Учебная Литература', 1997. — 576 с. — ISBN 5-7914-0017-9.
- ↑ Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой, вступительная статья Н. С. Автономовой. — Москва: «Прогресс», 1977. — 490 с. — ISBN 5-85962-021-7 БКК 87.3 Ф 94.
- ↑ Пономарёв В.П. Антуан де Монкретьен и другие «Пророки» Антропологической политэкономии (Ru) // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук : Журнал. — Общество с ограниченной ответственностью «Институт стратегических исследований», 2015. — ISSN 2073-0071.
- ↑ Brian Vincent Street. Sir Edward Burnett Tylor (неопр.). Britannica (14 апреля 2009). Дата обращения: 29 сентября 2025.
