Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок
Музей "Оренбургскому пуховому платку" Россия Оренбург.jpg
Общая информация
Регион Оренбургская область Оренбургская область
Материал пух коз, выращенных в Оренбургской области
Время появления 1766
Оренбургские паутинки на витрине магазина, белые, ручной работы. Ноябрь 2025 года

Оренбу́ргский пухо́вый плато́к — нежное, лёгкое пуховое изделие, выполненное мастерицами изысканным узором из пуха коз, выращенных в морозном уральском климате Оренбургских степей. Уникальность платка в том, что используется очень тонкий пух толщиной 16—18 микрон. Пуховые платки в Оренбургской губернии (по состоянию на 2025 год — Оренбургская область) начали вязать уральские казачки в XVIII веке. Они пользовались технологиями вышивки и кружева, изделия получались ажурными, и их стали назвать паутинками. Первую ажурную паутинку связала мастерица из посёлка Жёлтый Орского уезда Оренбургской губернии (по состоянию на 2025 год — Жёлтинский сельсовет Саракташского района Оренбургской области). Пуховый платок считается одним из исконно русских народных промыслов, узнаваемых в мировой общественности и символизирующих Россию наряду с матрёшкой, тульским самоваром, хохломской росписью, уральским малахитом, дымковской игрушкой[1][2][3][4][5][6][7].

История промысла

Пуховые платки впервые использовали около трёхсот столетий назад мужчины. Платками утеплялись чабаны-скотники, казаки, охраняющие на Урале государственные границы, а также джигиты из Киргиз-Кайсацкой орды с целью защиты от суровой уральской стужи. В первой половине XVIII века почти одновременно с возникновением Оренбургской губернии началась так называемая «женская» эра пуховых платков. На основе технологии кружева и вышивания уральские казачки вязали из пуха ажурные изделия, которые назвали паутинками[1][8][5][9].

Обратил внимание на уникальность пуха коз в Оренбургской губернии российский учёный, первый член-корреспондент Российской академии наук Пётр Иванович Рычков. Под его руководством проходило развитие и основание города Оренбурга, у него были условия для проведения исследования полезных качеств оренбургского козьего пуха. Пётр Иванович инициировал пуховязальное предприятие в Оренбургской губернии. Искусство нового ремесла местные мастерицы вырабатывали в доме Рычковых, процесс координировала жена Петра Ивановича — Елена Денисьевна Чирикова (по некоторым данным Алёна Денисьевна Чирикова). Она привезла в Москву пуховый платок из белого козьего пуха и получила за него медаль, а пуховязальщицы заслужили благодарности. Начало развитию всемирно известного промысла по производству оренбургских пуховых платков дала статья Петра Ивановича Рычкова «Опыт о козьей шерсти», опубликованная в «Трудах Вольного экономического общества» за 1766 год[1][8][5][4][10].

Национальная гордость Оренбурга — пуховые платки и паутинки

Оренбургский пуховый платок получил международное признание к середине XIX века. На Международной выставке в Лондоне оригиналы пуховых изделий имели успех, что повлияло на развитие экспорта и популяризацию ремесленных изделий отечественной продукции в мире. В Париже на Международной выставке в 1857 году пуховые платки признаны по качеству лучшими, и через год мастерицы в Брюсселе получили Большую серебряную медаль. Новый успех оренбургские пуховые платки получили в 1862 году в Лондоне, где мастерица Мария Ускова удостоена золотой медали «За шали из козьего пуха» и денежного вознаграждения. В конце XIX века пуховые платки были в приоритете на выставке в Чикаго (США)[1][10].

Оренбургская паутинка

В XX столетии к началу 1920 года производство значительно возросло по объёму и перешло на автоматизированный процесс. Ручное производство платков осталось в приоритете, высокий знак качества продукции позволял их демонстрировать в выставочных залах Японии, Канады, Индии, Алжира, Испании. В 1930 году в Оренбурге открылась пуховязальная фабрика имени Первого мая (по состоянию на 2025 год — индустриальный парк «Оренбургский пуховый платок»), но для создания мягкости и пушистости изделия пух чесали и пряли вручную, ажурную кайму мастерицы исполняли металлическими спицами. Механизация создания пуховых платков состоялась на базе артели имени Парижской Коммуны, которая не остановила производство даже в годы Великой Отечественной войны и внесла значительный вклад в победу. Артель переименована в фабрику в 1960 году, в 1966 году построено новое здание фабрики на улице Расковой. До 1985 года в Советском Союзе все пуховницы были на учёте. Пуховый платок ручной работы в то время купить было невозможно, изделия уходили на экспорт[1][4].

Оренбургский пуховый платок XXI века перешёл в статус предмета гардероба женской половины Оренбургской области. В 2004 году связан 50-ти миллионный платок. В 2015 году фабрика получила статус индустриального парка «Оренбургский пуховый платок»[11]. Вязальщицы уходят от классических композиций создания платков, вносят определённые рисунки и композиции. Платки занимают позиции сувениров, талисманов, их даже отправляют в космос. В фондах Оренбургского областного музея изобразительных искусств хранится шаль-паутинка, которая 3 декабря 2018 года отправлена в космический полёт с экипажем МКС 58/59. Экипаж был международного состава, кроме российских космонавтов в него входили астронавты США — Макклейн Энн Шарлотт (NASA) и Сен-Жак Давид (Канадское космическое агентство). Паутинка, связанная уроженкой села Жёлтое Саракташского района Оренбургской области потомственной мастерицей Миннур Ишмухаметовой, 204 суток находилась на космическом корабле «Союз МС-11» и передана на хранение в музей космонавтом Олегом Кононенко[4][12][13]:

«В космос полетел платок абсолютно нашего века. В нём сошлись прошлое, настоящее и будущее. Мастерица включила в платок узоры XIX века — корольки, ХХ века — круговую продуманную композицию, и новый рисунок нашего времени. В кайме появился рисунок, абсолютно чуждый пуховязанию — ландыши»

— Ирина Бушухина, заведующая галереей «Оренбургский пуховой платок»

Описание создания и производство

Для производства пуховых платков необходим пух козы оренбургской пуховой породы. Эту породу разводят в Оренбургской области, в частности в посёлке Маячный Кувандыкского муниципального округа на хозяйстве предприятия «Оренбургские пуховницы». Козы имеют пух толщиной волокна от 16-ти до 18-ти микромикрон с уникальными свойствами в условиях суровой морозной зимы, сильных степных ветров, засушливого жаркого лета. Пух вычёсывают один раз в год в конце зимы или в первые дни наступления весны[14].

Пух для вязания платка традиционно серого или белого цвета должен быть без запаха и мягким на ощупь. Для Оренбургского пухового платка предусмотрены классические модели — шаль (простой тёплый пуховый платок для повседневной носки), паутинка (ажурное изделие из очень тонкой нити для праздничных мероприятий), косынка (размером в половину шали, тёплая — для повседневной носки), палантин (ажурное исполнение из тонкой нити в виде шарфа или накидки на плечи в праздничные дни). Из восьми элементов создаются сложные узоры: трёхпетельная и пятипетельная «глухотинка», «бисерная дорожка», «рыбка», «горох», «мышиный след», «соты», «косорядки». Композиционно пуховый платок представляет четыре группы: середина (сплошная, однокруговая, пятикруговая, тринадцатикруговая), решётка (отделяет середину от каймы широкой полосой с определённым орнаментом), кайма (более широкая, чем решётка), зубчики на кайме. В составе платка используются как правило две нити — пуховая и шёлковая для ажурных моделей, пуховая и хлопковая для плотных изделий[14][9][10].

Традиционно пуховые платки вяжут металлическими спицами, но используется также нетрадиционная техника исполнения с помощью крючка для вязания. Важно соблюдать четыре правила: прядение нити с помощью деревянного веретена или прялки должно быть ровным (используется мягкий перебранный и промытый пух), исполнена равномерная плотность вязки, выдержана геометрическая симметрия рисунка, внесено художественное оформление платка. Готовый пуховый платок стирают, отбеливают, полощут, просушивают в растянутом виде на пяльцах. В среднем на изготовление одного пухового платка затрачивается от 250 до 480 рабочих часов[14].

Учёные и практики работают в области исследования отрасли налаживания пухового производства. На этапе трудоёмкой операции вычёсывания пуха у коз ручным или механическим способом происходит нарушение структуры волосяных материалов пуха, что понижает качество пухового волокна. С целью получения пухового волокна допустимого качества проводятся научные эксперименты, направленные на изучение технологии процесса чёски, а также разрабатываются средства механизации данного процесса[15].

Оренбургский пуховый платок читается как картина. Стиль (почерк) мастерицы прослеживается по определённым мотивам, авторским орнаментам на платке. Искусствоведы выделяют три аспекта[12]:

«В пуховом платке три твёрдые комплекции, которые никогда не меняются в центральном поле: один ромб, пять ромбов или сплошная середина, когда вяжется один узор. После центрального поля идёт решётка — ажурная полоса, отделяющая центральное поле от каймы. И третье — кайма, которая как рама закрывает всю композицию. Поэтому платки все друг на друга похожи. И правильно, это лицо промысла, а не самодеятельность»

— Ирина Бушухина, заведующая галереей «Оренбургский пуховой платок»

В XXI веке пуховый платок не обязательно представлен классическим узором. Дизайнеры и художники оставляют в основе орнамент паутинки и создают композиции по определённым темам — пейзажи, лица вождей и поэтов, силуэты людей, животных, птиц и другое. В пуховые платки вплетают бисер, что придаёт им уникальность, но снижает функциональность. Специальные станки используются для создания шедевральных узоров на пуховом платке, но наибольшую ценность представляют платки, созданные рукодельницами[12][14][4].

Предприятия и пуховязальные места на данный момент

Пуховая артель «ОренбургШаль» занимается производством пуховых платков ручной работы с 2009 года. С пуховой артелью сотрудничают более трёхсот мастериц. Опыт создания пуховых платков у мастериц — от сорока до восьмидесяти лет, значимая часть работниц занимается этим с шестилетнего возраста. Один платок ручной работы изготавливается не менее двухсот часов. Платки повышенной сложности изготавливаются до трёх штук в год. Паутинка самого маленького размера состоит из 90 тысяч петель. Вязальщицы работают, опираясь на архивные материалы по производству пуховых платков, в рамках ГОСТов и нормативов пухового производства XX века[16].

Центрами производства пуховых платков ручной работы считаются населённые пункты Саракташского района Оренбургской области — Саракташ, Чёрный Отрог, Никитино, Жёлтое. К старинным пуховязальным сёлам Саракташского района также относятся Воздвиженка, Петровское, Черкассы, Красногор, Новокульчумово, Студеницы, Аблязово, Первая Фёдоровка и другие. Жёлтинские вязальщицы специализируются на производстве ажурных паутинок, паутинки вяжут жители из села Жёлтое, а также Чул-пан, Дубиновка, Гипс Рудник, Юлгутла, Донская, Новогафарово, Мухамедьярово. Функционируют пуховязальные предприятия и на других территориях Оренбургской области — Оренбургском, Переволоцком, Бузулукском, Сакмарском, Октябрьском, Илекском районах, посёлке Энергетик (ириклинское производство), а также в городах Кувандык, Медногорск, Орск, Оренбург, Сорочинск, Бузулук[10].

Макет Индустриального парка «Оренбургский пуховый платок», ноябрь 2025 года

С 2015 года в Оренбурге функционирует индустриальный парк «Оренбургский пуховый платок». В нём находится Центр народных художественных промыслов, в котором размещены фабрика по производству изделий пуховых платков, носочная фабрика, детская трикотажная фабрика, комбинат, склады и офисы, магазины с изделиями фабричного производства и ручной работы пуховниц Оренбургской области. Налажена интернет-продажа пуховых платков фабричного производства, проводится экспертиза изделий, организовано обучение в учебно-методическом центре. Индустриальный парк, кроме направления лёгкой промышленности, ведёт ещё два основных направления — народные художественные промыслы, индустрия товаров для детей[11][17][18].

Тенденция моды

В пуховых платках ООО «Оренбургский пуховницы» и фабрики Оренбургских пуховых платков встречаются элементы монохромной или полихромной вышивки, что не является характерным для изделий классического стиля Оренбургского пуховязального промысла. Кроме традиционных платков производят конверты для младенцев, платки-одеяла, платки-пледы, они отличаются отсутствием зубчикового края[19][20].

Оренбургский пуховый платок используется в качестве головного убора (платок, капюшон), шарфа, парео, пуховой вуали, накидки на плечи, пелерины. Из пухового платка изготавливается одежда для повседневной носки и нарядная для праздничных мероприятий, среди которых может быть лёгкое платье, юбка, топ, жилет, кардиган[20].

Дом пуховой моды Анны Советовой. Оренбург, 2025 год

В XX веке при создании коллекций одежды оренбургские платки (паутинки) широко использовали советские и российские модельеры Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Ирина Крутикова, Анна и Алексей Бородулины, Юлия Серёгина, Анастасия Романцева, Елена Цокаленко, а также дизайнер Юозас Статкявичус (Литва)[20].

Изделия, изготовленные на высокотехнологичном оборудовании, отличаются наличием орнаментов разных цветов и усложнёнными рисунками. Созданы эксклюзивные композиционные пуховые платки с картинными изображениями, мотивами растительного и животного мира, бахромой по краям. Также присутствуют юбилейные надписи, подписи автора платка на кайме. Такие платки имеют элементы вставки пряжи контрастных цветов и оттенков, представлены в выставочном зале Оренбургского областного музея изобразительных искусств[19].

В Оренбурге в рамках региональной акции «Дни Оренбургского пухового платка — 2025» открыт Дом пуховой моды Анны Советовой. Программа масштабирована благодаря проекту «Оренбургский пуховый платок. От прялки до подиума — 250 лет успеха», представленному дизайнером Анной Советовой, заслужил федеральный грант Президентского фонда культурных инициатив. Уникальность проекта в мультиформатности — пространство Дома пуховой моды выполняет функции музея, выставочной площадки и творческой мастерской. Планируется создание «Пухового дворика» на прилегающей территории, где будут проводиться творческие встречи, модные показы, экскурсионные и образовательные мероприятия для посетителей. Дизайнерские работы имеют бренд Anna Sovetova, объединяют современные тренды моды и оренбургские традиции пуховязального ремесла, перешедшего в искусство. Дом пуховой моды находится в городе Оренбурге на улице Комсомольской, дом 22[21][22].

Мифы

Оренбургская ажурная паутинка проходит сквозь кольцо. Оренбург, 2025 год

Первый миф — Оренбургский пуховый платок легко проходит в обручальное кольцо (перстень). Этот миф работает, если использовать ажурные тонкие изделия. Но платки бывают больших размеров, толстыми, пушистыми для использования в морозы с сильным ветром, и они не пройдут в кольцо. Ещё один созвучный мифический способ проверки качества Оренбургской паутинки — можно сжать и легко уложить в скорлупу гусиного яйца. Если это ажурный платок небольшого размера со сторонами метр на метр, то платок свободно входит в скорлупу. Однако шаль-паутинка размером 170 см на 170 см не войдёт в скорлупу гусиного яйца[23].

Второй миф — пуховый платок носят женщины зрелого возраста. В XX веке появилась мода на головные уборы, которые вытеснили пуховые платки. Молодежь отдавала предпочтение шапкам, беретам, шляпам, а зрелое поколение женщин оставалось верными проверенным временем тёплым и надёжным шалям и платкам. В XXI веке появились элегантные, яркие, нетривиальные и модные форматы пуховых платков, которые с удовольствием носят представители молодого поколения[23].

Третий миф — пуховые платки в процессе вязания становятся пушистыми. На самом деле платок становится пушистым после нескольких месяцев носки. Если новое изделие продаётся пушистым, то это означает, что из неё пух вычесан искусственно и такая паутинка прослужит не долго[23].

Четвёртый миф — мягкая нежная паутинка должна быть связана только из козьего пуха. Это не так, пух обязательно соединяется с основной шёлковой или хлопчатобумажной нитью. Такой симбиоз позволяет платку быть прочным и служить много лет[23].

Пятый миф — Оренбургская паутинка вяжется ручным способом. Так было до тех пор, пока не появилась пуховязальная фабрика. Теперь паутинки ручной вязки — редкость, а фабричные паутинки отличаются чётким, но однообразным рисунком[23].

Шестой миф —тонкие ажурные паутинки вяжут из тонкой шерсти. Это заблуждение. Используется исключительно пух оренбургских коз, который придаёт лёгкость пуховым платкам. Пух вычёсывают у коз в начале весенней линьки, перебирают его, освобождают от грубых волокон. Затем стирают и расчёсывают до изготовления пуховой пряжи. В результате нить из пуха получается очень тонкой и воздушно лёгкой[23].

Седьмой миф — паутинки ручной работы вяжут в Оренбурге, и только здесь их можно приобрести. Так было во времена ручного изготовления пуховых платков, когда пуховый промысел развивался вблизи города Оренбурга. В современности можно поехать в сельскую глубинку Оренбургской области и приобрести паутинку у мастериц (без посредников). Однако паутинку можно заказать и получить в интернет-магазинах, реализующих Оренбургские пуховые платки от мастериц ручной работы[23].

Традиции

С целью привлечения внимания к традиционному народному промыслу Оренбуржья в 2009 году 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы стартовала акция «Дни пухового платка». В Оренбурге в эти дни организуются мероприятия[24]:

В старину у казаков во время помолвки невеста в знак согласия выйти замуж передавала жениху свой пуховый платок. По православной традиции во время свадьбы невеста получала белоснежный пуховый платок от своей матери как напутствие к счастливой жизни с достатком[25].

Распространение в России и за рубежом

Постоянной частью фонда 22-х музеев России и мира являются Оренбургские пуховые платки — изделия компании «ОренбургШаль». В Туапсе в историко-краеведческом музее имени Полетаева в 2020 году открылась выставка «Красота, связанная нитью». В Италии в городе Прато в 2018 году открыт масштабный проект «Переплетения истории. Оренбургские платки от Прато до Урала». Выставка была организована на восьми площадках. На дефиле во время торжественного открытия выставки прошла демонстрация Оренбургских пуховых платков и текстильных коллекций Италии[26][27].

Оренбургский пуховый платок (галерея)

В Оренбургском музее изобразительных искусств на постоянной основе функционирует Галерея «Оренбургский пуховый платок». Изделия компании «ОренбургШаль» являются основой фондов музея и ежегодно демонстрируются в выставочных залах музеев по всей России. С 2019 года по 2021 год выставки Оренбургского пухового платка организовали музей-заповедник имени А. С. Пушкина «Михайловское», село Берново Тверской области, Севастополь (три локации), Красноярск, Бузулук, Белгород, Самара, станция Вёшенская Шолоховского района Ростовской области, Якутск, Тверь[27].

Потомственная вязальщица из Сакмарского района Оренбургской области Магинур Абдуловна Хусаинова передала два шарфа в музеи Малайзии — Музей исламского искусств и Музей азиатского искусства Университета Малайи. Также её изделия хранятся в фондах музеев России и Японии[28].

В честь открытия авторской галереи художника Юрия Рысухина в музее современного искусства М’АРТ в 2025 году фабрика Оренбургских пуховых платков изготовила уникальную паутинку — с портретом художника[29][30].

В 2023 году для выставки-форума «Россия» на ВДНХ (Москва) создан пуховый платок, занесённый в книгу рекордов России. Платок выполнен из козьего пуха в виде уникального российского флага. Его размер — шесть на девять метров (площадь — 68,4 квадратных метра). На создание платка ушло четыре килограмма пряжи и более 250 часов работников двух предприятий — ООО «Фабрика Оренбургских пуховых платков» и потребительский кооператив «Оренбургские пуховницы». Предыдущий национальный рекорд был зафиксирован в 2013 году — из 13,5 километров пряжи был создан платок размером 3,6 на 3,6 метра. В книге рекордов России в 2013 году также зафиксирован самый маленький Оренбургский пуховый платок — размер 10 на 10 сантиметров, рекордсмен Людмила Дмитрачкова[5][31][32][33][34].

Культура

Оренбургский пуховый палантин, белый, ручная работа
Центр народных художественных промыслов «Оренбургский пуховый платок» (2025 год)

В 2017 году перед зданием Оренбургской фабрики пуховых платков в Индустриальном парке «Оренбургский пуховый платок» установлена бронзовая скульптура козы, которая даёт пух уникального качества — материала для изготовления пуховых платков, ажурных паутинок и других изделий пухового производства. Коза укрыта пуховым платком золотого цвета с традиционными зубчиками как у всех оренбургских платков. На нём исполнен рисунок Оренбурга. На спине у козы птица, демонстрирующая лёгкость Оренбургского пухового платка, облетевшего и покорившего весь мир. Автор скульптуры — Иван Ульянов, художник из Оренбурга[35][36].

Песня «Оренбургский пуховый платок» известна и любима далеко за пределами Оренбургской области[37]:

«В этот вьюжный неласковый вечер,

Когда снежная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок…»

Марка России, 2013, № 1715. Оренбургский платок

Впервые песню исполнил в 1958 году русский народный хор, созданный в Оренбурге. Песня «Оренбургский пуховый платок» была одной из лучших в исполнении российской певицы Людмилы Зыкиной. Слова для песни написал поэт-песенник Виктор Боков, а музыку — композитор Григорий Пономаренко[37][38].

... Оренбургская область имеет особые права на эту песню, потому что здесь я написал стихи для этой песни. В один из приездов в Оренбург я посетил местный рынок, когда я увидел множество платков, я как-то растерялся, потому что я был в восторге. Меня это ослепило. Такого зрелища я не видел. Когда-то давно я слышал: оренбургский платок, оренбургский платок, вот если достать оренбургский платок — это мечта женщины. Я купил платок, очень хороший, такой мягкий, пушистый, ласковый. И вот когда я купил этот платок, я вспомнил свою маму, она уже была старенькая, жила в деревне под Москвой. И я подумал, что если я пошлю своей матери этот платок из Оренбурга, она получит, и ей будет большая радость.

— Фонозапись рассказа поэта Виктора Фёдоровича Бокова о написании стихов «Оренбургский пуховый платок». Дата записи – 1967 год. Источник: ОГАОО. Фонофонд. Оп. 1. Д. 96 , ГБУ «Объединённый государственный архив Оренбургской области»

В 2013 году прошла торжественная церемония гашения почтовой марки России, на которой размещено изображение Оренбургского пухового платка. Марка выпущена тиражом пятьдесят тысяч экземпляров. Автор рисунка — дизайнер Хания Бетрединова[39].

Награды

Оренбургская фабрика пуховых платков в честь своего 85-летия получила получила благодарности губернатора Оренбургской области для 50-ти работников предприятия. Передовики производства были поощрены за многолетний ответственный труд[40].

Региональная фабрика Оренбургских пуховых платков награждена премией «Золотое веретено» за развитие бренда. Награждение прошло на «Неделе текстильной и лёгкой промышленности» в ЭКСПО-центре Москвы, где по достоинству оценили оренбургский пуховый платок (2019 год)[41]

Творческие успехи Оренбургских пуховниц и первый частный музей "Гильдия Пуховниц"ж ежегодно отмечаются наградами и званиями «Мастер-художник высшего класса», «Мастер — золотые руки», «Мастер-художник первого класса», а также почётными дипломами и грамотами за активное участие в ярмарках, выставках, фешн-показах, а также бизнес-форумах[42].

ООО «Комбинат Оренбургских пуховых платков» удостоен дипломами за участие в выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья» и «Живой источник» (2017 год, 2018 год)[43].

За мастерство создания Оренбургских пуховых паутинок пуховницы имеют награды[7]:

Фотогалерея

Литература

  1. Уханов И. С. Оренбургский пуховый платок / Ил. худож. А. Преснова. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1976. — 187 с.
  2. Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука / С.Т. Аксаков. — М.: И. Кнебель, 1912. — 382 с.
  3. Санжаровский А. Н. Оренбургский платок / А. Санжаровский. — М.: Вече, 2018. — 413 с. — (Урал-батюшка). — ISBN 978-5-4484-0376-7.
  4. Пономаренко Г. Ф. Оренбургский пуховый платок : Для солистов и женского хора с сопровождением баяна / Слова В. Бокова; Муз. Г. Пономаренко. — СПб.: Композитор, 2013. — 39 с.
  5. Платок как космос: к 10-летию Дома пуховой моды Анны Советовой: [альбом] / составители А. И. Советова, Д. Д. Хайрутдинова ; автор статей И. В. Бушухина; фотографии А. С. Абрамовой. — Оренбург: Самара : ПРИНТ-РУ, 2023. — 141 с. — ISBN 978-5-6050566-3-8.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Оренбургский пуховый платок. Медиахолдинг «Общественная Служба Новостей». Дата обращения: 30 октября 2025.
  2. Наша история. Orenshal. Дата обращения: 30 октября 2025.
  3. Пономаренко Е. Б. История оренбургского платка. Псковская областная универсальная научная библиотека имени Валентина Яковлевича Курбатова. Дата обращения: 30 октября 2025.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Экскурс в историю пуховязания «Оренбургское чудо». Библиотека им. А. П. Чехова, Оренбург (13 октября 2021). Дата обращения: 30 октября 2025.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Летникова Н. Встречаем морозы. ФКУ «Цифровая культура». Дата обращения: 30 октября 2025.
  6. Жёлтое. Familio. Дата обращения: 30 октября 2025.
  7. 7,0 7,1 Историческая справка. Официальный сайт администрации муниципального образования Желтинский сельсовет Саракташского района Оренбургской области. Дата обращения: 30 октября 2025.
  8. 8,0 8,1 В Дни оренбургского пухового платка вспоминаем историю и особенности главного символа региона. Официальный портал Правительства Оренбургской области (14 октября 2024). Дата обращения: 30 октября 2025.
  9. 9,0 9,1 Васильченко А. А. История техники вязания (к вопросу о возникновении ажурного пуховязания на Южном Урале) // Вестник Оренбургского государственного университета : журнал. — 2015. — № 5 (180). — С. 7—10.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 Аккикелов А. М., Баева Е. Н. Сказ и быль об Оренбургском пуховом платке. ГАУК «Региональный центр развития культуры Оренбургской области» (27 декабря 2013). Дата обращения: 1 ноября 2025.
  11. 11,0 11,1 Берг Ю. А. О присвоении статуса индустриального (промышленного) парка. Правительство Оренбургской области (8 сентября 2015). Дата обращения: 3 ноября 2025.
  12. 12,0 12,1 12,2 Карпунина А. Хранят в холодильнике: малоизвестные факты об оренбургских пуховых платках. Сетевое издание «56 медиа» (18 июля 2024). Дата обращения: 30 октября 2025.
  13. Зотикова В. Космонавт Кононенко передал музею оренбургский платок, побывавший на МКС. ФГБУ «Редакция «Российской газеты» (14 октября 2020). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 Оренбургские пуховые платки: искусство и технологии. АНО «Национальные приоритеты» (25 февраля 2025). Дата обращения: 31 октября 2025.
  15. Ротова В. А., Козловцев А. П., Ушаков Ю. А., Герасименко И. В. Анализ зависимостей механических свойств пухового волокна от параметров и режима работы механического устройства для вычёсывания пуха у коз (en, ru) // Известия Оренбургского государственного аграрного университета : журнал. — 2022. — № 4 (96). — С. 165—169.
  16. Как мы вяжем настоящие Оренбургские платки и почему они самые лучшие. ОренбургШаль. Дата обращения: 1 ноября 2025.
  17. Кафедра систем автоматизации производства. Где родился — там и пригодился. Оренбургский государственный университет (14 марта 2019). Дата обращения: 3 ноября 2025.
  18. В Оренбурге открыли индустриальный парк «Оренбургский пуховый платок». Патриотам РФ (12 ноября 2015). Дата обращения: 3 ноября 2025.
  19. 19,0 19,1 Яньшина М. М. Сравнительный художественно-конструкторский анализ платочных изделий Оренбургского пуховязального промысла (ru, en) // Вестник Оренбургского государственного университета : сборник. — 2015. — № 5 (180). — С. 107—114.
  20. 20,0 20,1 20,2 Яньшина М. М. Функции платка в историческом и современном костюме (на примере Оренбургского пухового платка) // Национальная ассоциация ученых : сборник. — 2015. — № 8—3 (13). — С. 78—80.
  21. В Оренбурге открылся Дом пуховой моды Анны Советовой. Сетевое издание «Оренбург Медиа» (15 октября 2025). Дата обращения: 1 ноября 2025.
  22. Дом пуховой моды Анны Советовой. 2ГИС. Дата обращения: 1 ноября 2025.
  23. 23,0 23,1 23,2 23,3 23,4 23,5 23,6 Распространённые мифы об оренбургских пуховых изделиях. ОренбургШаль (25 января 2025). Дата обращения: 2 ноября 2025.
  24. В Оренбуржье проходит ежегодная акция «Дни пухового платка». Правительство Оренбургской области (14 октября 2025). Дата обращения: 2 ноября 2025.
  25. Оренбургский пуховые традиции. ОренбургШаль (31 июля 2025). Дата обращения: 2 ноября 2025.
  26. В Италии открылась выставка оренбургских пуховых платков. Аргументы и Факты. Оренбург (13 мая 2018). Дата обращения: 1 ноября 2025.
  27. 27,0 27,1 Изделия компании «ОренбургШаль» — экспонаты музеев России и мира. ОренбургШаль. Дата обращения: 1 ноября 2025.
  28. О сакмарской пуховнице пишут в Малайзии. Сакмарские вести (21 декабря 2021). Дата обращения: 3 ноября 2025.
  29. Пухфабрика связала уникальную «паутинку» для Юрия Рысухина к открытию Музея М’АРТ. Оренбург Медиа (9 сентября 2025). Дата обращения: 1 ноября 2025.
  30. МАУК «Централизованная библиотечная система муниципального образования город Новотроицк». Паутинки ажурный наряд. Портал библиотек Оренбургской области (14 октября 2016). Дата обращения: 3 ноября 2025.
  31. Оренбургский пуховый платок в книге рекордов России. Orenshal (8 декабря 2023). Дата обращения: 31 октября 2025.
  32. Дубенко Ю. Тёплый, кружевной, родной: на ВДНХ презентовали самый большой российский флаг из оренбургского пухового платка. Комсомольская правда (6 декабря 2023). Дата обращения: 3 ноября 2025.
  33. Самый большой Оренбургский пуховый платок в цветах Государственного флага Российской Федерации. АНО Книга Рекордов (6 декабря 2023). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  34. Дмитрачкова Л. Самый маленький оренбургский пуховый платок. АНО Книга Рекордов (1 октября 2013). Дата обращения: 5 ноября 2025.
  35. На родине пуховых платков в Оренбурге установили скульптуру козы. Информационное агентство ТАСС (14 октября 2017). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  36. Презентация памятника козе-кормилице в рамках дней пухового платка. ОренбургШаль (14 октября 2017). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  37. 37,0 37,1 Об истории создания песни «Оренбургский пуховый платок» из первых уст.... ГБУ «Объединённый государственный архив Оренбургской области» (14 октября 2022). Дата обращения: 3 ноября 2025.
  38. «Оренбургский пуховый платок»: история песни Людмилы Зыкиной, услышав которую плакали миллионы. Культурология. Дата обращения: 3 ноября 2025.
  39. В Оренбурге торжественно погасили марку с изображением пухового платка. Аргументы и Факты (14 октября 2013). Дата обращения: 4 ноября 2025.
  40. Дубенко Ю. Ажурные узоры истории: в Оренбурге отметили юбилей фабрики пуховых платков. Комсомольская правда (16 октября 2024). Дата обращения: 8 ноября 2025.
  41. Оренбургский пуховый платок удостоился высокой награды в сфере моды. Областной информационный портал «Южный Урал» (1 апреля 2019). Дата обращения: 8 ноября 2025.
  42. Награды. Гильдия Пуховниц. Дата обращения: 8 ноября 2025.
  43. Наши достижения. ООО «Комбинат Оренбургских пуховых платков». Дата обращения: 8 ноября 2025.

Ссылки