Вологодское кружево

Эта статья входит в число хороших статей
Материал из «Знание.Вики»
Панно «Храм Христа Спасителя», совместная работа художников Вологодского кружевного объединения «Снежинка» под руководством Г. М. Мамровской, 1997 год. Размеры: 204x157 см.

Волого́дское кру́жево — один из видов русского коклюшечного кружева, распространённый на территории Вологодской губернии, а затем Вологодской области, для которого характерна плавная непрерывная линия, образующая узор в виде выплетенной тесьмы («вилюшки») на фоне тонкой ажурной «решетки» (сцепная техника). Первые упоминания о кружевоплетении восходят к XVIIXVIII векам, в виде промысла кружевоплетение складывается на Вологодчине в начале XIX века[1].

В настоящее время традиции «вологодского манера» кружевоплетения сохраняются в деятельности вологодских предприятий, производящих кружево, при реализации образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных программ по кружевоплетению. Правообладателем пользования наименования места происхождения товара «Вологодское кружево» является кружевная фирма «Cнежинка»[2].

История

История вологодского кружева восходит к XVIIXVIII векам. Документально подтверждено, что в Горнем Успенском женском монастыре Вологды в 1732 году числилось 60 монахинь, из которых три были кружевницами (по возрасту перешагнувшими 50-летний рубеж)[3]. Однако в виде промысла кружевоплетение в Вологодской губернии складывается позднее, в начале XIX века. Первая в Вологде кружевная мастерская возникает в 1820 году в имении помещицы Варвары Засецкой в Ковырино (сейчас черта города). Промысел развивался не только в городе, но и в уездах — Вологодском, Кадниковском, Грязовецком (в настоящее время Вологодский, Сокольский, Харовский, Усть-Кубенский районы)[4].

Исследователи описывают кружевной промысел в XIX веке следующим образом: лишь для части кружевниц это занятие представляло собой постоянный и единственный источник заработка, многие же совмещали кружевоплетение с иными видами работ (в сельском хозяйстве, на заводе, поденщицами). Далеко не все кружевницы могли организовать свою работу самостоятельно: закупить материалы и продать кружево, многие зависели от так называемых «локовщиц» — торговок, которые посещали поселения, раздавали материалы и задаток, а затем забирали готовое кружево на реализацию[1].

Дальнейшее развитие кружевоплетения в Вологде связано с деятельностью двух талантливых кружевниц — матери и дочери Анфии и Софьи Брянцевых. В 1840-х Анфия Брянцева внедряет новую, разработанную ей технику плетения штучных изделий — «вологодский манер»[3]. В 18401880-е годы С. П. Брянцева обучила кружевоплетению более 800 кружевниц — жительниц Вологды и окрестных деревень[4].

С 1880-х годов производством кружев в губернии стали руководить земские мастерские, распространяя через кустарные склады образцы для исполнения, узоры и материал для плетения.

Международное признание промысла пришло в 1876 году, когда вологодское кружево получило высокие оценки на на Международной выставке в Филадельфии[5]. В 1893 году вологодские кружева были представлены на Всемирной выставке в Чикаго и продолжали покорять мир уже в XX веке: на выставках в Париже (1925 год) и Брюсселе (1958 год) они были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-при, была присуждена кружевам на Всемирной Парижской выставке в 1937 году[6].

Согласно данным статистики, к 1912 году из общего количества кружевниц в России на Вологодскую губернию приходилось 39,5 %[7].

С 1918 года кружевницы начали объединяться в артели под руководством Артельсоюза, численность кружевниц в артелях составляла 42,5 тысячи человек[4]. Вначале кружево плелось по дореволюционным образцам, но в 1920-е годы профессиональные художники стали создавать новый ассортимент вологодского кружева (узоры по мотивам басен И. А. Крылова, с портретами вождей революции и т. п.)

В 1928 году в Вологде открылась Вологодская кружевная профтехшкола, организованная Ю. П. Шиповой[4].

26 июля 1930 года образовался Вологодский межрайонный кустарно-промысловый союз «Волкружевосоюз» с непосредственным подчинением Северному краевому кустарно-промысловому Совету, в 1937 году он получил статус областного. В августе 1930 года был создан Вологодский областной кружевной союз, который объединил 48 кружевных артелей, расположенных в семи административных районах Вологодской области. С началом Великой Отечественной войны Волоблкружевосоюз и все кружевные артели были ликвидированы. Во второй половине 1942 года было принято решение о восстановлении кружевного промысла в ряде районов области.

В 1940-е1950-е годы проходила частичная реорганизация и укрупнение ряда кружевных артелей. В 1960 году Волоблкружевосоюз объединил 20 кружевных артелей, однако постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 июля 1960 года № 784 «О промысловой кооперации» и решением Вологодского облисполкома от 26 сентября 1960 года «Об упразднении промысловой кооперации» Вологодский областной кружевной союз упразднен[8], а артели реорганизованы в пять фабрик, которые вошли в Вологодское кружевное объединение «Снежинка». В период перестройки и в 1990-е годы «Снежинка» испытывала значительные трудности, потеряв до 80 % своего персонала, однако предприятие существует и по сей день[7].

Технология и художественные особенности

Фрагмент панно «У Лукоморья». М. Ю. Пальникова, 1999 год. Размер: 114х78 см.

В Вологодской губернии плели многопарные и сцепные кружева, отличавшиеся в различных уездах инструментами и манерой плетения, что нашло отражение в названиях узоров «устьянская терка», «прикубенский» и т. д[4].

В XVII веке вологодские мастерицы плели кружево из металлических («золотных») нитей — серебряных и позолоченных, сделанных либо из расплющенной проволоки, либо из тонкой шелковой нити, обвитой металлической нитью. «Металлическое» кружево сохранялось в губернии до начала XIX века. В конце XVIII века в качестве материала стали использоваться льняные, хлопчатобумажные и шелковые нити.

Орнамент вологодского кружева отличается особым своеобразием. Линии его — плавные, текучие, мягко изгибающиеся. Даже геометрические узоры приобретают скругленные очертания. Главное качество кружева — ажурность, для вологодского кружева характерны прозрачные решетки, заполняющие фон между фигурами, которые образуются из выплетенной тесьмы («вилюшки»). В то же время кружево нельзя назвать легким и воздушным: прочные льняные или хлопчатобумажные нити придают ему плотность и весомость.

Современное вологодское кружево плетут из льна, являющегося излюбленным материалом, а также хлопчатобумажных, реже — из шёлковых, нитей, иногда добавляя метанить и люрекс[4]. Вологодское кружево значительно обогатило русские промыслы, внесло весомый вклад в развитие кружевоплетения в России. Вот что о нём говорят сами мастера[9]:

В кружеве богатство человеческой фантазии встречается с золотыми руками кружевниц.
Вологодское кружево – моя судьба.А. Н. Ракчеева, кружевница, Заслуженный художник России

Известные вологодские кружевницы

Почтовая марка «Вологодские кружевницы», 1957 год

Наиболее известными вологодскими кружевницами XIX века являются Анфия и Софья Брянцевы, стоявшие у истоков «вологодского манера» кружевоплетения. Анфии Брянцевой удалось воплотить в коклюшечном кружеве технику создания узора из тесьмы, промежутки между которым заполнялись ажурными решетками, она также самостоятельно составляла рисунки и сколки для кружевоплетения. Анфия и Софья Брянцевы создавали в разработанной технике цельные кружевные предметы: платья, косынки, тальмы, покрывала, покрывала для подушек, вуали, наколки, чепцы, разрабатывали узоры для кружев, а также занимались обучением кружевниц[10].

27 мая – День вологодского кружева

В этот день в 1812 году родилась Анфия Фёдоровна Брянцева - основоположник вологодской манеры кружевоплетения. Праздничная дата отмечается с 2020 года

Ю. П. Шипова (Бараева), уроженка Вологды, окончившая Мариинскую практическую школу кружевниц, после Октябрьской революции вернулась в Вологду и в 1928 году стала организатором, руководителем и первым преподавателем кружевной школы. Вероятно, именно она создала для кружевниц множество образцов покрывал, накидок, скатертей, других предметов, много лет исполнявшихся по всей области и за её пределами, так что даже забылось имя их автора: их считали просто народными[4]. Вологодская кружевная школа впоследствии вошла в систему профессионально-технического образования, став с 1961 года училищем. С 2010 года учебное заведение именуется Губернаторским колледжем народных промыслов[11].

Талантливой кружевницей, впоследствии ставшей директором Вологодской кружевной школы, была Капитолина Васильевна Исакова, член союза художников СССР, автор одного из первых учебных пособий по технологии кружевоплетения («Плетение кружев», 1958 год). Произведения Исаковой принадлежат к лирическому направлению в вологодском кружеве, отражают красоту северной природы, автор умело применяет цветовые акценты. За создание высокохудожественных произведений в 1968 году Капитолине Исаковой присуждена Государственная премия РСФСР им. Репина[4].

В 1940-е годы начинается творческий путь Веры Дмитриевны Веселовой, заслуженного художника РФ, лауреата Государственной премии РСФСР им. Репина. Она родилась в 1919 году в крестьянской семье в маленькой деревеньке Бревново Кубеноозерского района Вологодской области. Мать и бабушка были потомственными кружевницами. Веселова окончила Вологодскую кружевную школу, работала заведующим производством, затем художником в лаборатории Волкружевсоюза. После Великой Отечественной войны Веселова возвращается в Вологду, где работает инженером производственного отдела Волкружевсоюза, заведующей художественной лабораторией, художником Вологодской кружевной артели, затем — кружевного объединения «Снежинка». Вера Дмитриевна способствовала сохранению чистоты традиций, «очищению» вологодского кружева от привнесенных чуждых элементов, при этом развивая орнаментальную природу кружевного промысла, обогащая фактуру изделий, расширением ассортимента. Замечательную династию художниц-кружевниц Веселовых продолжила в объединении «Снежинка» и дочь Веры Дмитриевны — Надежда Валерьевна Веселова[12].

В XX веке в Вологде работали и другие талантливые кружевницы — М. Н. Груничева, В. Н. Ельфина, Э. Я. Хумала, Г. Н. Мамровская, М. Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева — создавшие уникальные произведения в лучших традициях вологодской школы кружевоплетения[4].

Музей кружева

Экспозиция Музея кружева, город Вологда

В Вологде в составе Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника действует Музей кружева. Экспозиция музея размещена в здании городской усадьбы XIX века, которое является объектом культурного наследия федерального значения. Экспозиция, построенная в хорологическом порядке, расположена на площади в 1 500 м² и посвящена развитию традиционного художественного промысла Вологодчины и мировым тенденциям развития кружевоплетения с конца XIX по начало XXI века[13].

Современное состояние

Традиции Вологодской кружевной профтехшколы в области подготовки мастеров кружевоплетения хранит Губернаторский колледж народных промыслов. Учебное заведение осуществляет набор по специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (направление: художественное кружевоплетение) и мастеров по профессии 54.01.04 Мастер народных художественных промыслов (квалификация: кружевница, вышивальщица)[14].

В Вологде действует кружевная фирма «Снежинка» (ЗАО «Снежинка»). История предприятия восходит к 1930 году, когда был образован «Волкружевосоюз». Компания имеет многочисленные награды за вклад в сохранение, возрождение и развитие художественных промыслов России, участвует в выставках, ярмарках, фестивалях межрегионального, всероссийского и международного уровней[15]. Коллекции предприятия включают в себя кружевные элементы одежды (воротники, галстуки, иные отделочные элементы), полностью кружевные предметы гардероба (туники, жакеты, пелерины, манто), кружевные колье и серьги, сумочки и зонты, салфетки и скатерти, небольшие панно, а также текстильные изделия с кружевной отделкой.

Помимо «Снежинки» в Вологде работает и молодое предприятие — кружевная фабрика «Северные узоры». Коллектив фабрики также следует традиции школы вологодского кружевоплетения, опираясь на опыт сотрудников, стаж работы которых в кружевном промысле составляет от 10 до 50 лет[16]. Каталог предприятия включает в себя кружевные аксессуары, предметы интерьера (салфетки, дорожки, скатерти и т. п.), одежду и сувениры.

К сожалению, вологодское кружево сейчас находится далеко не на пике моды и развития. Сами мастера отмечают, что большинство кружевных изделий создаются по рисункам, наработкам, сделанным ещё в советский период и 1990-е годы, с небольшими преобразованиями, качественно новых изделий практически не создается[17]. Масштаб производства кружевных изделий также относительно небольшой, что связано с общими тенденциями экономического развития, относительно невысокой привлекательностью ручного труда и уникальных изделий ручной работы среди молодежи[18]. Тем не менее, как промысел вологодское кружево продолжает существовать, сохраняя традиции и вдохновляя молодых дизайнеров[19].

В 2011 году в рамках Международного фестиваля кружева «Vita Lace» прошла самая масштабная акция по кружевоплетению, занесенная в Книгу рекордов России. Одновременно на Кремлевской площади Вологды плели кружева 570 мастеров. В акции приняли участие кружевницы из 25 районов Вологодской области, Вологды и Череповца, 18 регионов России и восьми зарубежных стран[20]. В 2014 году вологодское кружево было включено в визуальное оформление XXII зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 года в Сочи[21]. Там же, в олимпийской резиденции Деда Мороза, представили коллекцию ярких произведений вологодского кружевного искусства[22].

С 2011 года раз в три года в Вологде проходит Международный фестиваль кружева «Vita Lace» («Живое кружево»). В июне 2022 года прошел уже IV фестиваль. Центральной темой мероприятия в Год культурного наследия стали «Истоки», а ключевые события форума были обращены к вопросам сохранения и развития народных художественных промыслов как части культуры и наследия нации. В фестивале принимали участие более 350 мастериц из 23 регионов России и зарубежных стран[23]. В 2024 году кружевная коллекция фабрики «Северные узоры» была представлена на выставке «Россия» в павильоне ВДНХ «Наша культура»[24].

Традиции вологодского кружева сохраняются и в деятельности вологодских школ и студий, обучающих всех желающих плетению кружева на коклюшках: студия при Музее кружева, Студии кружевоплетения Центра народной культуры, школа кружевоплетения «Кружевника» и другие[25]

Примечания

  1. 1,0 1,1 Давыдова С. А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской. — СПб.: Типография В. Киршбаума, 1886. — С. 126—127. — 159 с.
  2. Товарный знак. Вологодская кружевная фирма «Снежинка». Дата обращения: 12 февраля 2024.
  3. 3,0 3,1 Истоки промысла. Вологодская кружевная фирма «Снежинка». Дата обращения: 28 января 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Сорокина М. А. Кружева России. Вологодское кружево: Альбом. — М.,: Интербук-бизнес, 2001. — С. 14—23. — 128 с. — ISBN 5-89164-069-4.
  5. Вологодское кружево. Медиахолдинг «Общественная Служба Новостей». Дата обращения: 29 января 2024.
  6. Чем удивляли вологодские кружевницы жителей Чикаго, рассказывает «Архив 100х100». Сетевое издание «Культура в Вологодской области» (2018-10-9). Дата обращения: 29 января 2024.
  7. 7,0 7,1 Ульянова Н. Кружевное наследство // Бизнес-журнал : журнал. — 2015. — Март (№ 3 (228)). — С. 46—48.
  8. Вологодский областной союз кружевных промысловых артелей. Город Вологда Вологодской области - (1930-1960) : Историческая справка. Государственный архив Вологодской области. Дата обращения: 28 января 2024.
  9. В День вологодского кружева читайте интервью с нашими мастерицами и директором фирмы «Снежинка». Сетевое издание «Культура в Вологодской области». Дата обращения: 5 февраля 2024.
  10. Кутекина Н. Кружевницы Анфия и София Брянцевы : вклад священнических семей в развитие вологодского кружевоплетения // Духовно-нравственное воспитание : журнал. — 2010. — № 5. — С. 87—96.
  11. На занятиях в Вологодской кружевной школе. ARTEFACT — гид по музеям России с технологией дополненной реальности. Дата обращения: 1 февраля 2024.
  12. Дерендяева Л. Веселова Вера Дмитриевна. Сетевое издание «Культура в Вологодской области». Дата обращения: 1 февраля 2024.
  13. Музей кружева. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Дата обращения: 28 января 2024.
  14. О колледже. Губернаторский колледж народных промыслов. Дата обращения: 1 февраля 2024.
  15. О компании. Вологодская кружевная фирма «Снежинка». Дата обращения: 28 января 2024.
  16. О фабрике. Кружевная фабрика «Северные узоры». Дата обращения: 19 февраля 2024.
  17. Почтеннова Т. Есть ли будущее у вологодского кружева?. Портал «Город ВО» (12 декабря 2018). Дата обращения: 19 февраля 2024.
  18. Нечаев О. Уходящая красота. Как сохранить главный бренд области. Портал «ГородЧе» (26 июня 2014). Дата обращения: 19 февраля 2024.
  19. Наследие Вологды. Диалог (8 февраля 2022). Дата обращения: 19 февраля 2024.
  20. Вологда получила диплом Книги рекордов России за установление рекорда «Самое массовое кружевоплетение». Сетевое издание «Культура в Вологодской области» (28 июня 2011). Дата обращения: 19 февраля 2024.
  21. Вологодские кружева включены в оформление Олимпийских игр в Сочи-2014. Сетевое издание «Культура в Вологодской области». Дата обращения: 19 февраля 2024.
  22. Цыганкова С. Вологодское кружево отправили в олимпийскую резиденцию Деда Мороза. Интернет-портал «Российской газеты» (24 января 2014). Дата обращения: 13 марта 2024.
  23. Международный фестиваль кружева Vita Lace в Вологде привлек более 350 мастериц. Информационное агентство ТАСС (14 июня 2022). Дата обращения: 19 февраля 2024.
  24. Юбилейный фестиваль «Город ремёсел». Кружевная фабрика «Северные Узоры» (17 февраля 2024). Дата обращения: 19 февраля 2024.
  25. Екатерина Шабалова. Вологжанки активно возрождают кружевоплетение в областной столице // Вологда.РФ. — 2023. — 19 января.

Ссылки