Хохлома

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Khokhloma Hochloma 20090814 02.JPG

Хохлома́ (хохломска́я ро́спись) — русский народный промысел, названный по селу Хохлома, в котором в XVII веке продавали произведённую в окрестных населённых пунктах расписную посуду[1]. Представляет собой декоративную роспись, выполненную красками по фону. Традиционные цвета хохломы чёрный, красный, золотой, жёлтый, оранжевый, зелёный разных оттенков и коричневый[2][3]. Фон может быть золотой, чёрный или красный. Орнамент обычно растительный[4].

История

Появление

Хохломская роспись по дереву — один из самых знаменитых русских народных промыслов. Находится он в Нижегородской области. Название промысла произошло от названия села Хохлома, где традиционно изготавливали и продавали изделия с оригинальной росписью. Впервые упоминание об этом селе встречается в документах XVI века. Ещё при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием Хохломская Ухожея[1]. В XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома хохломской росписью расписывали домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки, игрушки. В больших количествах изготавливали ложки[2].

Считается, что роспись возникла не в самой Хохломе, а в десятках соседних деревень Заволжья на территории современного Ковернинского района Нижегородской области по берегам речки Узолы: Большие и Малые Бездели, Мокушино, Хрящи, Кулигино, Сёмино, Новопокровское, Ковернино, которое и считается родиной хохломы, что отражено на его гербе. В самой Хохломе работал известный базар, куда деревенские мастера привозили свои работы[5]. С XVIII-го века до начала XX-го расписной деревянной посудой, изготовленной в деревнях и сёлах, в Ковернино[4]. Невозможно точно установить год появления хохломской росписи, однако есть упоминания конца XVI века, которые указывают на появление деревянных кубков и ковшей, украшенных золотом и киноварью (что соответствует хохломской росписи), при торжественном приёме гостей в Троице-Сергиевой лавре[6].

Нижегородские глухие леса и непроходимые болота ещё в древней Руси были прибежищем беглых крестьян и стрельцов, а с XVII века, туда стали уходить старообрядцы, не согласные с никоновскими реформами[5]. Переселенцы были знакомы с различными ремёслами, в том числе резали ложки, переписывали старинные книги. Им был известен способ золочения и росписи окладов икон при помощи серебряного металла и льняного масла — олифы. Деревянные иконы покрывали слоем серебра, растёртого в порошок, после чего олифили, затем ставили в печь. После закалки икона приобретала новый золотистый цвет. Впоследствии, с появлением более дешёвого олова, этот способ перешёл и на посуду. Вместе с техникой окраски в хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам[4]. Со временем искусство хохломской росписи распространилось по всему Заволжскому краю[3].

XIX век. Популярность хохломы

В XIX веке появилась мода на «русский стиль», и интерес к народному творчеству резко возрос. Посуду, украшенную хохломой, привозили в Москву на Всероссийскую промышленную выставку 1853 года, а в 1889 году — и в Париж, где она получила Гран-при. С тех пор её полюбили и иностранцы[5] в Европе, Азии и Америке[7]. В 100 км от базара Хохломы находился Нижний Новгород, там была крупнейшая в царской России Макарьевская ярмарка — и река Волга, главная торговая артерия Заволжья. Оттуда купцы развозили хохломскую посуду по всей стране и — через Архангельск — за границу[5].

XX и XXI век. Производство и узнаваемый бренд

В XX веке в Ковернине и Семенове, соседнем городе, где проходила железная дорога, построили производства[5]. В 1929 в результате объединения разрозненных групп кустарей было образовано Семёновское промысловое товарищество со своим экспортным отделом. В 1931 году оно было реорганизовано в кустарно-промысловое объединение «Ложкосоюз», в рамках которого была учреждена специальная артель «Экспорт». Большая часть продукции этого объединения отправлялась за границу. В 1961 году артель была преобразована в фабрику «Хохломская роспись», а в 1971 на её базе создано крупное производственно-художественное объединение[8].

Сейчас Семёнов считается «второй родиной» хохломы, и если от Ковернинской фабрики остался лишь цех «Хохлома» в деревне Сухоноска и производство глиняной игрушки, то Семёновская фабрика занимается исключительно хохломой[5]. Город приобрёл широкую мировую известность как один из крупнейших центров по художественной обработке дерева и хохломской росписи[9]. С 1993 года на базе предприятия «Хохломская роспись» существует иконописная мастерская. В 1999 году была открыта мастерская миниатюрной хохломской росписи, а в 2004 году создано отделение по изготовлению живописных панно. В Семёнове ежегодно проходит Всероссийский фестиваль народного художественного промысла «Золотая хохлома», который собирает мастеров и гостей со всех концов земли[9].

Ассортимент хохломских изделий сформировался давно. В его основе лежат резные ложкарные изделия и токарная посуда: чашки, миски, подставцы, бочата, солоницы, ложки, коробочки для принадлежностей рукоделия и женские украшения. В последние десятилетия были созданы новые формы бытовых вещей: комплекты посудных изделий, наборы для кухни — подставки с полками, а также крупные декоративные изделия для украшения жилища — декоративные блюда, панно. В настоящее широко известны два крупных центра хохломской росписи — Сёминская фабрика художественных изделий «Хохломской художник» и Семёновское ордена «Знак Почёта» производственное объединение «Хохломская роспись», находящиеся в Горьковской области. Также существует компания «Наследие», которая была основана в 1994 году и на протяжении около 20 лет являлась одним из лидеров в сувенирном бизнесе[4]. Профессиональную подготовку художников росписи по дереву проводит в городе Семёнов ГБОУСПО «Семеновский индустриально-художественный техникум», имеющий Воскресенский филиал[3].

В 2013 году всемирно известный дуэт дизайнеров Dolce & Gabbana создал одну из знаковых в индустрии моды коллекцию, вдохновлённую хохломской росписью. Также в 2013 году Вячеслав Зайцев использовал хохломскую роспись в своей коллекции одежды. Он не только сохранил оригинальную орнаментальность, но и сделал акцент на её цветовую первобытность: красный и золотой становились доминантными в цветовой палитре костюмов. Ещё один всемирно известный русский дизайнер одежды Денис Симачёв приобрёл своё имя благодаря активному использованию хохломской росписи в дизайне не только одежды, но и ноутбуков, телефонов и прочих предметов, производящихся его собственным брендом. Симачёв, как и Зайцев, возвращается к истоку хохломской росписи, выводя на главный план золотой и красный с включением чёрного[6].

Технология хохломы

Хохломской росписью покрывают ложки, чаши, стаканы, блюда, поставцы и другие предметы. Сначала из просушенной древесины липы, осины или берёзы делают заготовку. Затем на неё наносят грунт из глины, а потом — несколько слоев олифы (варёного льняного масла). После его высыхания приступают к лужению, то есть втиранию в заготовку тонкого слоя алюминия. Далее снова наносят слой олифы и обжигают. Серебристый цвет алюминия под слоем масла при высокой температуре (около 300 °С) превращается в золотой. Минеральными масляными красками с помощью беличьей кисти по чёрному или красному фону художник наносит на изделие рисунок. Красная и чёрная — основные краски хохломы. Также используют в небольшом количестве зелёный, жёлтый, коричневый цвета. В конце покрывают слоем лака и прокаливают в печи при температуре 100—120 градусов[10]. Именно с закаливанием в печи связана цветовая палитра хохломы: чёрный, красный, золотой, жёлтый, оранжевый, зелёный разных оттенков и коричневый, — в палитре сохранились лишь те масляные краски, которые не выгорали[5][2][3].

Роспись

Уникальность промысла — не только в его оригинальной технологии закаливания деревянной посуды в печи и получении золотистого цвета без применения драгоценного металла, но и в его орнаментике. Существуют два центра этой росписи — в городе Семёнове и селе Сёмино Ковернинского района[8]. Истоки основных типов орнамента можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII — начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент. Приёмы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил — оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, и послужил основой для формирования хохломских травных узоров[4].

Существует две разновидности росписи: верховая и фоновая.

  • В первом случае художник пишет после обжига слоя алюминия и олифы. На золотую поверхность волнистыми линиями ложатся стебельки, травинки. Это травный орнамент. «Травинки» имеют свои названия: «завитки», «травинки», «осочки», «капельки», «усики», «кустики»[2]. Если, кроме травки, мастер добавляет листья, ягоды, то такая роспись называется «под листок» или «под ягодку».
  • Второй вид росписи — фоновый. Он сложнее, требует ещё более точных и тонких движений кисти. Художник наносит предварительный рисунок сразу на алюминиевый фон, который потом закрашивается красным или чёрным цветом. Оставленные серебристые части рисунка после обжига станут золотыми. В технике фоновой росписи как правило создают рисунок «кудрина»[10]. Роспись «под фон» возникла уже в советское время, но мотивы «кудрины» были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей[4].

Главной темой хохломских художников является растительный орнамент с насыщенными красками осеннего русского леса. Однако в начале ХХ века были попытки сочетать традиционный узор с портретом, сюжетным рисунком и даже с геометрическим орнаментом. Появились и новые технологии, составы красок, позволявшие надолго сохранять блеск изделий, чтобы продолжить их многолетнее использование в быту. К концу ХХ века окончательно сформировался уникальный стиль хохломской росписи, предполагавший лишь растительные мотивы, допуская фигуры птиц и рыб[3]. У современных мастеров появились новые мотивы, среди которых расписные листья яблонь и золотые яблоки[2].

Литература

  • Бирюкова Е. А. Уездный город Семёнов . — Нижний Новгород: Кварц, 2015. — 205 с.
  • Семёнов — столица золотой хохломы. — Нижний Новгород: РИ «Бегемот», 2007. — 24 с.
  • Красильников А. В. Золотая хохлома: рассказы о народном искусстве. — Горький, 1979. — С. 141—150.
  • Селезнёв Ф. А. Семёновская хохлома (1917 — начало XXI в.) ⁄ ⁄ История народных художественных промыслов и ремесел Нижегородской области. — Нижний Новгород, 2009. — Т. 1. — С. 105—127.
  • Емельянова Т. И. Хохломская роспись. — Нижний Новгород: Литера, 2009. — 144 с.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Староверова Т. В. Секреты хохломы // Начальная школа. — 2013. — № 7. — С. 5—47.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Зайцева А. М., Баландина Е. Г. Удивительная хохлома // Юный учёный. — 2022. — № S3-1 (55-1). — С. 25—26.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Территория добра и творчества. Библиографический путеводитель / Составитель Н.В. Лупащенко. — Перевоз: МБУК «Перевозская ЦБС», Центральная библиотека, 2020. — 36 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Шитикова Ю.В. Сущность, структура и содержание художественной концепции товарного знака (на примере хохломы) // Проектная культура и качество жизни. — 2015. — № 1. — С. 227—234. — ISSN 2413-3515.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 5,6 Сетдикова Д. Хохлома: все, что вам нужно знать о «золотой» росписи посуды. Узнай Россию (01 декабря 2022). Дата обращения: 6 августа 2023.
  6. 6,0 6,1 Филиппов Д. А., Шачнева В. Г. Русские народные мотивы в контексте дизайна одежды (на примере хохломы и гжели) // Научные исследования 2023: актуальные теории и концепции. Сборник материалов XXIX международной очно-заочной научно-практической конференции. В 4-х томах. Том 3. Москва. — 2023. — С. 133—138.
  7. Антонов В. И. Техника росписи «хохлома» в декоративно-прикладном искусстве // Образование, наука, производство. Сборник докладов XIV Международного молодежного форума. Часть 19. — 2022. — С. 4—8.
  8. 8,0 8,1 Золотая хохлома. Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.И. Ленина (26.09.2016). Дата обращения: 6 августа 2023.
  9. 9,0 9,1 Носков Н. Ф. Столица золотой хохломы: секреты успеха // Журнал Бюджет. — 2018. — № 1 (181). — С. 78—81. — ISSN 2500-2015.
  10. 10,0 10,1 Золотая хохлома. Нижегородский государственный художественный музей. Дата обращения: 6 августа 2023.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!