Игрушка
Игру́шка — специально изготовленный предмет, предназначенный для игр и иного жизненного назначения. Преимущественно используются для детей, но существуют и игрушки для взрослых. Игрушки разнообразны по своим свойствам, что обусловлено особенностями развития человека. В зависимости от возраста изменяется набор необходимых игрушек[1].
История появления игрушек
Игрушки сопровождают человечество с незапамятных времён и являются важной частью культурного наследия. Они были обнаружены археологами при раскопках древних цивилизаций, включая Индскую цивилизацию (3000—1500 до н. э.), где находили миниатюрные повозки, свистки в форме птиц, обезьянок, способных сползать по верёвке[2][3].
Изначально игрушки изготавливались из природных материалов, таких как камни, палки и глина. Египетские дети играли с куклами, сделанными из камня, керамики или дерева, причём некоторые из них имели парики и подвижные конечности. В Древней Греции и Риме дети увлекались куклами из воска или терракоты, луком со стрелами. В Греции существовал обычай: дети, особенно девочки, достигнув совершеннолетия, жертвовали свои игрушки богам. Перед свадьбой четырнадцатилетние девушки оставляли игрушки в храме как символ перехода во взрослую жизнь[2].
Эволюция игрушек наиболее заметна на примере кукол. Первые куклы создавались из дерева или травы, но уже в Древнем Египте они могли двигать конечностями. К началу XX века появились куклы, умеющие произносить «мама», а современные технологии позволили создавать куклы с искусственным интеллектом, способные распознавать предметы, различать голоса и выбирать реплики из богатого набора заранее заложенных фраз[2][4].
Несмотря на изменения в материалах и технологиях, неизменной осталась детская любовь к игрушкам. С развитием технологий изменилась и индустрия производства игрушек. Сегодня они изготавливаются преимущественно из пластика, часто с использованием батареек. Если когда-то игрушки создавались вручную в домашних условиях, то сейчас это высокоорганизованная отрасль с массовым производством и глобальными механизмами сбыта[2].
История возникновения игрушек в России
А вот в России до XVIII века игрушка называлась «потеха», «потешка». В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах или изготовлялись дома. Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы); деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки и так далее; игрушечные домики, избы, городки, беседки.
Древние славяне делали кукольные обереги — мотанки, куватки. Они не только участвовали в играх девочек, но и защищали от болезней, берегли сон от злых духов. Мальчики играли с деревянными саблями и лошадками-качалками. В забавах дети готовились к взрослой жизни женщины-хозяйки и мужчины-воина.
Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из ткани с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами, а позже покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи. Царевны играли в куклы. Куклам приобретали кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки.
Разновидности игрушек
С развитием технического прогресса на смену заводным птичкам и обезьянкам пришли электронные и радиоуправляемые питомцы. Но некоторые игрушки нравятся малышам с давних времен.
Потешки, куклы, миниатюры. Старорусская «Наковальня» известна с 9 века. Потешка выглядит как бревнышко, на концах которого сидят медведь и крестьянин и по очереди стучат молотками по наковальне. Куклы-дергунчики с веревочками вместо рук стали прототипами марионеток. Туловище кукол-стригушек делали из перевязанной крест-накрест соломки, а крупенички шили из мешочков, наполненных зернышками.
Солдаты и лошади. Любимое русское животное – лошадь – сопровождала людей на хлебном и военном поле. Дети играли с деревянными лошадками-качалками, расписными повозками. Солдатики стали участниками детских забав после войны с Наполеоном. Отдельно делали игрушечные пушки и барабаны.
Настольные игры. В годы правления Николая II в России любили играть в лото. По карточкам «Исторического лото» дети запоминали русских царей, а с помощью «Пифагорова лото» учили таблицу умножения. Первая русская настольная игра с полями и фишками называлась «Путешествие по России» и знакомила с достопримечательностями страны.
Елочные игрушки. До Революции на елку вешали украшения в виде ангелов, свечей, звезд. Позже новогоднее дерево увешивали пряниками, конфетами и фруктами. В советское время изготавливали стеклянные игрушки: солдатиков, часы, шишки, сосульки, фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Верхушку елки венчала красная звезда.
Герои мультфильмов и телепередач. Популярный герой, созданный Уолтом Диснеем — Микки Маус. В России и Японии любимым мультгероем стал Чебурашка. В современное время появились куклы-супергерои и игрушечные персонажи мультсериалов «Лунтик», «Маша и Медведь».Плюшевый мишка завоевал любовь детей по всему миру. А. А. Милн написал книгу о дружбе мальчика и игрушечного медведя, по которой сняли советский и диснеевский мультфильмы о Винни-Пухе.
В наше время игрушки могут говорить, петь и танцевать, некоторые игрушки полностью имитируют домашних любимцев. Прогресс не стоит на месте и, возможно, через десяток лет игрушки современности будут казаться детям простыми, неинтересными. Тем не менее, хочется, чтобы игрушки и в будущем не утратили своей главной функции – воспитывать и обучать самым простым и лёгким образом: радовать и детей, и взрослых!
Назначение игрушек
Игрушки, воссоздавая реальные и вымышленные предметы и образы, служат важным инструментом умственного, нравственного, эстетического и физического развития ребёнка. Они помогают ему взаимодействовать с окружающим миром, формируют навыки осмысленной и целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, речь и эмоциональную сферу. В образовательной и воспитательной практике игрушки широко используются для стимулирования технического и художественного творчества у детей. При этом форма, содержание и оформление игрушек адаптируются к возрасту, уровню развития и интересам ребёнка, соответствуя конкретным воспитательным задачам[5].
Игрушки тесно связаны с культурным уровнем и социальным строем общества. Они способствуют улучшению взаимодействия между ребёнком и родителями. Однако они не могут заменить полноценное общение с родителями, сверстниками и другими людьми или стать единственным способом исследования мира[1].
Игрушки выполняют множество функций. Они не только развлекают ребёнка, но и играют воспитательную роль, способствуют улучшению когнитивных функций и развитию творческих способностей. Они помогают формировать физические и умственные навыки, необходимые в последующей жизни. Например, игрушки для младенцев с яркими цветами, необычными текстурами и звуками помогают развивать восприятие звуков и цветов, что положительно сказывается на памяти. Кубики способствуют развитию зрительно-моторной координации, математических способностей и общего познавательного интереса. Лепка положительно влияет не только на физическое развитие ребёнка, но и на его когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты. Пластилин, глина и другие материалы, используемые для лепки, дают возможность детям создавать игрушки своими руками, что развивает творческое начало[5].
Среди игрушек для школьников можно выделить головоломки и конструкторы, способствующие развитию навыков решения задач и математических способностей. Для подростков и даже взрослых существуют специальные игрушки. Национальные традиционные изделия нередко используются как элементы декоративно-прикладного искусства в современном интерьере[4].
Значение игрушки в жизни ребёнка
Основная деятельность ребёнка – игра, уже к 2-м годам ребёнок проигрывает отдельные сюжеты. А неотделимой частью игры является игрушка.
Игрушка – это своеобразный эталон тех предметов, назначение которых нужно узнать, освоить свойства и различные действия с ними с целью овладения опытом человеческой деятельности.
Игрушка – неизменный спутник ребёнка с первых дней его жизни. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Она ставит перед ним игровые задачи, что побуждает малыша к размышлению и развитию познавательных интересов.
Игрушка – источник радости ребёнка, предмет его развлечений и переживания. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить ребёнка к вхождению в общественные отношения.
Играя, ребёнок переживает со своей игрушкой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.
Функции игрушек
Познавательная -позволяет исследовать окружающий мир, познавать и моделировать предметную и социальную реальность;
Креативная – способствует формированию и реализации своих творческих способностей;
Психотерапевтическая – позволяет выражать и полноценно прожить свои чувства;
Коммуникативная – общение с игрушкой способствует формированию внутреннего диалога и внутреннего мира ребёнка.
Гендерные различия
Взаимодействия между девочками более устойчивы и длительны, основаны на бытовых сюжетах, с положительными эмоциями и помощью взрослых для разрешения конфликтов. Мальчики передают в играх свой жизненный опыт и представления из мультфильмов, играют в более разнообразные и сложные сюжеты. Они часто сталкиваются с противоречиями в передаче ролей, что может вызывать конфликты. Девочки лучше приспосабливаются к ситуации, мальчики более динамичны и эмоциональны. Ролевая игра помогает детям отрабатывать соответствующее поведение. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, а девочек - на семейно-бытовых темах.
В дошкольном возрасте мальчики предпочитают игры на темы бандитов, монстров и подводных приключений, стремясь почувствовать себя смелыми и мужественными. Девочки, в свою очередь, играют с куклами и посудой в ограниченном пространстве, развивая навыки общения и сотрудничества. Игрушки мальчиков, связанные с конструированием и активной деятельностью, способствуют развитию пространственных и технических способностей, в то время как игрушки девочек готовят их к материнству и домашнему хозяйству. Предпочтения в выборе игрушек отражают проникновение детей в мужскую и женскую сферы деятельности: мальчики увлечены техникой, а девочки - бытовыми заботами.
В детских играх дети часто отражают профессии мужчин и женщин, формируя представления о будущих ролях. Однополые группы способствуют развитию способности видеть себя глазами сверстников. Мальчики и девочки в играх отображают типичные черты своего пола, но это не приводит к разделению. В реальной жизни интересы детей менее дифференцированы по половому признаку.
Особенности игрушек
С раннего возраста между мальчиками и девочками наблюдаются различия в выборе игрушек. Девочки чаще предпочитают игры с куклами, тогда как мальчики выбирают машинки. Исследования показывают, что такие предпочтения начинают проявляться уже в полуторагодовалом возрасте. При этом изучение движения глаз младенцев выявило интересную закономерность: девочки больше концентрируют внимание на куклах, а мальчики — на машинках. Выбор игрушек меняется по мере взросления ребёнка, развития его интеллектуальных и эмоциональных способностей. На выбор игрушек влияют врождённые качества и социальный опыт, получаемый в процессе изучения окружающего мира. Игрушки обладают множеством характеристик, они различаются размером, формой, текстурой, цветом[6][4].
Игрушка может быть создана самим ребёнком или предложена ему взрослыми в готовом варианте. Многие игрушки имеют социально-педагогическую функцию, помогая ребёнку адаптироваться к окружающему миру. Кроме того, игрушки помогают познакомиться с историей страны, культурным разнообразием. На ранних этапах развития ребёнок не готов понимать сложные детали окружающего мира, поэтому в этом периоде его устраивают простые игрушки с ограниченными функциями. По мере взросления дети начинают интересоваться более детализированными и сложными моделями, которые помогают им изучать отношения между предметами и людьми. С помощью игрушек ребёнок не только обучается, но и готовится к полноценной жизни в социуме[6].
Природная среда, образ жизни, моральные устои и нормы поведения разных народов заметно отличаются друг от друга, что находит отражение в национальных особенностях игрушек и способов игры. Знакомство ребёнка с игрушками и игровыми традициями других народов не только расширяет его представление о мире, но также формирует уважительное отношение к чужой культуре и образу жизни. Игрушки и игровой процесс неразрывно связаны и со временем: очевидно, что многие игрушки, созданные в эпоху Древнего мира или Средневековья, значительно отличаются от современных товаров для детей[4].
Игрушка в мире взрослых
Игрушки занимают особое место в жизни человека. Даже во взрослой жизни определённые виды игрушек продолжают выполнять важные функции, удовлетворяя эмоциональные, эстетические и интеллектуальные потребности. С их помощью, например, можно моделировать ситуации и события, невозможные для реализации в реальном мире. Одним из уникальных культурных явлений, широко распространённых в различных культурах, является кукольный театр. Управляемые актёрами-кукловодами персонажи позволяют затрагивать тонкие аспекты человеческой природы, анализировать социальные отношения со стороны и даже критически взглянуть на самого себя и окружающих[1].
К некоторым современным «взрослым игрушкам» можно отнести масштабные модели-копии реальных объектов, которые востребованы в различных областях деятельности. Имея древние корни, такие модели использовались издревле: фигурки людей и животных из глины, кости или камня часто являлись частью ритуалов. Позже, с развитием металлообработки, искусство миниатюрной пластики достигло нового уровня — появились изделия с высокой детализацией, передающие реализм окружающего мира. В XVII—XVIII веках парижские модельеры отправляли своим клиентам куклы, одетые в самые модные наряды, что позволяло демонстрировать последние тенденции европейской моды[2].
В архитектуре модель будущего здания или план застройки группы сооружений и сегодня остаётся обязательным элементом творческого процесса. Точно так же в инженерии использование моделей способствует предварительным испытаниям: мосты, плотины, дамбы, башни и другие конструкции исследуются на стадии макета для выявления потенциальных проблем. Масштабное моделирование находит применение и в аэродинамике. Например, испытания судов проводятся в специальных бассейнах, автомобилей и самолётов — в аэродинамических трубах. Для изучения воздействия различных факторов на человека используются манекены, имитирующие человеческое тело, размещаемые внутри тестируемого оборудования. В авиации модели самолётов применяются для отработки фигур пилотажа, а также для согласования манёвров нескольких воздушных судов перед выполнением сложных операций[3].
Бои игрушечных солдатиков тоже имеют практическое значение: с их помощью моделируют сценарии будущих сражений. Даже военная подготовка активно опирается на миниатюрные модели. В разгар боевых действий, перед началом наступления, создавались макеты местности или вражеских укреплений. Такие макеты использовались для проведения командно-штабных учений[3].
Классификация игрушек
Существует несколько критериев, по которым можно классифицировать игрушки. Классификация по возрасту, по назначению, по материалу изготовления.
По возрасту
- от рождения до 1 года
- от 1 от 3 лет (в этот период начинается разделение игрушек для девочек и для мальчиков)
- от 3 лет до 5 лет
- от 5 лет до 10 лет
- от 10 лет и старше
- «игрушки для взрослых»[3].
По воспитательному назначению
- сенсорные (погремушки, музыкальные игрушки, цветные контурные изображения)
- двигательные (мяч, неваляшка, заводные игрушки)
- образные (животные, куклы, домики, машинки)
- общественно-бытовые (молоток, совок, медицинские инструменты)
- конструктивные (конструкторы, сборно—разборные игрушки)[7].
По материалу изготовления
- тканевые
- соломенные
- ватные
- глиняные
- деревянные
- пластмассовые
- резиновые
- металлические
- фарфоровые
- картонные[8].
Сертификация игрушек
Сертификация детских игрушек — обязательный процесс проверки продукции на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011)[9]. Ранее для производства, импорта и реализации игрушек требовалось наличие санитарно-эпидемиологического заключения, однако данный документ был отменён. В настоящее время гигиенические показатели проверяются в рамках сертификационных испытаний. Производство игрушек требует не только соблюдения норм безопасности и обеспечения потребительских характеристик продукции, но и поддержания стабильного качества. Это важно как для соответствия стандартам, так и для сохранения репутации производителя. Сертификация служит главным инструментом документального подтверждения качества продукции[9].
Этапы проведения сертификации игрушек:
- Подготовка документов и подача заявки в центр сертификации.
- Предоставление образцов продукции для испытаний.
- Проведение лабораторных испытаний с оформлением протоколов.
- Выдача сертификата соответствия[10].
Образцы игрушек направляются в аккредитованную испытательную лабораторию, где проходят тестирование на соответствие установленным требованиям. В первую очередь оценивается безопасность материалов, из которых изготовлена продукция. Помимо этого, проводится проверка на соответствие основным требованиям безопасности и функциональности, закреплённым в техническом регламенте. Особое внимание уделяется возрастной классификации игрушек. Например, изделия для детей до трёх лет требуют повышенных стандартов безопасности. Также информация о возрастной группе должна быть обязательно указана на товарной этикетке. По завершении испытаний составляется протокол, который является основанием для выдачи итогового документа — сертификата соответствия. Данный процесс обязательной сертификации действует в России и странах Таможенного союза[10].
Сертификат соответствия содержит основную информацию о продукции:
- наименование игрушки и её возрастную категорию
- торговую марку
- материалы, использованные при изготовлении
- данные о производителе и заявителе (название компании, адрес)
- номер, дату протокола испытаний и информацию об аккредитованной лаборатории
- сведения о сертификационном органе, выдавшем сертификат (название, адрес)
- срок действия сертификата[10].
Соблюдение процедуры сертификации гарантирует качество продукции и её соответствие установленным стандартам Таможенного союза, что обеспечивает безопасность детей и доверие потребителей к производителям[10].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Игрушка. Министерство культуры Российской Федерации. Всероссийский музей декоративного искусства. Дата обращения: 28 февраля 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 История появления игрушек: увлекательный путь через века. Играмир. Дата обращения: 28 февраля 2025.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Савенков Александр Ильич. Детская игрушка как часть культурной традиции // Гаудеамус. — 2019. — № 3.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Роль игрушки в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста. Образовательная социальная сеть. Дата обращения: 28 февраля 2025.
- ↑ 5,0 5,1 Воспитательный потенциал детской игрушки. Инфоурок. Дата обращения: 28 февраля 2025.
- ↑ 6,0 6,1 Какое значение имеют игрушки в воспитании детей?. Самаркандский государственный университет. Дата обращения: 28 февраля 2025.
- ↑ Советы эксперта: Классификация ассортимента детских игрушек. Основные требования к их качеству и безопасности. Администрация Пугачёвского муниципального района. Дата обращения: 28 февраля 2025.
- ↑ Игрушка современная. Классификация игрушек. megavtogal. Дата обращения: 28 февраля 2025.
- ↑ 9,0 9,1 Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 О безопасности игрушек (с изменениями на 14 мая 2024 года). Электронный фонд правовых и нормативно - технических документов. Дата обращения: 28 февраля 2025.
- ↑ 10,0 10,1 10,2 10,3 Сетификация игрушек. Роспромтест. Дата обращения: 28 февраля 2025.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |