Мост
Мост — сооружение, предназначенное для переправы кого-либо или чего-либо через препятствие, мешающее данному действию. Как правило, этими препятствиями могут быть реки, овраги, огромные водные расстояния от одного берега к другому и другие непроходимые места[1].
Этимология
Считается, что мост — слово общеславянского происхождения от той же основы, что и глаголы «метать» и «бросать». Если объяснять проще — «переброшенное через что-то». Однако, есть и другая версия: слово было позаимствовано из древнегерманского языка, восходящего к протогерманскому mastaz — шест, бревно, оно же дало английское слово mast — мачта[2][3].
Происхождение
Предположительно, первые переправы, напоминающие конструкции моста (в примитивном смысле), возникли ещё во времена первых миграций человека по земле. При этом учитывается уровень развития человека в период первобытного мира. Поэтому многие считают, что этими переправами служили деревья, перекинутые через небольшие препятствия.
Затем, спустя некоторое время, с появлением и развитием первых цивилизаций, стали появляться более сложные конструкции, которые по праву можно назвать мостами. Поначалу это были так называемые понтонные мосты — несколько судов, соединённых крепкими канатами поперёк реки. Первые понтоны в Месопотамии делались из надутых воздухом овечьих бурдюков. Древнейший мост, отмеченный в исторических документах, был перекинут в древнем Вавилоне через реку Евфрат. Построили его при царе Навуходоносоре I около 1100 г. до н. э. Но то, что мы привыкли видеть как мост в современном понимании, достигло своей конструктивной особенности при римлянах. Именно римские инженеры заложили основы мостостроения. В своих арочных мостах они уже использовали бетон для скрепления природных камней, а не из дерева и прочих материалов того времени. Многие сооружения римской эпохи сохранились до сих пор: акведук Пондю-Гар на юге Франции продолжает использоваться по назначению, или мост Понте-дель-Аббадиа в Италии[4].
Принцип работы
Основная задача моста — быть надёжным сооружением для безопасного преодоления препятствий людьми, автотранспортом, железнодорожным транспортом и скорым прибытием из точки А в точку Б через данное сооружение[5].
Классификация мостов
Мосты можно разделить на несколько типов:
Также мосты могут разделяться по назначению. Существуют автомобильные мосты, железнодорожные мосты, метромосты (самым длинным в мире является метромост в городе Новосибирск), городской пешеходный, трубопроводный мост, акведуки (яркими примерами являются сооружения римской империи), виадуки.
Мосты классифицируются по различным признакам:
- назначению;
- статической схеме и характеру работы под нагрузкой;
- виду преодолеваемого препятствия;
- расположению уровня проезда относительно несущей конструкции пролётного строения;
- материалу;
- длине моста;
- числу пролётов[6].
Принципы строительства
Подготовка
Сооружение моста начинается с комплексного инженерного и инженерно-геодезического изыскания. Проводятся замеры предстоящего возведения. Для моста обычно выбирают место с минимальным расстоянием между противоположными берегами реки, пролива, залива или водохранилища. Во многих случаях это расстояние ещё более сокращают путём создания искусственной насыпи навстречу к противоположному берегу. В этих случаях, для беспрепятственного протока воды и судоходства, углубляют фарватер (или тальвег), над которым и сооружается высокий пролёт моста.
Опоры
Далее сооружаются опоры моста. Их фундаменты могут находиться как на берегу, так и под водой, соответственно, к ним применяются разные способы сооружения. Для первых вырывается котлован, в дно которого вбиваются сваи, к ним прикрепляется каркас из стальной арматуры, который окружается водонепроницаемой опалубкой, в которую затем заливается бетон, принимающий нужные формы и размеры. Под водой котлован под фундамент мостовой опоры можно вырыть земснарядом. Так же забиваются сваи. Каркас из стальной арматуры сооружается на берегу и подъёмным краном затем опускается на дно в подводный котлован. Для бетонирования под водой намеченное место осушают с помощью кессонов, или используют специальный цемент, быстро принимающий твёрдое состояние под водой. Поднимающаяся на подводном фундаменте опора должна иметь заострённую форму ледоруба, обращённого против течения реки. На опорах могут надстраивать высокие пилоны для поддержания основных (несущих) тросов в висячих мостах.
Пролёты
Следующим этапом строительства является возведение пролётов. Для этого используются подъёмные краны, передвижные подмосты. Иногда используют толкающие устройства для надвижки пролётных строений, включающие опорную балку, салазки, путь скольжения, закрепляемый на опоре моста за обстройку опоры, подъёмные гидродомкраты и силовые толкающие гидроцилиндры, а также перегрузочные стапели с подъёмными гидродомкратами. В иных случаях основная ферма моста сооружается на берегу, погружается на баржи, на которых транспортируется к готовым опорам будущего моста, и подъёмными приспособлениями устанавливается на отведённое ей место. Для арочных и сводчатых мостов устанавливают строительные леса, систему распорок, сооружают временные конструкции, которые по окончании строительства моста разбирают[7][6].
Архитектура
Многие мосты являются выдающимися памятниками зодчества и инженерного искусства. В некоторых городах, таких как Амстердам или Прага, мосты являются неотъемлемой частью городской архитектуры. В классическом стиле выполнены многие древнеримские мосты: за счёт своей массивности и выразительной архитектоники они создают ощущение прочности и надёжности (мост Алькантара на реке Тахо, Испания).
В Средние века двумя преобладающими типами стали мосты с полуциркульными (или круговыми) арками и мосты со стрельчатыми арками. Первый тип основывался на римской традиции, второй был заимствован из восточной архитектуры и вскоре потерял популярность, так как неоправданно увеличивал высоту моста. Ещё одним явлением в средневековом мостостроении стали мосты-улицы, появившиеся во всех крупных европейских городах (например, Понте Веккио во Флоренции). В Средние века на мостах появился декор (конец XIV века): например, оформленный в готическом стиле Карлов мост в Праге.
Совершенствование техники мостостроения в эпоху Возрождения позволило значительно увеличить соотношение толщины свода к высоте пролёта. Благодаря этому мосты стали более высокими и лёгкими по конструкции. Совершенствуется конструкция каменных мостов: появляются круглые и коробовые своды. В целом же прослеживается тенденция к подражанию античной архитектуре. Чуть позже появилось барокко, тяготевшее к динамичным композициям и пышному декору. Широко известен барочный Мост Вздохов в Венециии.
В XVIII веке популярностью пользовался классицизм. Мосты, построенные в этом стиле, отличали чёткая симметрия, внимательное отношение к пропорциям сооружения, пролёты больших размеров. Классицизм был широко распространён во Франции (Мост Согласия в Париже) и России (Крестовый мост в городе Пушкин).
К середине XIX века сформировались основные формы металлических мостов. В этот период большое распространение получили решётчатые балконные фермы. Значительное развитие получили конструкции арочных мостов (пример: виадук Гараби, построенный Густавом Эйфелем). В конце XIX века популярность приобретают висячие мосты: в 1883 году в США был построен Бруклинский мост, чуть позже —Манхэттенский. Подвесные мосты сохраняют свою популярность в XX (мост «Золотые ворота») и XXI веке[5][8].
Мосты в современном мире
На сегодняшний день насчитывается около 300 мостов по всему миру, многие из которых известны всем в эстетическом плане. Одними из самых известных можно назвать Тауэрский мост через реку Темза (Лондон,Великобритания), комплекс разводных мостов в городе Санкт-Петербург (Российская Федерация), Даньян-Куньшаньский виадук — самый длинный мост в мире (КНР)[9].
Примечания
- ↑ Крючкова В.А. Мост // Большая Российская Энциклопедия.
- ↑ Шанский Н.М. Мост // Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М..
- ↑ Крылов Г.А. Мост // Этимологический онлайн-словарь русского языка Крылова Г. А..
- ↑ Кузнецова А.П. Шедевры мостостроения // САПР и ГИС автомобильных дорог.
- ↑ 5,0 5,1 Щусев П. В. Мосты и их архитектура // Tehne. — 1952.
- ↑ 6,0 6,1 В, Г, Курлянд, В, В, Курлянд. Строительство мостов // Москва, МАДИ. — 2012.
- ↑ Строительство мостов // Традиция.
- ↑ Г. А, Аверченко, А. Н. Новик, А. В. Мишакова. Архитектура мостовых сооружений // Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. — 2022.
- ↑ Самые длинные мосты в мире // Quto.
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |