Конструктор (игрушка)
Конструктор — это комплект стандартных деталей, из которых возможно собрать множество разных изделий. Готовые части не требуют специальной подготовки для создания сложных механизмов и систем. Также конструктор может использоваться в качестве детских игрушек.
История возникновения конструктора, как развивающей игры[править]
В 1837 г. Фридрих Фребель придумал детский сад, разработал игрушки, которые должны были быть в каждом дошкольном учреждении, и, по задумке автора, всячески способствовать детскому развитию[2].
1-й в мире конструктор «Анкер» был создан в 1880 г. братьями Отто и Густавом Лилиенталь, немецкими инженерами, пионерами авиации. Конструктор представлял собой кирпичики из смеси кварцевого песка, мела и льняного масла, чтобы собирать из них модели зданий.
Изобретатели продали патент предпринимателю Адольфу Рихтеру, который в 1882 году начал промышленное производство конструктора под торговой маркой Anker-Steinbaukasten в городе Рудольштадте (Германия). В 1886 году в Германии был выпущен каталог на 13 языках, предлагающий 238 разных видов кубиков. С 1901 года «Анкер» начали комплектовать металлическими элементами — фермами, перемычками и балками.
Первый металлический набор конструктора придумал и создал в 1901 году Фрэнк Хорнби из Ливерпуля (Великобритания) — английский изобретатель, бизнесмен и политик, не имевший инженерного образования. В 1901 году он решил узаконить свое право на изобретение. Хорнби подал заявку в Патентное бюро и стал официальным владельцем идеи набора Meccano.
Первоначально идея Фрэнка Хорнби заключалась в том, чтобы изобразить различные инженерные конструкции и постройки в миниатюре реализовать в детском наборе конструктора. Он получил название «механическое пособие для новичков», состоял из различных металлических балок, уголков, перекрытий, колёсиков, скоб и других деталей. В наборе также присутствовали гайки, болты, отвёртка и гаечный ключ, но не существовало каких-либо схем сборки — каждый ребёнок мог показать способности своей фантазии, создать целый город с большими и малыми зданиями, мостами, аллеями, парками, автомобилями, самолётами. В 1926 году появляются первые цветные детали — красные и зелёные. В 1970 году конструктор был дополнен электромотором. В 1981 году во Франции впервые появляются принципиально новые модели из пластика.
В 1932 году в Дании был изобретён новый вид конструктора — деревянный[3]. Йохан Корбули был многодетным отцом и торговцем. Любимым занятием его младшего сына было ломать сооружения, которые строили его старшие братья из деревянных кубиков. Тогда отец нашёл решение: он проделал во всех кубиках дырочки, и их можно стало крепко соединять при помощи деревянных палочек. Пластмассовый кубик появился только в 1958 году.
Виды конструкторов[править]
Кубики[править]
Такой конструктор рассчитан на самых маленьких. Кубики позволяют ребёнку научиться различать цвета, а также понять, как создаются самые простые фигуры из отдельных деталей. Из них обычно строят небольшие домики или башенки. Сами кубики могут быть как мягкими, так и деревянными или пластмассовыми.
Магнитные[править]
Детям в возрасте от трёх лет можно покупать наборы с магнитными деталями. В упаковках с конструктором находятся намагниченные палочки и шарики. Они с легкостью притягиваются друг к другу. Из таких цветных деталей можно строить как обычные геометрические фигуры, так и более сложные конструкции. Особой популярностью у детей пользуется светящийся магнитный конструктор.
Блочные[править]
В таких наборах находятся цветные блоки разных размеров. Как правило, их делают из пластмассы. Блоки с шипами легко соединяются друг с другом. Поэтому конструкции, состоящие из таких деталей, получаются устойчивыми и прочными.
Постройки из цветных блоков можно много раз собирать и разбирать. Детали от этого не деформируются и не теряют привлекательности. Кроме того, элементы из разных наборов можно сочетать между собой. Так у ребёнка будет больше возможностей для творчества, ведь из цветных блоков малыш сможет построить целый замок или большой город.
Контурные[править]
Подобные наборы состоят из гибких трубочек. Отдельным деталям легко придавать нужную форму. Соединяются друг с другом они тоже без каких-либо проблем. Покупать контурные конструкторы рекомендуется детям в возрасте от 6 лет.
Лабиринты[править]
Динамические конструкторы такого типа состоят из различных цилиндров и лесенок. Из них можно создавать лабиринты разных форм и размеров. Смастерив такую конструкцию своими руками, ребёнок может долго играть с ней, запуская внутрь цветные шарики или мячики. Для создания большого парка аттракционов рекомендуется использовать несколько разных наборов от одного производителя.
Мозаика[править]
Такие конструкторы состоят из плоских элементов. Чаще всего они бывают пластиковыми или деревянными. Из отдельных деталей легко формируется нужная картинка. Как правило, такой развивающий конструктор покупают детям в возрасте 2-4 лет.
Трансформеры[править]
Современные механические игрушки привлекают как мальчиков, так и девочек. Из деталей, которые находятся в комплекте, ребёнок может собирать машинки, фигуры животных или роботов. Такие поделки с подвижными креплениями могут передвигаться или менять свою форму[4].
Материалы для изготовления конструкторов[править]
Для создания детских конструкторов производители стараются использовать экологически чистые и безопасные материалы. Существуют следующие виды наборов для детей:
- Деревянные
- Металлические
- Пластиковые
- На магнитах
- Картонные
- Мягкие
- Керамические
Польза игры в конструктор[править]
Конструкторы необходимы для тренировки образного и логического мышления. Соединяя отдельные части, человек учится делать точные движения. Конструктор также способствует развитию внимания, усидчивости, фантазии, воображения, пространственного мышления, способствует развитию речи и социализации, развивает творческое воображение. Также игра в конструктор способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме, ориентировки в пространстве.
Издавна известно утверждение философа Иммануила Канта о том, что «рука — это вышедший наружу мозг человека». Связь развития рук с развитием мозга подкрепляют проведенные в наше время исследования. Физиологи утверждают, что имеется близкая связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, находящимися в кистях и подушечках пальцев рук, из этого получается, что усталость мышц рук связано с торможением центральной нервной системы и наоборот. То есть развитие детей происходит под влиянием кинетических импульсов от пальцев. Ребёнок, у которого высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Психологи подмечают, что умственные способности ребёнка формируются очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления[5].
Разделение конструкторов по гендерным признакам[править]
Разделяются конструкторы и по гендерному признаку: создаются разные конструкторы для девочек и для мальчиков. Варианты для девочек содержат следующие сюжеты: дворцы принцесс, кареты, различные животные, мифические существа. Детские конструкторы для мальчиков включают в себя фигуры кораблей, военной техники, самолётов, автомобилей, пожарных станций, полиции и многие другие. Цветовое оформление также может различаться в зависимости от пола ребёнка. Чаще всего разделение по полам происходит для средней и старшей возрастных групп; для младшей такого разделения нет — конструкторы создаются, как правило, развивающие, зачастую в форме фруктов, человечков, растений и прочих фигур[2].
Примечания[править]
- ↑ Виталий Маршак. История советского «металлического констуктора» . computerra.ru (28 января 2020).
- ↑ 2,0 2,1 Игры и Игрушки . i-igrushki.ru.
- ↑ Глеб Алексушин. История конструктора: 11 ключевых разработок на пути длиною более чем в полтора века . dzen.ru (20 сентября 2022).
- ↑ Все о разнообразии конструкторов для детей . https://vplate.ru/.
- ↑ Кристина Манасарян. 8 важных навыков, которые развивает игра в конструктор . https://chips-journal.ru/ (12.12.2018).