Конструктор (игрушка)

Материал из «Знание.Вики»
Кубики Лего

Конструктор — это комплект стандартных деталей, из которых возможно собрать множество разных изделий. Готовые части не требуют специальной подготовки для создания сложных механизмов и систем. Также конструктор может использоваться в качестве детских игрушек.

История возникновения конструктора, как развивающей игры

Металлический конструктор, произведённый в СССР в 1933 году[1]

В 1837 г. Фридрих Фребель придумал детский сад, разработал игрушки, которые должны были быть в каждом дошкольном учреждении, и, по задумке автора, всячески способствовать детскому развитию[2].

1-й в мире конструктор «Анкер» был создан в 1880 г. братьями Отто и Густавом Лилиенталь, немецкими инженерами, пионерами авиации. Конструктор представлял собой кирпичики из смеси кварцевого песка, мела и льняного масла, чтобы собирать из них модели зданий.

Изобретатели продали патент предпринимателю Адольфу Рихтеру, который в 1882 году начал промышленное производство конструктора под торговой маркой Anker-Steinbaukasten в городе Рудольштадте (Германия). В 1886 году в Германии был выпущен каталог на 13 языках, предлагающий 238 разных видов кубиков. С 1901 года «Анкер» начали комплектовать металлическими элементами — фермами, перемычками и балками.

Первый металлический набор конструктора придумал и создал в 1901 году Фрэнк Хорнби из Ливерпуля (Великобритания) — английский изобретатель, бизнесмен и политик, не имевший инженерного образования. В 1901 году он решил узаконить свое право на изобретение. Хорнби подал заявку в Патентное бюро и стал официальным владельцем идеи набора Meccano.

Первоначально идея Фрэнка Хорнби заключалась в том, чтобы изобразить различные инженерные конструкции и постройки в миниатюре реализовать в детском наборе конструктора. Он получил название «механическое пособие для новичков», состоял из различных металлических балок, уголков, перекрытий, колёсиков, скоб и других деталей. В наборе также присутствовали гайки, болты, отвёртка и гаечный ключ, но не существовало каких-либо схем сборки — каждый ребёнок мог показать способности своей фантазии, создать целый город с большими и малыми зданиями, мостами, аллеями, парками, автомобилями, самолётами. В 1926 году появляются первые цветные детали — красные и зелёные. В 1970 году конструктор был дополнен электромотором. В 1981 году во Франции впервые появляются принципиально новые модели из пластика.

В 1932 году в Дании был изобретён новый вид конструктора — деревянный[3]. Йохан Корбули был многодетным отцом и торговцем. Любимым занятием его младшего сына было ломать сооружения, которые строили его старшие братья из деревянных кубиков. Тогда отец нашёл решение: он проделал во всех кубиках дырочки, и их можно стало крепко соединять при помощи деревянных палочек. Пластмассовый кубик появился только в 1958 году.

Виды конструкторов

Кубики

Такой конструктор рассчитан на самых маленьких. Кубики позволяют ребёнку научиться различать цвета, а также понять, как создаются самые простые фигуры из отдельных деталей. Из них обычно строят небольшие домики или башенки. Сами кубики могут быть как мягкими, так и деревянными или пластмассовыми.

Магнитные

Детям в возрасте от трёх лет можно покупать наборы с магнитными деталями. В упаковках с конструктором находятся намагниченные палочки и шарики. Они с легкостью притягиваются друг к другу. Из таких цветных деталей можно строить как обычные геометрические фигуры, так и более сложные конструкции. Особой популярностью у детей пользуется светящийся магнитный конструктор.

Блочные

В таких наборах находятся цветные блоки разных размеров. Как правило, их делают из пластмассы. Блоки с шипами легко соединяются друг с другом. Поэтому конструкции, состоящие из таких деталей, получаются устойчивыми и прочными.

Постройки из цветных блоков можно много раз собирать и разбирать. Детали от этого не деформируются и не теряют привлекательности. Кроме того, элементы из разных наборов можно сочетать между собой. Так у ребёнка будет больше возможностей для творчества, ведь из цветных блоков малыш сможет построить целый замок или большой город.

Контурные

Подобные наборы состоят из гибких трубочек. Отдельным деталям легко придавать нужную форму. Соединяются друг с другом они тоже без каких-либо проблем. Покупать контурные конструкторы рекомендуется детям в возрасте от 6 лет.

Лабиринты

Динамические конструкторы такого типа состоят из различных цилиндров и лесенок. Из них можно создавать лабиринты разных форм и размеров. Смастерив такую конструкцию своими руками, ребёнок может долго играть с ней, запуская внутрь цветные шарики или мячики. Для создания большого парка аттракционов рекомендуется использовать несколько разных наборов от одного производителя.

Мозаика

Такие конструкторы состоят из плоских элементов. Чаще всего они бывают пластиковыми или деревянными. Из отдельных деталей легко формируется нужная картинка. Как правило, такой развивающий конструктор покупают детям в возрасте 2-4 лет.

Трансформеры

Современные механические игрушки привлекают как мальчиков, так и девочек. Из деталей, которые находятся в комплекте, ребёнок может собирать машинки, фигуры животных или роботов. Такие поделки с подвижными креплениями могут передвигаться или менять свою форму[4].

Материалы для изготовления конструкторов

Для создания детских конструкторов производители стараются использовать экологически чистые и безопасные материалы. Существуют следующие виды наборов для детей:

  • Деревянные
  • Металлические
  • Пластиковые
  • На магнитах
  • Картонные
  • Мягкие
  • Керамические

Польза игры в конструктор

Конструкторы необходимы для тренировки образного и логического мышления. Соединяя отдельные части, человек учится делать точные движения. Конструктор также способствует развитию внимания, усидчивости, фантазии, воображения, пространственного мышления, способствует развитию речи и социализации, развивает творческое воображение. Также игра в конструктор способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме, ориентировки в пространстве.

Издавна известно утверждение философа Иммануила Канта о том, что «рука — это вышедший наружу мозг человека». Связь развития рук с развитием мозга подкрепляют проведенные в наше время исследования. Физиологи утверждают, что имеется близкая связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, находящимися в кистях и подушечках пальцев рук, из этого получается, что усталость мышц рук связано с торможением центральной нервной системы и наоборот. То есть развитие детей происходит под влиянием кинетических импульсов от пальцев. Ребёнок, у которого высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать. У него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Психологи подмечают, что умственные способности ребёнка формируются очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления[5].

Разделение конструкторов по гендерным признакам

Разделяются конструкторы и по гендерному признаку: создаются разные конструкторы для девочек и для мальчиков. Варианты для девочек содержат следующие сюжеты: дворцы принцесс, кареты, различные животные, мифические существа. Детские конструкторы для мальчиков включают в себя фигуры кораблей, военной техники, самолётов, автомобилей, пожарных станций, полиции и многие другие. Цветовое оформление также может различаться в зависимости от пола ребёнка. Чаще всего разделение по полам происходит для средней и старшей возрастных групп; для младшей такого разделения нет — конструкторы создаются, как правило, развивающие, зачастую в форме фруктов, человечков, растений и прочих фигур[2].

Примечания

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!