Макарьевская ярмарка

Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Макарьевская ярмарка
Макарьевский монастырьМакарьевский монастырь
Страна  Россия
Тип здания дворец
Архитектурный стиль Классицизм
Архитектор Захаров Андрей Дмитриевич,
Матвеев Ифаст
Первое упоминание 1624 год
Дата основания 1641 год
Дата упразднения 1816 год

Мака́рьевская я́рмарка — крупнейшая ярмарка в России, существовавшая с 1620 года до начала XIX века.

Ярмарка возникла возле стен Свято-Троицкого Макариево-Желтоводского монастыря, находившегося посреди торгового пути вдоль реки Волги, по которому с давних времён осуществлялся торговый обмен между Азией и Европой. Первое упоминание о Макарьевской ярмарке найдено в уставной грамоте царя Михаила Фёдоровича адресованной игумену Макариево-Желтоводского монастыря Авраамию от 19(29) сентября 1627 года. Официально ярмарка была учреждена указом Михаила Фёдоровича от 10(20) июня 1641 года. Первоначально ярмарка проводилась один раз в год в течение одного дня — 25 июля по старому стилю, в день памяти основателя Макариево-Желтоводского монастыря — преподобного Желтоводского и Унженского Макария. В 1667 году ярмарка проводилась в течение двух недель, а в 1681 году срок проведения ярмарочных дней был увеличен до четырёх, и этот период продолжал изменяться в дальнейшем[1].

История

На Руси ярмарки зародились ещё в XIII веке, став неотъемлемой частью быта и культуры. Первоначально они были связаны с праздниками и народными гуляниями. Однако с течением времени на крупных ярмарках развлечения приобрели более организованный характер. В специально возведенных балаганах, словно театральных подмостках, разворачивались красочные представления, демонстрирующие самобытность народного творчества. Артисты скоморохи, акробаты, дрессировщики и кукольники показывали свои номера, развлекая и восхищая публику. Ярмарочные гуляния неизменно сопровождались музыкой и песнями. Здесь можно было услышать как традиционное народное пение, так и более современные городские мелодии. На площадях и улицах звучали балалайки, гусли, гармошки и бубны, создавая неповторимую атмосферу веселья и праздника[2].

Помимо развлечений, ярмарки играли важную экономическую роль. Торговцы со всей Руси и даже из-за рубежа привозили свои товары, что позволяло покупателям приобрести широкий ассортимент изделий. Ярмарки становились центрами ремесленного производства и оптовой торговли. Ярмарочные ряды представляли собой настоящий калейдоскоп товаров. Здесь можно было найти: посуду, одежду, обувь, ювелирные украшения, ткани, скот и даже рабов. На больших ярмарках, таких как Нижегородская и Макарьевская, торговали иноземными товарами из Европы и Азии, включая китайский чай, персидские ковры и английские сукна. Помимо торговли и развлечений, ярмарки были местом социальных взаимодействий. Люди разных сословий, от крестьян до дворян, общались, обменивались новостями и заключали сделки. Ярмарки служили своего рода социальными площадками, где можно было узнать последние новости и завести новые знакомства[2].

К концу XIX века ярмарки сохраняли свой развлекательный и торговый характер, однако постепенно утрачивали социальную и культурную значимость. Развитие транспорта и промышленности привело к появлению постоянных магазинов и торговых центров, которые более эффективно удовлетворяли потребности населения. Тем не менее, ярмарки остались важной частью народной культуры, сохранив свою самобытность и очарование[2].

XVII — середина XVIII веков

С 1624 года начинается история Макарьевской ярмарки[3]. Каждый год в течение трёх недель, начиная с конца июля, на берегу Волги активно велась торговля. В 1641 году она была официально признана царским указом Михаила Федоровича Романова. Уже в 1666 году сюда приезжали торговцы со всей России и из-за границы. В XVII веке ярмарка настолько расширилась, что не вмещалась на луговой стороне Волги, принадлежащей монастырю. Она охватывала противоположный берег у села Лыскова, но основной её частью всё ещё оставалась территория у восточных стен Макарьевского монастыря[4].

Все ярмарочные постройки занимали относительно небольшую территорию. Это место не позволяло торжищу развернуться широко и свободно. Здания Макарьевской ярмарки были временными и состояли из деревянных балаганов, лавок и трактиров, расположенных вдоль улиц. Центром ярмарочного пространства был гостиный двор с торговыми рядами, образующими прямоугольник. Дорога, ведущая от пристани через центр, разделяла гостиный двор на две равные части и служила связующим звеном между основными зданиями ярмарки и главным входом в монастырь. Постройки справа от центра формировали прямоугольную сеть улиц, а слева они расходились веером из-за треугольной формы участка. Театр и татарская мечеть, выполнявшие общественные и культовые функции, были лишь необходимыми элементами этого комплекса, не игравшими градообразующей роли. Со временем комплекс зданий ярмарки оказался отделён от стен и башен монастыря, а его собственная композиция не обрела целостности. В дальнейшем развитие Макарьевской ярмарки привело к её всё большему отделению от монастыря и превращению в самостоятельный торговый ансамбль[4].

В середине XVIII века предпринимались попытки перестроить Макарьевскую ярмарку, старое здание ярмарки уже не отвечало потребностям торговли, поэтому было решено построить новое. Проекты нового здания ярмарки разрабатывали известные русские архитекторы того времени — Иван Фёдорович Мичурин и Иван Кузьмич Коробов. Их чертежи не сохранились до наших дней. В 1747 году началось строительство, но оно продвигалось медленно из-за смерти одного из архитекторов, Коробова Ивана. В результате было принято решение отменить строительство[4].

Середина XVIII века — 1804 год

В середине XVIII века возникла необходимость в реконструкции Макарьевской ярмарки. Старые деревянные здания были в плохом состоянии и не соответствовали потребностям торговли. Поэтому был издан Елизаветой Петровной указ от 18 июня 1751 года, который предусматривал строительство нового каменного гостиного двора на месте старого деревянного. Однако, к 1755 году удалось построить только часть запланированных зданий[2].

В конце XVIII века продолжались работы над различными проектами планировки ярмарки, однако ни один из них не был реализован. Один из таких проектов предполагал расположение ярмарки на большой территории у юго-восточной стены монастыря. План ярмарки был изменён, получив прямоугольную форму с восемью Г-образными торговыми корпусами. Вход на ярмарку предусматривался со всех четырёх сторон. В центре ярмарки должна была находиться главная площадь размером 60×100 метров. Торговые строения никак не связывались с монастырем. Более того, в планировке города ярмарка являлась композиционным центром, к которому примыкало полукольцо городской застройки вместе с монастырем[2].

Выбранная территория для новой ярмарки ежегодно подвергалась затоплению весенними водами. Возможно, именно поэтому в 1804 году был утвержден новый план города, согласно которому, торговый комплекс предлагалось разместить на небольшой территории рядом с монастырем. Однако и этот вариант оказался неподходящим. Площадь выбранной территории была недостаточной для главного торгового центра России, который стал «мерилом внутренней торговли». Неудачные решения при проектировании ярмарки в XVIII веке оказывали все большее влияние на развитие торговли[2].

1804—1816 года

В начале XIX века продолжились работы по проектированию Макарьевской ярмарки. В 1804 году по царскому указу Александра I было предоставлено исключительное право построить деревянный гостиный двор. Автором планировки ярмарочных зданий всего комплекса стал знаменитый архитектор Андрей Дмитриевич Захаров, автор Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Андрей Дмитриевич разработал грандиозный план гостиного двора в стиле классицизм, отличающийся строгостью и монументальностью. В этом комплексе четко выражены были три части: центральная (гостиный двор) и две боковые. В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга хранится план гостиного двора с подписями казанского купца Евреинова и нижегородского гражданского губернатора Кудрявцева Егора Францевича. Хотя подпись Андрея Дмитриевича отсутствует, на основании упомянутого царского указа Александра I этот чертеж справедливо приписывается его авторству[4].

Проект Макарьевского гостиного двора был одобрен губернской администрацией, но из-за войны с Францией строительство отложилось до 1815 года. В конце 18051806 годов архитектор Ифаст Матвеев создал проект главного корпуса — единственного каменного строения Нижегородской ярмарки. Главный корпус возвели в 18061809 годах. Он представлял собой огромный пассаж, который протянулся вдоль главного фасада гостиного двора на 125 метров. В результате кропотливого труда и таланта архитекторов Макарьевский гостиный двор стал флагманом ярмарочной торговли России. Его монументальное двухэтажное сооружение представляло собой прямоугольник размером 386 на 144 метра, с внутренним двором. Торговые ряды и склады располагались на первом этаже, а второй этаж предназначался для контор и жилых помещений. Макарьевский гостиный двор сыграл значительную роль в развитии экономики, не только обеспечивая место для торговли, но и привлекая в город значительные инвестиции. Его внушительная архитектура и функциональность стали образцом для проектирования подобных сооружений на других ярмарках Российской империи. Огромный театр князя Николая Григорьевича Шаховского, вмещавший до 1000 человек, был расположен за чертой Макарьевской ярмарки, у самого входа на её территорию. В 1816 году построенный ярмарочный комплекс был полностью уничтожен пожаром, сохранился лишь каменный корпус. В следующем, 1817 году, Макарьевская ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, где была построена по проекту, созданным архитектором Монферраном и главным инженером Бетанкуром[4].

Перенос ярмарки в Нижний Новгород

Нижегородская ярмарка

В 1816 году Гостиный двор Макарьевской ярмарки сгорел. Это случилось 15 августа 1816 года: длился пожар с 5 часов вечера и до 5 часов утра. Для возобновления ярмарки на прежнем месте император Александр I выделил из государственного казначейства 239 130 рублей[5]. Но правительство сочло нецелесообразным вкладывать огромные средства в восстановление ярмарки в Макарьеве, где всегда возникали трудности с приобретением кирпича, извести, а также с наймом опытных рабочих-мастеров. Выделение из государственной казны денежных средств было прекращено. Кроме того, местоположение ярмарки имело значительные неудобства: это и болота, окружавшие ярмарку, и постоянное весеннее затопление территорий, и отсутствие удобств для жизни приезжающих, и монополия князя Грузинского Георгия Александровича на переправу на правый высокий берег Волги. В 1816 году проездом в свое имение посетил ярмарку государственный канцлер граф Николай Петрович Румянцев. Месторасположение существующей ярмарки на взгляд графа Николая Петровича было не совсем удобным. Пожар 1816 года стал удобным случаем и ускорил перевод ярмарки в Нижний Новгород на Стрелицу Оки и Волги[6] .

В 1817 году было принято решение о переносе ярмарки на новое место, а в 1822 году она была торжественно открыта на Стрелке. Этот переход Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород оказался важным моментом в истории развития города, приведя к дальнейшему укреплению его роли как крупного торгового и экономического центра[7].

Примечания

  1. Богородицкая Н. А. Большая российская энциклопедия 2004–2017. Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 29 марта 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 Шумилкин С. М. Нижегородская ярмарка. — Нижний Новгород: Понедельник, 1996. — С. 11. — 224 с.
  3. История Нижегородской ярмарки. Нижегородская Ярмарка. Дата обращения: 29 марта 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 Шумилкин С. М. Архитектура Макарьевской ярмарки / Куприянова Н.И.. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1979. — С. 113. — 224 с.
  5. Храмцовский Н. И. Краткий очерк истории и описания Нижнего Новгорода. — Нижний Новгород: Нижполиграф, 2005. — С. 427. — 604 с.
  6. Макарычева Д. А. Музей Добролюбова. К 205-летию со дня открытия в Нижнем Новгороде (1817) ярмарки (2022). Дата обращения: 30 марта 2024.
  7. Адрианов Ю. А., Шамшурин В. А. Старый Нижний. — Нижний Новгород: СММ, 1994. — С. 157. — 240 с.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!