Жостовская роспись
Жо́стовская ро́спись — уникальный вид русского народного искусства, зародившийся в начале XIX века в нескольких сёлах Подмосковья. Этот художественный промысел получил своё название от деревни Жостово, ставшей его центром. Первоначально жостовские мастера расписывали металлические подносы, но затем начали украшать посуду, шкатулки, сахарницы и другие изделия. Главным мотивом жостовской росписи является цветочный букет, выполненный на чёрном или красном фоне[1].
История
Жостовская роспись, зародившаяся в начале XIX века в Подмосковье, развивалась в нескольких сёлах, включая Жостово, Осташково, Хлебниково и Троицкое. Изначально мастера создавали расписные лакированные изделия из папье-маше, такие как баульчики, табакерки и портсигары. В 1836 году, после выставки в Митаве, жостовские мастера перешли к производству железных подносов, которые оказались более прочными и качественными по сравнению с сибирскими аналогами[2].
В середине и второй половине XIX века производство подносов в Жостове увеличилось благодаря выгодному расположению близ Москвы, что обеспечивало постоянный рынок сбыта. Этот период стал временем расцвета жостовской росписи, когда народное искусство обрело свои неповторимые национальные черты и основные узнаваемые сюжеты.
Кризис начался в конце XIX—начале XX века, когда спрос на подносы уменьшился и мастера вынуждены были переключиться на другие виды деятельности. Первая мировая война и революционные годы также негативно сказались на промысле из-за нехватки сырья и изменившихся политических условий в стране[3].
В 1920 — е годы с возрождением артелей жостовская роспись пережила новый этап развития. В 1928 году была создана артель «Металлоподнос», позже переименованная в Жостовскую фабрику декоративной росписи. Однако 1920—1930-е годы были нелёгкими, поскольку промысел подвергался влиянию общих для советского искусства того времени тенденций реализма, что угрожало традициям жостовской росписи. Преодолев эти трудности, благодаря усилиям ведущих художников, жостовская роспись сохранила свои традиции и продолжила развиваться[4].
Жостовские изделия сохраняют свою уникальность и самобытность. За полтора века своего развития жостовская роспись развилась из кустарного ремесла в уникальное явление русского народного искусства. Жостовские подносы из предметов обихода стали самостоятельными произведениями искусства, вызывающими у зрителей чувства радости и гармонии. Они обрели всенародное признание и являются символом народного творчества и духовного богатства России.
Характерные особенности
Художники жостовской росписи используют масляные краски, разбавляемые на первом этапе скипидаром, а во время прописи — льняным маслом. Для росписи применяются беличьи кисти особой формы, позволяющие создавать характерные «жостовские» мазки.
Роспись выполняется в четыре основных этапа: «замалёвок», «тенёжка» и «прокладка», «бликовка», и «чертёжка» с «привязкой». Завершающим этапом является орнамент. Поднос для росписи готовят, штампуя стандартные формы на специальных прессах или вручную, если требуется уникальная форма. Заготовка проходит этапы отжига, обезжиривания и грунтования, после чего окрашивается в несколько слоев эмали[5].
Первый этап росписи — замалёвок, когда художник широкими мазками намечает силуэты будущих цветов и листьев. Мастер поворачивает поднос на колене, чтобы оценить композицию со всех сторон. После высыхания замалёвка поднос шкурят и выполняют подмалёвок. На следующем этапе тенёжке букету придают объём и глубину с помощью полупрозрачных красок.
Блики, расставляемые в ходе бликовки, завершают композицию. На этапе чертёжки художник легко очерчивает детали лепестков, листьев, прожилок и тычинок. Завитки и усики, выполненные тонкой «привязочной» кистью, связывают композицию с фоном. Окончательной стадией является создание золотого орнамента при помощи порошка, перетёртого с лаком или специальной пастой.
После росписи изделие покрывают двумя или тремя слоями лака, каждый из которых сушат в сушильных шкафах при определённой температуре. Между слоями производится прочистка, что обеспечивает долговечность и прочность готового изделия[5].
Известные мастера
Современные мастера жостовской росписи продолжают развивать традиции, добавляя индивидуальные названия своим произведениям, которые часто носят символический характер. Это углубляет образное содержание работ и усиливает их эмоциональную окраску. Ярким примером таких произведений являются подносы-панно Евгения Петровича Лапшина «Снежинка», «Юбилейный», «Рассвет», выполненные в нежной колористической гамме без цветовых контрастов. Лирические работы Евгения Лапшина перекликаются с произведениями Николая Николаевича Мажаева, который отличается разнообразием творческих поисков и особым подходом к композиции цветов на подносах[6].
Михаил Петрович Савельев, ещё один выдающийся мастер, комбинирует традиционные приёмы жостовской росписи, создавая разнообразные формы подносов и цветочные композиции. Его работы варьируются от букетов, собранных из множества разных цветов, до композиций, состоящих исключительно из роз или георгинов, при этом усиливая декоративно-орнаментальные свойства рисунка.
Букеты 3ои Александровны Клёдовой, такие как «Весна» и «Радуга», соответствуют своим символическим названиям и отражают красоту природы. Жостовские мастера, вдохновлённые любовью к природе, создают произведения, которые, хотя и не воспроизводят природные формы буквально, передают их сущность через декоративные средства. Это искусство, вобравшее в себя древние традиции народных росписей и элементы профессиональной живописной культуры[1].
С развитием традиций промысла можно ознакомиться, посетив музей подносов предприятия ООО «Жостовская фабрика». В экспозиции представлены ранние образцы подносов из папье-маше и кованые металлические подносы с композициями из букетов крупных садовых цветов, выполненных в технике многослойной росписи. Также отдельный зал посвящён «картинам на металле»— композициям по мотивам литературных произведений, пейзажам, натюрмортам, жанровым сценам[7].
Современные тенденции развития промысла
Жостовская фабрика декоративной росписи активно внедряет инновации, сохраняя при этом уникальность традиционного искусства. С 2016 года художники фабрики начали использовать акриловые краски и синтетические кисти для росписи не только металла, но и стекла, кожи. Это позволило расширить ассортимент изделий, включая стеклянные вазы, ёлочные украшения и кожаные изделия[8].
Кроме того, фабрика активно сотрудничает с современными дизайнерами, что приводит к созданию новых коллекций, отражающих последние тенденции в дизайне интерьеров. В 2019 году в коллаборации с декоратором Юлией Герасимовой была представлена коллекция минималистичных подносов на выставке InDecorMoscow, отличающихся от классической жостовской росписи упрощенной формой и лаконичностью растительного мотива[9]. Это подчёркивает стремление фабрики к интеграции в современный рынок декоративно-прикладного искусства, сохраняя при этом основные принципы жостовской росписи.
Жостовская роспись в филателии
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Голованова С.О., Ротанова В.А., Мочалова А.С., Шамина Е.М. Жостовская роспись // Современные научные исследования и инновации : электронный научно-практический журнал. — 2018. — № 10.
- ↑ Исаев А. А. Промыслы Московской губернии / [соч. Андрея Исаева. Т. 2 : [Металлические промыслы. Гончарный промысел]]. — М., 1876. — С. 17. — 200 с.
- ↑ Игнатьева О. А. Роспись по металлу (жостовские и нижнетагильские подносы) . Сергиево-Посадский музей-заповедник. Дата обращения: 2 июня 2024.
- ↑ Макарова Е. В. Народные художественные промыслы Подмосковья (Гжель, Жостово, Федоскино): история возникновения и развития // Локус: люди, общество, культуры, смыслы : журнал. — 2012. — № 3. — С. 5—10.
- ↑ 5,0 5,1 Сапрыкина А. В. Современная технология росписи жостовских подносов // Наука, образование и культура : журнал. — 2017. — № 4 (19). — С. 94—95.
- ↑ Путеводитель по фондам всероссийского музея декоративного искусства / ответственный составитель О. М. Милованова. — М.: Всероссийский музей декоративного искусства ; Кучково поле Музеон, 2021. — С. 41—42. — 192 с.
- ↑ Куракина И.И. В гости к красоте: Музей подносов Жостовской фабрики // Традиционное прикладное искусство и образование : журнал. — 2021. — № 4. — С. 27—28.
- ↑ Солопова А.А. Декоративная роспись по металлу: развитие традиций и сравнительный анализ видов // Традиционное прикладное искусство и образование : журнал. — 2020. — № 1 (32). — С. 155—174.
- ↑ Жостовская фабрика представила новую коллекцию кованых подносов . Радио 1 (24 октября 2019). Дата обращения: 2 июня 2024.
Ссылки
Данная статья имеет статус «проверенной». Это говорит о том, что статья была проверена экспертом |