Папье-маше
Папье́-маше́ (фр. papier mâché, «жёваная бумага») — техника изготовления различных предметов из бумажной массы или склеенных слоёв бумаги. Материал, известный своей лёгкостью и пластичностью, широко используется в декоративно-прикладном искусстве, создании масок, кукол, театральных декораций и даже в промышленном дизайне[1][2].
Этимология
Папье-маше в переводе с французского языка Papier mâché означает «жеваная» или «рваная бумага». Термин возник в Великобритании в XVIII веке. Английский мастер, который занимался производством изделий из бумаги, нанял на свою мануфактуру француженок. Материал они изготавливали необычным способом — жевали бумагу[1].
История
Первые упоминания о технике, схожей с папье-маше, датируются II веком до нашей эры в Китае. Её использовали для изготовления шлемов. В Персии в VIII веке нашей эры мастера создавали из папье-маше декоративные чаши и подносы, покрывая их лаком и росписью.
Во Франции XV века техника получила своё современное название, что в переводе означает «жёваная бумага». Мастера использовали её для изготовления кукол и театральных масок. В Англии XVII века Джон Бейтс запатентовал метод производства архитектурных украшений из папье-маше, что способствовало распространению техники в строительстве[3].
Расцвет папье-маше пришёлся на XVIII-XIX века. В России техника стала популярной благодаря лаковой миниатюре, развившейся в подмосковном селе Федоскино[4]. Мастера создавали шкатулки и табакерки, украшенные изящной росписью. В Германии папье-маше использовали для производства анатомических моделей, которые служили учебными пособиями для медиков.
В XIX веке папье-маше нашло применение в промышленном производстве. Английская компания «Дженненс и Беттридж» наладила выпуск мебели из папье-маше, которая отличалась лёгкостью и прочностью. В США техника использовалась для изготовления литейных форм в автомобильной промышленности[3].
Технология
Технология создания папье-маше включает ряд специфических техник, выходящих за рамки базовых методов. Одна из таких техник — «картонаж»[5], где используются тонкие слои картона вместо бумаги. Техника позволяет создавать более прочные и долговечные изделия, часто применяемые в изготовлении мебели и архитектурных элементов.
Инновационным подходом является использование целлюлозных волокон в сочетании с синтетическими связующими веществами. Технология, известная как «целлюлозное формование», позволяет создавать изделия с повышенной прочностью и влагостойкостью. Она широко применяется в промышленном производстве упаковки и одноразовой посуды[6].
В сфере художественного творчества популярность набирает техника «пульпборд». Суть метода заключается в создании плотных листов из бумажной массы с добавлением текстурных элементов, таких как нити, травы или мелкие объекты. Листы используются как основа для картин и рельефных панно.
Экспериментальные подходы включают использование нано-целлюлозы для создания сверхлёгких и прочных конструкций. Технология находится на стыке традиционного папье-маше и современных материаловедческих исследований, открывая новые возможности для применения в аэрокосмической и автомобильной промышленности[7].
В искусстве
В XVIII веке французский художник Жан-Батист Удри создавал изящные скульптуры животных из папье-маше, которые украшали королевские дворцы. В Индии папье-маше стало основой для развития уникального стиля кашмирской живописи[8]. Мастера создают шкатулки, вазы и подносы, покрывая их изысканной росписью с использованием золота и драгоценных камней. Эта традиция, зародившаяся в XV веке, продолжает развиваться и в наши дни[6].
Мексиканское народное искусство алебрихес, представляет собой яркие фантастические существа, часто создаётся с использованием папье-маше. Художник Педро Линарес в 1930-х годах положил начало этому стилю, который сейчас признан нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО.
Современные художники экспериментируют с папье-маше, создавая масштабные инсталляции. Британская художница Сьюзан Стокуэлл создаёт крупные скульптуры и карты мира из переработанной бумаги, привлекая внимание к экологическим проблемам.
В театральном искусстве папье-маше используется для создания масок и бутафории. Знаменитый венецианский карнавал славится масками, многие из которых изготовлены именно в этой технике[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 Папье-Маше . Культура.РФ. Дата обращения: 14 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Что современные скульпторы создают из папье-маше: милые животные, бытовые зарисовки и др . Культурология.ру. Дата обращения: 14 ноября 2024.
- ↑ 3,0 3,1 Расщупкина С. Поделки из папье-маше . КартаСлов.ру. Дата обращения: 14 ноября 2024.
- ↑ Федоскинская миниатюра . Культура.РФ. Дата обращения: 14 ноября 2024.
- ↑ История и техники папье-маше. Дата обращения: 28 августа 2015. Архивировано из оригинала 5 января 2016 года. . archive.org. Дата обращения: 14 ноября 2024.
- ↑ 6,0 6,1 Шалагинова Д. А. Скульптурный материал папье-маше и возможность его применения в анималистическом жанре // Концепт. — 2015. — № S18.
- ↑ Что такое папье-маше? . SD-Studia. Дата обращения: 14 ноября 2024.
- ↑ Кашмирская живопись . eng-news.ru. Дата обращения: 14 ноября 2024.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |