Дулёвский фарфоровый завод

Дулёвский фарфоровый завод
Клеймо Дулёвского фарфорового завода 2.JPG
Дулевская фарфоровая фабрика «Товарищества М.С. Кузнецова», 1889 год.Дулевская фарфоровая фабрика «Товарищества М.С. Кузнецова», 1889 год.
Год основания 1832
Основатели Терентий Яковлевич Кузнецов
Расположение город Ликино-Дулёво, Орехово-Зуевский район, Московская область
Ключевые фигуры династия Кузнецовых:
Терентий Яковлевич,
Сидор Терентьевич,
Матвей Сидорович
Отрасль фарфоро-фаянсовая промышленность
Продукция посуда из фаянса и фарфора
Награды Орден Ленина
Сайт dfz.ru
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Дулёвский фарфоровый завод («Дулёвский фарфор») — крупнейшее[1] российское предприятие по производству посуды, скульптурных и сувенирно-подарочных изделий из фаянса и фарфора. Расположено в городе Ликино-Дулёво Орехово-Зуевского района Московской области.

История

Основано в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым (сыном Якова Кузнецова) в пустоши Дулёво (с 1937 г. город Ликино-Дулёво Московской области). За первые 20 лет работы предприятие стало одним из ведущих производителей фарфоровых изделий в России. В 1864 году[2], наследником завода становится Матвей Сидорович Кузнецов (сын Сидора Терентьевича и внук Терентия Яковлевича), во времена управления которого предприятие достигает наибольшего своего развития. С 1887 года[3] дулёвский завод входит в основанное Матвеем Кузнецовым Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий. Изделия завода в этот период отличаются технически безупречным исполнением.

Ко времени расцвета завода в Дулёво основными покупателями на рынке фарфора были крестьяне, которым был нужен дешёвый, скромно расписанный товар; заводской разночинный люд, который желал фарфор средней цены. Купечество предпочитало фарфор ярко и богато оформленный. И, конечно, выпускался фарфор для аристократов, стилизованный под западный. Учитывались также национальные особенности рынков сбыта, например, восточный.

Многие из работавших на заводе в то время женщин-живописцев носили красивое русское имя Агафья, и почти все они были творцами новых вариаций розанов. Как гласят предания, часто Агафьи писали свои розаны по фарфору не кистью, а просто пальцем. Писали лихо, броско, под аккомпанемент плывущих по цеху грустных и весёлых песен. Тогда-то впервые и появились непосредственные привлекательные рисунки, названные по имени художницы Агафьи «агашками». Это и есть истоки народного художественного творчества — от всего сердца, от души и с любовью нанесен на предмет каждый мазок.

1840-е — 1850-е годы были творческой весной молодого завода, временем расцвета народных мотивов в росписи посуды. В этот период утверждались лучшие традиции дулёвского фарфора, глубоко народного и русского. Существенное развитие завод получил в период управления Матвеем Сидоровичем Кузнецовым. Цеха завода были оснащены новым оборудованием, привезенным из Франции. Завод выпускал изысканные сервизы, которые использовались при российском императорском дворе, а также недорогую, доступную посуду.

Дореволюционное здание Дулёвского фарфорового завода

К концу XIX века Кузнецовы создали фарфоровую империю, годовой оборот которой составлял 75 % дохода всей российской фарфорово-фаянсовой промышленности. В 1902 году М. С. Кузнецов был включен в почетный список поставщиков Двора его Императорского Величества. Стипендиаты Кузнецовых были в Строгановском училище и в школе Общества поощрения художников.

Помимо традиционной ручной дулевской росписи: веселых, радующих глаз красок, яркой позолоты, — в декорировании посуды широко использовались только появившиеся тогда механические способы нанесения рисунка. Применение «машинного» декорирования грозило снижению художественного уровня изделий, но Кузнецову удалось этого избежать. В рисунках механическая печать дополнялась ручной дорисовкой, что придавало им ярко выраженный традиционный характер.

Для реализации своих замыслов Кузнецов приглашал на работу известных русских художников. Некоторое время на заводе работал М. А. Врубель. Фарфор, который производил завод в то время, экспортировался за пределы Российской Империи, он был известен даже в Персии и в Афганистане.

В 1918 году, после Октябрьской революции, завод был национализирован и переименован в Дулевский фарфоровый завод имени газеты Правда. Тот период привнес новое в стилистику дулевского фарфора. В качестве декора на изделиях размещались революционные символы страны. Художественное оформление фарфора было построено на динамике композиций с использованием ярких, контрастных цветов, изображений советских лозунгов и эмблем, символизирующих революционное обновление жизни. Но большая часть массовой продукции декорировалась в соответствии с самобытными народными традициями по старым образцам. Большую роль в творческой жизни предприятия, а также в качестве воспитателей молодых кадров играли тогда такие мастера как И. Г. Коньков, Х. С. Салин, Ф. Ф. Маслов, В. П. Мысягин, А. И. Прохоров. Благодаря им укреплялись исконно народные традиции дулевского фарфора. К обновлению и расширению производства приступили только в 1030-е годы. С этого времени начинается постепенное превращение Дулево в подлинный центр фарфора. Большая роль в преобразованиях принадлежит яркому, выдающемуся мастеру П. В. Леонову, который более 40 лет являлся главным художником завода. В основе его творчества лежали также народные традиции. П. В. Леонов сумел вдохнуть в творческий коллектив завода особую жизнерадостность и оптимизм.

В советский период (1918—1991 годы), до распада СССР, на заводе работали более 6500 человек. В это время завод был реконструирован, при нём образованы красочный завод, художественная лаборатория (1932 год); цеха механизированы. Выпуск изделий по сравнению с 1913 года возрос в три раза и составил около 75 млн фарфоровых и фаянсовых изделий в год.

С начала 1930-х годов повысился художественный уровень изделий: сервизы с росписью П. В. Леонова, новые формы сосудов О. М. Мухигули, А. В. Строчилина, а также декоративные скульптурные композиции и фигурки А. Г. Сотникова, П. М. Кожина, О. М. Богдановой. В это время с заводом сотрудничали известные художники: Аникин С. Г., Коньков И. Г., Леонов П. В., Маслов Ф. Ф., Медведев С. Е., Мухигули О. М., Прохоров А. И., Строчилин А. В.[4], Яснецов В. К.; и скульпторы: Богданова О. М., Бржезицкая А. Д., Гатилова Е. И., Кожин П. М., Малышева Н. А., Сотников А. Г., Чечулина Г. Д.

Успех сопутствовал Дулево на Всемирной выставке в Париже (1937 год), где заводу был присужден Диплом Гран-при, а рисунок «Красавица» Петра Васильевича Леонова, выполненный в национальных традициях, получил золотую медаль. Этот рисунок сегодня — визитная карточка завода.

Во время Великой Отечественной войны вся работа тогда велась для фронта. Выпуск обычной посуды резко сократился. Завод выпускал изоляторы, аптекарскую и госпитальную посуду. Но и во время войны не смолкала муза художественного фарфора. В 1942 году знаменитая ваятельница В. И. Мухина исполнила скульптурный портрет «Партизанка», посвященный молодым героям войны. В конце 1943 года скульптор А. Г. Сотников начал работу над большой, более метра в высоту, декоративной вазой «Победа». Она была закончена в 1944 году. Художник И. Г. Коньков увековечил в декоративной вазе «Знамя Победы» салют Москвы.

После войны постепенно налаживалась работа завода, а в 1950 году завод по объему продукции достиг довоенного уровня. В эти годы завод выпускал продукцию двух направлений. Одна часть — высокохудожественный фарфор, другая — столовая и чайная посуда для массового потребления, выполненная в традициях народного искусства, к которому всегда обращались художники. В эти же годы в Дулево приходит целая плеяда одаренных художников-пластиков: А. Д. Бржезицкая, Н. А. Малышева, О. М. Богданова, Е. И. Гатилова, Г. Д. Чечулина. Именно тогда на заводе были созданы уникальные образцы скульптуры, составляющие гордость дулёвских фарфористов.

Завод увеличивал выпуск посуды, с большим успехом выступал на выставках. Триумфом стало участие завода во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. Жюри выставки наградило Дулевский завод золотой медалью, а все работы художников и скульпторов, представленные на ней получили награды разного достоинства. Медали Гран-при была удостоена работа скульптора Алексея Георгиевича Сотникова «Сокол». Впоследствии графическое изображение этой скульптуры стало торговой маркой завода.

К концу 1950-х годов дулевцы постепенно переходят к наметившейся ещё в предвоенные годы манере росписи своих изделий, в которой отчетливо нарастает декоративно-эмоциональный момент. Нельзя не принять во внимание влияние творчества П. Леонова, и в частности его знаменитого чайного сервиза «Золотой олень» (1958). Так наметилось новое направление развития Дулевского завода — путь широкого использования в росписи мотивов русского фольклора и народного орнамента, яркой контрастной палитры, с преобладанием столь характерных для дулевского фарфора оранжево-красного (селенового), зелёного и синего цвета. В это время на Дулевском фарфоровом заводе работали талантливые живописцы и скульпторы П. Кожин, В. Колосов, В. Яснецов, А. Сотников, Т. Воскресенская, Б. Крейцер, работы которых успешно экспонировались на международных выставках.

Советское здание конторы завода

В 1960-е годы в дулевском фарфоре появляется и совершенно иная манера декорирования. В таких чайных сервизах, как «Нежный» (роспись Кукушкина, 1964), «Клетчатый» (роспись С. Аникина, 1966), «Золотая птица» и «Виноград» (роспись В. Колосова, 1967) чувствуется стремление оттенить белизну фарфора мягкими пастельными тонами росписи, золотой обводкой, простым геометрическим рисунком. Это был своеобразный художественный противовес той чрезмерной «записанности» дулевского фарфора, которая наблюдалась в предшествующие годы. На Дулевском заводе, несмотря на преобладание идей минимализма, приоритетной оставалась русская национальная стилистика: яркая, сочная живопись, широкий мазок, крупные формы, берущие начало в XIX веке.

В постсоветский период, начиная с 1991 года, завод находился в собственности трудового коллектива. В эти годы главным художником предприятия была заслуженный художник РСФСР Наталья Николаевна Ропова. Её личным вкладом в творческую жизнь завода стало сохранение традиций дулевского письма по фарфору. Новое поколение художников Дулева, опираясь на традиции промысла, находило новые пути воплощения своих творческих замыслов. Среди них А. А. Карпов, В. С. Ропов, И. Н. Силкин, М. Л. Безенкова, В. В. Ширина, М. В. Яснецова, О. П. Коришева, И. А. Шапкина, В. А. Звягин. С начала 2000 годов, имея хорошую базу для выпуска изделий НХП, завод начинает активную работу в этом направлении. Уже в 2006 году часть изделий, выпускаемых предприятием, получила статус изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства.

В 2012 году завод перешёл в частную собственность. Под руководством новых собственников предприятия Живцова Эдуарда Николаевича и Безденежных Вадима Валерьевича была проведена масштабная реконструкция и модернизация производства. Было закуплено современное высокопроизводительное оборудование для формования и литья изделий, новые печи периодического и непрерывного действия производства Чехии и Франции, которые позволили получать фарфор с высокой белизной, сократив при этом в несколько раз затраты природного газа и продолжительность цикла обжига изделий. Внедрение нового оборудования потребовало коренной реконструкции инженерной инфраструктуры производства фарфора, организации труда работников, оптимизации технологического процесса. Всё это позволило значительно увеличить производительность труда, вывести на современный уровень условия труда и культуру производства и получить на выходе фарфор, отвечающий современным требованиям качества и являющийся достойным конкурентом ведущих мировых марок фарфоровой посуды и художественного фарфора. Между тем, техническая модернизация производства продолжается. В 2018 году была закуплена в ФРГ новая глазуровочная машина «Триплекс», позволяющая получать изделия с ровным розливом глазури.

В июле 2017 году «Дулевский фарфор» стал официальным сублицензиатом ФИФА в части выпуска фарфоровой сувенирной продукции с символикой Чемпионата мира по футболу 2018 г. В декабре 2017 года первые партии изделий «Дулевского фарфора» с символикой ЧМ-2018 поступили в продажу. А к началу ЧМ-2018 лицензионные сувениры, выпущенные «Дулевским фарфором» можно было увидеть во всех фирменных брендированных магазинах ФИФА в Москве и других городах проведения ЧМ-2018 в России.

Завод является самым крупным заводом России по выпуску фарфора. В целях расширения рынков сбыта предприятие постоянно принимает участие в федеральных оптовых ярмарках, в выставках-ярмарках народных художественных промыслов России.

Художественно-стилевые особенности

Характерным элементом росписи на посуде дулёвского завода является так называемая «агашка» — цветок, напоминающий розу. Самый излюбленный узор — яркая роза с круглыми лепестками называется «агашка». Она выполняется особой раскладкой кисти, крупными мазками. Используют также и тонкую кисточку, но серединку не прорисовывают, только лепестки. Это название произошло от имени автора — художницы завода Агафьи Степановны Кустарёвой, в работах которой агашки встречались наиболее часто и выглядели особенно выразительными и интересными[5] [6].

Дулёвские фарфористы

В числе известных работников-фарфористов завода:

Монограммы

Ниже представлены монограммы и знаки художников завода.

Клейма

Самое ранее из известных является вдавленное в фарфор или фаянс клеймо «ЗК».

Клейма периода управления заводом Сидора Терентьевича Кузнецова были кобальтовые.

Его сын Матвей Сидорович Кузнецов в период своей деятельности по управлению заводом в 1864—1889 гг. ставил на продукцию надглазурные марки голубого цвета.

Ниже представлена марка завода в период Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецовых (1889—1918 гг.)

Стилизованный товарный знак

Современным логотипом, а также клеймом (маркой) завода с 1962 года, является графическое изображение птицы сокол, которое стало использоваться после того, как на всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, работа «Сокол» скульптура дулёвского завода, мастера Алексея Сотникова, получила золотую медаль и «Гран-при»[7][5][6]. Изображение сокола на изделиях располагалось как справа налево, так и слева направо[8].

С 1952 до 1961 года клеймо выглядело в виде больших букв «ДЗ», под которыми располагалась надпись «ДУЛЕВО»[8].

Награды

  • 1937 год — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже за рисунок «Красавица», выполненный заслуженным художником РСФСР Леоновым Петром Васильевичем.
  • 1958 год — Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Брюсселе за скульптуры «Сокол» и «Курица», созданные скульптором Сотниковым Алексеем Георгиевичем и за рисунок «Золотой олень», выполненный заслуженным художником РСФСР Леоновым Петром Васильевичем.
  • 1976 год — Орден Ленина — «за выдающиеся достижения в развитии фарфоровой отрасли»[7].

Примечания

  1. Дулёвский фарфор. На пути к обновлению. Журнал «Посуда» 2013/04. Дата обращения: 9 февраля 2015. Архивировано 8 февраля 2015 года.
  2. Светлана Кузнецова. Фаянсовая пирамида. Журнал «Коммерсантъ Деньги» № 35, стр. 91 (10 сентября 2007). Дата обращения: 12 февраля 2015. Архивировано 22 октября 2014 года.
  3. Мусина Р.Р. Марки российского фарфора (1744-1917). — М.: Знание, 1995. — С. 36, 37. — 80 с. — ISBN 5-07-002646-1.
  4. Строчилин Анатолий Васильевич. Егорьевский историко-художественный музей (31 августа 2013). Дата обращения: 9 февраля 2015. Архивировано 9 февраля 2015 года.
  5. 5,0 5,1 Инга Тарасова. В Дулёве после реконструкции открылся музей фарфорового завода. «Подмосковье сегодня» (26 ноября 2014). Дата обращения: 9 февраля 2015. Архивировано 9 февраля 2015 года.
  6. 6,0 6,1 Татьяна Кежаева. Дулёвский фарфоровый завод, где лепят «белье» и рисуют «агашки». «В Подмосковье» (23 июля 2014). Дата обращения: 9 февраля 2015. Архивировано 9 февраля 2015 года.
  7. 7,0 7,1 Краткая история завода. Дата обращения: 9 февраля 2015. Архивировано 22 октября 2014 года.
  8. 8,0 8,1 Марки русских и советских фарфоровых заводов. Дата обращения: 9 февраля 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.

Литература

  • Дулёвский фарфоровый завод // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • М. С. Кузнецов — предприниматель и меценат в культуре второй половины XIX — начала XX века: Материалы научно-практической конференции — М.: ОАО «Русский двор», 2001.
  • Сказ о дулёвском фарфоре / А.Спицына. — М. : Московский рабочий, 1975. — 360 с.
  • Арбат Ю. А. Фарфоровых дел мастера. — М.: Издательство ВЦСПС Профиздат, 1955. — 174 с.
  • Кузнецов И. В. Триумф кузнецовского фарфора — М. 1993.
  • Галкина Е., Мусина Р. Кузнецовы. Династия и семейное дело. — М., 2005.
  • Е. Куценко, С. Горожанина. Народные художественные промыслы Подмосковья, 2015.
  • Мусина Р. Р. Дулёвский фарфор. Кузнецовы 1832—1919 -М., 2017.
  • Сафонова М. А. Музей дулевского фарфора. Том I. Скульпторы — М., 2019.

Ссылки