Каслинское литьё

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Камин «Ипатьевский». По модели второй половины XIX века. Отливка конца XIX века. Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод.

Ка́слинское литьё — народный промысел. Чугунное художественное литейное производство, зародившееся в городе Касли Челябинской области[1], а также художественные из­де­лия, про­из­во­дя­щие­ся с XVIII века в Кас­лях[2] и на других заводах Урала[3]. Для каслинского литья ха­рак­тер­ны чёт­кость форм и юве­лир­ная про­ра­бот­ка де­та­лей[2], что достигается при помощи качества применяемого чугуна и особой технологии.

История

Появление. XVIII век

Возникновение чугунного художественного литья, в первую очередь, связано с удовлетворением потребностей уральской промышленности и местного населения[4]. До XIII века чугун в Россию доставлялся из-за рубежа. И только в 1632 году голландский купец получил разрешение на строительство доменных заводов недалеко от Тулы, на которых тульские кузнецы обучались у иностранных мастеров оружейному делу. На рубеже XVIIXVIII веков эти предприятия были переданы российскому собственнику[5], а тульские оружейные мастера принесли технологии на Урал. Самый известный из них — Никита Демидов. Он получил в 1702 году Невьянский завод, который стал первым из Демидовских заводов на Урале[6]. До наших дней сохранились Невьянские плиты, датированные 1702 годом, которые рассматривают как одни из первых и наиболее типичных художественных отливок из чугуна на Уральских заводах Демидовых[4].

Первые десятилетия XVIII века большое место занимали чугунные предметы домашнего обихода. В заводских помещениях и церквях Невьянска широко использовались решётки, чугунные плиты для пола[4], посуда, оконные и дверные короба, карнизы, камины, а также намогильные плиты с надписями[3]. Постепенно ассортимент расширялся, художественная составляющая занимала всё больше места[4].

Каслинский завод (один из заводов Кыштымского горного округа) был приобретён Демидовым в 1752 году, а с 1806 году перешёл во владение Льва Расторгуева[3]. Там в XVIII веке возникло уникальное производство художественного чугунного литья, которое к середине XIX века вытеснило с рынка других производителей камерного литья[7]. Во второй половине XVIII века там, как и на других уральских заводах, изготавливались декоративные решётки, вазы, камины из чугуна, отливались статуи, парковые скамейки и диваны, балконные ограды, лестницы другие предметы[8].

XIX век

В первой половине XIX века происходит градостроительный бум, создаются грандиозные архитектурные ансамбли, и это становится благодатной почвой для повсеместного распространения чугунного художественного литья, которое придавало выразительность архитектуре и особую красоту зданиям[3]. Принято считать, что в 1823 году мастер Никита Тепляков начал развивать на Каслинском заводе производство архитектурного литья. В 1830-х годах им были отлиты надгробные барельефы высокого художественного качества. Архитектурный металл Каслинского завода был признан лучшим в России, а в 1860 году завод получил золотую медаль от императорского Вольного экономического общества. На следующий год завод наградили серебряной медалью на Петербургской мануфактурной выставке[9].

К середине XIX столетия монументально-декоративные формы начинают вытесняться кабинетным литьём, и выпуск художественного чугунного литья на уральских заводах стал постепенно уменьшается. В это время своим начинает выделяться Каслинский завод[3]. Он имел не только отличный чугун, способный мягко и легко заполнять формы даже с очень сложной конфигурацией, но и уникальные формовочные смеси из местных песков[10], что и позволило ему стать лидером в этом виде искусства. Каслинский завод стал выпускать подсвечники самых разнообразных форм, декоративные тарелки и вазы, пепельницы, курительные и чернильные приборы, подчасники, карандашницы[11].

Судьбоносный шаг был сделан в 1843 году, когда каслинские мастера приступили к серийному изготовлению художественных изделий, ориентируясь на знаменитые образцы Берлинского королевского литейного завода. Уральцы начали отрабатывать и собственные приёмы, так что уже во второй половине XIX века каслинский промысел сформировался как самобытное направление в отечественной художественной промышленности[12]. В это время производство художественного литья сосредоточивается в городах Касли и Куса. На остальных заводах его выпускают только эпизодически[7]. Каслинский завод становится известным не только в России, но и за рубежом, представляя бренд «Касли», «каслинское литьё». Большую роль в этом сыграли выпускники Императорской академии художеств М. Д. Канаев и Н. Р. Бах. М. Д.[3], а также знаменитые мастера В. Ф. То­ро­кин и А. С. Ги­лёв. В 1876 М. Д. Канаев создал при заводе школу, в которой обучал рисованию, лепке и способам обработки чугунного литья[2].

В конце XIX — начале XX века художественную продукцию в Каслях выпускали несколько предприятий, в том числе чугунолитейный и железоделательный завод, принадлежащий наследникам купца Льва Расторгуева, который купил завод у Демидовых. Предприятие производило железо, чугун, продукцию для нужд российской армии, детали сельскохозяйственных машин. Художественный литой ассортимент его насчитывал более семисот пятидесяти предметов[13].

Парижская выставка

Знаменитым произведением Каслинского завода является Чугунный павильон, который был изготовлен по проекту Е. Е. Баумгартена для выставки в Париже 1900 года. Мастера два года по деталям отливали сложную конструкцию, а потом так же по частям отправляли в Париж и там монтировали[9].

Каслинский чугунный павильон в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

Павильон напоминала сказочный дворец, на стенах которого были ажурные чугунные узоры: изображения фантастических драконов, сов, соколов и хищных зверей, сказочных цветов и птиц, необыкновенных рыб с хвостом-цветком и кораблей[14]. Павильон стал сенсацией Всемирной выставки и был удостоен Гран-при по XI группе экспонентов («Горное дело и металлургия»), в 65-м классе («Приготовление металлических изделий»)[15]. Каслинский павильон считается неподражаемым шедевром чугунного литья[9].

20 августа 1900 г. Нижнетагильское и Кыштымское заводоуправления получили известия о награждении их в качестве экспонентов Парижской выставки высшей наградой первого класса — Гран-при. Золотыми медалями были награждены заводы и прииски графа Шувалова, бывшие заводы Уральско-Волжского металлургического общества, сотрудники экспонентов — горный инженер П. М. Карпинский, инженер путей сообщения И. И. Замятнин, инженер К. П. Поленов[16].

ХХ век

После шумного успеха на парижской выставке в Каслинском художественном литье в начале XX века наметились новые тенденции. Увеличился ассортимент литья декоративно-прикладного характера, имеющего утилитарное значение: пепельниц, подсвечников, канделябров, бра, вазочек, тарелочек и т. д.[17]. В этих изделиях начала преобладать новая стилистика модерна. Каслинское литьё поднялось на недосягаемую для конкурентов высоту и обеспечило себе большой спрос на внутреннем рынке и за границей. Владельцы с каждым годом увеличивали объём и ассортимент продукции[3][18].

После революционных событий в России частные литейные предприятия прекратили своё существование, а завод наследников Расторгуева был национализирован. За советский период истории Каслинского завода он несколько раз менял управление и название[13]. В 1930-е годы предприятием было выпущено значительное количество архитектурного литья, спрос на которое постоянно возрастал. Каслинское художественное литьё использовалось в архитектуре канала Москва — Волга, набережных и мостах Москвы-реки, Московском метрополитене. Великая Отечественная война прервала выпуск художественного литья на Каслинском заводе, но уже в 1944 году он снова был налажен[3]. Основой производства для Каслинского чугуноплавильного и железоделательного завода было архитектурное литьё[9]. В 1963 году предприятие, переименованное в Каслинский машиностроительный завод, продолжало производить художественное литье, используя частично дореволюционные модели, а также вводя новые[13].

В середине XX века каслинское литьё, наследие прошлых веков стали активно изучать. Большой вклад внёс выдающий уральский искусствовед Борис Васильевич Павловский, благодаря плодотворной научно-исследовательской и организационной деятельности которого произведения декоративно-прикладного искусства обрели вторую жизнь. За сорок лет научной деятельности Б. В. Павловским было опубликовано более ста монографий и научных статей в сборниках и журналах, подготовлено большое количество газетных публикаций[19], а в 1975 году он успешно защитил докторскую диссертацию, которая легла в основу монографии «Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала»[20], в настоящее время являющейся библиографической редкостью.

Настоящее время

В первые два десятилетия XXI века отмечается растущий спрос на каслинское художественное литьё, как следствие, формируются частные и корпоративные коллекции художественных изделий из чугуна. Растут цены на антикварное Каслинское дореволюционное литьё и на художественное литьё советского периода в духе соцреализма[13]. Несмотря на то, что изделия изготовлены из чугуна, они обладают лёгкостью, ажурностью, прочностью и долговечностью[1]. К чугуну уже не относятся как к дешёвому материалу. Стоимость старой, дореволюционной, чугунной отливки сопоставима со стоимостью аналогичного изделия из бронзы, а иногда и значительно превосходит её[13].

Высокий спрос вызвал увеличение современных отливок, выполненных под старое литьё. В 1990-е годы даже появились частные литейные мастерские, специализирующиеся на подделке художественных произведений. Сейчас уральский бренд «Каслинское литьё» знаменит и конкурентен на рынке художественного производства. Под этой маркой художественные изделия из чугуна выпускают как крупные, так и небольшие небольшие частные предприятия, территориально находящиеся в самих Каслях и в других городах. Однако права на товарный знак «Каслинское литьё» выданы в Роспатенте только двум заводам: ООО «Каслинский завод архитектурно-художественного литья» и ООО «Каменный пояс». Оба предприятия зарегистрированы в Ассоциации народных художественных промыслов России[13]. В настоящее время Каслинский завод является уникальным предприятием, сохранившим и развивающим традиции уральского художественного чугунного литья. Его ассортимент включает более 130 произведений, среди которых портретная, жанровая и анималистическая скульптура малых форм, в основном выполненных по моделям XIX века[21][3].

Подготовкой кадров в сфере художественного литья в советское время занималось Каслинское ремесленное училище № 18. Оно готовило мастеров по обработке металла разных специальностей: чеканщиков, мастеров по окраске, формовщиков. Училище имело собственную производственную базу, высококвалифицированный педагогический состав и модели, что позволяло обеспечивать высокий уровень подготовки. Однако падение спроса на заводские специальности в 1990-х годах, общая переориентация училища на прикладные и востребованные новым временем специальности привели к острой нехватке квалифицированных кадров. Постепенно традиционные для каслинского литья специальности восстанавливаются. В процессе подготовки и трудоустройства участвуют ООО «Каслинский завод архитектурно-художественного литья» и ООО «Каменный пояс»[13].

Технология

Высокое качество изделий каслинского литья обусловлено свойствами применяемого чугуна, для которого важна не только прочность, но и пластичность. На пластичность чугуна влияет его химический состав (в его составе имеются примеси углерода, марганца, кремния и фосфора, благодаря которому появляется легкоплавкость металла и гладкая поверхность изделия после застывания)[1] и особая технология плавления на древесном угле с использованием природных формовочных песков отличного качества[22].

Известно сочинение Д. И. Менделеева о технологии каслинского литья[23]:

Чугун, применяемый в каслинском литье, содержит около 0,4 % фосфора. Льют или прямо из домны, или из вагранки.Дмитрий Иванович Менделеев

Процесс создания изделия начинается с изготовления авторской модели. Обычно этим занимается скульптор или дизайнер. Он вылепливает модель из мягкого материала (воска, художественного пластилина или глины) и, убрав все недочёты, переводит модель в гипс, а позже в бронзу[1]. Для отливки изделий по традиционной технологии гипсовую или металлическую модель скульптуры укладывают в ящик со специальной смесью, состоящей на три четверти из песка и на одну из глины. Затем ящик вместе со смесью разрезают на две части, извлекают модель и, снова соединив обе части ящика вместе, заливают пространство, где была модель скульптуры. Остывший металл образует отливку скульптурной модели. Такой способ формовки позволял отливать самые сложные скульптуры, но требовал от литейщиков умения составить формовочную смесь, обладающую пластичностью, податливостью и прочностью[7].

Художественная ценность литой скульптуры появляется после «доводки» её мастером чеканщиком, который обрабатывает поверхности отлитых деталей: выявляет детали и фактуру, удаляет неизбежные при отливке выступы и впадины. Это очень трудоемкая и кропотливая работа. Заключительным этапом является покраска. Для каслинской скульптуры характерна чёрная окраска, дающая матовую поверхность и предохраняющая изделия от воздействия внешней среды. Краска наносится вручную, в три слоя. Каждый слой закрепляется путём термической обработки[7][1].

Вид

Для каслинского литья ха­рак­тер­ны пластичность, чёт­кость форм, тщательная юве­лир­ная про­ра­бот­ка де­та­лей, графическая вы­ра­зи­тель­ность си­лу­эта[2]. Композиция каслинских чугунных решёток обычно содержит круги, пересекающиеся в центре, оформленные цветочной розеткой и фланкированным меандром в верхней и нижней части решётки. Во второй половине XIX века в каслинских решётках присутствуют как классицистические композиции с включением геометрических форм — круга, овала, ромба, так и художественно-стилистические черты готики и барокко. В конце XIX века, когда преобладал стиль модерн, на ограждениях, выполненных на каслинском заводе, присутствует растительный мотив стилизованных цветов и трав. Например, в особняке А. К. Поклевского-Козелл в Екатеринбурге (ул. Малышева, 46) лестничное ограждение выполнено из элементов стилизованного цветка шиповника. Распустившийся цветок шиповника расположен и на фронтоне крыльца особняка. Крыльцо этого дома считается одной из лучших и виртуозных работ каслинских мастеров[9].

Награды

Выставка в Петербурге 1860 года подтвердила успех и правильность направления, взятого руководством завода. Вещи, представленные на выставке, получили малую золотую медаль «Вольного экономического общества». Впоследствии продукция Каслинского завода неоднократно демонстрировалась на Всероссийских и Всемирных выставках (Париж, Вена, Филадельфия, Копенгаген, Стокгольм)[11][3]. В дореволюционный период каслинское литьё часто отмечалось наивысшими и престижными знаками отличия[24]:

  • 1860: золото (Выставка произведений сельского хозяйства и промышленности Вольного экономического сообщества), Санкт-Петербург;
  • 1861: серебро (Мануфактурная выставка), Санкт-Петербург;
  • 1867: серебро (Всемирная выставка), Франция, Париж;
  • 1871: золото (Общероссийский конкурс мануфактуры), Санкт-Петербург;
  • 1873: золото (Венская всемирная выставка), Австрия, Вена;
  • 1876: бронза (Всемирная выставка), США, Филадельфия;
  • 1882: серебро (Всероссийская художественно-промышленная выставка), Москва;
  • 1887: серебро (Сибирско-Уральская научно-промышленная выставка), Екатеринбург;
  • 1888: почётный золотой диплом (Скандинавская выставка промышленности, сельского хозяйства и искусства), Дания, Копенгаген;
  • 1896: золото (Всероссийская художественная и промышленная выставка), Нижний Новгород;
  • 1897: золото (Генеральная художественно-промышленная выставка Стокгольма), Швеция, Стокгольм;
  • 1900: Гран-при и золотая награда (Всемирная выставка), Франция, Париж;
  • 1906: золото (Всемирная выставка), Италия, Милан;
  • 1914: почётный диплом (Балтийская выставка), Швеция, Мальмё.

Литература

  1. Художественное литье из чугуна XIX—XX вв. Из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Каталог. (Автор-составитель Г. П. Черкашина). — М.: Издательский Дом «Подкова», 1998
  2. Губкин О. П. Каслинский чугунный павильон. История создания и реставрации. 1900‒2000. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000.
  3. Губкин О. П. Каслинский феникс. — Екатеринбург, 2004.
  4. Глушков А. Чугунные кружева // Наш Мечел. — 2006. — № 2.
  5. Малаева З. Г. Художественное литьё из чугуна. Касли. — М.: Интербук-бизнес, 2005.
  6. Седова М. В. Архитектурно-декоративное чугунное литьё Урала XVIII — начала XX веков: история и эволюция стилевого развития, мастера. Диссертация кандидата искусствоведения. — М., 1986.
  7. Свистунов В. М. История Каслинского завода 1745‒1900. — Челябинск: Издательство «Рифей», 1997.
  8. Соболев Н. Н. Чугунное литьё в русской архитектуре. — М., 1951.
  9. Бордюгова Ю. А. Художественные особенности Каслинского литья // Технология. Дизайн. образование: Сборник материалов всероссийской (очно-заочной) научно-практической конференции с международным участием, Магнитогорск, 28-29 апреля 2022 года. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2022. — С. 28-33.
  10. Павловский Б. В. Каслинский чугунный павильон. — Свердловск, Средне-Уральское книжное издание, 1979. −220 с.
  11. Пешкова И. М. Ещё раз о Каслях // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования / И. М. Пешкова. — 2010. — № 6 (77). — Июнь. — С. 80-87.
  12. Малаева З. Г. Возрождение рынка каслинского художественного литья // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. — 2002. — Ноябрь — декабрь. — С. 38-40.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Кукушкина В. А., Мартынова А. В., Бордюгова Ю. А. Технология каслинского художественного литья // Современные атериалы, техника и технология. Сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. — Курск, 2022. — 30 декабря. — С. 220—223.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Каслинское чугунное литьё // Большая российская энциклопедия. — М., 2009. — Т. 13. — С. 271.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 Соколов М. В. Становление школы художественного литья XIX–XX веков на каслинском заводе // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусства и дизайна. — 2017. — № 2. — С. 47—55.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Медовщикова Н. И., Мешкова В. М. Художественный металл в собрании невьянских музеев // Каслинский чугунный павильон. Материалы научной конференции, посвящённой 100-летию Каслинского чугунного павильона. — Екатеринбург: Музей изобразительных искусств: Издательство Уральского университета, 2001. — С. 120—126.
  5. Галимова Е. Чугунолитейное дело на Урале. Каслинский завод // Музей. — 2020. — № 10.
  6. Павленко Н. И. История металлургии в России XVIII века. Заводы и заводовладельцы. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1962. — С. 71—73. — 564 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Титов В. И. Теория и история народного декоративно-прикладного творчества. — Челябинск: Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2006. — 207 с.
  8. Лазарева М. С. Художественная мебель в традициях Каслинского литья XIX века // Современные тенденции развития изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. — Магнитогорск: Издательство МГТУ им. Г. И. Носова, 2015. — С. 76–83.
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 Красносельская Н. Ю. Традиции каслинского архитектурного литья XIX в. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. — 2018. — № 3—2. — С. 216—224. — ISSN 1997-4663.
  10. Малаева З. Г. Художественное литье из чугуна. Касли. Альбом. — М.: Интербук-бизнес, 2005. — 160 с.
  11. 11,0 11,1 Пешкова И. М. Искусство Каслинских мастеров. — Челябинск: ЮжноУральское книжное издательство, 1982. — 158 с.
  12. История завода. Каслинский завод архитектурно-художественного литья. Дата обращения: 25 августа 2023.
  13. 13,0 13,1 13,2 13,3 13,4 13,5 13,6 Гилёва К. А. Художественное литьё из чугуна в Каслях. Современная ситуация, перспективы развития // Архитектон: известия вузов. — 2019. — Декабрь (№ 4 (68)). — С. 23. — ISSN 1990–4126.
  14. Губкин О. П. Истоки орнаментики Каслинского чугунного павильона // Каслинский чугунный павильон. Материалы научной конференции, посвящённой 100-летию Каслинского чугунного павильона. — Екатеринбург: Музей изобразительных искусств: Издательство Уральского университета, 2001. — С. 6—23.
  15. Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Ч. 2.. — СПб., 1900. — С. 99.
  16. Пешкова И. М. Париж — Екатеринбург. Год 1900-й // Каслинский чугунный павильон. Материалы научной конференции, посвящённой 100-летию Каслинского чугунного павильона. — Екатеринбург: Музей изобразительных искусств: Издательство Уральского университета, 2001. — С. 24—29.
  17. Шабалина Н. М. Каслинское художественное литьё в образе архитектурно-средового объекта // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. — 2016. — Т. 16, № 3.
  18. Соколов М. В., Соколова М. С. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 399 с.
  19. Черепов В. А. Б. В. Павловский — исследователь декоративно-прикладного искусства промышленного Урала // Каслинский чугунный павильон. Материалы научной конференции, посвящённой 100-летию Каслинского чугунного павильона. — Екатеринбург: Музей изобразительных искусств: Издательство Уральского университета, 2001. — С. 30—36.
  20. Павловский Б. В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала. — М.: Искусство, 1975. — 131 с.
  21. Новиков В. П., Мельситов И. П., Комягин Ю. П. Современные художественные изделия из металла. — Л.: Машиностроение, 1990. — 230 с.
  22. Художественное литье из чугуна XIX—XX вв. Из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника. Каталог / Автор-составитель Г. П. Черкашина. — М.: Издательский Дом «Подкова», 1998. — С. 13.
  23. Менделеев Д. И. Уральская железная промышленность в 1899 г. // Собрание сочинений в 12 томах. — М.; Л., 1949. — Т. 12. — С. 594—596.
  24. Каслинское литьё на Урале. История промысла кратко. Образовательный портал (23.08.2023). Дата обращения: 24 августа 2023.

Ссылки