Московский метрополитен

Материал из «Знание.Вики»
Логотип Московского метрополитена

Моско́вский метрополите́н имени В. И. Ле́нина (полное название — Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина») — рельсовый внеуличный, в основном подземный городской общественный электротранспорт, находящийся в Московской агломерации; первый и крупнейший метрополитен на постсоветском пространстве и среди некоторых городов стран Восточной Европы.

15 июня 1931 года на пленуме ЦК ВКП(б) было принято Постановление «О строительстве Московского Метрополитена». Строительство началось в 1932 году. 15 октября 1934 года первый пассажирский поезд, состоящий всего из двух вагонов песочного и коричневого цветов, совершил пробную поездку от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники». 15 мая 1935 года была открыта первая линия «Сокольники» — «Парк культуры» с ответвлением «Охотный Ряд» — «Смоленская»[1].

Московский метрополитен эксплуатирует ГУП «Московский метрополитен», которое с 2011 года подчиняется Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры и Департаменту строительства Москвы[2].

На сентябрь 2023 года Московский метрополитен состоял из 263 станций (без учёта монорельса и МЦК), из которых 2 закрыты («Шелепиха» и «Деловой центр»).

История

Ранняя история

Проект Московской городской железной дороги 1902 года

Первые предложения по строительству внеуличной транспортной системы в Москве появились ещё в 1875 году. Инженер Василий Титов предложил проложить железнодорожный тоннель от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной Рощи. В начале ХХ века было предложено ещё несколько проектов метрополитена, но ни один из них не был принят[3].

Одна из первых попыток создания плана развития внеуличного транспорта в Москве предпринята в 1902 году инженерами Петром Балинским и Евгением Кнорре. В 1913 году Московская городская управа разработала собственный проект подземной железной дороги, состоящей из трёх подземных диаметров: Таганско-Тверского — от Тверской заставы до Калитников, Арбатско-Мясницкого — от Каланчёвской площади до Брянского (Киевского) вокзала и Виндавско-Замоскворецкого — от Виндавского (Рижского) вокзала до нынешней платформы ЗИЛ. Его реализация была отложена из-за последовавших Первой мировой и Гражданской войн[4].

Советская история

Мемориальная доска, 1931
Постановление СНК СССР от 25 мая 1932 года о строительстве метро в Москве
Строители первой очереди Московского метрополитена

В 1922 году специалистами Службы коммунального хозяйства была разработана схема метрополитена, включающая двенадцать радиусов, то есть шесть диаметральных линий: Дорогомиловско-Преображенская, Всехсвятско-Богородская, Даниловско-Марьинская, Пресненско-Рогожская, Хамовническо-Петровская, Калужско-Лефортовская, две кольцевые линии: Садовое и Бульварное кольца и два полукольца, вытянутых с севера на юг и с востока на запад. Этот проект также не был официально одобрен[3][5][6].

Население Москвы стремительно возрастало, из за этого обострялись транспортные проблемы. В связи с этим в 1924 году Управлению московских городских железных дорог было поручено «проектирование метрополитена с производством первоочередных натурных изысканий». Для этого в Управлении московских городских железных дорог был создан специальный подотдел по подготовке проекта нового метрополитена. В 1923–1930 годах отдел трамвайного треста Московской городской железной дороги разработал перспективную схему линий метрополитена, выполнил геологоразведку по трассе первой линии и создал технический проект транспортной системы мелкого заложения, из четырёх диаметральных и одной кольцевой линий общей протяженностью около пятидесяти километров[3][5][6]. В 1924–1926 годах аналогичную работу по заданию Моспроекта выполнила германская фирма Siemens-Bauunion[4][7][8].

15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б), посвящённом реконструкции и дальнейшему развитию городов страны, было принято постановление, в которое вошло и решение «немедленно приступить к подготовительным работам с тем, чтобы в 1932 года уже начать строительство метро в Москве, как единственного средства быстрых и дешевых людских перевозок». Для реализации правительственного решения о строительстве столичного метрополитена 13 сентября 1931 года Совнаркомом СССР был создан Метрострой, первым главой которого был назначен Павел Роттерт[3][5][6].

15 мая 1935 года открыта первая очередь из тринадцати станций, в том числе десять от от «Сокольников» до «Парка культуры» и три на ответвлении «Улица Коминтерна», ныне «Александровский сад», «Арбатская», «Смоленская». 13 марта 1938 года организовано раздельное движение поездов по двум линиям — Кировско-Фрунзенской и Арбатско-Покровской. 11 сентября 1938 года открыт первый участок Горьковско-Замоскворецкой линии[5][6][7].

Москвичи укрываются от очередного авианалёта на станции «Маяковская», лето 1941 года

В годы Великой Отечественной войны было открыто семь станций метрополитена: в 1943 году — «Завод имени Сталина», «Ново-Кузнецкая» и «Павелецкая»; в 1944 году — «Бауманская», «Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина», «Сталинская» и «Электрозаводская»[6][7][4]. Осенью 1941 года и до 1945 год метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19.00 часов служил бомбоубежищем[1].

С 1935 по 1947 год за заслуги Льва Кагановича в деле строительства метро метро называлось «Московский Метрополитен имени Л. М. Кагановича», а с 1947 по 1955 год после награждения метрополитена орденом Ленина он стал называться «Московский ордена Ленина Метрополитен имени Л. М. Кагановича»[5].

18 сентября 1946 года за успешное выполнение заданий военного времени коллективу Московского метрополитена было вручено на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны СССР[9].

После войны, в 1950–1954 годах важное значение имело сооружение Кольцевой линии и формирование в 1960–1980-е годы так называемых радиусов — линий, связывающих окраины Москвы с Кольцевой линией: Рижского в 1958 году и Калужского в 1962 году, которые были объединены в одну линию в 1971 году, Ждановского в 1966 году и Краснопресненскую в 1972 году которые были объединены в Ждановско-Краснопресненскую (ныне Таганско-Краснопресненская линия), Калининского в 1979 году, Серпуховского в 1983 году (с 1987 года образовал Серпуховско-Тимирязевскую линию)[6][7][4].

За период с 1954 по 1957 год Московский метрополитен многократно награждался переходящим Красным знаменем Совета Министров СССР, Красным знаменем ВЦСПС и Министерства путей сообщения СССР. В 1955 году Указом Президиума Верховного Совета СССР метрополитену было присвоено имя В. И. Ленина, получив официальное наименование — «Московский ордена Ленина Метрополитен имени В. И. Ленина»[9].

В 1975 году Московский метрополитен перешел в ведение Главного управление метрополитенов Министерства путей сообщения СССР, которому были подчинены все системы метро в Советском Союзе[1].

Современная история

После распада СССР Главное управление метрополитенов Министерства путей сообщения СССР было ликвидировано. 3 января 1992 года постановлением Правительства Российской Федерации за № 4 Московский метрополитен «в целях проведения единой политики в осуществлении пассажирских перевозок различными видами транспорта» был передан в собственность Москвы[1].

В течение 1960–2000-х годов одновременно с появлением новых радиусов происходила достройка существующих линий за счёт их удлинения на окраинах Москвы. Первая хордовая связка между линиями появилась в 1983 году (участок Горьковско-Замоскворецкой линии, с 1990 года — участок Замоскворецкой линии, с 1995 года — Каховская линия (с 2021 года включена в состав Большой Кольцевой линии). В 1995 году открылась Люблинская линия (ныне Люблинско-Дмитровская линия), которая к 1997 году образовала два новых пересадочных узла за пределами Кольцевой линии: «Площадь Ильича» — «Римская» и «Пролетарская» — «Крестьянская Застава»[6][7][4].

В 2003 году начала функционировать преимущественно надземная эстакадная Бутовская линия. В 2004 году создана не связанная с остальной сетью Московская монорельсовая транспортная система, выполнявшая роль хордового транспорта в северо-восточной части города и обеспечивающая до 2016 года подвоз пассажиров к Останкинской башне и зданию Останкинского телецентра от станций ВДНХ (Калужско-Рижская линия) и Тимирязевская (Серпуховско-Тимирязевская линия). В 2016 году система метрополитена интегрирована с городской электричкой и Московским центральным кольцом; стала технически отдельной линией в ведении «РЖД», но с едиными тарифами и возможностью бесплатной пересадки. С 2018 года введены в строй участки Большой кольцевой линии; общая длина действующих и строящихся участков составляет семьдесят километров, число станций составляет тридцать одну. По состоянию на 1 марта 2023 года в Московском метрополитене двести пятьдесят восемь станций, в том числе пять закрытых на реконструкцию 12 ноября 2022 года на Замоскворецкой линии. На 2023 год длина линий составляет 447,3 километра в двухпутном измерении. На 2022 год ежедневный пассажиропоток составляет свыше семи миллионов человек. Согласно действующей Программе развития Московского метрополитена, к 2030 году предполагается строительство около шестидесяти станций, десять депо и три новых линий[4].

Центральный зал станции «Комсомольская»Центральный зал станции «Маяковская»Центральный зал станции «Арбатская»
Павильон станции «Арбатская»Павильон станции «Кропоткинская»
Центральный зал станции «Площадь Революции»Центральный зал станции «Новослободская»Центральный зал станции «Новокузнецкая»
Павильон станции «Красные Ворота»Павильон станции «Новокузнецкая»
Центральный зал станции «Достоевская»Центральный зал станции «Румянцево»Центральный зал станции «Савёловская»

Карта на линии и станции Московского метрополитена

Линии Московского метрополитена

Награды

На почтовых марках

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 История Московского метрополитена. ТАСС. Дата обращения: 1 сентября 2024.
  2. С.Собянин подчинил московское метро сразу двум ведомствам. РБК (20 июня 2011). Дата обращения: 1 сентября 2024.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 История Московского метрополитена. Справка. РИА Новости. Дата обращения: 2 сентября 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Развитие Московского метрополитена Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Нойтатц Д. Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897–1935) / пер. с нем. Ю. А. Петрова. — М. : Росспэн, 2013. — 783 с. — ISBN 978-5-8243-1782-4.
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 6,6 Царенко А. П., Фёдоров Е. А.  Московский метрополитен имени В. И. Ленина: Справочник-путеводитель. — М.: Транспорт, 1984. — 224 с.
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 Метрополитен // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  8. Москва : Энциклопедия / Сост. М. И. Андреев, В. М. Карев; Гл. ред. С. О. Шмидт. — Москва : Большая рос. энцикл., 1997. — 973 с. — ISBN 5-85270-277-3
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Награды метрополитена. Официальный сайт Московского метрополитена. Дата обращения: 2 сентября 2024.
  10. 10,0 10,1 Московскому метрополитену — 50. Студия Артемия Лебедева. Дата обращения: 2 сентября 2024.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 01.05.2023 г. № 320 «О награждении государственными наградами Российской Федерации». Студия Артемия Лебедева. Дата обращения: 2 сентября 2024.

Литература

  • Развитие Московского метрополитена Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  • Метрополитен // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • Москва : Энциклопедия / Сост. М. И. Андреев, В. М. Карев; Гл. ред. С. О. Шмидт. — Москва : Большая рос. энцикл., 1997. — 973 с. — ISBN 5-85270-277-3
  • Нойтатц Д. Московское метро: от первых планов до великой стройки сталинизма (1897–1935) / пер. с нем. Ю. А. Петрова. — М. : Росспэн, 2013. — 783 с. — ISBN 978-5-8243-1782-4.
  • Царенко А. П., Фёдоров Е. А.  Московский метрополитен имени В. И. Ленина: Справочник-путеводитель. — М.: Транспорт, 1984. — 224 с.
  • Юрков Д. Метро двойного назначения // Советские секретные бункеры. — 1. — Москва: Центр изучения современной фортификации и подземных сооружений, 2021. — 352 с. — ISBN 978-5-604604.

Ссылки