Российские железные дороги

Материал из «Знание.Вики»

«Росси́йские желе́зные доро́ги» (РЖД) — это государственный холдинг, являющийся ключевым игроком на рынке железнодорожных перевозок в России. Компания, созданная в 2003 году на основе бывшего Министерства путей сообщения, владеет и управляет большей частью железнодорожной инфраструктуры страны[1].

ОАО «РЖД»
RZD.svg
Главный офис компании в здании бывшего МПС СССРГлавный офис компании в здании бывшего МПС СССР
Тип открытое акционерное общество
Основание 9 июля 2003 года
Расположение Флаг России Москва
Новая Басманная улица, 2/1 стр. 1
Ключевые фигуры

Олег Белозёров
(генеральный директор)

Виталий Савельев (председатель совета директоров)
Отрасль железнодорожный транспорт (МСОК491)
Продукция Услуги железнодорожной инфраструктуры
Чистая прибыль 50.7млрд руб
Число сотрудников 711тыс (2019г)
Дочерние компании Дочерние и зависимые общества
Филиалы
Сайт сайт ОАО РЖД

Краткая характеристика, значение и основные показатели

РЖД (Российские железные дороги) — российская государственная вертикально интегрированная компания, являющаяся оператором сети железных дорог общего пользования. Основана в 2003 году. 100% акций принадлежат Правительству Российской Федерации[2].

Компания управляет железнодорожной сетью протяжённостью 85,5 тыс. км, из которых 43,1 тыс. км электрифицированы. РЖД осуществляет как грузовые, так и пассажирские перевозки. На долю компании приходится 46% грузооборота и 26% пассажирооборота всей транспортной системы России.

РЖД является одной из крупнейших транспортных компаний мира с колоссальными объёмами перевозок и эксплуатационной работы. Компания играет стратегическую роль в экономике России, обеспечивая бесперебойную работу промышленных предприятий и мобильность населения.

Уставный капитал ОАО «РЖД» по состоянию на 2022 год превысил 2,9 трлн рублей. Компания регулярно осуществляет масштабные инвестиции в развитие железнодорожной инфраструктуры и обновление подвижного состава.

Финансовая устойчивость РЖД подтверждается высоким кредитным рейтингом ААА(RU) от агентства АКРА, который присваивается компании с 2017 года. Это отражает стабильное финансовое положение и перспективы развития организации.

История

ОАО «РЖД» было основано 18 сентября 2003 года постановлением Правительства Российской Федерации[2]. Компания стала правопреемником Министерства путей сообщения РФ, получив в собственность около 95% его активов, включая 987 предприятий.

Созданию РЖД предшествовал период кризиса в железнодорожной отрасли. В середине 1990-х годов сектор испытывал финансовые трудности, а деятельность МПС характеризовалась избыточной бюрократизацией. Необходимость реформирования стала очевидной. После избрания В.В. Путина президентом в 2000 году концепция реформы получила новое развитие. Ключевым элементом стало создание акционерного общества со 100% государственным участием.

За время существования компании произошли изменения в её корпоративном стиле. Первоначальная эмблема с крылатым колесом и перекрещёнными молотками в 2007 году была заменена на новый логотип, разработанный агентством BBDO Branding. Новый фирменный стиль получил международное признание.

Особенностью управления РЖД является то, что единственным акционером выступает государство в лице Правительства РФ. Оно назначает генерального директора, формирует совет директоров и утверждает годовую отчётность. С 2013 года введено обязательное декларирование доходов и расходов руководства компании. В 2017 году срок полномочий генерального директора был увеличен до 5 лет.

Деятельность

РЖД — ключевой игрок на транспортном рынке России, осуществляющий как грузовые, так и пассажирские перевозки. В 2012 году доля компании в грузообороте страны составила 42%, а в пассажирообороте — 33%. К 2017 году железнодорожным транспортом РЖД перевозилось 27% пассажиров и 45% грузов в России.

2019 год стал знаменательным для компании: было перевезено 1,2 млрд пассажиров — лучший показатель с 2007 года, и 1,28 млрд тонн грузов[3]. Для сравнения, исторический максимум МПС СССР в 1988 году составлял 4,1 млрд тонн грузов.

Финансовые показатели РЖД демонстрируют волатильность. В 2017 году чистая прибыль выросла в 14 раз, достигнув 139,7 млрд рублей. Однако в 2018 году, несмотря на рекордный грузооборот и увеличение выручки до 2,41 трлн рублей, чистая прибыль снизилась до 35,4 млрд рублей. Это объясняется ростом затрат на топливо, индексацией зарплат и обесценением активов.

РЖД эксплуатирует большинство железнодорожных магистралей в России, за исключением нескольких региональных линий. Общая протяжённость путей составляет 85,2 тыс. км. По протяжённости электрифицированных линий (43 тыс. км) Россия занимает первое место в мире. Однако компания не представлена в 6 субъектах РФ.

Парк РЖД насчитывает около 20 тысяч локомотивов, что составляет 90% всего локомотивного парка страны. В 2019 году было приобретено рекордное количество новых локомотивов — 783 единицы.

РЖД является крупнейшим работодателем России. С 2004 по 2017 год численность сотрудников сократилась с 1,465 млн до 737 тыс. человек. Более 30% работников — женщины, а 42% — молодёжь до 35 лет.

В 2023 году РЖД достигла рекордных финансовых показателей: прибыль составила 3,017 трлн рублей, а суммарные активы превысили 8,9 трлн рублей. Объём пассажирских перевозок достиг 136,3 млрд пассажиро-километров.

Электропоезд ED4MKM.

Инфраструктура

Железнодорожная инфраструктура РЖД по состоянию на 2019 год представляет собой обширную сеть путей общей эксплуатационной длиной 85,6 тыс. км. Из них 84,5 тыс. км имеют стандартную для России колею 1520 мм. Бесстыковой путь, обеспечивающий повышенный комфорт движения, составляет 74,4 тыс. км. Сеть включает 166 975 стрелочных переводов, 138 тоннелей и 30 727 мостов. Электрифицировано 43,8 тыс. км линий.

Автоблокировкой и диспетчерской централизацией оборудовано 62 055 км путей (72,9% от общей протяжённости). Обслуживание устройств железнодорожной автоматики и телемеханики осуществляют 203 специализированные дистанции и один технический центр.

К концу 2012 года износ инфраструктуры достиг критического уровня в 86%[4]. Ежегодно РЖД проводит капитальный и средний ремонт около 10 000 км пути. Однако по данным на 2016 год, более 25 тыс. км путей имели просроченные межремонтные сроки. В 2019 году глава РЖД Олег Белозёров отмечал, что около 10 000 км путей функционируют в режиме критической перегрузки и нуждаются в срочной модернизации.

Наиболее масштабная авария инфраструктуры РЖД в XXI веке произошла 1 июня 2020 года, когда из-за сильного паводка обрушился железнодорожный мост через реку Кола, построенный в 1930 году. Это привело к изоляции Мурманска от железнодорожной сети на 2,5 недели, что серьёзно повлияло на работу Мурманского морского торгового порта и грузоперевозки в регионе. Благодаря оперативным мерам и привлечению Железнодорожных войск РФ, 18 июня было восстановлено сообщение по срочно построенному обходному пути.

Подвижной состав РЖД

РЖД располагает обширным и разнообразным парком подвижного состава. В него входят локомотивы (тепловозы и электровозы), моторвагонный подвижной состав (электропоезда и дизель-поезда), а также специализированные транспортные средства (автомотрисы и дрезины). Кроме того, компания эксплуатирует значительное количество пассажирских и грузовых вагонов.

В 2013 году РЖД инвестировало 77,6 млрд рублей в приобретение 770 новых локомотивов. В 2016 году закупки сократились до 507 единиц[5]. Одновременно компания начала расширять практику аренды и лизинга подвижного состава.

По данным 2017 года, стоимость новых локомотивов варьировалась от 130-150 млн рублей за серийные модели до 200 млн рублей за инновационные образцы, такие как электровозы ЭП20, ЭП2К и тепловозы 2ТЭ25КМ, ТЭМ14. Пассажирский вагон дальнего следования Тверского вагоностроительного завода оценивался в 47 млн рублей, а вагон электропоезда «Ласточка» российской сборки — в 121 млн рублей.

Стоимость грузовых вагонов также существенно различалась: инновационный полувагон грузоподъёмностью 77 тонн стоил 2,25 млн рублей, крытый магистральный вагон — 3,7 млн рублей, а вагон-зерновоз — 2,3 млн рублей.

Полувагоны являются наиболее востребованным типом грузовых вагонов. В 2017 году их количество достигло 484 тыс. единиц.

Эксплуатационные расходы также значительны. Например, 12-часовая смена маневрового тепловоза ЧМЭ3 с локомотивной бригадой обходилась в 87 тыс. рублей (2017 год).

В пассажирском сегменте РЖД использовало 21 тыс. вагонов дальнего следования и 14,3 тыс. вагонов пригородных поездов. При этом на дальние перевозки приходилось лишь около 10% от общего пассажиропотока.

Электровоз 2ЭС10-002 на кольце ВНИИЖТ в 2011 году, выставка Экспо-1520.

Безопасность движения поездов

Обеспечение безопасности движения является ключевым приоритетом в деятельности РЖД, что отражается во всех аспектах функционирования железнодорожной сети.

С момента основания ОАО «РЖД» в 2003 году до октября 2014 года только четыре дороги — Калининградская, Северная, Приволжская и Западно-Сибирская — не зафиксировали крупных аварий[6]. За первое десятилетие работы компании наблюдалось значительное снижение нарушений безопасности: в путевом хозяйстве — в 8 раз, в системах автоматики и телемеханики — в 6 раз, в перевозочной деятельности — в 3,5 раза, в вагонном хозяйстве и электрификации — в 2 раза. Основной причиной серьёзных происшествий остаётся разрушение боковых рам тележек грузовых вагонов.

Ежегодно на железнодорожной инфраструктуре России фиксируется около 3-3,5 тыс. смертельных случаев, включая производственный и непроизводственный травматизм. За десятилетний период (2008-2018) среди членов локомотивных бригад зарегистрировано 7 летальных исходов и 5 случаев травматизма.

Особенно высокий уровень непроизводственного травматизма наблюдается в пригородном и городском сообщении Московской железной дороги. Это обусловлено интенсивным движением скоростных поездов (до 140 км/ч) и спецификой мегаполиса, где часты случаи несанкционированного пересечения путей. Московский регион также лидирует по числу инцидентов, связанных с «зацепингом» и суицидами на железной дороге.

Основной причиной травматизма (более 86% случаев) остаётся нахождение людей на путях перед приближающимся составом. Тем не менее, за период 2005-2019 гг. количество пострадавших на сети РЖД сократилось на 65%.

Воинские перевозки

Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в осуществлении воинских перевозок в Российской Федерации[7]. Эта деятельность координируется Управлением военных сообщений Департамента транспортного обеспечения Министерства обороны РФ. Между РЖД и Министерством обороны заключён государственный контракт, регламентирующий как пассажирские, так и грузовые воинские перевозки.

Ежегодно по сети РЖД транспортируется около 200 тыс. вагонов военных грузов, что эквивалентно примерно 900 эшелонам. Для сравнения, морским и речным транспортом перевозится 230 тыс. тонн, а воздушным — около 3,5 тыс. тонн военных грузов в год.

Железнодорожным транспортом осуществляются масштабные передислокации войск, транспортировка вооружений и боеприпасов, обеспечение учений и боевой подготовки, а также снабженческие перевозки. Ежегодно по железной дороге доставляется около 260 тыс. призывников.

Особое внимание уделяется специальным перевозкам литерными поездами, включающим транспортировку компонентов ядерного оружия и других стратегических грузов. Эти перевозки регулируются специальными правилами и осуществляются под усиленной охраной.

Организацию воинских железнодорожных перевозок обеспечивают соответствующие структуры Минобороны России, включая Управление военных сообщений и штабы военных округов. В этой деятельности также участвуют Железнодорожные войска РФ.

Большая часть воинских грузоперевозок (более 90%) выполняется подвижным составом Федеральной грузовой компании и Первой грузовой компании. Объём воинских перевозок составляет от 5 до 10% общего объёма грузоперевозок в РФ.

Воинские перевозки осуществляются в приоритетном порядке по специальным тарифам. Финансовые операции проводятся через аккредитованные Министерством обороны РФ банки. Информация о номенклатуре и содержании воинских грузов предоставляется железнодорожникам ограниченно, в целях обеспечения безопасности.

Электропоезд "Ласточка".

Стратегия и тенденции развития РЖД

РЖД реализует масштабную программу модернизации и развития, охватывающую различные аспекты деятельности компании. В 2016 году стартовала инициатива по специализации железнодорожных линий для пассажирского и грузового движения. С 2017 года внедряется полигонная система управления перевозками, предусматривающая создание шести крупных полигонов.

Компания адаптируется к цифровой эпохе, делая ставку на универсальных специалистов с кросс-функциональными компетенциями. Внедряется концепция мобильного персонала, предполагающая гибкую ротацию сотрудников.

В 2019 году произошли значимые кадровые изменения: впервые Свердловскую железную дорогу возглавил экономист, а не инженер. Создан Главный центр управления РЖД.

РЖД модернизирует подвижной состав, переходя на кассетные подшипники в грузовых вагонах. 2020 год объявлен Годом начальника станции, что подчёркивает важность этой должности и необходимость повышения мотивации сотрудников.

Компания открывает новые возможности для женщин, начав их подготовку на должность помощника машиниста. С 2021 года отменён запрет на работу женщин машинистами[8].

РЖД активно внедряет инновационные технологии, включая блокчейн и беспилотное управление поездами. К 2025 году планируется оптимизация численности персонала и привлечение специалистов новых профессий.

Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры. Принят новый стандарт «мини-вокзалов» для МЦД, предусматривающий современные удобства и безбарьерную среду. Стратегия развития до 2030 года предполагает создание энергоэффективных, безопасных и интегрированных в городскую среду вокзальных комплексов.

Развитие Восточного полигона

Модернизация Восточного полигона РЖД, включающего БАМ и Транссиб, вступила в новую фазу[9]. В 2020 году завершился первый этап, в рамках которого было создано около 50 инфраструктурных объектов на четырёх восточных железных дорогах. Второй этап, рассчитанный до 2023 года, нацелен на увеличение провозной способности до 180 млн тонн ежегодно.

Эта амбициозная цель обусловлена растущим спросом азиатских рынков на российское сырье. Однако ограниченная пропускная способность инфраструктуры сдерживает рост перевозок. В 2020 году РЖД удовлетворяла лишь половину заявок на транспортировку угля в восточном направлении.

Для решения этой проблемы разработан план ускоренной модернизации, предусматривающий реконструкцию 212 «узких мест» на маршрутах. К 2025 году планируется достичь провозной способности в 200 млн тонн в год.

Рассматриваются различные технические решения, включая использование инновационных вагонов с повышенной нагрузкой на ось. Однако это потребует масштабной реконструкции путей, оцениваемой более чем в 1 трлн рублей. Альтернативный подход предполагает увеличение скорости грузовых составов.

Финансирование проекта неоднократно пересматривалось в сторону увеличения. В марте 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин озвучил сумму в 780 млрд рублей на развитие Восточного полигона до 2024 года.

По данным Минтранса, в 2020 году провозная способность Восточного полигона достигла 144 млн тонн, что на 16,7% выше показателя 2018 года. Пропускная способность увеличилась до 101 пары грузовых поездов ежесуточно.

Для ускорения работ привлечены Железнодорожные войска, что обусловлено нехваткой рабочей силы и техники. В 2020 году РЖД сообщало о дефиците 5 тыс. строителей.

В мае 2021 года стало известно о планах РЖД привлечь 188 млрд рублей из Фонда национального благосостояния для расширения инфраструктуры от станции Тында до порта Ванино. Этот проект, оцениваемый в 350-752 млрд рублей, направлен на увеличение вывоза якутского угля и планируется к завершению до 2027 года.

Высокоскоростные железнодорожные магистрали

Согласно критериям Международного союза железных дорог, высокоскоростные железнодорожные линии обеспечивают движение поездов со скоростью не менее 200 км/ч на модернизированных трассах и 250 км/ч или выше на специализированных маршрутах. В Российской Федерации отсутствуют специально сооружённые высокоскоростные магистрали (ВСМ), однако линия Санкт-Петербург-Москва (Октябрьская железная дорога, 650 км) считается первой модернизированной ВСМ, где поезда развивают скорость до 250 км/ч на отдельных участках[10].

Проект ВСМ Москва-Казань, анонсированный в 2013 году, предполагал сокращение времени в пути между городами с 11,5 до 3,5 часов на дистанции 762 км. Несмотря на значительные инвестиции в проектирование, реализация была приостановлена из-за экономических факторов и недостаточного пассажиропотока. В 2019 году правительство переориентировалось на проект ВСМ Москва-Санкт-Петербург как более перспективный, с предполагаемым запуском в 2026-2027 годах.

Обсуждались и другие проекты ВСМ, включая линию Москва-Тула (194 км за 55 минут) и Москва-Ростов-на-Дону-Адлер. К 2018 году более десяти проектов ВСМ были включены в план развития инфраструктуры РФ. Однако эксперты отмечают, что текущий уровень благосостояния населения и пассажиропоток не оправдывают масштабных инвестиций в ВСМ, предлагая альтернативу в виде модернизации существующих линий для эксплуатации скоростных поездов типа «Сапсан» и «Ласточка».

На Дальнем Востоке рассматривается проект международного высокоскоростного сообщения Муданьцзян-Суйфэньхэ-Владивосток. В 2018 году ОАО «РЖД» представило концепт отечественного высокоскоростного поезда, рассчитанного на скорость до 400 км/ч.

С 2020 года в повестке дня находятся проекты ВСМ Москва-Минск и Санкт-Петербург-Минск, что свидетельствует о стремлении к развитию международных высокоскоростных железнодорожных коридоров.

Реализация проектов ВСМ в России сталкивается с экономическими и техническими вызовами, требуя тщательного анализа рентабельности и социально-экономического эффекта. Текущая стратегия развития высокоскоростного железнодорожного сообщения фокусируется на модернизации существующих линий и постепенном внедрении элементов ВСМ на наиболее востребованных маршрутах.

Социальная деятельность и признание ОАО «РЖД»

ОАО «РЖД» активно участвует в развитии спорта, культуры и образования в России. Компания выступает генеральным спонсором ряда известных спортивных клубов, включая футбольный «Локомотив» (Москва), хоккейные «Локомотив» (Ярославль) и «Сочи», а также баскетбольный «Локомотив-Кубань». Кроме того, РЖД поддерживает автогоночную команду Russian Time в серии GP2.

С 1936 года функционирует добровольное спортивное общество «Локомотив», финансируемое с 2003 года ОАО «РЖД». Компания также спонсирует телевизионные проекты, такие как ледовое шоу «Ледниковый период» и «Экономический обзор» на НТВ.

Несмотря на экономические вызовы, РЖД сохраняет значительные непрофильные активы, включая футбольный клуб «Локомотив» и корпоративное телевидение «РЖД-ТВ», ежегодно выделяя существенные средства на их содержание.

Образовательная система РЖД включает 9 профильных высших учебных заведений, среди которых Российский университет транспорта (МИИТ) и региональные университеты путей сообщения. Компания издаёт федеральную отраслевую газету «Гудок» и управляет сетью из 70 Дворцов культуры железнодорожников.

РЖД активно развивает волонтёрское движение, насчитывающее около 60 тысяч сотрудников-добровольцев.

За значительный вклад в развитие железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» в 2023 году было удостоено Почётного знака Российской Федерации «За успехи в труде»[11].

Таким образом, ОАО «РЖД» не только выполняет свои основные транспортные функции, но и играет важную роль в социальной, культурной и спортивной жизни страны, поддерживая разнообразные проекты и инициативы.

Примечания