Московская детская железная дорога

Материал из «Знание.Вики»
Московская детская железная дорога
Malaya Moskovskaya railway TU2-241 2024-07 Malaya Moskovskaya railway 1722088283.tif
Страна Флаг России
Город управления Жуковский
Ширина колеи 750 мм
Протяжённость общая: 4,8 км
главный путь: 3,8 км
Сайт https://dzdmsk.rzd.ru/

Моско́вская де́тская желе́зная доро́га — структурное подразделение Московской железной дороги, входящей в структуру ОАО «РЖД», выполняет важную функцию профессиональной ориентации подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Полноценная железная дорога со всем необходимым оборудованием, где школьники могут познакомиться с железнодорожными профессиями. Отличие от обычной железной дороги заключается в уменьшенной ширине колеи и в том, что все роли исполняются детьми под контролем опытных наставников[1].

История создания

8 октября 1935 года газета «Пионерская правда» обнародовала обращение пионеров из Тбилиси с предложением о создании детской железной дороги в столице. Инициатива встретила живой отклик среди учащихся железнодорожных училищ. 30 октября того же года состоялся первый слёт начинающих строителей детской железной дороги. Около двух тысяч школьников-железнодорожников собрались в Центральном доме культуры железнодорожников. На слёте было принято решение о строительстве дороги в посёлке Кратово. Взрослые также подключились к проекту: рабочие депо Москва-Пассажирская, Москва-Сортировочная и других предприятий активно участвовали в проектировании и строительстве[2].

У железнодорожной станции «Отдых», под Москвой, собрались тысячи ребят и гостей. Под звуки оркестра юные строители уложили первые шпалы, а их родители закрепили рельсы костылями. И уже 7 ноября 1936 года протяжённость железнодорожных путей составила 2300 метров. Открытие железной дороги состоялось 2 мая 1937 года. Железная дорога состояла из двух железнодорожных станций: Путь Ильича (ныне Юность) и Школьная[2].

К августу 1940 года протяжённость железной дороги увеличили на 2 км. Регулярное движение по всей трассе планировали начать 22 июня 1941 года. В тот день юный машинист поезда Валентин Ольховцев и его помощник Павел Скворцов провели свой последний поезд. Война нарушила мирную жизнь. Многие воспитанники железной дороги ушли добровольцами на фронт, а те, кто остался, трудились на строительстве лесовозных дорог. За самоотверженный труд 12 юных железнодорожников были награждены медалью «За оборону Москвы»[2].

В 1945 году началось восстановление детской железной дороги. К концу 1940-х годов Малая Московско-Рязанская железная дорога была оснащена электрожезловой системой, имела три железнодорожной станции, два паровоза и три вагона. В 1957 году железная дорога получила тепловоз ТУ2-078, четыре польских цельнометаллических пассажирских вагона, обгонный путь и павильон железнодорожной станции Школьная[2].

В 1957 году началось строительство депо, ребята помогали строителям. В начале 1960-х годов ввели автоматическую блокировку. Железнодорожная станция Пионерская получила маршрутно-релейную централизацию, а железнодорожная станция Путь Ильича — электрическую централизацию. В 1969 году был проведён капитальный ремонт железнодорожного пути и прибыл тепловоз ТУ2-129[2].

В 1979 году построили новый учебный корпус и платформу на железнодорожной станции Пионерская. В 1982 году вагоны Pafawag (пассажирские вагоны, предназначенные для эксплуатации на узкоколейных железных дорогах) заменили на новые. В 2004-2005 годах прошла реконструкция, заменили шпалы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, построили волоконно-оптические линии связи. Тепловозы ТУ2 прошли капитальный ремонт. В 2018 году появился тепловоз ТУ10-032 и реконструированный ТУ2-241. В 2022 году тепловоз ТУ2-078 установили на постамент[1].

Инфраструктура

Инфраструктура Московской детской железной дороги[1]:

  • узкоколейная железнодорожная линия общей протяженностью 4,8 км, из них 3,8 км главный путь;
  • две железнодорожные станции Пионерская и Юность, оборудованные устройствами сигнализации и централизации, а перегон между ними — автоматической блокировкой;
  • две промежуточные платформы: Школьная и Детская;
  • три тепловоза: ТУ2-129, ТУ2-241, ТУ10-032;
  • шесть вагонов поезда;
  • четыре железнодорожных переезда, из них два с автоматической светофорной сигнализацией и два неохраняемых;
  • четыре стрелочных поста: по два на каждой железнодорожной станции.

Учебный корпус оборудован всем необходимым для теоретической подготовки юных железнодорожников: классами с учебными стендами, тренажёром машиниста тепловоза, компьютерным классом[1].

Обучение

На Московскую детскую железную дорогу принимаются школьники, начиная с 5-го класса. С октября по май проводятся теоретические занятия. Первые два года обучения посвящены общему курсу железных дорог, включающему охрану труда, железнодорожную сигнализацию, а также знакомство с профессиями проводника, контролёра, диктора и других специалистов, обеспечивающих работу железнодорожной станции и железнодорожных путей. Начиная с третьего года, юные железнодорожники могут углубленно изучать более ответственные профессии, такие как начальник поезда, электромеханик СЦБ, осмотрщик вагонов, дорожный мастер, дежурный по железнодорожной станции или помощник машиниста. С четвёртого курса становятся доступны самые сложные специальности: машинист тепловоза и поездной диспетчер. Помимо этого, на железной дороге есть «управленческие» должности (начальник смены, заместитель) и творческие (корреспондент, фотокорреспондент). В мае проходят зачёты, после чего начинаются летние практические занятия. Теоретические занятия проходят один раз в неделю[1][3].

Кроме кружков по железнодорожному делу, есть кружок моделизма и Совет юных железнодорожников, организующий мероприятия и волонтёрскую деятельность. Также проводятся различные культурные, образовательные и спортивные мероприятия. Организуются экскурсии на предприятия железнодорожного транспорта[1].

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Что такое МДЖД?. Московская детская железная дорога. Дата обращения: 28 февраля 2025.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Куценко Г. А., инструктор смены № 1 Московской детской железной дороги. История Малой Московской железной дороги. Сетевое издание «Раменский медиацентр» (29 июня 2012). Дата обращения: 28 февраля 2025.
  3. Детская железная дорога в Раменском откроется 26 мая. Градостроительный комплекс Москвы (22 мая 2019). Дата обращения: 28 февраля 2025.