Железнодорожная станция

Материал из «Знание.Вики»

Железнодоро́жная ста́нция — раздельный пункт железных дорог, с наличием путевого хозяйства и обеспечивающем работы по приёму, отправке, скрещению и обгону, регулированию движения поездов, по приёму, выдаче грузов, багажа и грузобагажа, возможность обслуживать пассажиров[1]. При достаточной оборудованности путевыми устройствами железнодорожной станции, также проводятся технические операции с поездами, маневровые работы, расформировывание и формирование поездов[2][3].

На железнодорожных станциях проводятся технические, грузовые, коммерческие и пассажирские операции[4].

В России

Пассажиры набирают кипяток на сибирской станции, 1913 год.
Фото Ф. Нансена

В России первые железнодорожные станции были сооружены в 1837 году во время строительства Царскосельской железной дороги, насчитывавшей пять станций для обеспечения её работы[2].

Нередко на железнодорожных станциях в России и некоторых других стран, сооружённых в XVIII — начале XX веков, сохранены водонапорные башни ныне являющиеся иногда объектами культурного наследия, построенные в XVIII — начале XX веков для водоснабжения как самих нужд станции, так и для заправки паровозов при помощи гидроколонок[5], к примеру в: Новосибирске, Гердауне, Владивостоке и т. д. В дальнейшем с заменой паровозов на тепловозы и электровозы и уменьшением потребности в воде, они были выведены из эксплуатации.

Описание

Вид с надземного пешеходного перехода на юго-восточную часть железнодорожной станции Тайга, видны южная сторона вокзала островного типа (слева), пассажирские платформы берегового и островного типов пассажирского парка станции, справа и на дальнем плане — грузовые парки станции, служебные здания. Контактная сеть станции на гибких поперечинах (тросах)

Основным элементом станции является путевое хозяйство — совокупность железнодорожных путей, как правило, объединённых в парки. Как парки, так и пути в парках могут иметь определённую специализацию (например, сортировочный парк). Нумерация путей осуществляется вверх и вниз от главных (по которым, как правило, осуществляется пропуск поездов без остановки) с соблюдением чётности и нечётности нумерации. Между собой пути соединяются стрелками, которые также нумеруются с одной стороны станции чётными, а с другой нечётными номерами. На пассажирских станциях пути могут быть секционированы, что позволяет принимать на путь два короткосоставных пригородных поезда с различных сторон. В этом случае к номеру пути добавляется буква, однако с точки зрения путевого развития станции данный путь всё равно рассматривается как единое целое.

Полезная длина пути ограничивается предельными столбиками и/или светофорами. Тупиковые пути имеют с одной стороны специальный тупиковый упор и используются для служебных целей и отстоя вагонов и локомотивов.

Для производства грузовых операций предназначено грузовое хозяйство: погрузочно-выгрузочные пути, терминалы, склады, сортировочные станции и так далее.

Порядок работы на каждой станции и соблюдения безопасности движения поездов регулируется ТРА станции. Организация работы станции производится согласно графику движения поездов, плану формирования поездов, плану маневровой работы[2].

Руководит станцией — начальник станции. Оперативное руководство работой на станции осуществляет дежурный по станции или диспетчер (при диспетчерской централизации). Дежурный по станции распоряжается приёмом, отправлением и пропуском поездов, а также маневровыми передвижениями на станции. Все работы в парке станции проводятся только по согласованию с ним и с его разрешения. Работает на посту электрической централизации. Пульт управления дежурного позволяет управлять сигналами и стрелками и другими устройствами СЦБ на станции[2].

Один из надземных пешеходных переходов над путями станции Челябинск-Главный

Системы сигнализации и централизации предназначены для управления движением поездов посредством стрелок, светофоров. Для управления роспуском составов на сортировочных горках в сортировочных станциях используется горочная автоматическая централизация (ГАЦ).

На крупных станциях могут быть локомотивные и вагонные депо, пункты технического обслуживания подвижного состава, тяговые подстанции и другие технические и служебные подразделения, к путям общего пользования станции могут выходить подъездные пути обслуживаемых организаций[2]. Станционные пути бывают: главные и боковые, а на крупных станциях ещё и приёмоотправочные, сортировочные, погрузочно-разгрузочные, деповские, вытяжные, выставочные и т. д. объединённые горловинами в соответствующие парки станции, соединённые между собой ходовыми путями. На грузовых станциях выделяется грузовой район, в котором имеются места общего пользования и места необщего пользования. Подъездные пути и улавливающие тупики относятся к специализированным путям[3]. На крупных узловых станциях, обычно также размещаются пожарные и восстановительные поезда. Каждый путь станции, ведущий на перегон с обеих сторон у горловины станции (горловины парка отправления на крупных станциях) ограждается выходными светофорами (чётными и нечётными), у границ станции на въездах с перегонов устанавливаются входные светофоры.

Для прохода и проезда через пути станции в пределах станций могут быть оборудованы наземные безопасные (служебные) проходы, надземные и подземные пешеходные переходы, автомобильные путепроводы, железнодорожные переезды.

Железнодорожный вокзал

Небоскрёб JR Central Towers, является зданием железнодорожной станции Нагоя, в связи с чем она является самой большой железнодорожной станцией по площади в мире (если считать по суммарной площади всех помещений — 446 000 м²)

Железнодорожный вокзал — здание на железнодорожной станции, предназначенное для обслуживания пассажиров. К основным подразделениям вокзала относятся билетно-кассовый цех, справочно-информационная служба, багажное отделение, камеры хранения ручной клади, могут быть на крупных вокзалах группы учета и отчетности, ремонтные подразделения и т. д. В арендованных площадях могут размещаться кассы авиакомпаний, предприятия бытового обслуживания и общественного питания (почта, телефон, парикмахерские, буфеты, кафе, медпункты и др.).

В Японии

Здание железнодорожной станции (яп. 駅ビル Эки-биру) представляет собой комплекс зданий и сооружений или одиночное здание, в котором находится железнодорожная станция, но оно включает в себя функции не только обычной железнодорожной станции, вокзала или терминала, но и другие, такие как коммерческие функции, и зачастую включает в себя большое количество объектов розничной торговли и коммерции.[6] Является одним из примеров транзитно-ориентированного проектирования. Такие многофункциональные здания получили особенно большое распространение в Японии. В частности, японский небоскрёб JR Central Towers является зданием железнодорожной станции Нагоя — самой большой по площади в мире (если считать по суммарной площади всех помещений — 446 000 м²). Такое здание часто называют «лицом» станции, чтобы отличить от зоны непосредственно железнодорожной платформы. Для безопасности и помощи ориентации в пространстве пешеходам с нарушением зрения в вокзалах укладывают тактильное покрытие.

Во многих случаях арендаторами в таких зданиях являются универмаги и различные магазины, отели, частные компании размещают в них свои офисы. Арендаторы в таких зданиях различаются в зависимости от базы пользователей станции. На станциях, где много туристов, в здании находятся магазины, в которых продаются местные товары и сувениры. В частности, в зданиях крупных железнодорожных станций в центре Токио коммерческие объекты, как правило, располагаются на нижних этажах, отели и офисы — на верхних этажах. В некоторых случаях здание самой железнодорожной станции становится меньше всего комплекса коммерческих зданий и сооружений вокруг него.

В послевоенной Японии, правительство поощряло частные компании разрабатывать свои собственные системы общественного транспорта, чтобы быстро восстановить городские транспортные сети страны.[7] Частные железнодорожные линии поощрялись к конкуренции друг с другом, а также с национальными железнодорожными линиями, причем роль правительства ограничивалась регулированием тарифов. В обмен на развитие железнодорожных линий частным корпорациям были предоставлены бизнес возможности для диверсификации своей деятельности и развития недвижимости вокруг своих железнодорожных сетей.[8] Так частные железнодорожные компании начали создавать вокруг своих железнодорожных станций районы с вертикально интегрированным бизнесом по развитию жилых, деловых, промышленных и торговых площадей и методов их транспортной связи, которые стали активно использоваться населением для перемещения между такими районами.[9] Эти массово используемые населением, транспортно, социально и экономически интегрированные и связанные между собой железнодорожным транспортом, районы железнодорожных станций с вертикально интегрированным бизнесом, частных японских железнодорожных компаний, представляют собой уникальную, среди железнодорожных систем мира, форму транзитно-ориентированного развития железных дорог страны.[10] Таким образом в Японии крупные железнодорожные станции и районы вокруг них, являются главными экономическими, и деловыми районами современных японских городов. Также, благодаря диверсификации своего бизнеса в сфере недвижимости, розничной торговли и т. д. большинство частных железных дорог в Японии являются финансово независимыми, а их железнодорожные операции обычно прибыльны, что резко контрастирует с большинством железнодорожных сетей в других странах мира.[11] Многие крупные частные железнодорожные компании Японии входят в число ведущих корпораций страны. Японские железные дороги очень эффективны, требуют мало субсидий и работают крайне пунктуально. Из-за массового использования железнодорожного транспорта, в Японии находятся 46 из 50 самых загруженных железнодорожных станций в мире.[12]

За счёт нахождения в вокзалах крупных универмагов и магазинов, пассажиры могли совершать покупки непосредственно в ней или поблизости. В период до Второй мировой войны крупные железнодорожные станции были расположены ближе к окраинам существующих городских территорий, но в послевоенный период, с расширением коммерческих объектов в зданиях железнодорожных станций, они стали развиваться в крупные экономические районы и деловые центры японских городов. После приватизации Японских национальных железных дорог в 1987 году, JR Group также продолжает активно развивать вокзалы.

Кроме того, с 1970-х годов были реализованы проекты ревитализации железнодорожных станций, в ходе которых произошли крупные перепланировки зданий железнодорожных станций, были объединены функции вокзала, коммерческого объекта и административного обслуживания, особенно на пригородных станциях, где имеется большой пассажиропоток. Это произошло даже в провинциальных городах, например, в 1971 году был открыт универмаг компании Иётэцу Такасимая в здании железнодорожной станции Matsuyama City Station железнодорожной компании Иётэцу (дочерней компании IYOTETSU Group) в городе Мацуяма.

Классификация

Железнодорожные станции по характеру работы делятся на[13][2]:

  1. Пассажирские станции предназначены для осуществления операций по обслуживанию пассажиров и организации движения пассажирских поездов, в том числе операции с багажом, билетами, почтой. Строятся обычно в крупных населённых пунктах с большим транзитным, местным или пригородным пассажирским движением. Пассажирские технические станции предназначены для технической обработки, переформирования, экипировки и подготовки пассажирских составов в рейс.
  2. Грузовые станции предназначены для выполнения грузовых и коммерческих операций с грузами и грузовыми вагонами. Строятся в крупных промышленных и административных центрах, в пунктах расположения морских и речных портов, в местах массовой погрузки и выгрузки грузов. В зависимости от рода перерабатываемого груза и места расположения делятся на обычные грузовые, предназначенные для переработки разных грузов, наливные, углепогрузочные, портовые и др. К грузовым станциям общего пользования примыкают подъездные пути промышленных предприятий. Многие грузовые станции, расположенные в населённых пунктах, также являются пассажирскими: имеют отдельные приёмо-отправочные пути и пассажирские здания (вокзалы)[2]. Грузовые станции в свою очередь подразделяются на: общего пользования, примыкания подъездных путей, портовые, перегрузочные. В зависимости от преобладающей грузовой операции бывают: погрузочные, выгрузочные, погрузочно-выгрузочные. В зависимости от характера и назначения: неспециализированные и специализированные, последние могут быть: контейнерные, углепогрузочные, нефтеналивные, лесопогрузочные, зерновые и т. д[4]. К специализированным также относятся перегрузчоные (производится перегрузка грузов из вагонов одной колеи в вагоны другой колеи или на другие виды транспорта, перестановка вагонов[2]), предпортовые (для накопления вагонов для обслуживания морского порта. На них осуществляется работы по подборке вагонов для судовых партий, приёму, расформированию и формированию поездов), портовые (для обеспечения речного, морского, устьевого портов[2]), паромные (для обеспечения морских паромных переправ), пограничные (может быть межгосударственным стыковым пунктом, имеют необходимое путевое развитие, технические обустройства и персонал, обеспечивающие работу по передаче транспортных средств между государствами в техническом и коммерческом отношении с выполнением пограничного, таможенного, санитарно-карантинного контроля) станции[14].
  3. Технические станции (пассажирские или грузовые) предназначены для выполнения технических операций с грузовыми вагонами, составами, поездами для организации перевозок и обеспечения безопасности движения. К техническим станциям относятся железнодорожные станции, на которых операции пассажирской и грузовой работы не являются доминирующими. В зависимости от выполняемых технических операций с грузовыми вагонами, составами или поездами технические железнодорожные станции подразделяются на:
    • Сортировочные станции предназначены для массовой переработки вагонов и формирования—расформирования составов[2]. Находятся в пунктах слияния или пересечения железнодорожных линий, в крупных транзитных узлах. Кроме того, на них происходит обработка транзитных поездов. На сортировочных станциях имеется несколько специализированных парков, а на самых крупных парки объединяют в систему чётного и нечётного направления, каждое из которых обрабатывает вагонопотоки только своего направления.
    • Участковые станции предназначены для обработки транзитных грузовых и пассажирских поездов, выполнения маневровых операций по расформированию-формированию сборных и участковых поездов, обслуживания подъездных путей[2]. Расстояние между участковыми станциями обусловлено сменой локомотивов и локомотивных бригад, обычно они располагаются на расстоянии 150—300 км друг от друга. На участковых станциях имеются обычно 2—3 парка, устройства для экипировки локомотивов и технического обслуживания вагонов, локомотивные депо, часто вагонные депо.

По расположению станции делятся на:

  1. Промежуточные станции предназначены в основном для выполнения технических операций по приёму, отправлению, обгону, скрещению и пропуску грузовых и пассажирских поездов, посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов и багажа, маневровых операций по прицепке/отцепке вагонов к сборным поездам. Это самый распространённый вид станции, их устраивают на всех линиях железных дорог, располагаются обычно между участковыми станциями на расстоянии 15—20 км друг от друга. По своему типу, к промежуточным раздельным пунктам относятся также разъезды и обгонные пункты, а также остановочные пункты не являющиеся железнодорожными станциями.
  • Опорная (линейная грузовая) станция — промежуточная станция, к которой прикреплены станции, разъезды и обгонные пункты относящиеся к линейным подразделениям[14]. Характеризуется большим количеством погрузки-выгрузки вагонов вследствие передачи на неё грузовых работ с прикреплённых небольших линейных подразделений и обслуживания объектов посредством подъездных путей. На таких станциях также осуществляется сквозной пропуск транзитных поездов, принятие и отправление сборных и вывозных поездов, стоянка вагонов[2].
  1. Узловые станции — промежуточная станция, участковая станция или сортировочная станция, к которой примыкает не менее трёх железнодорожных направлений[2]. Если несколько соединяющихся на одной станции линий идут совместно до следующего узла или сортировочной станции по самостоятельным или общим путям, то такая станция называется предузловой и рассчитана для снижения угловых заездов и враждебных пересечений[2].
  2. Тупиковые станции.

Также станции могут быть следующих типов[2]:

В зависимости от объёма и сложности грузовых, пассажирских и технических операций станции подразделяются на классы. В России используется классификация от 1 до 5 классов, есть также внеклассные станции, к которым относятся большинство сортировочных и наиболее крупные грузовые и пассажирские станции[2].

Устаревшие термины

  • Полустанция (простореч. полустанок) — раздельный пункт, имеющий путевое развитие и пассажирские устройства (платформы, здания), однако не являющийся тарифным пунктом. Слово используется в речи, но в российской документации не употребляется[15][16].
  • Телеграфный пост — раздельный пункт, имеющий путевое развитие, без пассажирских устройств[17].

Галерея

Примечания

  1. Железнодорожная станция / Воробьёв Э. В. // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017. (Железнодорожная станция / Воробьёв Э. В. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 756. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2.).
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 2,14 2,15 Железнодорожный транспорт: Энциклопедия
  3. 3,0 3,1 Солодкий А. И., Горев А. Э., Бондарева Э. Д. Транспортная инфраструктура / Раздел: Железнодорожные станции и узлы // М.: Юрайт, 2016. — 290 с. ISBN 978-5-9916-5637-5. — С. 34-40.
  4. 4,0 4,1 Ларина И. В., Ларин А. Н. Взаимодействие видов транспорта: учебное пособие // М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. — 162 с. ISBN 978-5-4499-0031-9. — С. 17-20, 33-34.
  5. Таненбаум А. С. Снабжение городов и железнодорожных станций водою // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  6. 駅ビル (яп.). Дата обращения: 29 августа 2021. Архивировано 29 августа 2021 года.
  7. Smith, Stephen Why Tokyo's Privately Owned Rail Systems Work So Well (31 октября 2011). Дата обращения: 14 февраля 2020. Архивировано 26 апреля 2014 года.
  8. Calimente, John. Rail integrated communities in Tokyo (англ.) // Journal of Transport and Land Use : journal. — 2012. — Vol. 5, no. 1. — P. 19—32. — doi:10.5198/jtlu.v5i1.280.
  9. Calimente, John. Rail Integrated Communities in Tokyo // World Symposium on Transport & Land Use Research. — 2011. — Июль. Архивировано 13 февраля 2020 года.
  10. Rail integrated communities in Tokyo, Journal of Transport and Land Use
  11. Shoji, Kenichi. Lessons from Japanese Experiences of Roles of Public and Private Sectors in Urban Transport (англ.) // Japan Railway & Transport Review : journal. — 2001. — December (vol. 29). — P. 12—18. Архивировано 3 декабря 2012 года.
  12. The 51 busiest train stations in the world- All but 6 located in Japan ‹ Japan Today: Japan News and Discussion Архивная копия от 25 февраля 2017 на Wayback Machine.
  13. Организация работы станций. Дата обращения: 26 апреля 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  14. 14,0 14,1 Железнодорожные станции и узлы / Под ред. В. Г. Шубко, Н. В. Правдина // М.: УМК МПС России, 2002. — 368 с., ил. ISBN 5-89035-076-5. — С. 6-8.
  15. ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ. ОБЩИЙ КУРС / Под редакцией Ю.И. Ефименко. — Москва, 2013. — ISBN 978-5-89035-651-2.
  16. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. — 2011. — ISBN 978-5-93647-021-9.
  17. Полустанция. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников. Дата обращения: 30 мая 2018. Архивировано 4 января 2022 года.

Литература

  • Общий курс железных дорог / Под ред. Ю. И. Ефименко // М.: ИЦ «Академия», 2005. — 256 с. ISBN 5-7695-2046-9.
  • Проблемы перспективного развития железнодорожных станций и узлов / Международный сборник научных трудов. Выпуск 3. Под общ. ред. А. К. Головнича // Гомель: БелГУТ, 2021. — 218 с., ил. ISSN 2664-5025.
  • Апатцев В. И., Иванкова Л. Н., Иванков А. Н. Железнодорожные станции и узлы / В 2 частях // М.: МГУПС / РОАТ, 2015 / 2016. — 204 / 305 с., ил. ISBN 978-5-7473-0754-4 (ISBN 978-5-7473-0755-1 / ISBN 978-5-7473-0784-1).
  • Железнодорожные станции и узлы / Под ред. В. Г. Шубко, Н. В. Правдина // М.: УМК МПС России, 2002. — 368 с., ил. ISBN 5-89035-076-5.
  • Проектирование железнодорожных станций и узлов. Справочное и методическое руководство / Под ред. А. М. Козлова, К. Г. Гусева. Изд. 2-е, перераб. и доп. // М.: Транспорт, 1981. — 592 с., ил.
  • Сычев Е. И., Телятинская М. Ю. Проектирование железнодорожных разъездов, обгонных пунктов и промежуточных станций // М.: МИИТ, 2002. — 55 с. ISBN 9975-941-93-1.
  • Кононов В. А. , Лыков А. А. , Никитин А. Б. Основы проектирования электрической централизации промежуточных станций // М.: УМЦ ЖДТ, 2013. — 348 с. ISBN 978-5-89035-626-0.
  • Технология работы пограничных станций / Под ред. С. П. Вакуленко // Ростов-на-Дону: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2014. — 298 с., ил. ISBN 978-5-89035-673-4.
  • Светлакова Е. Н. Технология работы сортировочной станции / Чита: ЗабИЖТ, 2016. — 89 с., ил. ISBN 978-5-9908859-6-7.
  • Чупров А. И., Брандт Б. Ф., Н. Ив-ко. Железные дороги // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Железнодорожная станция // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!