Общественный транспорт
Обще́ственный тра́нспорт — система транспорта, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов по установленным маршрутам и расписанию. Виды транспорта: автобусы, поезда, трамваи, метро, фуникулёры, троллейбусы, паромы. Основное преимущество общественного транспорта заключается в том, что он уменьшает количество частных автомобилей на дорогах, снижая транспортную нагрузку и улучшает экологию[1][2].
Городской транспорт
Основной чертой общественного транспорта является доступность для всех слоев населения, так как стоимость его услуг невысока. Пассажиры совершают единовременные поездки по определённым маршрутам на троллейбусах, трамваях, автобусах, маршрутных такси, метрополитенах и пригородных электропоездах.
Школьные, служебные и туристические автобусы к общественному транспорту не относятся. Из-за большой стоимости билетов нельзя отнести к общественному транспорту и пассажирские авиалайнеры и поезда дальнего следования[2].
Автобусы
Самым распространённым видом общественного городского и междугородного транспорта является автобус. Его создателем является изобретатель Ричард Тревитик. Первый в мире автобус появился в 1801 году. В первые модели устанавливались паровые двигатели, автобус вмещал всего восемь сидячих мест. В 1829 году паровые автобусы стали самым быстроходным транспортом. В нём вмещалось 24 пассажира.
В 1886 году на смену паровым машинам пришли электрические автобусы. Впервые они появились в Англии. В России за изготовление таких же автобусов взялся завод «Дукс», создав в 1901 году модель, вмещающую 10 пассажиров и передвигающуюся со скоростью 20 км/ч[3].
Маршрутное такси
Предположительно маршрутное такси появилось в 1990-х годах в США начали активно использовать такой вид общественного транспорта. Раньше основным средством передвижения выступали трамваи. По тем же маршрутам начало ездить маршрутное такси. Водители подбирали пассажиров на остановках и довозили за доступную плату. Однако количество мест в них было ограниченным, поэтому водители не удалялись далеко от трамвайных линий.
Маршрутные такси создали серьёзной конкуренцию трамвайным компаниям. Прибыль от пассажирских перевозок значительно сократилась. Власти начали вводить ограничения на такой вид общественного транспорта. В ряде штатов его использование полностью запретили.[4]
Трамвай
Наземная электрическая железная дорога применяется, в основном, в городских условиях. Используется один или несколько вагонов. Трамвай работает от электрической энергии через подвесную контактную сеть. Провод размещён на высоте 5,5-6 метров над путями. Движение обеспечивается тяговыми электродвигателями. Первый электрический трамвай построен в Германии в 1881 году[5].
Троллейбус
В 1882 году немецкий инженер Вернер фон Сименс инициировал запуск троллейбусного движения между Берлином и его окрестностями. В Кёнигштайне введена в эксплуатацию троллейбусная линия длиной четыре километра, построенная по проекту Макса Шиммана.
В Советском Союзе первый троллейбус появился 15 ноября 1933 года в Москве на маршруте, который проходил по Ленинградскому шоссе. В производстве этих троллейбусов принимали участие три завода: завод имени Лихачёва (АМО), Ярославский автозавод (ЯАЗ) и завод «Динамо». К концу 1934 года количество троллейбусов в Москве возросло до 50 единиц, а с 1936 года троллейбусные маршруты начали функционировать в Киеве, Ростове-на-Дону, Тбилиси и Ленинграде[6].
Метрополитен
Подземная линия длиной 3,6 км создана компанией «Metropolitan Railway» в Англии. Для её работы использовалась паровая энергия. В период с 1890 по 1896 годы подземная дорога была электрифицирована. В Нью-Йорке метро открыто в 1868 году. Старейшими системами в Европе метро считаются линии в Будапеште (1896) и Париже (1900). Первый в мире метрополитен открыт в Лондоне 10 января 1863 года[7].
Литература
Энциклопедия техники для детей. — Ростов: Владис, 2018. — С. 160.
Примечания
- ↑ Общественный транспорт . molomo.ru. Дата обращения: 28 ноября 2024.
- ↑ 2,0 2,1 Городской транспорт . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 28 ноября 2024.
- ↑ Автобус . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 28 ноября 2024.
- ↑ История создания маршрутных такси . Новые авто (19 мая 2018). Дата обращения: 28 ноября 2024.
- ↑ Трамвай . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 28 ноября 2024.
- ↑ История троллейбуса . getmuseum.ru. Дата обращения: 28 ноября 2024.
- ↑ Меркин В. Е., Тархов С. А. Метрополитен . Большая российская энциклопедия. Дата обращения: 28 ноября 2024.
Ссылки
- https://www.atorus.ru/node/51888
- https://www.bus-set.ru/eto-interesno/interesnie-fakti-ob-avtobusach
- https://rg.ru/2014/01/10/metropoliten-site.html
- https://www.factroom.ru/goroda-i-strany/singapur/samoe-dlinnoe-bespilotnoe-metro
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |