Тихорецкая (станция)

Эта статья входит в число хороших статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
Станция
Тихорецкая
Батайск — Кавказская
Сальск — Краснодар-1
Северо-Кавказская железная дорога
Здание вокзалаЗдание вокзала
ДЦС ДЦС-2 Краснодарский
Регион ж. д. Краснодарский
Оператор ОАО «Российские железные дороги»
Дата открытия 1875 год[1]
Количество платформ 2
Тип платформ 1 боковая и 1 островная
Форма платформ прямая
Выход к улицы Октябрьская, Кирова, Путевая, Волгоградская, Парковая, Красноармейская, Калинина
Расположение Тихорецк, Краснодарский край
Расстояние до Сальска 147 км 
Расстояние до Краснодара I 198 км 
Расстояние до Кавказской; Батайска 62 км; 169 км 
Тарифная зона 14 (от Краснодара I)
Код станции 520102
Код в «Экспресс-3» 2064260
Герб

Культурное наследие народов
Российской Федерации

Регионального значения
рег. № 231711151530005

Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Тихоре́цкая — узловая железнодорожная станция Северо-Кавказской железной дороги, расположенная в городе Тихорецке Тихорецкого района Краснодарского края. День основания станции, 17 мая 1874 года, считается датой образования Тихорецка, который стал городом железнодорожников[2].

Станция выполняет приём, отправление и пропуск пассажирских, пригородных и грузовых поездов со всех направлений; расформирование и формирование грузовых поездов; организацию погрузочно-выгрузочных операций с вагонами; технический и коммерческий осмотр поездов[3].

Через станцию Тихорецкая проходят пассажирские поезда дальнего следования из центральных регионов России, а также Сибири, Урала, Забайкалья, Поволжья в южном направлении в курортные зоны Черноморского побережья, Кавказских Минеральных Вод, в регионы Северо-Кавказского федерального округа. С Тихорецком прямыми маршрутами связаны 17 городов. Со станции Тихорецкая можно уехать по 40 направлениям[4].

Тихорецкий вокзал — объект культурного наследия регионального значения. Начинает свою историю с 1875 года. С 2006 года здание вокзала закрыто в связи с аварийным состоянием[5].

Описание

Станция Тихорецкая находится в городе Тихорецк Краснодарского края. Это узловая железнодорожная станция Северо-Кавказской железной дороги. Станция входит в состав Краснодарского отделения Северо-Кавказской железной дороги, занимает площадь 22 км² и является внеклассной сортировочной станцией дорожного значения[2].

Она имеет пять приёмоотправочных и два сортировочно-отправочных парка, две немеханизированные сортировочные горки, грузовой двор, товарную контору, вычислительный и технологический центр по обработке перевозочных документов. К станции примыкает более 40 подъездных путей, в том числе 35 действующих. Общая протяженность станционных путей составляет 81 км[2].

В состав Тихорецкого железнодорожного узла кроме станции входят 25 предприятий. Среди них рефрижераторное и локомотивное депо, дистанции пути и сигнализации и связи, шпалопропиточный завод, хлебокомбинат, техникум и больница. Общая численность работающих на узле железнодорожников составляет около 8 тысяч человек[2].

На северо-запад от станции идёт линия до Ростова-на-Дону и далее в направлении Москвы, на юго-восток — до Кавказской, Минеральных Вод и далее до Махачкалы, на восток на Сальск и далее на Волгоград, на юго-запад до Краснодара.

На станции Тихорецкая имеются две пассажирские платформы и подземный пешеходный переход на вторую платформу. Расположение платформ для посадки и высадки пассажиров:

  • 1-я платформа — 1, 4 и 5 путь;
  • 2-я платформа — 2 и 3 путь.

Имеется также надземный пешеходный переход через станцию, связывающий центральную часть Тихорецка с другой частью города[6]. На станции расположено локомотивное депо. Оно является одним из последних в России, где обслуживают паровозы[7].

Через станцию Тихорецкая осуществляется движение грузовых поездов, для стоянок поездов имеются приёмо-отправочные пути в грузовых парках станции. На станции производится также смена локомотивов грузовых поездов, осуществляется маневровая работа, в том числе по сортировке грузовых составов.

Список производимых станцией операций:

  • Приём и выдача повагонных отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций.
  • Приём и выдача грузов повагонными и мелкими отправками, загружаемых целыми вагонами, только на подъездных путях и местах необщего пользования.
  • Приём и выдача повагонных отправок грузов, требующих хранения в крытых складах станций.
  • Приём и выдача в универсальных контейнерах массой брутто 20 и 24 тонн на станциях.
  • Приём и выдача мелких отправок грузов, допускаемых к хранению на открытых площадках станций[8].

История

История станции начинается 17 мая 1874 года. Со 2 июля 1875 года началось движение пассажирских поездов. В 1888 году станция Тихорецкая становится узловой после проведения дороги до города Новороссийска. В 1892 году здесь было начато строительство паровозного депо, а спустя два года, в связи с активным развитием железнодорожного сообщения на юге России, депо было расширено. Тогда же, в 1894 году, открылись и мастерские службы пути[6].

В 1899 году от Тихорецкой станции железная дорога добралась до Царицына. В 1900 году на территории станции торжественно открылись паровозоремонтные мастерские, а в 1902 году открыто второе крупное паровозное депо. Появились дистанция пути и связи, вагонный участок, водокачка и восемь станционных путей. По статистическим отчётам за 18861899 годы Тихорецкая была крупнейшей железнодорожной станции на севере Кубани[9].

В конце XIX века Тихорецкая была причислена к станциям второго класса с большим количеством разъездных и запасных путей, оборудована механической централизацией стрелок и семафоров, здесь были построены вокзал и пакгаузы, паровозное депо и паровозоремонтные мастерские, начали действовать мастерские службы пути (ныне завод «Красный Молот»)[2].

Среднегодовая отгрузка зерна составила на станции почти четыре млн пудов. В 19091911 годах прокладывается второй путь: Батайск — Тихорецкая. В это время на станции работало уже около двух тысяч специалистов и рабочих. В 1906 — 1914 годах железнодорожную станцию реконструировали — был возведён элеватор «на 20 тысяч четвертей зерна»[9].

1 мая 1902 года на станции Тихорецкой произошли крупные выступления. Об этом событии трижды писала ленинская газета «Искра», в которой высоко были оценены революционные выступления тихорецких рабочих[10].

Большие испытания принесла тихоречанам Великая Отечественная война. Тихорецк накануне войны был центром большого железнодорожного узла. По территории Тихорецкого района проходили 132 км железных дорог, имелось 14 станций и разъездов. В военные годы через станцию Тихорецкая направлялись на фронт поезда, везли солдат, технику, продовольствие. В тыл шли эшелоны с ранеными, а из прифронтовых районов — с эвакуированными. В Закавказье вывозилось оборудование фабрик и заводов. Уже в начале июля 1941 года был нанесён первый бомбовый удар по железнодорожному узлу, вражеские авианалёты стали повседневными. Станция бомбилась фашистами как стратегически важный объект. Только с 5 октября по 11 ноября 1941 года фашистские самолёты совершили свыше 60 налётов на этот железнодорожный узел[11].

В 1997 году Кавказское отделение было упразднено, и Тихорецкая уже в составе Краснодарского отделения получила статус опорной станции[12]. В 2002 году на базе Тихорецкой был создан опорный центр управления перевозками, в который включено 14 промежуточных станций: Степная, Кущёвка, Крыловская, Сосыка, Шохры и другие[2].

В 2023 году РЖД завершили масштабную реконструкцию станции Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги. Появились новый железнодорожный мост и второй путь. Транзитные поезда теперь проходят Тихорецкую без задержек, а пропускная способность этого участка на линии Волгоград — Краснодар после реконструкции выросла в 2,5 раза. Также на Тихорецкой модернизировали систему станционного управления. Теперь она цифровая, с возможностью удаленно управлять всеми процессами[13]. Реконструкция станции Тихорецкая завершилась на 18 месяцев раньше срока. Пропускная способность узла выросла с 40 до 101 пары грузовых поездов в сутки. Дополнительный объём грузоперевозок оценивается примерно в 8 млн тонн в год. Работы велись в рамках федерального проекта «Развитие железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна»[14].

Сообщение по станции

Через станцию Тихорецкая курсируют пассажирские поезда дальнего следования из центральных регионов России, а также Сибири, Урала, Забайкалья, Поволжья в южном направлении в курортные зоны Черноморского побережья (Адлер, Анапа, Новороссийск), Кавказских Минеральных Вод (Минеральные Воды, Пятигорск, Кисловодск, Нальчик), в регионы Северо-Кавказского федерального округа (Грозный, Назрань, Владикавказ, Махачкала). 17 городов связаны с Тихорецком прямыми маршрутами[4].

В сумме со станции Тихорецкая можно уехать по 40 направлениям. Больше всего поездов курсирует по маршрутам к станции Адлер. Со станции Тихорецкая можно добраться в любую точку России, а также посетить ближнее зарубежье[1].

Через станцию курсирует 102 поезда, четыре из которых фирменные. Тихорецкая обслуживает 4 фирменных состава:

  • «Эльбрус» (Москва — Нальчик);
  • «Кавказ» (Москва — Кисловодск);
  • «Россия» (Москва — Владикавказ);
  • «Ласточка» (Кисловодск — Ростов)[1].

Осуществляется пригородное сообщение по направлениям Ростов-Главный, Краснодар, Кавказская. Главные направления электричек:

  • На Ростов (конечные станции — Ростов и Кущёвка);
  • На Краснодар;
  • На Кавказскую (Кавказская и Армавир-2-Туапсинский)[1].

Здание железнодорожного вокзала

История

Первоначально вокзальное здание, построенное в 1875 году, было деревянным и одноэтажным. Кирпичное здание было построено в 1886 году. Тихорецкий вокзал был одним из первых крупных вокзалов на Кубани на Владикавказской железной дороге[2]. В 19041906 годах пассажирское здание было расширено до 288 квадратных саженей за счёт кирпичной пристройки, где располагались зал ожидания 3-го класса с буфетом, «ожидалка» кондукторских бригад, комната счётчиков вагонов и прочие.

Здание железнодорожного вокзала, 1912 год

Вокзал Тихорецка стал свидетелем многих исторических событий, происходивших на Кубани в XX веке. Это и многочисленные переселенцы со всей России, и революционные выступления местных рабочих в 1902 и 1905 годах. В 1915 году от станции отправлялись казачьи воинские эшелоны на войну с Турцией, а по возвращению в 1917 году сразу попадали в революционные события.

В годы гражданской войны здесь бывали лидеры белого движения: Деникин, Врангель, Кутепов, Дроздовский, Шкуро. Также Атаманы казачьих войск Юга России и командиры Красной армии: Будённый, комбриги Сорокин и Жлоба, Орджоникидзе. Был здесь харизматичный Нестор Махно. В разное время здесь бывали такие советские политические деятели, как Калинин, Чичерин, Подвойский, Киров[3].

В годы Великой Отечественной войны здание вокзала на Тихорецкой станции было полностью разрушено немецко-фашистскими оккупантами. Вокзал восстановлен заново с сохранением прежней архитектуры за два года. Было принято решение кирпичные стены покрыть слоем штукатурки, чтобы скрыть широкие трещины[4].

5 января 1967 года на правом крыле железнодорожного вокзала со стороны перрона была торжественно открыта первая мраморная плита с надписью: «В 1918 году на станции Тихорецкая находился штаб революционных войск Северного Кавказа». 1 октября 1994 года на железнодорожном вокзале установили вторую доску[2]:

В годы Великой Отечественной войны тихорецкие железнодорожники за счет добровольных взносов построили 2 бронепоезда «Тихорецкий железнодорожник» и «Н. Щорс», кроме того построили 16 бронеплощадок, 14 бронеплатформ ПВО и отремонтировали 4 бронепоезда. Слава и честь строителям стальных крепостей!

Тихорецкий вокзал — объект культурного наследия. В соответствии с законодательством Российской Федерации, по состоянию на день вступления в силу Федерального Закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», памятник отнесён к объектам культурного наследия регионального значения. Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2017 года № 110813-р О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Вокзал железнодорожной станции „Тихорецкая“» — один из первых вокзалов на Кубани. Здесь находился штаб революционных войск Северного Кавказа, 1886 года и 1918 года (Краснодарский край) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект зарегистрирован как памятник с регистрационным номером 231711151530005[5].

С 2006 года здание вокзала находится в аварийном состоянии. В 2017 году началось восстановление вокзала подрядной организацией ООО «Стройпроектреставрация». Был выполнен комплекс работ по усилению фундамента, несущих конструкций, оконных проёмов, заменены стропильная система, кровельное покрытие. Дальнейшие работы по реставрации вокзала были приостановлены[6].

29 января 2020 года администрация Краснодарского края утвердила охранное обязательство ОАО «РЖД» — собственника памятника истории и культуры регионального значения «Вокзал железнодорожной станции Тихорецкая». Согласно требованиям охранного обязательства, собственник должен был до конца 2020 года разработать и представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению вокзала, а до конца 2021 года — провести полный комплекс этих работ. В марте 2021 года Тихорецкий городской суд оштрафовал ОАО «РЖД» на 300 тысяч рублей — «за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия». 9 января 2022 года уже Арбитражный суд Москвы обязал ОАО «Российские железные дороги» восстановить вокзал станции Тихорецкая. По состоянию на 2024 год изменений нет[7].

Описание

Здание вокзала представляет собой Т-образной формы в плане объём, вытянутый вдоль железнодорожного полотна по оси «северо-запад — юго-восток», переменной этажности (одноэтажный в центре и двухэтажный с торцов). Планировочная структура вокзала построена по принципу линейного расположения смыкающихся помещений вдоль полотна железной дороги, торцевые двухэтажные объёмы со служебными и подсобными помещениями. Архитектурное решение помещений: двухсветный зал ожидания № 1, решённый по принципу средневековых базилик; зал ожидания № 2, решённый по принципу «классицизма»: кессонированный потолок, опирающийся несущими балками перекрытия на два ряда литых чугунных колонн; кессонные потолки зала ресторана. Архитектурный облик отличается сочетанием форм, характерных для стиля исторической эклектики с использованием романского и готического стилей. Декоративное убранство: сохранившиеся фрагменты подлинного оформления стен лицевой кладкой «под расшивку швов»; элемент штукатурного декора: венчающий и межэтажный карнизы; сандрики проёмов с имитацией замковых камней[5].

Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: ризалиты, фланкированные пилястрами, с завершением в виде усложнённой формы щипцов; ризалит тамбура входа в одноэтажную часть с щипцовым завершением с П-образной вершиной; оконные и дверные проёмы: прямоугольные и арочные (полуциркульные). Крыша — чердачная по деревянным стропилам. Кровля здания — сложной формы из оцинкованной листовой стали с организованным водоотводом. Основные применённые строительные материалы: наружные и внутренние стены и перегородки выполнены из красного глиняного кирпича; перекрытия — из монолитного железобетона по стальным балкам и металлическим фермам; колонны решётчатые из уголка и стальной полосы, а также из чугунного литья; внутренние лестницы сборные железобетонные ступени и площадки по металлическим косоурам[5].

Станция в массовой культуре

В 1960 году появились известные песенные строки: «На Тихорецкую состав отправится…», их автор Михаил Львовский объяснял: «Станция Тихорецкая, сейчас город Тихорецк, находится в часе езды от моего родного города Краснодара, с которым я связываю всё, что пишу». Лёгкая, запоминающаяся песенка на музыку Микаэла Таривердиева была написана для пьесы «Друг детства», а популярность получила в 1976 году, когда прозвучала в телефильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»[7].

Станция Тихорецкая упоминается в романе «Двенадцать стульев». На неё заглядывал герой Ильфа и Петрова Остап Бендер[8].

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок :3 не указан текст
  2. 2,0 2,1 Вокзал железнодорожной станции Тихорецкая. Официальный сайт Тихорецкого историко-краеведческого музея (8 ноября 2019). Дата обращения: 1 июня 2024.
  3. История вокзального здания. Официальный сайт Тихорецкого историко-краеведческого музея (15 декабря 2020). Дата обращения: 1 июня 2024.
  4. Копылова Г. «На Тихорецкую состав отправится...»: что стало с вокзалом из «Иронии судьбы». Комсомольская правда (16 апреля 2021). Дата обращения: 1 июня 2024.
  5. 5,0 5,1 5,2 Акт государственной историко-культурной экспертизы Раздела проектной документации «Мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия регионального значения «Вокзал железнодорожной станции «Тихорецкая» — один из первых вокзалов на Кубани. Здесь находился штаб революционных войск Северного Кавказа», 1889 г., 1918 г., Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, железнодорожная станция «Тихорецкая», ул. Октябрьская, 1, «Памятник В.И. Ленину», 1949 г. Краснодарский край, Тихорецкий район, г. Тихорецк, ул. Октябрьская, 1, при выполнении работ по объекту «Реконструкция вокзала Тихорецкая». Официальный сайт Губернатора Краснодарского края, администрации Краснодарского края (20 декабря 2023). Дата обращения: 1 июня 2024.
  6. Ремонт железнодорожного вокзала в Тихорецке начался. «Тихорецкие вести» (21 января 2017). Дата обращения: 16 июля 2024.
  7. 7,0 7,1 Ярмош Л. «Навру с три короба — пусть удивляются…». Официальный сайт газеты «Правды» (2 марта 2023). Дата обращения: 1 июня 2024.
  8. Копылова Г. Разрушительные шаги размерами в десятилетие. Знаменитый вокзал из «Иронии судьбы» закрыли на реконструкцию 17 лет назад, а к ремонту не приступили до сих пор. Комсомольская правда (17 марта 2023). Дата обращения: 1 июня 2024.

Ссылки