План формирования поездов

Материал из «Знание.Вики»

План формирова́ния поездо́в (далее — план формирования, ПФП) — система организации вагонопотоков в поезда по категориям и направлениям их маршрутов. Она основывается на оптимизации маневровой работы между техническими железнодорожными станциями и обеспечивает соблюдение сроков доставки грузов[1].

Основные сведения

План формирования поездов разрабатывается раз в год и публикуется в форме книги, состоящей из трёх разделов. Первый раздел включает в себя план формирования для ключевых сортировочных железнодорожных станций, представленный в текстовом виде и в кодах единой сетевой разметки. Во втором разделе содержится информация о поездах, которые следуют через международные и государственные железнодорожные станции стыкования, а также списки маршрутных поездов. Третий раздел посвящён направлениям вагонопотоков в межгосударственном сообщении, в том числе по железнодорожным пограничным перевалочным переходам[2].

Задачи плана формирования поездов

Ключевыми задачами, которые решает план формирования поездов, являются[3]:

  • уменьшение переработок в пути следования;
  • минимизация времени простоя вагонов на железнодорожных станциях, особенно при накоплении;
  • эффективное распределение сортировочных операций между техническими железнодорожными станциями;
  • сокращение маневровой работы на технических железнодорожных станциях;
  • определение наиболее экономически целесообразных маршрутов для поездов;
  • снижение затрат на транспортировку;
  • гарантия доставки грузов в заранее установленные сроки;
  • оптимизация расположения и развитие технических железнодорожных станций.

Исходные данные для составления плана формирования поездов

Исходными данными для составления плана формирования поездов являются[4]:

  • план перевозок грузов в форме таблицы-«шахматки» межгосударственных вагонопотоков;
  • план перевозок в форме таблицы-«шахматки» междорожных вагонопотоков;
  • среднесуточные межстанционные вагонопотоки, имеющие одну железнодорожную станцию зарождения и одну погашения;
  • данные о техническом оснащении железнодорожных станций и участков;
  • схемы обращения локомотивов и работы локомотивных бригад;
  • число сортировочных путей по техническим железнодорожным станциям;
  • технологические процессы железнодорожных станций;
  • технологические нормативы: простои вагонов с переработкой, под накоплением;
  • расчётные нормативы (средний состав поезда, приведённая экономия от проследования одного вагона без переработки попутной технической железнодорожной станции, затраты вагоночасов на накопление железнодорожных составов одного назначения, масса поезда);
  • перерабатывающая способность железнодорожной станции;
  • анализ действующего плана формирования поездов (выявление недостатков, диспропорций, отступлений от плана формирования поездов и изменений в плане формирования поездов).

Последовательность разработки плана формирования поездов

Процесс создания ПФП включает в себя следующие этапы[4]:

  1. Утверждение расчётных норм для всех железнодорожных станций.
  2. Поиск оптимального варианта организации отправительских маршрутов.
  3. Разработка планов для гружёных и порожних вагонов.
  4. Составление графика формирования скорых и укоренных поездов.
  5. Расчёт наиболее эффективного варианта формирования одногруппных поездов, как для сквозных, так и для участковых поездов.
  6. Определение железнодорожной станции формирования порожних поездов в зависимости от вида железнодорожного подвижного состава.
  7. Создание плана формирования сборных поездов.

Основные методы разработки плана формирования поездов

Теория формирования поездов до появления информационных технологий основывалась на изучении эффективности специализации железнодорожного подвижного состава железных дорог в зависимости от направления и особенностей грузопотоков. В этом контексте проводилось сравнение между затратами вагоночасов на железнодорожныстанциях формирования и экономией вагоночасов, достигаемой при перемещении вагонов без переработки через существующее техническое оборудование. Метод сопоставления расходов и экономии, предложенный И. И. Васильевым, был актуален до недавнего времени. Для разработки планов формирования поездов применялись различные подходы: абсолютный расчёт, прямые аналитические сравнения и комбинированные аналитические анализы. Абсолютный расчёт, представленный А. П. Петровым в 1944 году, позволяет находить оптимальные варианты планирования для узких направлений. Прямой расчёт фокусируется на конкурентоспособности вагонов, а классификация потоков помогает уменьшить количество вычислений. Комбинированные аналитические подходы К. А. Бернгарда оптимизируют экономию, но требуют значительных временных ресурсов для обработки графиков движения поездов. В 1959 году С. В. Дувалян предложил алгоритм последовательного расчёта, который оказал значительное влияние на дальнейшее развитие теории формирования и методы расчёта, используя теории множеств и графов для уточнения основных принципов[5].

Классификация плана формирования поездов

Различают следующие виды ПФП[2]:

  • межгосударственный — разрабатывается Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников содружества СНГ и утверждается на совете;
  • внутригосударственный — разрабатывается железнодорожной администрацией и утверждается руководителем железнодорожной администрацией;
  • внутридорожный — разрабатывается и утверждается Центральной дирекцией управления движением.

Значение плана формирования поездов

Значение ПФП[2]:

  • обеспечивает оптимальную и экономическую организацию вагонопотоков;
  • является соединительным элементом между коммерческими структурами и железнодорожным транспортом;
  • увязывает грузопотоки с графиком движения поездов;
  • устанавливает подходы к эксплуатационной деятельности всех служб железнодорожного транспорта.

Контроль выполнения плана формирования поездов

Для управления процессом формирования поездов на железнодорожной сети был организован учёт выполнения по следующим формам[2]:

ДО-21 — о направлении вагонопотоков по окружности;

ДО-16, ДО-17 — о фактическом исполнении вагонопотоков;

ДО-24 — о нарушениях, допущенных в процессе формирования поездов.

Данный учёт осуществляется в Главном вычислительном центре ОАО «РЖД». За несоблюдение плана формирования поездов предусмотрена материальная ответственность. Контроль на уровне железнодорожной станции возлагается на начальника железнодорожной станции, в то время как на железных дорогах — на начальника службы движения.

Нарушения плана формирования поездов

Нарушения установленного плана формирования могут включать следующие случаи[6]:

  • для сквозных поездов — наличие хотя бы одного вагона, не соответствующего назначению, указанному в плане формирования поездов;
  • для железнодорожных подвижных составов, направляемых на разборку — размещение вагонов в неправильном направлении, если это не согласовано с планом формирования, чтобы сократить переработки на соседних железнодорожных станциях;
  • неправильное назначение маршрутов по местам погрузки;
  • расчётные показатели (среднее количество вагонов в поезде, экономия, получаемая от прохождения одного вагона без учёта обработки на смежной технической железнодорожной станции, расходы вагонного времени на формирование железнодорожных составов одного направления, масса поезда);
  • производственная способность железнодорожной станции;
  • оценка текущего плана формирования поездов (выявление проблем, несоответствий, отклонений от установленного плана формирования поездов и изменений в его структуре).

Причины нарушений плана формирования поездов

Ключевым элементом, способствующим проблемам с организацией движением поездов, является неверная оценка железнодорожных единиц железнодорожного подвижного состава. Кроме того, имеются нарушения в процессе комплектации поездов в местах, где происходят изменения весовых норм[2].

Примечания

  1. Межгосударственный стандарт транспорт железнодорожный Основные понятия. Термины и определения. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Дата обращения: 18 января 2025.
  2. Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Зубков В. Н., Мусиенко Н. Н. Управление эксплуатационной работой. План формирования поездов: учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 3. — Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. — 126 с. — ISBN 978-5-88814-472-5.
  3. Зубков В. Н., Мусиенко Н. Н. Управление эксплуатационной работой. План формирования поездов: учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 3. — Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. — С. 5—6. — 126 с. — ISBN 978-5-88814-472-5.
  4. Перейти обратно: 4,0 4,1 Зубков В. Н., Мусиенко Н. Н. Управление эксплуатационной работой. План формирования поездов: учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 3. — Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. — С. 6—7. — 126 с. — ISBN 978-5-88814-472-5.
  5. Министерство транспорта Российской Федерации. Методические рекомендации по формированию комплексного плана транспортного обслуживания населения субъектами Российской Федерации в части пригородных пассажирских перевозок на средне- и долгосрочную перспективу. — Москва, 2015. — 55 с.
  6. Зубков В.Н., Мусиенко Н. Н. Управление эксплуатационной работой. План формирования поездов: учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 3. — Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. — С. 21. — 126 с. — ISBN 978-5-88814-472-5.