План формирования поездов
План формирова́ния поездо́в (далее — план формирования, ПФП) — система организации вагонопотоков в поезда по категориям и направлениям их маршрутов. Она основывается на оптимизации маневровой работы между техническими железнодорожными станциями и обеспечивает соблюдение сроков доставки грузов[1].
Основные сведения
План формирования поездов разрабатывается раз в год и публикуется в форме книги, состоящей из трёх разделов. Первый раздел включает в себя план формирования для ключевых сортировочных железнодорожных станций, представленный в текстовом виде и в кодах единой сетевой разметки. Во втором разделе содержится информация о поездах, которые следуют через международные и государственные железнодорожные станции стыкования, а также списки маршрутных поездов. Третий раздел посвящён направлениям вагонопотоков в межгосударственном сообщении, в том числе по железнодорожным пограничным перевалочным переходам[2].
Задачи плана формирования поездов
Ключевыми задачами, которые решает план формирования поездов, являются[3]:
- уменьшение переработок в пути следования;
- минимизация времени простоя вагонов на железнодорожных станциях, особенно при накоплении;
- эффективное распределение сортировочных операций между техническими железнодорожными станциями;
- сокращение маневровой работы на технических железнодорожных станциях;
- определение наиболее экономически целесообразных маршрутов для поездов;
- снижение затрат на транспортировку;
- гарантия доставки грузов в заранее установленные сроки;
- оптимизация расположения и развитие технических железнодорожных станций.
Исходные данные для составления плана формирования поездов
Исходными данными для составления плана формирования поездов являются[4]:
- план перевозок грузов в форме таблицы-«шахматки» межгосударственных вагонопотоков;
- план перевозок в форме таблицы-«шахматки» междорожных вагонопотоков;
- среднесуточные межстанционные вагонопотоки, имеющие одну железнодорожную станцию зарождения и одну погашения;
- данные о техническом оснащении железнодорожных станций и участков;
- схемы обращения локомотивов и работы локомотивных бригад;
- число сортировочных путей по техническим железнодорожным станциям;
- технологические процессы железнодорожных станций;
- технологические нормативы: простои вагонов с переработкой, под накоплением;
- расчётные нормативы (средний состав поезда, приведённая экономия от проследования одного вагона без переработки попутной технической железнодорожной станции, затраты вагоночасов на накопление железнодорожных составов одного назначения, масса поезда);
- перерабатывающая способность железнодорожной станции;
- анализ действующего плана формирования поездов (выявление недостатков, диспропорций, отступлений от плана формирования поездов и изменений в плане формирования поездов).
Последовательность разработки плана формирования поездов
Процесс создания ПФП включает в себя следующие этапы[4]:
- Утверждение расчётных норм для всех железнодорожных станций.
- Поиск оптимального варианта организации отправительских маршрутов.
- Разработка планов для гружёных и порожних вагонов.
- Составление графика формирования скорых и укоренных поездов.
- Расчёт наиболее эффективного варианта формирования одногруппных поездов, как для сквозных, так и для участковых поездов.
- Определение железнодорожной станции формирования порожних поездов в зависимости от вида железнодорожного подвижного состава.
- Создание плана формирования сборных поездов.
Основные методы разработки плана формирования поездов
Теория формирования поездов до появления информационных технологий основывалась на изучении эффективности специализации железнодорожного подвижного состава железных дорог в зависимости от направления и особенностей грузопотоков. В этом контексте проводилось сравнение между затратами вагоночасов на железнодорожныстанциях формирования и экономией вагоночасов, достигаемой при перемещении вагонов без переработки через существующее техническое оборудование. Метод сопоставления расходов и экономии, предложенный И. И. Васильевым, был актуален до недавнего времени. Для разработки планов формирования поездов применялись различные подходы: абсолютный расчёт, прямые аналитические сравнения и комбинированные аналитические анализы. Абсолютный расчёт, представленный А. П. Петровым в 1944 году, позволяет находить оптимальные варианты планирования для узких направлений. Прямой расчёт фокусируется на конкурентоспособности вагонов, а классификация потоков помогает уменьшить количество вычислений. Комбинированные аналитические подходы К. А. Бернгарда оптимизируют экономию, но требуют значительных временных ресурсов для обработки графиков движения поездов. В 1959 году С. В. Дувалян предложил алгоритм последовательного расчёта, который оказал значительное влияние на дальнейшее развитие теории формирования и методы расчёта, используя теории множеств и графов для уточнения основных принципов[5].
Классификация плана формирования поездов
Различают следующие виды ПФП[2]:
- межгосударственный — разрабатывается Дирекцией Совета по железнодорожному транспорту государств-участников содружества СНГ и утверждается на совете;
- внутригосударственный — разрабатывается железнодорожной администрацией и утверждается руководителем железнодорожной администрацией;
- внутридорожный — разрабатывается и утверждается Центральной дирекцией управления движением.
Значение плана формирования поездов
Значение ПФП[2]:
- обеспечивает оптимальную и экономическую организацию вагонопотоков;
- является соединительным элементом между коммерческими структурами и железнодорожным транспортом;
- увязывает грузопотоки с графиком движения поездов;
- устанавливает подходы к эксплуатационной деятельности всех служб железнодорожного транспорта.
Контроль выполнения плана формирования поездов
Для управления процессом формирования поездов на железнодорожной сети был организован учёт выполнения по следующим формам[2]:
ДО-21 — о направлении вагонопотоков по окружности;
ДО-16, ДО-17 — о фактическом исполнении вагонопотоков;
ДО-24 — о нарушениях, допущенных в процессе формирования поездов.
Данный учёт осуществляется в Главном вычислительном центре ОАО «РЖД». За несоблюдение плана формирования поездов предусмотрена материальная ответственность. Контроль на уровне железнодорожной станции возлагается на начальника железнодорожной станции, в то время как на железных дорогах — на начальника службы движения.
Нарушения плана формирования поездов
Нарушения установленного плана формирования могут включать следующие случаи[6]:
- для сквозных поездов — наличие хотя бы одного вагона, не соответствующего назначению, указанному в плане формирования поездов;
- для железнодорожных подвижных составов, направляемых на разборку — размещение вагонов в неправильном направлении, если это не согласовано с планом формирования, чтобы сократить переработки на соседних железнодорожных станциях;
- неправильное назначение маршрутов по местам погрузки;
- расчётные показатели (среднее количество вагонов в поезде, экономия, получаемая от прохождения одного вагона без учёта обработки на смежной технической железнодорожной станции, расходы вагонного времени на формирование железнодорожных составов одного направления, масса поезда);
- производственная способность железнодорожной станции;
- оценка текущего плана формирования поездов (выявление проблем, несоответствий, отклонений от установленного плана формирования поездов и изменений в его структуре).
Причины нарушений плана формирования поездов
Ключевым элементом, способствующим проблемам с организацией движением поездов, является неверная оценка железнодорожных единиц железнодорожного подвижного состава. Кроме того, имеются нарушения в процессе комплектации поездов в местах, где происходят изменения весовых норм[2].
Примечания
- ↑ Межгосударственный стандарт транспорт железнодорожный Основные понятия. Термины и определения . Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Дата обращения: 18 января 2025.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Зубков В. Н., Мусиенко Н. Н. Управление эксплуатационной работой. План формирования поездов: учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 3. — Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. — 126 с. — ISBN 978-5-88814-472-5.
- ↑ Зубков В. Н., Мусиенко Н. Н. Управление эксплуатационной работой. План формирования поездов: учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 3. — Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. — С. 5—6. — 126 с. — ISBN 978-5-88814-472-5.
- ↑ Перейти обратно: 4,0 4,1 Зубков В. Н., Мусиенко Н. Н. Управление эксплуатационной работой. План формирования поездов: учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 3. — Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. — С. 6—7. — 126 с. — ISBN 978-5-88814-472-5.
- ↑ Министерство транспорта Российской Федерации. Методические рекомендации по формированию комплексного плана транспортного обслуживания населения субъектами Российской Федерации в части пригородных пассажирских перевозок на средне- и долгосрочную перспективу. — Москва, 2015. — 55 с.
- ↑ Зубков В.Н., Мусиенко Н. Н. Управление эксплуатационной работой. План формирования поездов: учеб. пособие. В 3 ч. Ч. 3. — Ростов-на-Дону: ФГБОУ ВО РГУПС, 2016. — С. 21. — 126 с. — ISBN 978-5-88814-472-5.