День железнодорожника

Эта статья входит в число готовых статей
Эта статья прошла проверку экспертом
Материал из «Знание.Вики»
День Железнодорожника на вокзале города Челябинска. 3 августа 2008

День железнодоро́жника — профессиональный праздник, посвящённый работникам железнодорожного транспорта. Праздник утверждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» и отмечается ежегодно в первое воскресенье августа[1].

История праздника

Впервые День железнодорожника, учреждён приказом Министерства путей сообщения Российской империи 9 июля 1896 года. Праздник был приурочен ко дню рождения императора Николая I, который начал строительство железных дорог в России. Отмечался ежегодно 25 июня (6 июля по новому стилю). В этот день в зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги устраивался торжественный ужин с концертом, а в Санкт-Петербурге на набережной Фонтанки у дома № 117, где тогда располагалось Министерство путей сообщения Российской империи, собирались на празднование высшие чины[2].

Праздник железнодорожников отмечали вплоть до революции — его отменили в 1917 году почти на 20 лет. 30 июля 1935 года Иосиф Сталин произнёс речь на приёме железнодорожников в Кремле. Газеты назвали его выступление «историческим», и с этого дня 30 июля стали отмечать Всесоюзный день железнодорожников. Традиция празднования Дня железнодорожника возродилась по инициативе самих работников. Железнодорожники в 1935 году, впервые за долгое время, перевыполнили план перевозок. На приёме работников железнодорожного транспорта, состоявшемся 30 июля 1935 года в Кремле, была выдвинута инициатива отмечать профессиональные трудовые успехи ежегодно. Постановлением Правительства от 28 июля 1936 года был установлен День профессионального праздника железнодорожников 30 июля. Позднее празднование перенесли на ближайший выходной день. В 1940-х годах празднование перенесли на первое воскресенье августа[2].

Награда

Значок «Сталинский день железнодорожника» НКПС,1940 год

13 мая 1933 года Центральный исполнительный комитет СССР учредил профессиональную награду для работников транспорта — значок «Почётному железнодорожнику». Год спустя, 15 мая 1934 года, этот значок был утверждён Народным комиссаром путей сообщения Андреем Андреевым как высшая профессиональная награда железнодорожного транспорта СССР[3].

Значок вручался за следующие заслуги: предотвращение крушения поездов, гибель транспортных сооружений, подвижного состава, машинного оборудования и спасение потерпевших при крушении; образцовое выполнение особо сложных работ и заданий; внесение технических улучшений; достижения в области технических и экономических показателей в транспортной сфере; изобретательская деятельность; заслуги в научно-исследовательской работе в области транспорта[4].

В 1980-х и 1990-х годах железнодорожники награждались знаком с изображением электровоза ВЛ85. Приказом Министерства путей сообщения от 22 апреля 2002 года награда была переименована в «Почётный железнодорожник». В том же году изменился дизайн награды: знак стал иметь форму паровоза и изображением высокоскоростного электропоезда «Сокол». Действующее Положение о знаке "Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» было утверждено Приказом № 57 от 30 марта 2006 года[5].

Традиции празднования

Ежегодно в рамках праздника проходят торжественные мероприятия, спортивно-массовые праздники. В этот день вручают государственные и отраслевые награды, в торжественной обстановке запускаются новые участки железных дорог[2].

С 2016 года ко Дню железнодорожника РЖД проводит массовый благотворительный забег. Вырученные средства направляют на лечение тяжелобольных детей. Кроме того, в России проводятся и другие массовые спортивно-развлекательные мероприятия. В них принимают участие студенты и педагоги железнодорожных высших учебных заведений и колледжей[6].

Российские железные дороги (краткая справка)

  • Железные дороги России занимают второе место в мире по общей длине эксплуатационных путей, уступая только США. Они также занимают первое место по протяжённости электрифицированных магистралей[7].
  • Российские железные дороги связаны с железнодорожными системами Европы и Восточной Азии, а также взаимодействуют с транспортными системами Северной Америки через морские порты[8].
  • Железные дороги составляют более 40 % от всего транспорта страны и являются ведущим элементом транспортной системы[7].
  • В 1998 году правительством Российской Федерации начата реализация мер по реформированию российских железных дорог. В результате первого этапа реформирования было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), единственным акционером которого является Российская Федерация[2].
  • Первая пассажирская железная дорога в России открыта в 1837 году. 30 октября в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие участка, соединяющего Северную столицу с императорской резиденцией в Царском Селе. В полдень от здания станции на Загородном проспекте отправился состав из восьми вагонов, который прибыл в Царское Село через 35 минут[9].
  • В 1851 году открыта первая государственная железнодорожная магистраль России, соединяющая Санкт-Петербург и Москву. Первый поезд между этими городами прошёл за 21 час 45 минут. В 1855 году дорогу решено назвать Николаевской в честь императора Николая I. Сегодня Транссибирская магистраль, соединяющая Москву и Владивосток, является одной из самых длинных железных дорог в мире, протяжённость которой составляет более 9 тысяч километров. Единственной железной дорогой, превосходящей Транссиб в длине, является маршрут Иу — Мадрид, протяжённость которого составляет более 13 тысяч километров[10].
  • Ширина колеи на российских железных дорогах (а также в некоторых странах бывшего СССР) больше, чем в странах Западной Европы. Она составляет около 1524 мм, в то время как в Западной Европе она равна 1435 мм. Такая разница в ширине колеи установилась ещё при строительстве Николаевской дороги[11].
  • По информации, предоставленной Росстатом, общая протяжённость железнодорожных путей общего пользования в России на текущий год оценивается в более чем 87 тысяч километров[12].
  • Эксплуатационная длина железных дорог в России занимает третье место в мире, после США (на первом месте) и Китая (на втором месте). Однако, Россия занимает первое место по протяжённости электрифицированных железных дорог[13].

Примечания

  1. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях». Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Дата обращения: 16 мая 2024.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 День железнодорожника в России. Официальный сайт РЖД. Дата обращения: 16 мая 2024.
  3. Награда. Гудок. Дата обращения: 16 мая 2024.
  4. Почётному железнодорожнику. Sovietznak. Дата обращения: 19 мая 2024.
  5. Приказ МПС РФ от 22.04.2002 № 17. КонтурНорматив. Дата обращения: 17 мая 2024.
  6. День железнодорожника в России. РИА Новости. Дата обращения: 16 мая 2024.
  7. 7,0 7,1 Железнодорожный транспорт. Транспортный комплекс России. Дата обращения: 19 мая 2024.
  8. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Дата обращения: 19 мая 2024.
  9. В Росии открыта Царскосельская железная дорога.. Президентская библиотека. Дата обращения: 16 мая 2024.
  10. Октябрьская (Николаевская) железная дорога. РИА Новости. Дата обращения: 2024-05-016.
  11. Почему колея железной дороги в России шире, чем в Европе. Аргументы и Факты. Дата обращения: 16 мая 2024.
  12. Эксплуатационная длина и плотность железнодорожных путей общего пользования. Федеральная служба государственной статистики. Дата обращения: 18 мая 2024.
  13. Факты о российских железных дорогах. РИА Новости. Дата обращения: 16 мая 2024.