Плешковская игрушка

Материал из «Знание.Вики»
Плешковская игрушка

Плешковская игрушка — русский народный художественный промысел по изготовлению керамических игрушек села Плешково Ливенского района Орловской области.

К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать.А. Б. Салтыков

История игрушки

По письменным источникам о возникновении игрушки известно с XVII века. Первое упоминание о деревне Плешково в составе села Веденского (Ливенский район Орловской области) встречается в «Переписной книге за 1678 год» во времена правления Алексея Михайловича.

Гончарный промысел в Плешково появился 1701 году, так старики сказывали.Старейший гончар деревни Прокопий Дмитриевич Малютин

По преданию, каждый год в мае жители деревни Плешково свистели в глиняные свистульки, празднуя таким образом «Свистунью». Название деревни Плешково произошло от слова «плешина»[1], обозначающее место, свободное от растительности и находившееся рядом с месторождением глины. Можно предположить, что возникновение гончарного и кирпичного промысла в этих местах связано с отсутствием плодородных земель и наличием больших залежей огнеупорной глины, которая выдерживает температуру 1580—1630 градусов. Местная глина залегает очень близко к поверхности — на глубине от 0,4 до 16 метров. Только плешковцы имели право пользоваться глиной, о чём есть запись в «Указателе промыслов по Орловской губернии». Местная глина обладает уникальными свойствами и имеет разнообразную окраску слоёв. В её состав входит редкий минерал — меллит, дающий при обжиге характерные блёстки. До революции 1917 года гончары работали единолично, а в 1927 году была организована первая промартель. Игрушки отличались внешней простотой и могли быть не только свистульками[2] .

Плешковская глина

Изделия из плешковской глины

Старожилы рассказывали, что в деревне было около 100 дворов, в которых проживало до 500 жителей. все селяне так или иначе связаны с гончарным производством. Одни изготавливали посуду, другие занимались производством и обжигом кирпича, плит и самана. В посуде из глины пища приобретала особый вкус и аромат, в ней хорошо хранилось молоко и бродил ржаной квас, сбивались сливки на масло, держали зерно и муку, соленья. Посуду покрывали глазурью — особым составом с содержанием свинца, который при обжиге превращался в стекляноподобную корочку желтовато-зелёного цвета. Плешковский кирпич был знаменит, его использовали для кладки русских печей. Он отличался малыми размерами, лёгкостью, быстро нагревался и хорошо хранил тепло. Кроме кирпича, изготовляли прямоугольные плиты, их ещё называли «длинники». Ими выстилали печные лежанки, сооружали дымоходы. Обжиг изделий при температуре 800—1000 градусов продолжался более суток[1].

Плешковская игрушка

Плешковская игрушка

К плешковской игрушке в деревне мастера серьёзно не относились и отдавали женщинам и детям. Она была проста и неярка, поэтому не получила широкого распространения. Лепилась свистулька только пальцами рук, что придаёт ей особенную пластичность. Заостренной деревянной палочкой наносили рельефные узоры. После обжига игрушки расписывались точечной росписью естественными красками: охрой или тёртым кирпичом, отваром луковой шелухи, соком лопуха или листвы конопли[3]. Все плешковские игрушки имеют воздушные камеры, встроенные в тыльной части туловища. Исключение составляет изображение барышни, где камера размещена в руке. Заостренной прямоугольной палочкой протыкается канал для воздушного потока. Выше камеры делается ещё одно клиновидное отверстие с наклоном в сторону камеры. Выдыхаемый воздух через это отверстие частично попадает в камеру, а частично обходит её, что и создаёт свистящий звук.

Плешковская игрушка

В глубокой древности плешковские свистульки использовались в ритуальных обрядах. С первой весенней травой, когда выводили стадо коров и овец на пастбище, это событие сопровождалось звонким свистом, выгонявшим из хлевов всякую хворь и нечисть. Любимые сюжеты плешковских мастериц — домашние животные и птицы, позже появились фигуры барыни.

Четвероногих начинают лепить с ног, птиц — с подставки. Роспись точечная, ставятся полосы по бокам и груди животных. Копыта, грива, рога, гребешок, борода, подставка, лапки расписываются одним цветом: красным, черным, синим, белым или зелёным.

В настоящее время плешковскую игрушку изготавливают ученики Ливенской художественной школы.

Последовательность лепки барыни

Небольшой кусок глины скатывают в цилиндр, надевают на указательный палец и определяют высоту и ширину колокола — юбки. В верхней части вытягивают два шара, в среднем делают камеру для свистка и левую руку барыги, которая примазывается к боку игрушки или обхватывает ребенка или миску. На верхний шарик-голову накладывают жгут глины, который преобразуется в корону или косу. Затем делают отверстие для свистка, острой палочкой оформляют глаза и рот. Игрушка сохнет при комнатной температуре 5 — 7 дней. Высушенная игрушка обжигается в муфельной печи 4 — 5 часов при температуре 800 градусов и остывает вместе с печью. Затем барыня украшается точечной росписью. Голубые точки соединяют красными линиями и получается в четыре лепестка цветок незабудки. Голова расписывается одной или двумя красками. Для росписи применяют гуашь с клеем, водоэмульсионную краску[2].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Алексеева Н.Ю. Традиции в глине — «Плешковская игрушка» // Музей истории и ремесел Советского района : сайт.
  2. 2,0 2,1 О. Я. Якубсон, А. Ю. Максимов. Наше наследие. Выпуск 5. — Ливны, 1999. — С. 93. — 155 с.
  3. Плешковская игрушка — история и описание игрушки // I-IGRUSHKI.RU - Маркетплейс для всей семьи : сайт.

Ссылки

Ливенский краеведческий музей

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!