Торжокское золотное шитьё
Торжо́кское золо́тное шитьё — традиционный русский народный художественный промысел, известный в городе Торжке Тверской области с XIII века. Оно представляет собой выполненную позолоченными либо серебряными нитями ручную вышивку. Подобная техника украшения изделий металлическими нитями практиковалась в разных странах, включая Древний Египет, Древнюю Грецию, Китай, Вавилон. В V веке она применялась в Византийской империи, позднее распространилась в таких раннеславянских государствах, как Болгария, Моравия, Русь, а также странах Западной Европы[1].
Первоначально для вышивки использовались натуральные золотые нити, поэтому промысел получил название «золотное шитьё». Основными потребителями изделий с такой вышивкой были знать и духовенство. Такая вышивка ценилась высоко, изделия стоили очень дорого, поэтому золотые нити позднее заменили позолоченными[2]. В XXI веке несколько предприятий Торжка сохраняют традиции и производят продукцию, созданную в технике золотного шитья. Крупнейшим из них является ОАО «Торжокские золотошвеи»[3].
История
Домонгольский период
Изделия, расшитые золотом, в Древней Руси имели широкое распространение, но поставлялись преимущественно из Царьграда. Зарождение этого искусства на Руси относят к XI веку[2]. Точная дата возникновения в Торжке промысла золотного шитья неизвестна. Достоверно установлено, что к XIII веку этот промысел был уже развит. В 2010 году археологи обнаружили в слое, соответствующем пожару 1238 года, когда город осаждался и был сожжён ханом Батыем, клад, включающий в себя серебряный лом и фрагменты одежды с нашивными позолоченными и серебряными элементами. Особенностью этого клада было то, что в сосуде находились сложенные друг на друга куски ткани с позолоченными и серебряными накладками[4].
Пришедшее к славянам из Византии искусство вышивки золотом и серебром на Руси обогатилось сюжетами природы и быта, древними обрядовыми символами, представлениями о красоте. Торжокское золотное шитьё сформировалось на русских традициях как уникальное национальное явление[1]. Ручная вышивка золотом и серебром пользовалась спросом у князей, бояр и богатого купечества, а Торжок был крупным торговым городом. Найденные археологами золотошвейные изделия могли быть изделиями местного промысла, предназначенными для продажи. Также предполагается, что в XII—XIII веках шитые золотом и серебром элементы одежды могли использоваться в качестве средства платежа или накопления, то есть заменять деньги[2].
Среди археологических находок присутствовали вышитые золотом и серебром пояс и медальоны с изображением архангелов. Христианская тематика вышивки развенчала представления о привнесении золотошвейного промысла на Русь в ходе монголо-татарского нашествия. Также исследователи установили, что вышивка выполнена «в прикреп». Ранее появление этой техники датировали XVIII—XIX веками. В дальнейшем археологам удалось обнаружить образцы древнерусской вышивки золотом Х—XIII веков ещё в 70 местах[1].
Дореволюционный период
В XV веке, преодолевая последствия монголо-татарского ига, русские княжества испытали новый подъём культуры. В землях Древней Руси создаются прекрасные образцы церковной вышивки. Золотное шитьё XV века представлено пеленами, шитыми шёлком и золотом, которые приносились в дар храмам и монастырям с прошениями знатных дарителей о ниспослании им тех или иных благ. Преобладали библейские и евангельские сюжеты, что расценивается исследователями как проповедническая роль золотного шитья[5].
В XVI веке русское искусство принимает величественные формы, что связано с новым статусом Московского царства как единственного оплота православия. Золотное шитьё становится монументальным, изобилует золотом, жемчугом и драгоценными камнями, а лики святых выразительны и гармонично сочетаются с драгоценным шитьём. Помимо великокняжеских и царских золотошвейных мастерских выдающиеся работы создаются в других близких ко двору боярских светлицах. Появляются новые сюжеты и жанры, например, изображение святых «в житии», варианты икон Пресвятой Богородицы, аллегории («Церковь воинствующая»)[5].
Развитие золотошвейного искусства после Смутного времени утратило эстетические традиции XV—XVI веков, подверглось западному влиянию. Секуляризация культуры, её обращение к чувственной красоте мира привело к тому, что золотное шитьё к концу XVII века стало лишь народным промыслом[5]. Вышивали золотом в мастерских Санкт-Петербурга и Москвы, а также в монастырях. Монахини Воскресенского монастыря Торжка в 1644 году вышили высокохудожественное покрывало для мощей святого Ефремия Новоторжского, находившихся в Борисоглебском монастыре[6]. Торжокских золотошвей иногда привлекали к работе над одеждой для царского двора. Наибольшую популярность приобрели вышитые шёлком и золотом сафьяновые сапоги из Торжка[2].
Во второй половине XVIII — первой половине XIX веков торжокские золотошвеи изготавливали головные уборы, пояса, кисейные рукава, сафьяновую обувь, передники, кошельки. Также были заказы от церкви и от императорского двора. Изменение моды во второй половине XIX века привело к падению спроса на изделия с золотным шитьём. Земская управа, озабоченная угасанием торжокского традиционного промысла, в 1894 году открыла золотошвейные мастерские и организовала сбыт продукции. Кустарный отдел Новоторжского земства возглавил Дмитрий Дмитриевич Романов. В 1898 году открылась учебная мастерская, нацеленная на передачу традиций уникального промысла, сохранение старинных узоров и швов[6]. В конце XIX—начале XX века мастерство торжокских золотошвей отмечено наградами на выставках в Париже, Турине и Лондоне[1].
Советский период
В 1923 году началась подготовка инструкторов по вышивке в профессионально-технической школе. В 1928 году начала работу Торжокская артель имени 8 Марта, основание которой совпало с крупным заказом на изготовление знамён и знаков различия. Также производились малые партии золотошвейных сумочек, кошельков, тюбетеек, бюваров, наволочек для диванных подушек. Золотное шитьё украшало занавесы и панно выставок и общественных зданий[6].
После реорганизации в 1960 году в фабрику, предприятие вошло в Калининское производственное объединение художественных промыслов как Филиал № 2 имени 8 Марта. Выполнялись заказы «Мосфильма» по созданию костюмов для фильмов «Посол Советского Союза», «Анна Каренина», «Битва при Ватерлоо». Газета «Советская Россия» писала[6]:
В целлофановом пакете с огромной бережливостью хранится роскошный мундир. Его расшивали золотошвеи Торжокской фабрики имени 8 Марта. Более месяца трудились лучшие мастерицы, на 1000 рублей золототканых нитей положили на мундир. И гордый, величественный появился в нём Каренин — всего один раз. После «Анны Карениной» мундир поместили в специальный шкаф — ведь он, пожалуй, самый дорогой в коллекции «Мосфильма»
Филиал также изготавливал для Советской армии знаки отличия. Для населения производились небольшими партиями футляры для очков, закладки, панно. Изделия торжокских золотошвей экспонировались на выставках в Москве в 1923, 1925 и 1928 годах, в Париже в 1925 и 1937 годах, в Милане в 1927 году, в Нью-Йорке в 1939 году, в Брюсселе в 1958 году, в Осаке в 1970 году[6].
Российский период
В 1990-х годах возобновилось изготовление церковных облачений и утвари. Продолжилось производство знаков различия для Вооружённых сил России, сувениров и эмблем. Предприятие, производящее художественные вышитые изделия, получило название «Торжокские золотошвеи». При фабрике созданы «Музей золотного шитья» и «Дом Пояса». Профессиональная подготовка кадров для предприятия ведётся Торжокским педагогическим колледжем имени Ф. В. Бадюлина по профессии «Вышивальщица (с изучением золотного шитья)»[7].
Произведения торжокских золотошвей экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, хранятся в Государственном Русском музее, в Музее народного искусства, в Тверском государственном объединённом музее[8].
Особенности
Для плотных тканей в XIX веке преимущественно применялись швы «в прикреп по настилу» и «кованый». Характерными узорами были растительные, с мотивами веток розы, цветов, листьев и бутонов, дополненных усиками, завитками, блёстками, смягчающими переход от орнамента к фону. С 1940-х — 1950-х годов в растительные узоры стали вводить также элементы советской символики — звёзды, серп и молот[2].
В первой четверти XXI века Торжок остался единственным центром, который сохранил традиции золотного шитья. Торжокские золотошвеи применяют старинные швы, многие из которых были восстановлены. Вышивальщицы используют в различных орнаментах более 100 разновидностей швов[6].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 История промысла. Музей Торжокские золотошвеи (2025). Дата обращения: 12 ноября 2025.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 «Золотное шитье»: история и техники шитья. Золотошвеи. Магазин золотошвейного производства (21-06-2025). Дата обращения: 11 ноября 2025.
- ↑ Промышленные предприятия города. Администрация города Торжка (2025). Дата обращения: 12 ноября 2025.
- ↑ В Тверской области в древнем Торжке археологи нашли уникальный клад времен нашествия Батыя на Русь. «ТИА» (13 ноября 2010). Дата обращения: 12 ноября 2025.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Круглова А. Р. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV—XVI веков. — СПб.: «Коло», 2011. — 352 с. — ISBN 978-5-901841-75-4.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 6,5 История золотного шитья в Торжке. Горлица.Арт (2025). Дата обращения: 12 ноября 2025.
- ↑ Образование. ГБПОУ «Торжокский педколледж» (2025). Дата обращения: 12 ноября 2025.
- ↑ Выставка Сказочное ремесло. Тверской государственный объединённый музей (2023). Дата обращения: 12 ноября 2025.