Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Материал из «Знание.Вики»
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
сокращённо — Минприроды России
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).png
Общая информация
Страна Флаг России Россия
Юрисдикция Россия
Дата создания 12 мая 2008
Предшественники Министерство природных ресурсов Российской Федерации (1996—1998)
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (1992—1996)
Министерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации (1991—1992)
Министерство экологии и природопользования РСФСР (1991)
Министерство природопользования и охраны окружающей среды СССР (1991)
Государственный комитет СССР по охране природы (1988—1991)
Руководство
Подчинено Правительство Российской Федерации
Вышестоящее ведомство Правительство Российской Федерации
Министр Александр Александрович Козлов
Первый заместитель Константин Анатольевич Цыганов
Устройство
Штаб-квартира 123995, Москва, ул. Большая Грузинская, д. 4/6
55°45′42″ с. ш. 37°34′47″ в. д. / 55.76167° с. ш. 37.57972° в. д. / 55.76167; 37.57972 (G) (O) (Я)
Число сотрудников 350
Подведомственные органы Росприроднадзор
Роснедра
Росводресурсы
Росгидромет
Рослесхоз
Ключевой документ Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 1219 «О Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ»
Сайт mnr.gov.ru

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.[1]

Указом Президента Российской Федерации в 2008 году нынешнее ведомство было преобразовано из министерства природных ресурсов Российской Федерации[2]. С 10 ноября 2020 года министерство возглавляет Александр Козлов[3].

История

Свод законов Ярослава Мудрого «Русская Правда» X века содержит статьи, являющиеся первыми письменными свидетельствами об охране природы. В частности, в них говорится о наказании за уничтожение медоносных пчёл, ульев (бортей) и роев, вырубку деревьев и незаконный отлов бобров.[4]

В X—XV веках появляются первые охотничьи заповедники в княжеских угодьях, такие как Семиостровье (Белое море) и Беловежская пуща. В XV—XVI веках для защиты южных границ Московской Руси строго охранялись засечные леса.

В годы царствования Алексея Михайловича (1645—1676) было издано близко 70 указов об охране охотничьих и рыболовных угодий, лесов и сенокосов. В лесах вокруг Москвы была запрещена охота.

Большое внимание вопросам охраны окружающей среды уделял Пётр I. Он не только издавал указы, но и добивался их выполнения, занимался проблемами восстановления природных ресурсов. Занимаясь строительством флота, Пётр I создал систему контроля за рубкой леса, организовал охрану корабельных рощ, строго наказывались лесными надзирателями те. кто незаконно рубил лес. Лес использовался очень экономно. Для этого использовались пилы и пильные мельницы (лесопилки на основе водяных колёс), запрещалось использование тёса. Запрещалось рубить лес по берегам рек (50 вёрст от берегов больших рек, 20 — от малых рек), чтобы реки оставались полноводными. Губернаторам было предписано организовывать посадки леса в малолесных районах, а также в населённых пунктах. Леса, которые принадлежали заводом, делили на несколько частей, из них разрешалось вырубать только одну, с условием, что потом нельзя было этот участок отвести под пашню или застроить[5]. Также Пётр I уделял внимание и на обеспечение чистоты водоёмов, сбрасывание сора и балласта в воду разрешалось только в определённом месте.[6]

С созданием Академии наук началось систематическое изучение природы России. Появились первые научные работы, посвящённые вопросам бережного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам (работы И. Т. Посошкова, С. П. Крашенинникова, М. В. Ломоносова и др.).[7]

После смерти Петра I вопросам охраны природы уделялось не столь пристальное внимание. В основном, указы, принятые во второй половине XVIII века, касались охоты и охраны промысловых животных. Были расширены запретные для охоты зоны вокруг Москвы и Петербурга.

Екатерина II отменила указы Петра I о защите лесов, расширяя права дворян. На древесину был постоянный спрос и в России, и в Европе, поэтому помещики продавали лес под вырубку. За это время в России были уничтожены леса на площади 67 млн гектаров. Освободившиеся земли распахивали и засеивались. Таким образом увеличивалась площадь пахотных земель. Также под сельскохозяйственные нужды использовались склоны, что приводило к эрозии и обмелению рек.[4]

В 1888 году в России было принято Положение о сбережении лесов, которое запрещало неоправданные рубки лесов и установившее категории лесов, находившихся под охраной. Однако Положение было принято формально. Леса вырубались по всей площади лесных дач, а земли распахивали под пашни.[8]

В 1913 году переруб расчётной лесосеки в европейской части России достигал 47 %, в Центральном Черноземье — 60 %, а на Юго-Востоке — 35 %.[4]

В конце XIX и начале XX веков начинается активная природоохранная деятельность, которая совпала с бурным развитием промышленности. На базе Императорского географического общества была создана постоянная природоохранительная комиссия. В некоторых городах появились местные общества по охране природы. После революции были практически утрачены критерии оценки экологических нарушений. Гражданские инициативы на местах по охране природы в условиях хозяйственной и политической централизации страны сошли на нет.

В 1924 году была создана первая официальная организация экологического движения — Всероссийское общество охраны природы (ВООП). Основным направлением работы этой организации было всемерное содействие реализации государственной природоохранной программы. Однако программа индустриализации страны расставила приоритеты не в сторону экологических мероприятий.[9]

В 1960—1970 годы вновь обозначился небольшой всплеск интереса к теме охраны природы, так как экологическая тема была наиболее политически безопасной в условиях того времени. Начиная с 70-х годов, появились некоторые базовые элементы экологической экспертизы. Эксперты не имели доступа ко всем проектам, а лишь к некоторым, выводы экспертов не принимались во внимание во время принятия того или иного решения.[4]

В 1980-х годах защитники природы активизировали свои действия. Это было связано, в первую очередь, с аварией на Чернобыльской АЭС, а также с обстановкой в мире. Был создан научно-технический совет по комплексным проблемам охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов (МНТС).[4]

До конца 80-х годов в СССР не существовало законодательства в области экологии и экологической оценки. Для решения возникающих проблем в области экологии государственные органы прибегали к хозяйственному законодательству. Изданный в конце 80-х годов указ «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» уполномочил Госкомитет по охране природы проводить государственную экспертизу планов, программ, новых материалов и технологий. С 1989 года было запрещено финансирование проектов, не отвечающих нормам экологической экспертизы.

После распада СССР некоторое время продолжало действовать советское законодательство по охране природы. В 1990-х и 2000-х годах природоохранные организации подверглись многочисленным реорганизациям. В 2004 году начата административная реформа природоохранных структур, которая предусматривала создание независимых федеральных служб: по надзору в сфере природопользования, по экологическому, технологическому и атомному надзору (с прямым подчинением Правительству РФ).

С 1992 года в России введены штрафы за загрязнение окружающей среды. Эти деньги поступают в бюджетные экологические фонды, откуда распределяются на научные исследования и опытно-конструкторские работы по защите окружающей среды, строительство, например, очистных сооружений, полигонов захоронения вредных отходов и т. д. Также государственные природоохранные организации занимаются информационно-просветительской деятельностью. Каждый год выпускаются государственные и региональные доклады о состоянии окружающей среды. В образовательных учреждениях введено изучение предметов по экологии.

10 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Бориса Ельцина на базе Министерства экологии и природопользования РСФСР, Министерства лесного хозяйства РСФСР, Государственного комитета РСФСР по геологии и использованию недр и переходящего в ведение РСФСР Государственного комитета СССР по гидрометеорологии — было создано Министерство экологии и природопользования РСФСР. Его возглавил Виктор Данилов-Данильян.[10]

В 1996 году был Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России)[11]. В полномочия Госкомэкологии входили экологическое нормирование, управление заповедными делами, контроль за соблюдением законодательства, проведение государственной экологической экспертизы. В целом ведомству удавалось проводить независимую от органов власти субъектов РФ и муниципальных властей экологическую политику и пресекать нарушения природоохранного законодательства на всех уровнях. Госкомэкология активно участвовала в принятии наиболее важных законов в природоохранной сфере: «Об охране окружающей природной среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе».[12]

17 мая 2000 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти», которым упразднил Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология), передав его функции Министерству природных ресурсов. В 2008 году Указом президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 Министерство преобразовано в «Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации»[13].

«Владимир Путин — самый экологически осознанный президент в мире. Ни один глава государства не уделяет столько внимания вопросам охраны окружающей среды, как это делает лидер России. Именно благодаря личной позиции и врожденной природоохранной эмпатии Путина в России вот уже несколько лет реализуются системные экологические программы, а природоохранная повестка является незаменимой составляющей при реализации любых проектов социально-экономического развития».

Елена Шаройкина, председатель комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ[14]

Задачи

Основными задачами Министерства природных ресурсов и экологии РФ являются[15]:

  • Создание условий для формирования благоприятной окружающей среды;
  • Обеспечение защиты населения и объектов жизнедеятельности от воздействия опасных природных явлений;
  • Обеспечение международно-правового оформления внешних границ Российской Федерации, включая внешнюю границу континентального шельфа;
  • Гарантированное обеспечение природными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;
  • Формирование высокоэффективной гидрометеорологической службы;
  • Реализация национальных интересов Российской Федерации в Антарктике.
  • Реализация национального проекта «Экология».

Структура

  • Министр;
  • Советники, помощники министра;
  • Первый заместитель министра;
  • Заместители министра
  • Департаменты

Руководство ведомства

Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Министр имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации. Количество заместителей устанавливается Правительством Российской Федерации.

Действующий министр

Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов

10 ноября 2020 года Президент Российской Федерации назначил Александра Козлова министром природных ресурсов и экологии[16].

Александр Козлов окончил Московскую академию предпринимательства при Правительстве города Москвы (филиал в Благовещенске) по специальности «Юриспруденция». С 2000 по 2010 годы занимался бизнесом, занимал руководящие должности в компаниях «Русский уголь» и «Амурский уголь». В декабре 2011 года возглавил министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области. Его политическая карьера Козлова пошла по восходящей: он становится мэром Благовещенска (сентябрь 2014 — март 2015)[17], далее губернатором Амурской области (март 2015 — май 2018 года)[18]. И уже в мае 2018 года он стал членом федерального правительства, возглавив Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики[19]. В ноябре 2020 года Козлов возглавил Минприроды РФ, в мае 2024 года вновь назначен на эту должность.

Заместители министра

Департаменты

Департамент государственной политики и регулирования в области водных ресурсов

Директор: Роман Минухин.

Департамент участвует в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования по вопросам изучения, использования, воспроизводства и охраны водных объектов, а также предотвращения негативного воздействия вод. Разрабатывает предложения о приоритетных направлениях и параметрах развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации. Участвует в реализации национального проекта «Экология» и входящих в него федеральных проектов «Оздоровление Волги» и «Сохранение уникальных водных объектов». Кроме того, разрабатывает и рассматривает поступившие на согласование проекты нормативных правовых актов в области водных ресурсов[20].

Департамент государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования

Директор: Евгений Танин.

Департамент ответственен за обеспечение выработки государственной политики и нормативного правового регулирования в области геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, мониторинга и охраны недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр Российской Федерации и её континентального шельфа, а также за координацию деятельности по её реализации. Обозначенные цели Департамент реализует путем разработки и реализации документов стратегического планирования и нормативных правовых актов в области геологии и недропользования, а также при помощи контроля за соответствием решений подведомственных Министерству служб и агентств требованиям законодательства в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы[21].

Департамент государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов

Директор: Андрей Грибенников.

Департамент ответственен за обеспечение выработки государственной политики и нормативно-правовое регулирования в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов, земельных отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в земли других категорий, в области лесных отношений[22].

Департамент государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления

Директор: Андрей Федотовский.

Департамент участвует в выработке и реализации государственной политики в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), а также государственного экологического надзора в части государственного надзора в области обращения с отходами; в разработке проектов нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Департамента. Также участвует в реализации национального проекта «Экология» и входящих в него федеральных проектов[23].

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства

Директор: Андрей Фелатов.

Департамент участвует в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом регулировании в области охоты, осуществляет координацию и участвует в обеспечении контроля деятельности подведомственных Министерству федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих функции в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Также Департамент обеспечивает осуществление контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области охоты.[24].

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

Директор: Андрей Фелатов.

Департамент участвует в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовом регулировании в области охоты, осуществляет координацию и участвует в обеспечении контроля деятельности подведомственных Министерству федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих функции в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Также Департамент контролирует нормативно-правовое регулирование, осуществляемое органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области охоты.[25].

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности

Директор: Роман Мальцев.

Департамент обеспечивает деятельность министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере охраны окружающей среды по вопросам, касающимся:

  • ликвидации накопленного вреда окружающей среде (за исключением деятельности, связанной с использованием атомной энергии);
  • нормирования в области охраны окружающей среды (за исключением установления: нормативов допустимого воздействия на водные объекты, нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, за исключением разработки и расчета нормативов допустимых сбросов, нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ);
  • охраны атмосферного воздуха; (за исключением регулирования выбросов радиоактивных веществ, озоноразрушающих веществ, парниковых газов, трансграничного загрязнения воздуха, мониторинга качества атмосферного воздуха, а также установления, исчисления и уплаты платежей за выбросы в атмосферный воздух);
  • участвует в реализации эксперимента по квотированию выбросов, государственной экологической экспертизы, государственного экологического надзора (за исключением вопросов, касающихся надзора за соблюдением требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, в области обращения с отходами, в области использования и охраны водных объектов, в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в области обращения озоноразрушающих веществ, в области государственного охотничьего надзора, в области государственного лесного надзора (лесной охраны)).

Департамент государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий

Директор: Ирина Маканова.

Департамент обеспечивает деятельность министерства по следующим направлениям:

  • нормативно-правовое регулирование особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  • финансово-экономическое обеспечением учреждений, осуществляющих управление особо охраняемых природных территорий и контроль их деятельности;
  • урегулирование вопросов лесных и земельных отношений на особо охраняемых природных территорий,
  • осуществление мероприятий по сохранению озера Байкал;
  • осуществление развития экологического туризма и научной деятельности на особо охраняемых природных территориях;
  • добровольчество и волонтерство, экологическое просвещение;
  • осуществление сохранения биологического разнообразия РФ (Красная книга, осуществление рыболовства в границах особо охраняемых природных территорий, регулирование численности охотничьих ресурсов на особо охраняемых природных территорий, водно-болотные угодья;
  • правовое регулирование деятельности в области ответственного обращения с животными[26].

Департамент международного сотрудничества и климатических изменений

Директор: Иван Куш.

Департамент обеспечивает деятельность министерства в вопросах международного сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в рамках многосторонних конвенций и соглашений, международных организаций, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья с учётом текущих политических реалий и нацелено на обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по конвенциям и соглашениям, поручений Президента и Правительства Российской Федерации, задач Министерства по всему спектру сферы компетенции.[27]

Департамент управления делами

Директор: Владимир Кобелев.

Управделами Минприроды занимается кадровыми вопросами и методической поддержкой, а также организует систему документооборота и архивирования. Оно также проводит мероприятия, направленные на борьбу с коррупцией, и обеспечивает единые стандарты работы организаций, находящихся под его ведомством, во всех перечисленных направлениях. Кроме того, Департамент занимается вопросами использования и управления федеральным имуществом, закрепленным за министерством и его подведомственными учреждениями. Также он обеспечивает организационную поддержку деятельности Главы Минприроды РФ, осуществляет организацию и информационное сопровождение публичных мероприятий министерства, а также принимает участие во внедрении и реализации принципов открытости государственного управления и данных[28].

Департамент финансов и цифровизации

Директор: Данила Никифоров.

Правовой департамент

Правовой департамент обеспечивает правовое сопровождение работы Минприроды; координирует нормотворческую деятельность ведомства; организует взаимодействие с Госдумой и Советом Федерации; защищает интересы Министерства в судах и других инстанциях.

Специальный отдел

Подведомственные организации

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации координирует и контролирует деятельность следующих подведомственных организаций[1]:

Список министров

В современной истории (с 1990 года) природоохранное ведомство России возглавляли десять человек[29]. Дольше всех на своем посту продержался Виктор Данилов-Данильян, занимавший в течение 8 лет и 6 месяцев (1991—2000). Причем с 1991 года он являлся министром, а с 1996 по 2000 годы — председателем Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды. Самый продолжительный период пребывания в качестве собственно министра — у Юрия Трутнева (2004—2012). Самый короткий период нахождения в должности министра был у Виктора Некрутенко, не проработавший и полугода (с 30 апреля по 6 октября 1998)[29].

Ведомственные награды

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 16 февраля 2011 г. № 36 установлены следующие ведомственные награды[30]:

  • нагрудный знак «Почетный разведчик недр»;
  • нагрудный знак «Первооткрыватель месторождения»;
  • нагрудный знак «Почетный работник охраны природы»;
  • нагрудный знак «Почетный работник леса»;
  • нагрудный знак «Почетный работник водного хозяйства»;
  • нагрудный знак «Ветеран водного хозяйства»;
  • нагрудный знак «Отличник разведки недр»;
  • нагрудный знак «Отличник охраны природы»;
  • нагрудный знак «Отличник водного хозяйства»;
  • нагрудный знак «За заслуги в заповедном деле»;
  • Почетный знак «За отличие в службе»;
  • Почетная грамота;
  • нагрудный знак «Почетный работник охотничьего хозяйства»;
  • нагрудный знак «Отличник охотничьего хозяйства».

Примечания

  1. 1,0 1,1 Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Сайт Минприроды России (2 августа 2024). Дата обращения: 2 августа 2024.
  2. МПР переданы «экологические» функции. «Вслух.ру» (2 августа 2024). Дата обращения: 2 августа 2024.
  3. Александр Козлов назначен Министром природных ресурсов и экологии. Kremlin.RU (2 августа 2024). Дата обращения: 2 августа 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 История природоохранной деятельности России. Пензенский областной фонд научно-технического развития (3 августа 2024). Дата обращения: 3 августа 2024.
  5. Охрана леса в царствование Петра I
  6. 315 лет назад был издан указ Петра I об охране лесов по берегам рек. А как с этим обстоит дело сейчас?
  7. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА
  8. История лесного хозяйства России. Рослесхоз (14 августа 2024). Дата обращения: 14 августа 2024.
  9. «Всероссийскому обществу охраны природы» 97 лет со дня образования организации
  10. [http://www.kremlin.ru/acts/bank/394 Указ Президента РСФСР от 10.11.1991 г. № 185 «О Министерстве экологии и природопользования РСФСР»]
  11. Указ Президента Российской Федерации от 14.08.1996 г. № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»
  12. О наиболее продуктивном периоде для дела охраны природы
  13. Указ президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти».
  14. Экологи рассказали, как любовь к природе стала модной тенденцией в России. Деловая газета «Взгляд» (14 августа 2024). Дата обращения: 14 августа 2024.
  15. Задачи Министерства природных ресурсов и экологии РФ
  16. РИА «Новости» — Путин назначил Козлова главой Минприроды
  17. «Комсомольская правда» — Мэром Благовещенска стал Александр Козлов!
  18. «Единая Россия» — Александр Козлов вступил в должность губернатора Амурской области
  19. Официальный сайт Минвостокразвития России — Александр Козлов назначен на должность Министра по развитию Дальнего Востока
  20. Сайт Минприроды России — Департамент государственной политики и регулирования в области водных ресурсов
  21. Сайт Минприроды России — Департамент государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования
  22. Сайт Минприроды России — Департамент государственной политики и регулирования в области лесных ресурсов
  23. Сайт Минприроды России — Департамент государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления
  24. Сайт Минприроды России — Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства
  25. Сайт Минприроды России — Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства
  26. Сайт Минприроды России — Департамент государственной политики и регулирования в сфере развития особо охраняемых природных территорий
  27. Сайт Минприроды России — Департамент международного сотрудничества и климатических изменений
  28. Департамент управления делами Минприроды РФ
  29. 29,0 29,1 Кто возглавлял российские природоохранные ведомства. ТАСС (2 августа 2024). Дата обращения: 2 августа 2024.
  30. Приказ Минприроды России от 16 февраля 2011 г. N 36 Об учреждении ведомственных знаков отличия Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (с изменениями на 20 ноября 2023 года)