Общественная палата Российской Федерации
Общественная палата Российской Федерации | |
---|---|
Общественная палата Российской Федерации | |
VIII состав | |
![]() |
|
Тип | |
Тип | консультативно-совещательный орган |
Руководство | |
Секретарь |
Лидия Михеева с 19 июня 2020 |
Структура | |
Членов | 172 |
Зал заседаний | |
125993, Москва, Миусская площадь, д. 7, стр. 1 |
|
[1] |
Общественная палата Российской Федерации (Общественная палата, ОП РФ) — совещательный орган в Российской Федерации, созданный для взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти. Была учреждена 1 июля 2005 году с целью общественного контроля за деятельностью государственных структур, рассмотрения общественно значимых вопросов и защиты прав граждан[1].
К основным функциям Общественной палаты относятся общественный контроль за работой органов государственной власти и местного самоуправления, экспертиза законопроектов и инициатив, взаимодействие с некоммерческими организациями, рассмотрение жалоб и предложений граждан, а также организация общественных слушаний и дискуссий по социальным вопросам[2].
Согласно федеральному закону № 235-ФЗ от 23 июля 2013 года, Общественная палата Российской Федерации состоит из 172 членов, ранее их количество составляло 126. Члены Палаты делятся на три равнозначные группы: 40 граждан утверждаются указом Президента РФ, 89 представителей делегируются региональными общественными палатами, 43 представителя избираются от общероссийских общественных объединений[3].
Общественная палата использует различные формы работы, включая общественные слушания, круглые столы и выездные заседания. Ежегодно проводится несколько сотен публичных мероприятий. В среднем организуется 3-4 пленарных заседания в год, на которых рассматриваются наиболее значимые вопросы развития страны и гражданского общества. На первом заседании нового состава принимаются решения об избрании Секретаря Общественной палаты и его заместителей, формируются рабочие органы — комиссии и межкомиссионные рабочие группы. В декабре каждого года заслушивается и принимается Доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.
Общественная палата содействует формированию региональных общественных палат. Члены Палаты входят в общественные советы при федеральных министерствах и ведомствах, участвуя в обсуждении ключевых вопросов государственной политики[4].
История[править]
Общественная палата Российской Федерации на федеральном уровне была учреждена в 1994 году по распоряжению Президента Российской Федерации под наименованием «Общественная палата при Президенте Российской Федерации». Основной целью её создания было обеспечение взаимодействия между государством и гражданским обществом, а также выработка рекомендаций по важнейшим вопросам общественного и политического развития страны.
В 1996 году данный орган был преобразован в Политический консультативный совет при Президенте Российской Федерации указом Президента Б. Н. Ельцина. В его задачи входило консультирование главы государства по вопросам внутренней и внешней политики, анализ общественного мнения и подготовка предложений по ключевым направлениям государственной политики. Однако в 2000 году этот орган был упразднён в рамках административной реформы, направленной на оптимизацию работы органов власти и пересмотр механизмов взаимодействия с гражданским обществом[5].
Концепция создания общественных палат в России вновь была представлена в 2001 году на Гражданском форуме в Кремле, где обсуждались вопросы развития институтов гражданского общества и усиления их влияния на государственные процессы. Предполагалось сформировать орган, состоящий из представителей власти, гражданского общества и различных политических сил, который обеспечивал бы эффективное взаимодействие между государственными структурами и обществом, способствовал общественному контролю за деятельностью органов власти и содействовал укреплению правовых механизмов защиты прав граждан.
Современная Общественная палата Российской Федерации была учреждена в 2005 году в соответствии с федеральным законом № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». В рамках этого закона был определён правовой статус палаты, её функции, порядок формирования и основные направления деятельности. Орган начал свою работу в январе 2006 года. Первоначально срок полномочий членов палаты составлял два года, однако в 2012 году он был увеличен до трёх лет, что позволило повысить стабильность работы данного института и обеспечить более долгосрочное планирование его деятельности[6].
Деятельность Общественной палаты регулируется её Регламентом, который был утверждён 22 января 2006 года и впоследствии несколько раз изменялся в связи с изменениями в законодательстве и требованиями времени. Например, 21 декабря 2015 года в него были внесены поправки, касающиеся порядка работы комиссий и рабочих групп. В 2020 году, в связи с пандемией COVID-19, в Регламент были внесены изменения, позволившие членам палаты участвовать в мероприятиях удалённо с использованием электронных средств, что обеспечило непрерывность её работы в условиях ограничений.
Согласно федеральному закону № 235-ФЗ от 23 июля 2013 года, Общественная палата состоит из 172 членов, распределённых по трём основным группам: 40 граждан, назначаемых Президентом Российской Федерации; 89 представителей региональных общественных палат, делегируемых субъектами Российской Федерации; 43 представителя общероссийских общественных объединений, отбираемых по результатам открытого конкурса. Такая структура позволяет учитывать интересы различных социальных групп и обеспечивать широкое представительство гражданского общества в деятельности палаты[7].
Общественная палата выполняет координационную функцию в рамках общественного контроля, в том числе в вопросах обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. В соответствии с федеральным законом № 76-ФЗ от 10 июня 2008 года, палата занимается мониторингом соблюдения прав заключённых и других лиц, находящихся в условиях ограничения свободы, участвует в разработке предложений по улучшению работы пенитенциарной системы и взаимодействует с соответствующими государственными органами.
В целях общественной экспертизы законопроектов Общественная палата подписала соглашение с Государственной Думой о сотрудничестве, что закрепило обязательное рассмотрение социально значимых законопроектов в палате перед их вынесением на обсуждение в парламенте. Это позволило усилить влияние гражданского общества на законотворческий процесс и повысить уровень общественного контроля за принимаемыми нормативными актами. Работа Общественной палаты включает общественные слушания, круглые столы, выездные заседания и другие формы деятельности, направленные на обсуждение актуальных проблем и выработку предложений по их решению. Пленарные заседания проводятся три-четыре раза в год, на первом заседании каждого нового состава избирается Секретарь палаты, его заместители, а также формируются комиссии и рабочие группы, специализирующиеся на различных направлениях общественной деятельности. Ежегодно в декабре рассматривается Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации, который содержит анализ текущей ситуации, выявленные проблемы и предложения по их решению[8].
Общественная палата также способствует созданию региональных общественных палат, обеспечивая методологическую поддержку их деятельности и участие в процессе их формирования. Кроме того, палата активно участвует в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, что позволяет ей оказывать влияние на формирование и реализацию государственной политики в различных сферах.
Организация также развивает международное сотрудничество, налаживая взаимодействие с зарубежными институтами гражданского общества, международными организациями и аналогичными структурами в других странах. С 2011 года Общественная палата Российской Федерации входит в Президиум Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ), что позволяет ей обмениваться опытом с зарубежными коллегами и участвовать в разработке международных стандартов общественного контроля. В 2013—2015 годах палата возглавляла эту организацию, а в 2021 году вновь была избрана её председателем на период 2021—2023 годов. Секретарь палаты Лидия Михеева стала президентом МАЭСССИ, что подчёркивает высокий авторитет российской Общественной палаты на международной арене[9].
Принятие федерального закона № 32-ФЗ в 2005 году привело к созданию Общественной палаты в её современном виде. После его вступления в силу субъекты Российской Федерации начали адаптацию региональных законодательных актов, регулирующих формирование общественных палат на местах. Это привело к реформированию механизмов их комплектования, включая участие высших должностных лиц субъектов РФ и региональных законодательных органов, что способствовало усилению общественного контроля и вовлечению граждан в процесс принятия решений на всех уровнях власти[10].
Функции и полномочия[править]
Общественная палата Российской Федерации осуществляет функции по обеспечению взаимодействия граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данная деятельность направлена на учёт общественных потребностей и интересов при разработке и реализации государственной политики, защиту прав и свобод граждан и общественных объединений, а также на осуществление общественного контроля за деятельностью исполнительных органов власти всех уровней.
Функционирование Общественной палаты, включая порядок её формирования, регламентировано Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Формирование состава осуществляется на основе добровольного участия граждан Российской Федерации, общественных объединений и некоммерческих организаций[11].
Основной задачей Общественной палаты является согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления в целях решения приоритетных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, поддержания конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества. Достижение этих целей осуществляется посредством привлечения граждан и общественных объединений к процессу формирования и реализации государственной политики, поддержки гражданских инициатив, имеющих общефедеральное значение, и направленных на обеспечение конституционных прав и свобод населения.
Важнейшей функцией Общественной палаты является проведение общественной экспертизы проектов федеральных и региональных законов, а также нормативных правовых актов исполнительной власти и местного самоуправления. Данный процесс направлен на оценку соответствия разрабатываемых законодательных инициатив интересам гражданского общества, выявление возможных рисков и обеспечение их учёта в законотворческой деятельности[12].
Кроме того, палата наделена полномочиями по осуществлению общественного контроля за деятельностью государственных органов, включая Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства, органы власти субъектов Федерации и местного самоуправления. В рамках этого направления осуществляется мониторинг соблюдения прав граждан в различных сферах, в том числе в учреждениях принудительного содержания (ФСИН, МВД, специализированные медицинские учреждения). Отдельное внимание уделяется контролю за обеспечением свободы слова в средствах массовой информации и соблюдению принципов независимости и объективности журналистики.
Общественная палата также разрабатывает рекомендации для органов государственной власти по вопросам государственной политики и механизмов поддержки гражданского общества. В этих целях проводится анализ существующих государственных инициатив, выявляются ключевые проблемные аспекты и предлагаются возможные пути их решения. Особое внимание уделяется вопросам государственной поддержки общественных объединений и иных организаций, деятельность которых направлена на развитие институтов гражданского общества в Российской Федерации[13].
В рамках своей деятельности Общественная палата занимается координацией работы региональных общественных палат, оказывая им информационную, методическую и организационную поддержку. Это способствует формированию единой системы общественного контроля на федеральном и региональном уровнях, обеспечивает обмен опытом между субъектами Федерации и способствует эффективному взаимодействию между обществом и властью на местах.
Дополнительно Общественная палата проводит мониторинг соблюдения свободы слова и информационной политики, привлекая к обсуждению данных вопросов представителей общественности, журналистского сообщества и органов власти. Анализируются текущие тенденции в сфере свободы массовой информации, разрабатываются рекомендации по обеспечению прозрачности деятельности средств массовой информации и защите права граждан на доступ к достоверной информации.
Общественная палата активно участвует в международном сотрудничестве по вопросам демократии, защиты прав человека и развития гражданского общества. Палата взаимодействует с международными организациями, участвует в форумах и конференциях, обменивается опытом с зарубежными институтами. С 2011 года она является членом Президиума Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ), возглавляла эту организацию в 2013—2015 годах, а в 2021 году вновь заняла ведущие позиции в её структуре[14].
Структура[править]
Общественная палата Российской Федерации представляет собой многокомпонентный орган, включающий в себя различные структуры, обеспечивающие выполнение её функций. Организационная структура ОП РФ включает Совет, специализированные комиссии, межкомиссионные рабочие группы, координационные советы, рабочие группы, а также Научно-консультативный совет. Ниже представлена структура палаты по состоянию на март 2025 года[15].
Совет Общественной палаты[править]
Совет Общественной палаты является координирующим органом, обеспечивающим стратегическое руководство деятельностью ОП РФ. В его задачи входит разработка ключевых направлений деятельности, координация работы комиссий и рабочих групп, а также взаимодействие с органами государственной власти и общественными объединениями[16].
Комиссии[править]
Комиссии являются основными специализированными подразделениями Общественной палаты, каждое из которых отвечает за отдельные сферы общественной жизни. В их компетенцию входит анализ текущей ситуации в соответствующей области, подготовка экспертных заключений, проведение общественных слушаний и разработка предложений по совершенствованию законодательства. В состав ОП РФ входят следующие комиссии[17]:
- Комиссия по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни
- Комиссия по здравоохранению
- Комиссия по экологии и устойчивому развитию
- Комиссия по вопросам социального партнёрства, попечения и развитию инклюзивных практик
- Комиссия по просвещению и воспитанию
- Комиссия по развитию высшего образования и науки
- Комиссия по территориальному развитию, городской среде и инфраструктуре
- Комиссия по безопасности и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями
- Комиссия по развитию некоммерческого сектора
- Комиссия по добровольчеству и молодёжной политике
- Комиссия по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов
- Комиссия по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов
- Комиссия по культуре и сохранению духовного наследия
- Комиссия по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции
- Комиссия по развитию информационного общества, СМИ и массовых коммуникаций
- Комиссия по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей
- Комиссия по экономике и трудовым отношениям
- Комиссия по общественному контролю и работе с обращениями граждан
- Комиссия по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий
- Комиссия по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и дорогам
Межкомиссионные рабочие группы[править]
Межкомиссионные рабочие группы создаются для решения комплексных задач, требующих межотраслевого подхода. В их состав входят представители различных комиссий ОП РФ, а также независимые эксперты. Среди ключевых межкомиссионных рабочих групп[18]:
- Рабочая группа по подготовке проекта ежегодного Доклада о состоянии гражданского общества в РФ
- Рабочая группа по работе с обращениями граждан и общественным проверкам
- Рабочая группа по этике и регламенту
- Рабочая группа по взаимодействию с общественными советами при федеральных органах исполнительной власти
Координационные советы[править]
Координационные советы созданы для обеспечения взаимодействия ОП РФ с общественными объединениями, экспертным сообществом и государственными структурами по отдельным направлениям общественно значимой деятельности. В их числе[19]:
- Совет по развитию предпринимательства
- Совет по международному сотрудничеству
- Совет по интеграции новых субъектов Российской Федерации
- Совет по развитию и безопасности электронной торговли
- Совет по экологическому благополучию и развитию нефинансовой отчетности
- Совет по донорству крови и костного мозга
- Совет по общественному контролю за голосованием
- Совет по коммуникационной индустрии
- Совет по развитию туризма, индустрии гостеприимства и отдыха
- Совет общественных наблюдательных комиссий субъектов РФ
- Совет по сетевым сообществам
- Совет по цифровизации, развитию и безопасности Интернета
- Совет по развитию норм здорового образа жизни среди населения
- Совет по инициативам поддержки участников специальной военной операции и увековечиванию памяти Героев Отечества
- Совет по повышению социальной эффективности медиаиндустрии
- Совет по национальным проектам и народосбережению
Рабочие группы[править]
Рабочие группы Общественной палаты создаются для решения конкретных задач, требующих оперативного реагирования. Они формируются на временной основе и занимаются различными направлениями, включая общественный контроль, антикоррупционную деятельность и решение социальных проблем. Среди них[20]:
- Рабочая группа по общественному контролю за голосованием
- Рабочая группа по противодействию коррупции
- Рабочая группа по работе с обращениями граждан и контролю за соблюдением их прав
- Рабочая группа по формированию общественных советов при федеральных органах исполнительной власти
- Рабочая группа по общественным наградам и символике ОП РФ
- Рабочая группа по подготовке форумов «Сообщество»
- Рабочая группа по развитию медиации и медиативных технологий
- Рабочая группа по транспорту и дорожной инфраструктуре
- Рабочая группа по устойчивому развитию горных территорий России
- Рабочая группа по контролю за качеством оказания охранных услуг при исполнении государственного заказа
Научно-консультативный совет[править]
Научно-консультативный совет ОП РФ представляет собой экспертный орган, обеспечивающий научное сопровождение деятельности палаты. В его состав входят ведущие специалисты в области права, экономики, социологии, политологии и других наук. Совет осуществляет анализ общественных процессов, готовит научные обоснования по актуальным вопросам государственной политики и предлагает экспертные рекомендации по развитию гражданского общества[21].
Руководители[править]
Секретари Общественной палаты РФ[править]
- Александр Владимирович Бречалов (2014—2017)
- Вячеслав Алексеевич Бочаров (2017)
- Валерий Александрович Фадеев (2017—2019)
- Лидия Юрьевна Михеева (с 2020 года)
Примечания[править]
- ↑ Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Регламент Общественной палаты РФ (утв. решением Общественной палаты РФ, протокол от 21 декабря 2015 г. № 126-П) | Документы ленты ПРАЙМ: ГАРАНТ . www.garant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Федеральный закон от 23.07.2013 N 235-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации"" (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Указ Президента РФ от 25.06.1996 N 989 "О Политическом консультативном совете" (утратил силу) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 235-ФЗ . Президент России. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Регламент Общественной палаты РФ (утв. решением Общественной палаты РФ, протокол от 21 декабря 2015 г. № 126-П) | Документы ленты ПРАЙМ: ГАРАНТ . www.garant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Заседания президиума и Генеральной ассамблеи Международной ассоциации экономических и социальных советов и схожих институтов (МАЭСССИ) - Агентство городских новостей «Москва» - информационное агентство . www.mskagency.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" от 04.04.2005 N 32-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Деятельность Общественной палаты Россий-ской Федерации в контексте становления гражданского общества . КиберЛенинка. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Статья 1. Общие положения \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Статья 2. Цели и задачи Общественной палаты \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Статья 33. Полномочия комиссий Общественной палаты \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Статья 32. Формирование комиссий и рабочих групп. Регламент Общественной палаты РФ (утв. решением Общественной палаты РФ, протокол от 21.12.2015 N 126-П) (с изменениями и дополнениями) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Положение о Координационном совете при Общественной палате Российской Федерации по развитию добровольчества (утв. решением совета Общественной палаты РФ от 01.09.2020 N 10-С) | ГАРАНТ . base.garant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ Регламент Общественной палаты РФ (утв. решением Общественной палаты РФ, протокол от 21 декабря 2015 г. № 126-П) | Документы ленты ПРАЙМ: ГАРАНТ . www.garant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.
- ↑ ПОЛОЖЕНИЕ О НАУЧНО-КОНСУЛЬТАТИВНОМ СОВЕТЕ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ \ КонсультантПлюс . www.consultant.ru. Дата обращения: 23 марта 2025.