Экологическое право
Экологическое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и последующих поколений[1].
Предмет экологического права — общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды[2].
Законодательство в области охраны окружающей среды содержится в таких правовых актах, как: Конституция Российской Федерации[3], Федеральный закон от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»[4], другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Принципы охраны окружающей среды
В Российской Федерации охрана окружающей природной среды осуществляется по принципам, описанным в статье 3 федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» (с последними дополнениями):
- Права человека на среду, благоприятную для жизни и развития, должны соблюдаться.
- Благоприятные условия человеческой жизнедеятельности должны обеспечиваться.
- Сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства должно быть научно обоснованным в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
- Необходимо охранять, воспроизводить и рационально использовать природные ресурсы для обеспечения и сохранения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
- Органы государственной власти федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления несут ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
- Природопользование платно, вред окружающей среде должен быть возмещён.
- Государственный экологический надзор независим.
- Действует презумпция экологической опасности, исходящей от хозяйственной и иной деятельности.
- Оценка воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязательна.
- Проверка проектов и прочей документации об основаниях хозяйственной или иной деятельности, имеющей возможность негативно влиять на окружающую среду, на жизнь, здоровье, имущество граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- При планировании и осуществлении хозяйственной или иной деятельности обязательно учитывать природные и социально-экономические особенности территории.
- Сохранение экологических систем, естественных природных ландшафтов и комплексов находится в приоритете.
- Воздействие хозяйственной или иной деятельности при условии соблюдения требований в области охраны окружающей среды допустимо.
- Снижение негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды должно быть обеспечено. Этого можно достигнуть с помощью использования наилучших доступных технологий с учётом экономических и социальных факторов.
- Участие в деятельности по охране окружающей среды обязательно для: органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.
- Биологическое разнообразие должно быть сохранено.
- Сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности должны быть обеспечены.
- Хозяйственная или иная деятельность, воздействие которой для окружающей среды может иметь непредсказуемые последствия, а также проекты, приводящие к деградации экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды, запрещены.
- Соблюдение прав на получение достоверной информации об окружающей среде, а также участие граждан в принятии решений, касающихся этих прав, в соответствии с законодательством.
- За правонарушения в области экологического права полагается ответственность.
- Экологическое образование, экологическое воспитание и формирование культуры в этой области.
- Граждане, общественные объединения и некоммерческие организации участвуют в решении задач по охране окружающей среды.
- Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
- ИП и юридические лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, способную навредить окружающей среде, обязаны финансировать меры по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду и устранению последствий этого воздействия[4].
Система экологического права в Российской Федерации
Система экологического права в Российской Федерации состоит из трёх частей: общей, особенной и специальной[5].
Общая часть экологического права состоит из следующих правовых институтов:
- Общие положения.
- Охрана окружающей природной среды и природопользование в управлении государства.
- Здоровая и благоприятная окружающая среда как право гражданина.
- Экономико-правовой механизм охраны окружающей природной среды.
- Нормирование качества окружающей природной среды.
- Основы информационного обеспечения в экологическом праве.
- Природопользование как право гражданина.
- Юридическая ответственность за нарушения в области экологического права[6].
Особенная часть экологического права объединяет правовые институты:
- Правовые нормы в области охраны и использования земель.
- Правовые нормы в области охраны и использования недр.
- Правовые нормы в области охраны и использования вод.
- Правовые нормы в области охраны озонового слоя и воздуха атмосферы.
- Правовые нормы в области охраны и использования лесов, древесно-кустарниковой растительности, а также растительного мира в целом.
- Правовые нормы в области охраны и использования животного мира.
- Правовые нормы в области особо охраняемых природных территорий, объектов и их правовой режим.
- Правовые нормы в области обращения с радиоактивными, опасными веществами, твердыми отходами.
- Правовые нормы в области экологически неблагоприятных территорий и их правовой режим[6].
Специальная часть экологического права включает:
- Право и управление в других странах.
- Международно-правовая охрана окружающей природной среды[6].
Права и обязанности каждого в области экологического права в Российской Федерации
Права человека и гражданина в области экологического права
В Конституции Российской Федерации прописано право человека на благоприятную окружающую среду, достоверные сведения о её состоянии, а также на возмещение ущерба его здоровью или имуществу от экологических правонарушений[3].
В федеральном законе «Об охране окружающей среды» перечень прав расширяется:
- Создание общественных объединений и иных некоммерческих организаций, деятельность которых посвящена охране окружающей среды.
- Направление обращений в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране.
- Участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах, посвящённым вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях.
- Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы, участие в её проведении (в установленном законодательством порядке).
- Содействие в решении вопросов охраны окружающей среды органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления.
- Обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по касающимся охраны окружающей среды и негативного на неё воздействия вопросам, и получать своевременные и обоснованные ответы.
- Предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде из-за нарушенных требований, в суд.
- Прочие предусмотренные законодательством права[4].
Обязанности человека и гражданина в области экологического права
Также, в Конституции Российской Федерации прописана обязанность каждого бережно относиться к природе и её богатствам, а также сохранять окружающую природу и среду[3].
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» призывает соблюдать иные требования законодательства[4].
Виды экологической ответственности в Российской Федерации
Гражданско-правовая (имущественная) ответственность
Данная ответственность предусматривается за нарушение законодательства по охране природы. Оно заключается в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный вред в натуре или в денежной форме.
Нормы гражданского права из законов, посвященных экологии — специальные, в отличие от общих правил, зафиксированных в Гражданском Кодексе Российской Федерации. Однако, такие нормы не должны противоречить общей концепции гражданского права[7].
Гражданско-правовая ответственность возникает не только как наказание за действия или бездействия физических, юридических лиц, но и в случае неправомерных решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, приведших к вреду для окружающей среды.
Мерами наказания выступают денежные наказания, штраф, конфискация имущества, лишение права владения и пользования имуществом, принудительное исполнение обязательств, прекращение договора и возмещение убытков.
Насибуллин С. Н. и Хусаинова З. Р. в своей статье[8] отмечают проблему, возникающую в связи с тем, что гражданская ответственность построена во многом на возмещении ущерба:
«…основной проблемой гражданско-правовой ответственности в ходе наступления деликтных обязательств является невозможность возмещения вреда в натуре. На практике во многих случаях при причинении вреда животному миру или лесному фонду наступает такой вред, при котором причинитель вреда не в силах возместить утраченную флору и фауну в натуре, поскольку сам процесс восстановления требует значительного времени».
Дисциплинарная ответственность
Такой ответственности подлежат должностные лица и иные виновные работники организаций в случае невыполнения требований в области экологического законодательства. Нормы, за которые налагается дисциплинарная ответственность, можно найти в следующих актах:
- Положения.
- Устав.
- Правила внутреннего распорядка.
- Иные правовые акты.
Мерой наказания выступает дисциплинарное взыскание.
Административная ответственность
Административные нормы в сфере охраны природы изложены в главе 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целом, нарушениями признаются различные нарушения порядков, правил, режимов, требований при выполнении хозяйственной или иной деятельности, а также незаконные действия, последствия которых оказались недостаточно тяжёлыми для присвоения им статуса уголовных преступлений.
Мерами наказания выступают административный штраф, предупреждение, административное приостановление деятельности, конфискация орудий совершения административного правонарушения, лишение права заниматься определенной деятельностью[9].
Уголовная ответственность
Перечень преступлений в области экологического права можно найти в 26 главе Уголовного кодекса Российской Федерации.
Условно нормы уголовного права из этой главы можно разделить на следующие категории:
- Регулирующие хозяйственную и иную деятельность, связанную с окружающей средой или способную причинить ей существенный вред (Статьи 246—249, 255, 257).
- Загрязнение и порча окружающей среды (воды, атмосферы, земли и др.) (Статьи 250—252, 254).
- Действия, являющиеся противозаконными изначально (Статьи 256, 258—261).
- Прочие нормы (Статьи 253, 262)[10].
Мерами наказания выступают лишение свободы, арест, штраф, принудительные работы, обязательные работы, исправительные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью[11].
Примечания
- ↑ Ерофеев Б. В. Экологическое право России. — М.: Юриспруденция, 1999. — С. 6. — 448 с. — ISBN 5-86532-044-0.
- ↑ Абукарова М. У., Магомедова Р. М. [https://dgunh.ru/content/glavnay/ucheb_deyatel/uposob/up-tgp-fgos-29.pdf?ysclid=lpacofz2ui962407604 Учебное пособие (курс лекций) по дисциплине «Экологическое право» для направления подготовки «Юриспруденция», профилей «Гражданское право», «Уголовное право»] / сост. Абукарова М. У., Магомедова Р. М.. — Махачкала, 2020. — С. 3. — 65 с.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета : Высший нормативный правовой акт Российской Федерации. — 1993. — 12 декабря. — С. 15, 19.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Российская газета : Нормативный правовой акт. — 2002. — 10 января (№ 7). — С. 2, 3—4.
- ↑ Захаркина А. В. Экологическое право. — Пермь, 2020. — С. 11—12. — 160 с. — ISBN 978-5-7944-3515-3.
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Дмитриев А. Е. Экологическое право. Общая часть. — Екатеринбург, 2017. — С. 17—18. — 112 с. — ISBN 978-5-7186-0970-7.
- ↑ Можарова Н. Г. О соотношении норм гражданского и экологического права // Вестник Чувашского университета : журнал. — 2013. — С. 141.
- ↑ Насибуллин С. Н., Хусаинова З. Р. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения в РФ // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты : журнал. — 2013. — С. 300.
- ↑ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства Российской Федерации : Федеральный закон. — 2001. — 30 декабря (№ 195). — С. 22—28.
- ↑ Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации : Федеральный закон. — 1996. — 13 июня (№ 63). — С. 36—38.
- ↑ Бринчук М. М. Эколого-правовая ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности // Государство и право : Журнал. — 2009. — № 4. — С. 40. — ISSN 1026-9452.
Ссылки на законы
- Конституция Российской Федерации с изменениями 2022 года
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КОАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |