Местное самоуправление в Российской Федерации
Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций[1].
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.[1]
История местного самоуправления в РФ
История образования и развития местного самоуправления в России берёт своё начало с 50-х годов XVI века, пройдя различные преобразования в дореволюционный и советский периоды.
Развитие местного самоуправления в Древней Руси
В Древней Руси местное самоуправление осуществлялось в вечевой форме. Вече — собрание всех свободных жителей — современные историки и политологи считают проявление непосредственной и прямой демократии. Особое развитие вечевая форма управления получила в свободных городах (Пскове и Новгороде). Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.
Местное самоуправление в период Крещения Руси
Второй этап развития местного самоуправления ознаменован крещением Руси, данное событие привело к появлению новых общин, связанных с религией. Появились также другие виды производства, что создало необходимость изменения территориального устройства, появились младшие города, пригороды, селения, волости, погосты, которые являлись основой местного самоуправления. Как и раньше, местное вече каждой административной единицы подчинялось вече старшего города.
Местное самоуправление в период правления царя Ивана IV Грозного
В данный период производство выступает основой местного самоуправления. Люди объединялись в общины на основании владения землей и группировались в небольшие общины исходя из экономической заинтересованности, что положило начало становлению крупного производства по отраслям. В 1552 году вместе с новым Судебником правительством царя Ивана IV Грозного были изданы и уставные грамоты местного самоуправления. Согласно Судебнику наместники и волостели, поставленные правительством, не могли судить без участия выборных от населения: дворского, старосты и лучших людей местной крестьянской общины.
Местное самоуправление при Петре I
Со времени Петра I в России сформировались три системы местного управления — бюрократическая, земская и сословная.
Первой реформой местного управления при Петре I стало учреждение 30 января 1699 г. бурмистерской палаты в Москве и земских изб в городах. Состав их был выборный. Избы собирали доходы и заведовали повинностями, лежавшими на «купецких и промышленных людях». Управление делами города, как целого, на них возложено не было.
В 1702 г. были отменены избные старосты и дела их переданы воеводам и выборным дворянским советам, без которых воевода ничего чинить не мог.
В 1710 г. во главе губерний были поставлены губернаторы, а с 1713 г. — коллегии из губернатора и от 8 до 12 ландратов.
В 1716 г. губернии были разделены на доли, и ландраты сделаны начальниками их, вследствие чего местная администрация опять стала единоличною. Для сбора налогов были учреждены земские камериры, комиссары, рентмейстеры.
В 1719 г. губернии были разделены на провинции, под управлением воевод, в руках которых сосредоточились все функции управления.
Развитие государственного управления и местного самоуправления при Екатерине II
Екатерина II пересоздала все местное управление на началах децентрализации и местного самоуправления. Эта реформа была последовательно проведена Учреждением о губерниях 1775 года (вторая его часть издана в 1780 году), жалованой грамотой дворянству (1785 г.) и грамотой на права и выгоды городов (1785 г.).
Особый интерес для развития местного самоуправления представляет «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи», принятая Екатериной II в 1785 г. «Грамота» состояла из Манифеста, 16 разделов и 178 статей. При её подготовке были использованы материалы уложенной комиссии, Цеховой устав, Устав благочиния, Учреждение для управления губернией, а также образцы зарубежных документов — шведский Цеховой устав и прусский Ремесленный устав. Жалованная грамота закрепила за населением городов единый сословный статус вне зависимости от профессиональных занятий.
Во главе губернии был поставлен генерал-губернатор, наделенный в качестве «государева наместника», весьма широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом. Действительное управление было возложено на губернаторов, высшим в губернии учреждением являлось губернское правление — по делам чисто административным, и казенная палата по делам финансовым; чины их назначались правительством; значительная часть дел управления была передана «приказам общественного призрения», состав которых был выборный. Уездное управление, в лице исправников и «нижних земских судов» (чисто административное учреждение), было тоже выборным. выборные судебные учреждения представляли весьма сложную организацию. Дворянство при Екатерине впервые получило корпоративное устройство. Были учреждены губернские и уездные дворянские собрания, для выбора должностных лиц местной администрации и суда, для обсуждения вопросов, предлагаемых от правительства, и для заведывания сословными нуждами. Для управления сословными делами учреждались предводители (губернские и уездные), дворянские депутатские собрания и опеки. Города также получили сословное кооперативное устройство, все дела местного хозяйства и полиции были переданы «общегородской думе» и её исполнительному органу, «шестигласной думе»; но в то же время были установлены городничие и полицмейстеры. Судебным органом в городе являлся выборный магистрат.
Земская и городская реформа Александра II
Местное самоуправление в общепринятом современном смысле этого слова было введено в России в 1864 г. после крестьянской реформы 1861 г. и логически сопровождало эту реформу, давшую гражданскую свободу значительной части сельского населения России. Все предыдущие попытки установить в России местное управление на демократических началах (в том числе Петра I и Екатерины II) не могли дать никаких плодов в условиях господства крепостного права[2].
Закрепощение крестьян препятствовало превращению сословных дворянских привилегий в общегражданские права, а крепостнические нравы пропитывали всю общественную атмосферу, выращивая и поддерживая бюрократический произвол на всех этажах государственного здания.Васильев В.И.
Как только узы крепостной неволи разрушились, переустройство местного управления на новых основах стало неизбежным. Уже в ходе подготовки реформы 1861 г. для многих её участников и организаторов становилось ясным, что они послужат началом обновления всего политического быта России, одним из первых шагов которого явится установление местного самоуправления[3].
Положение о земских учреждениях 1864 года ввело выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Органами городского самоуправления с 1870 года стали городские думы и управы. Особенностью членства в губернских и уездных земских собраниях является сословный ценз. Однако уже при Александре III органы местного самоуправления попали под контроль правительственных чиновников. Файл:Конституция СССР (1977).pdf
Местное самоуправление после Октябрьской революции 1917 года
После Октябрьской революции 1917 г. местное самоуправление считали буржуазным институтом и советы вытеснили местные органы власти. Однако трактовка некоторых вопросов местного самоуправления определялась статьей 94 Конституции СССР 1936 года (органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся[4]) и статьей 145 Конституции СССР 1977 г. (органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, автономных округах, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах являются соответствующие Советы народных депутатов[5]).
Российский период развития местного самоуправления
Этот этап ознаменовался принятием системы законодательства по вопросам местного самоуправления
Закон СССР от 09.04.1990 N 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»[6] | Закон определяет общие начала местного самоуправления и местного хозяйства в Союзе ССР |
Закон РСФСР от 06.07.1991 N 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР»[7] | Закон определяет, что естное (территориальное) самоуправление в РСФСР — система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе РСФСР |
Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[8] | Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации |
Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[9] | Федеральный закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления |
Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»[10] | Федеральный закон определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления |
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»[11] | Федеральный закон устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации |
Федеральный закон № 131 — ФЗ 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1] | Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления |
Органы местного самоуправления
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения[1].
Формы непосредственного осуществления населением и участия населения в осуществлении местного самоуправления
Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности и добровольности. Государственные органы и их должностные лица, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Федеральный закон № 131-ФЗ закрепляет следующие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления[1]:
- Местный референдум
- Муниципальные выборы
- Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
- Сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования
- Территориальное общественное самоуправление
- Собрание граждан
- Конференция граждан (собрание делегатов)
- Опрос граждан
- Обращения граждан в органы местного самоуправления
Наряду с предусмотренными федеральным законодательством формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законам субъектов Российской Федерации[1].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" . Консультант Плюс. Дата обращения: 26 мая 2023.
- ↑ Васильев В.И. Муниципальное право России. — М.: Юстициформ, 2012. — 1100 с.
- ↑ Васильев В.И. Муниципальное право России. — М.: Юстицинформ, 2012. — 680 с.
- ↑ Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) (неопр.). Информационно-правовой портал "Гарант". Дата обращения: 2 июня 2023.
- ↑ Конституция (Основной Закон) СССР, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. . Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Дата обращения: 2 июня 2023.
- ↑ Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР / Закон СССР от 09 апреля 1990 г. № 1417-1. . Информационно-правовая система "Гарант". Дата обращения: 30 мая 2023.
- ↑ Закон РФ "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 06 июля 1991 N 1550-1 . Правовая система "КонсультантПлюс" (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105/).+Дата обращения: 30 мая 2023.
- ↑ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 N 154-ФЗ . правовая система "КонсультантПлюс". Дата обращения: 30 мая 2023.
- ↑ Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" . Информационно-правовая система "Гарант". Дата обращения: 30 мая 2023.
- ↑ Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" . Информационно-правовая система "Гарант". Дата обращения: 30 мая 2023.
- ↑ Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" . Информационно-правовая система "Гарант". Дата обращения: 30 мая 2023.
Ссылки
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело! |