Денонсация

Материал из «Знание.Вики»

Денонса́ция, денонси́рование (от фр. dénoncer «расторгать») — официальный отказ государства от заключённого им международного договора.

Является правомерным способом прекращения договорных обязательств, как правило возможность и условия денонсации предусмотрены в самом соглашении, они должны осуществляется в строго установленном порядке. Если процедура не соблюдена или нарушено какое-либо их установленных условий, вторая сторона может оспорить денонсацию[1][2].

В международном праве существуют договоры, которые нельзя расторгнуть. Например, Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года не допускают их денонсацию во время войны.

Порядок расторжения международных договоров

Заключение международных договоров, приостановка их действия и расторжение регулируются нормами как международного, так и внутригосударственного права. Международное право определяет основания и способы расторжения, определяет правомерность таких действий и устанавливает последствия. Внутригосударственное право распределяет компетенции между органами государственной власти, которые обладают полномочиями приостанавливать или прекращать действие договоров[3].

23 мая 1969 года для урегулирования возрастающего значения договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, была принята Венская конвенция о праве международных договоров. Государство, приняв международные договорные обязательства, не вправе произвольно от них отказаться. Согласно конвенции участника соглашений может денонсировать международный договор и выйти из договорных обязательств только с отсылкой к положению самого договора или Венской конвенции. Денонсация также может быть осуществлена при согласии всех его участников. Если договор не включает в себя пункт о его расторжении или выходе из него участников, денонсация возможна с уведомлением не менее чем за 12 месяцев других сторон договора, при условии, что участники допускают возможность денонсации, или характер договора подразумевает право денонсации[1].

После расторжения международного договора он утрачивает силу в отношениях между участниками и перестаёт порождать для них права и обязательства. Что означает полное освобождение его участников от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение участников, возникшее в результате выполнения договора до его прекращения.

Ещё одним способом правомерного прекращения двустороннего договора является аннули́рование — односторонний отказ государства от заключённого им международного договора, совершаемый без соблюдения условий договора. Правомерность аннулирования базироваться на фундаментальных политико-правовых основаниях, то есть договор может быть расторгнут в следствии существенного нарушения условий договора другой стороной. Также аннуляции подлежат юридически недействительные и противоправные договоры. Процедура аннуляции должна соответствовать сложившейся международной практике, которая предусматривает заблаговременное уведомление других сторон[1]. Правомерным может считаться аннулирование государством международных договоров, заключённых его предшественниками, а также аннулирование договоров вследствие невозможности их выполнения или в силу существенного изменения обстоятельств[4].

Законодательные аспекты денонсации в России

Процедура денонсации устанавливается законом. Согласно Конституции Российской Федерации ратификация и денонсация международных договоров осуществляется федеральным законом, поэтому данный вопрос относится к компетенции обеих палат российского парламента — Федерального Собрания РФ, то есть Государственной Думы и Совета Федерации.

Регламентирует правила денонсации международных договоров Федеральный закон от 16 июня 1995 года «О международных договорах Российской Федерации». Согласно закону денонсация является одним из видов прекращения договора: «Прекращение (в том числе денонсация) и приостановление действия международного договора Российской Федерации осуществляются в соответствии с условиями самого договора и нормами международного права органом, принявшим решение о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации».

Если международный договор ратифицировался парламентом, предложение о прекращении или приостановления вносится в Государственную Думу Президентом или Правительством РФ. Предложение, как правило, сожержит заверенную копию текста договора, обоснование целесообразности его прекращения или приостановления договора, и оценку возможных финансово-экономических и иных последствий такого шага. Если предложение вносится иным субъектом, имеющим право законодательной инициативы, то первоначально оно направляется Президенту РФ. Предложение рассматривается по алгоритму законодательного процесса: сначала в Государственной Думе, и после в Совете Федерации. После того, как обе палаты утвердили предложение оно направляется Президенту для подписания и обнародования.

В случае, если действие международного договора лежали в основе федерального закона, то после приостановления Президентом договора незамедлительно информируется Совета Федерации и Государственная Дума и вносится проект соответствующего федерального закона на рассмотрение Государственной Думы.

Прекращение и приостановление действия международных договоров межведомственного характера производится федеральными органами исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, без участия парламента, но по согласованию с МИД РФ, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, субъектами РФ и с разрешения Правительства России.

Последствия: прекращение (в том числе д.) договора освобождает РФ от всякого обязательства выполнять договор в дальнейшем и не влияет на права, обязательства или юридическое положение РФ, возникшие в результате выполнения договора до его прекращения; приостановление действия договора освобождает РФ от обязательства выполнять его в течение соответствующего периода времени и не влияет в остальном на установленные договором правовые отношения РФ с другими участниками договора.

Денонсация европейских конвенций в России

В 1992 году Россия подала заявку на вступление в Совет Европы, для того что интегрироваться в единое правовое пространство с западными странами. Однако принятие России в Совет Европы откладывалось: со стороны Совета было выдвинуто много требований, в том числе политических. Происходящие внутри страны процессы: конституционный кризис 1993 года и война в Чечне — также замедлили вступление России в страны-участницы Совета Европы. Несколько лет в России шёл активны законодательный процесс: разрабатывались законы, соответствующие европейским принципам и стандартам, ратифицировать конвенции.

В 1996 году Россия была принята в Совет Европы, однако условия принятия были компромиссные: отмечалось, что правовая система РФ ещё страдает «рядом недостатков» и должна стремиться их устранять.

Первым ратифицированным европейским соглашением стала Конвенция об охране архитектурного наследия Европы и Европейская культурная конвенция. Она была одобрена ещё в Советском Союзе до вступления в Совет Европы в 19901991 годах. Конвенцию. На 2021 год Россией были подписаны и ратифицированы почти 70 из 223 договорно-правовых актов Совета Европы. Однако за время членства России в Совете Европы возникали конфликты, например, 2014 году российскую делегацию в Парламентской ассамблее Совета Европы лишили полномочий из-за событий на Украине, которые вернули только пять лет спустя.

После начала СВО в 2022 году Комитет министров Совета Европы на внеочередном заседании принял решение о немедленном исключении Россию из Совета Европы. После этого последовала закономерная денонсация европейских конвенций в РФ. 17 января 2023 года президентом России Владимиром Путиным был внесён законопроект № 279220-8 «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы». 16 февраля Госдума одобрила законопроект о прекращение договоров[5].

Важнейшими ратифицированными конвенциями были: Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская хартия местного самоуправления, Конвенция о выдаче, Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, Конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована Госдумой в 1998 году. Эта конвенция легла в основу раздела о правах и свободе граждан Конституции России. Одно из главных изменений — отмена смертной казни под влиянием протокола № 6 от 1985 года к Европейской конвенции по правам человека, который устанавливал безоговорочный запрет такого вида наказания в мирное время, в то время как Российская Конституция 1993 года предусматривает эту меру как исключительную за особо тяжкие преступления против жизни с правом на суд присяжных. Хотя протокол № 6 не был ратифицирован, смертную казнь перестали применять после вхождения России в Совет Европы. Мораторий на неё устанавливался решениями Конституционного суда 1999 и 2000 годов.

Конвенции повлияла и на другие законы Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса. Например, право ареста от прокуроров перешло к судьям, которые должны обосновывать решение заключения в Следственный изолятор. Однако судебная практика не соответствует духу Конвенции: судьи заключают обвиняемых под стражу в 89 % случаев, то есть в большинстве случаев.

В 2022 году политический деятель Дмитрий Медведев отметил, что с исключением из Совета Европы, появилась возможность возобновить практику смертной казни для опаснейших преступников[6]. Большинство граждан поддержали эту идею: опрос Фонда общественного мнения в 2019 году показал, что 68 % выступают за применение высшей меры[7]. Юридических препятствий назначать смертную казнь в России сейчас нет, однако глава Конституционного суда Валерий Зорькин считает, что в «неправовой международной реальности» необходимо сохранить такое достижение западной культуры, как гуманизация законодательства.

Взаимодействие по уголовным вопросам

Важными правовыми актами по уголовным вопросам являются три Европейских конвенции: о выдаче от 1957 года, о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 1959 года и о передаче судопроизводства по уголовным делам от 1972 года. Конвенции о взаимной правовой помощи позволяет запрашивать поручения, показания свидетелей, вещественные доказательства, материалы или документы, даёт возможность вручать судебные повестки и постановления.

Выход из этих конвенций не должен значительно повлиять на международное сотрудничество в уголовной сфере, поскольку оно также гарантируется двусторонними договорами, которые заключены у России с большинством стран. Кроме этого, заменой договоров может стать международный принцип взаимности, который негласно, без закрепления нормативными актами, действует наряду с международными договорами. Однако в международном праве нет единого взгляда на принцип взаимности, он зависит от субъективного желания государств взаимодействовать друг с другом, учитывая политический фактор.

Охлаждение отношений уже сказывается на исполнении западными странами российских запросов о международно-правовой помощи. И раньше на Западе с изрядной долей скепсиса относились к российским запросам о выдаче лиц в международном розыске, ссылаясь на частое нарушение прав человека в тюрьмах РФ. Сейчас же, думаю, всё станет ещё хуже.Андрей Гривцов

Европейская хартия местного самоуправления

Хартия вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года, она построена на том принципе, что органы местного самоуправления — основа демократического строя, и гарантия для граждан реальной и непосредственной возможности участвовать в государственных процессах. Тот же принцип заложен и в Конституции страны, которая провозглашает, что с помощью местного самоуправления население самостоятельно решает вопросы местного значения, такие, например, как владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью[8][9].

В 2003 году в России была начата реформа местного самоуправления на основе этих и других положений Европейской хартии о самоуправлении. Однако правовед Евгений Бухвальд, отметил, что на практике не удалось приблизиться даже к базовым требованиям международного акта, что объяснил ограниченностью местных доходов и ничтожной долей региональных налогов. Тем не менее, ориентация на хартию о местном самоуправлении служила сдерживающим фактором от полного подчинения местного самоуправления государству.

Если хартия выступала за самостоятельность местного самоуправления, то нынешнее российское законодательство, напротив, встраивает его в систему вертикальной власти. В поправках к Конституции 2020 года, органы местного самоуправления были объединены с государственной властью в единую систему публичной власти. Эта же тенденция прослеживается и в отмене прямых выборов мэров: в январе 2023 года этот процесс начался в последнем городе-миллионнике, где они оставались, — Новосибирске. На 2019 год прямые выборы мэров сохранялись лишь в семи областных и нескольких районных центрах[10].

Конвенция о защите нацменьшинств

11 октября была одобрена денонсация Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств, которую внёс в Госдуму президент Владимир Путин. В комитете Совета Федерации по международным делам высказали мнение, что выход России из данной конвенции не приведет к снижению конституционных гарантий прав нацменьшиств, поскольку они закреплены в конституции страны и других законодательных актах[11][12].

Конвенция о защите нацменьшинств была открыта для подписания 1 февраля 1995 года, Россия подписала её в Страсбурге 28 февраля 1996 года и ратифицировала два года спустя — в 1998 году. Документ стал первым юридически обязывающим инструментом, посвященным защите прав меньшинств.

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Дипломатический словарь в 3 томах. Том I, М., «Наука», 1985
  2. Денонсация. Дата обращения: 13 октября 2023.
  3. Осминин Б. И. Правовые модели прекращения и приостановления государствами действия международных договоров // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения : журнал. — 2019. — № 4.
  4. Денонсация. Юридическая энциклопедия. Дата обращения: 13 октября 2023.
  5. Законопроект №279220-8. СОЗД ГАС «Законотворчество». Дата обращения: 14 октября 2023.
  6. Медведев счел возможным введение смертной казни после выхода России из СЕ. Ведомости (26 февраля 2022). Дата обращения: 14 октября 2023.
  7. Отношение к смертной казни. — ФОМ, 2019.
  8. Европейская хартия местного самоуправления. Электронный фонд правовых документов. Дата обращения: 14 октября 2023.
  9. Конституция Российской Федерации. Консультант плюс. Дата обращения: 14 октября 2023.
  10. Города прямого действия. Где в России мэров выбирают жители. Коммерсант (11.10.2019). Дата обращения: 14 октября 2023.
  11. Совфед одобрил денонсацию конвенции Совета Европы о защите нацменьшинств. Лента (11 октября 2023). Дата обращения: 14 октября 2023.
  12. Принят закон о денонсации конвенции о защите национальных меньшинств. МК (10.10.2023). Дата обращения: 14 октября 2023.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!